Основная образовательная программа. 2 Нормативные документы для разработки ооп по специальности 130203. 65 «Технология и техника разведки месторождений полезных

Основные теоретические положения работы горнопроходческих машин и комплексов; компоновочные схемы и основные конструктивные узлы; расчет эксплуатационных характеристик машин и комплексов при работе в различных горно-геологи-ческих условиях; основные тенденции совершенствования горнопроходческого оборудования; компоновочные схемы и основные конструктивные узлы; техническое обслуживание и ремонт; расчет основных параметров турбомашин и методы их регулирования; проходческие насосные установки и методы расчета для различных горно-геологических условий;

Вентиляторные установки для проветривания горнопроходческих выработок и методы выбора при центральном и местном проветривании; проходческие пневматические установки машин для производства сжатого воздуха, пневматические сети, приемники пневматической энергии и методы расчета проходческих пневматических установок; подъемные проходческие установки; клетьевые, бадьевые и скиповые подъемные установки, методы их выбора и расчет основных параметров; строительно-дорож-ные машины; транспортные машины; гидравлика и пневмо-гидросистемы геологоразведочного оборудования; параметры и характеристики гидропривода; расчет пневмо-гидропривода

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин по специальности.

Трудоемкость освоения дисциплины: 200 часов.

Вид испытания: экзамен, зачет

СД.06 Взрывные работы

Цель курса: усвоение знаний в области теории и практики применения расчета основных параметров при ведении буровзрывных работ и приобретение ими практических навыков определения технологических свойств взрывчатых веществ.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла специальности.

Трудоемкость освоения дисциплины: 110 часов

Вид испытания: экзамен

Структура курса: вводный раздел; физико-механические свойства горных пород и их классификации; способы бурения взрывных скважин и их классификации; взрывчатые вещества; средства и технология ведения взрывных работ; правила безопасности при ведении взрывных работ.

СД.07 Эксплуатация и ремонт геологоразведочного оборудования

Цель курса: получение знаний по эксплуатации, обслуживанию и ремонту геологоразведочного оборудования и по восстановлению изношенных деталей.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 130 часов.

Вид испытания: экзамен

Структура курса: основные виды бурового оборудования, их устройство, эксплуатация и смазка; организация и структура ремонтной службы; методы восстановления изношенных деталей; охрана труда и техника безопасности при ведении ремонтных работ на геологоразведочных предприятиях.

СД.08 Технологические измерения в геологоразведочном производстве

Цель курса: изучение основ метрологии, основ теории измерения, устройств и основных правил эксплуатации контрольно-измерительных приборов.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 80 часов

Вид испытания: зачет

Структура курса: основы метрологии, средств и методов измерений, знакомятся с основными средствами измерений, классификациями мер и измерительных приборов, степенями их точности и погрешностями их измерений; детальное изучение схем и устройств приборов, применяемых для технологического контроля процесса бурения.

СД.09 Автоматизация производственных процессов

Автоматизация буровых установок; контрольно-измерительные приборы и датчики, применяемые при бурении; регулируемый электропривод буровых установок; основные принципы построения систем автоматизированного управления бурением; автоматизация подъемных установок; основные требования, предъявляемые к автоматизации подъемных установок; регулируемый электропривод, применяемый при автоматизации подъемных установок;

датчики, используемые при автоматизации подъемных установок; системы автоматического управления подъемными установками; автоматизация проходческих водоотливных установок; основы системы автоматического управления установками для проветривания проходческих выработок; контрольно-измерительная аппаратура и основы автоматизации компрессорных установок.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в профессиональный цикл специализации

Трудоемкость освоения дисциплины: 90 часов

Вид испытания: зачет

СД.10 Оптимизация буровых и горно-разведочных работ и планирование эксперимента

Цель курса: овладение основными понятиями и навыками оптимизации геологоразведочных процессов с использованием средств проведения эксперимента на основе методов и средств исследований в бурении и горно-разведочных работах.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 60 часов

Вид испытания: зачет

Структура курса: системные основы оптимизации процессов бурения и горно-разведочных работ; автоматизированные системы оптимизации технологических процессов; организация и проведение исследований в бурении и на горно-разведочных работах.

СД.11 Материаловедение. Технология конструкционных материалов

Цель курса: умение правильно осуществить выбор материала и обосновать технологию получения изделия.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в профессиональный цикл специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 70 часов.

Вид испытания: зачет

Структура курса: строение металлов, диффузионные процессы в металле, формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации, пластическая деформация, влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла, механические свойства металлов и сплавов; конструкционные металлы и сплавы; теория и технология термической обработки стали; химико-термическая обработка; жаропрочные, износостойкие, инструментальные и штамповочные сплавы; электротехнические материалы, резина, пластмассы.

СД.12 Экономика предприятия, организация производства и управление предприятием:

Цель курса: повышение экономической грамотности и заполнение пробела в общем фундаментальном и естественнонаучном образовании студентов.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла специальности.

Трудоемкость освоения дисциплины: 3 зачетных единицы, 108 часов.

Вид испытания: экзамен

Структура курса: Сущность, роль и особенности работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций, а также с основные функции и цели предприятий в условиях рынка; Формы организации общественного производства; Понятие «качество промышленной продукции»; Сущность и значение капитальных вложений, методы экономического обоснования капитальных вложений; Основные фонды предприятий. Показатели использования основных фондов; Оборотные средства предприятия. Нормирование оборотных средств; Кадры предприятия, производительность труда и заработная плата; Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды, классификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Понятие о прибыли и общая характеристика налогов, уплачиваемых предприятием, а также их специфика на ГРП; Система цен, ценовой политики на предприятии. Сущность и критерии финансового состояния предприятия, принципы и методы планирования на предприятии.

СД.ДС Дисциплины специализаций

СД.ДС.Ф1 Особенности бурения в мерзлоте

Цель курса: получение целостного представления о специфике сооружения скважин различного назначения в многолетнемерзлых породах.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 110 часов

Вид испытания: зачет

Структура курса: основные понятия и определения курса, виды и физико-механические свойства мерзлых пород; тепломассообменные процессы при бурении скважин в многолетнемерзлых породах; причины возникновения осложнений и их следствиях при бурении скважин в геокриолитозоне с различными очистными агентами; основные положения технологии бурения скважин в многолетнемерзлых породах с использованием различных очистных агентов; особенности технологии крепления скважин в геокриолитозоне, рецептура тампонажного материала и технология тампонирования; особенности эксплуатации оборудования и принадлежностей, а также правил ведения погрузочно-разгрузочных и транспортных работ при низких отрицательных атмосферных температурах; рациональное проектирование конструкций скважин в многолетнемерзлых породах, требования к конструкциям скважин различного назначения.

СД.ДС.Ф2 Очистка и крепление скважин 162 часа

Зачет экзамен

СД.ДС.Ф3 Направленное бурение скважин

Цель курса: изучение поведения траектории буровых скважин в пространстве в зависимости от горно-геологических, технических особенностей проводки геологоразведочных скважин: причин, влияющие на изменения траектории скважины; технологии и технические средства, обеспечивающие поддержание заданной траектории скважин, или принудительное изменение ее в нужном направлении; прогнозирование и расчет траекторий скважин, строительство многоствольных и кустовых скважин.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 110 часа

Вид испытания: зачет

Структура курса: история направленного бурения, элементы траектории скважины, положение ее в пространстве, закономерности и причины естественного искривления скважин; технические средства корректировки траектории скважин; технологический буровой инструмент применяемый при направленном бурении, технические средства и технология ориентированной постановки отклонителей на забой и технология бурения многоствольных скважин.

СД.ДС.Ф4 Бурение водозаборных скважин

Цель курса: изучение методики проектирования и особенностей сооружения гидрогеологических, водозаборных и других скважин, предназначенных для изучения и использования подземных вод.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины: 120часа

Вид испытания: экзамен

Структура курса: общие сведения из курса гидрогеологии; техника и технология сооружения гидрогеологических скважин.

СД.ДС.Ф5 Исследовательские и специальные работы в скважине всего 150 часов

Зачет, экзамен

СД.ДС.Ф6 Безопасность ведения геологоразведочных работ

Цель курса: освоение знаний в области безопасности работ и охраны труда при различных видах геологоразведочных и буровых работ.

Место дисциплины в ООП: Дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла специализации.

Трудоемкость освоения дисциплины 90 часов

Вид испытания: зачет

Структура курса: основы техники безопасности при ведении геологоразведочных работ; техника безопасности специальных работ; производственная санитария

Приложение 4

Программы учебных практик

Геологическая практика

Цель практики: практическое закрепление теоретических знаний по курсу Геология и развитие интереса к избранной профессии, что во многом предопределяет последующую подготовку квалифицированных специалистов.

Задачи практики:

  • овладение навыками выполнения полевых геологических наблюдений;

  • изучения геологических приборов и принадлежностей и методики работы с ними;

  • изучение полевой документации и способов ее ведения;

  • составление по результатам наблюдений простейших геологических схем и разрезов;

  • составление краткого отчета о проведенных наблюдениях.

Место практики в ООП: геологическая практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 108 часов.

Структура практики: Практика продолжительностью в две недели проводится на геологических объектах, располагающихся в окрестностях города Нерюнгри. Во время экскурсий студенты получают представление об особенностях геологического строения района, знакомятся с разнообразными геологическими образованиями и связанными с ними полезными ископаемыми, элементами современного рельефа и гидрографии.

Геодезическая практика

Цель практики: практическое закрепление теоретических знаний по курсу Основы геодезии и топографии.

Задачи практики:

  • закрепления знаний, полученных студентами при изучении ими теоретической части предмета;

  • ознакомление с организацией геодезических (полевых измерений и камеральных работ);

  • приобретение практических навыков в работе с геодезическими приборами;

  • составление контурных и топографических планов отдельных участков по данным своих съемок;

  • воспитание у студентов сознательного и инициативного отношения к самостоятельно выполняемым ими заданиям;

  • развитие навыков работы с коллективом.

Место практики в ООП: геодезическая практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 108 часов.

Структура практики: Практика проводится на полигоне, расположенном в черте г. Нерюнгри и имеющем планово-высотную опорную, геодезическую сеть (пирамиды полигонометрии 4 класса). В ходе двухнедельной практики студенты выполняют теодолитную и нивелирную съемку, на основе которых выполняется тахеометрическая съемка.

Ознакомительная буровая практика

Цель практики: ознакомление студентов со спецификой ведения геологоразведочных работ и вспомогательными службами геологоразведочных организаций.

Задачи практики:

  • знакомство с буровым и вспомогательным оборудованием в процессе работы;

  • изучение структуры геологоразведочной организации;

  • наблюдение за работой структурных подразделений геологоразведочной организации.

Место практики в ООП: ознакомительная буровая практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 108 часов.

Структура практики: Практика делится на три этапа – подготовительный, производственный и камеральный.

На подготовительном этапе в ходе лекций студенты знакомятся с общей организацией геологоразведочных работ и структурой предприятий.

На производственном этапе студентами изучаются следующие вопросы: буровое и вспомогательное оборудование и инструмент в процессе работы, структура геологоразведочной организации, назначение служб и отделов геологоразведочного предприятия.

На этапе камеральной обработки выполняется коллективное составление отчета по практике в соответствии с порядком составления краткого отчета о проведенных наблюдениях.

Ознакомительная горно-разведочная практика

Цель практики: ознакомление студентов со спецификой ведения горно-добычных работ и работой вспомогательных служб предприятия.

Задачи практики:

  • знакомство с горным оборудованием и инструментом в процессе работы;

  • наблюдение за работой и изучение структуры горно-разведочных служб и горнодобывающих организаций.

Место практики в ООП: ознакомительная горно-разведочная практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 108 часов.

Структура практики: Практика делится на три этапа – подготовительный, производственный и камеральный.

На подготовительном этапе в ходе лекций студенты знакомятся с общей организацией горно-разведочных служб и горнодобывающих предприятий.

На производственном этапе студентами изучаются следующие вопросы: горное технологическое и вспомогательное оборудование и инструмент в процессе работы, структура горно-разведочной организации, назначение служб и отделов горнодобывающего предприятия.

На этапе камеральной обработки выполняется коллективное составление отчета по практике в соответствии с порядком составления краткого отчета о проведенных наблюдениях.

Приложение 5

Программы производственных практик

Первая производственная буровая практика

Цель практики: практическое закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения цикла профессиональных дисциплин специальности и специализации, а также сбор материалов для выполнения в последующем курсовых проектов или работ.

Задачи практики:

  • приобретение навыков самостоятельной практической работы на производственных объектах: буровых установках, в ремонтно-механических подразделениях, на глино-растворных станциях, другом технологическом геологоразведочном оборудовании в соответствии с назначаемой рабочей должностью на предприятии;

  • ознакомление с задачами предприятия, геологией и экономикой работы предприятия, историей его развития;

  • ознакомление со структурой предприятия, основными и вспомогательными службами, цехами и подразделениями;

  • ознакомление с проектом работ на участке, месторождении, объемом и состоянием разведочных работ, уровнем достигаемых технико-экономических показателей;

  • ознакомление с особенностями организации, техникой и технологией ведения буровых работ на объекте прохождения практики;

  • ознакомление со специфическими требованиями охраны труда и техники безопасности на объекте;

  • ознакомление с требованиями и состоянием охраны природы и геоэкологии;

  • приобретение навыка в систематизации собранных на практике материалов и написании отчетов.

Место практики в ООП: первая производственная буровая практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 216 часов.

Структура практики: Период прохождения практики условно разделяется на 4 этапа: подготовительный, производственный, камеральный и заключительный.

Подготовительный этап проводится перед выездом студентов на предприятие. Перед выездом на практику студенты проходят медицинскую комиссию, инструктаж по ТБ, изучают программу практики, получают направление на практику.

Производственный этап – основной этап практики. Включает в себя несколько элементов: профессионально-трудовое обучение или стажировка, обучение или инструктаж по безопасным приемам и охране труда, производственная работа и приобретение трудовых навыков в процессе проведения буровых и других видов работ, ознакомление с организацией труда, техникой и технологией проведения различных видов работ и операций геологоразведочного, а также вспомогательных производств, охраной труда и геоэкологией.

Камеральный этап заключается в сборе основной массы информационных материалов для последующего курсового проектирования. Сбор материалов проводится путем ознакомления с первичной производственной, проектно-сметной технической и отчетной документацией предприятия. В содержание камерального этапа входит также систематизация собранных материалов в соответствии с предварительным содержанием отчета.

Заключительный этап включает в себя окончательную подготовку материалов, оформление отчета по практике и публичную защиту его

Производственная горно-разведочная практика

Цель практики: практическое закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения цикла профессиональных дисциплин специальности и специализации, а также сбор материалов для выполнения в последующем курсовых проектов или работ.

Задачи практики:

  • приобретение навыков самостоятельной практической работы на производственных объектах: горно-разведочных и горнодобывающих в соответствии с назначаемой рабочей должностью на предприятии;

  • ознакомление с задачами предприятия, геологией и экономикой работы предприятия, историей его развития;

  • ознакомление со структурой предприятия, основными и вспомогательными службами, цехами и подразделениями;

  • ознакомление с проектом работ на участке, месторождении, объемом и состоянием горно-добычных работ, уровнем достигаемых технико-экономических показателей;

  • ознакомление с особенностями организации, техникой и технологией ведения горнопроходческих работ на объекте прохождения практики;

  • ознакомление со специфическими требованиями охраны труда и техники безопасности на объекте;

  • ознакомление с требованиями и состоянием охраны природы и геоэкологии;

  • приобретение навыка в систематизации собранных на практике материалов и написании отчетов.

Место практики в ООП: производственная горно-разведочная практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 216 часов.

Структура практики: Период прохождения практики условно разделяется на 4 этапа: подготовительный, производственный, камеральный и заключительный.

Подготовительный этап проводится перед выездом студентов на предприятие. Перед выездом на практику студенты проходят медицинскую комиссию, инструктаж по ТБ, изучают программу практики, получают направление на практику.

Производственный этап – основной этап практики. Включает в себя несколько элементов: профессионально-трудовое обучение или стажировка; обучение или инструктаж по безопасным приемам и охране труда; производственная работа и приобретение трудовых навыков в процессе проведения горных работ; ознакомление с организацией труда.

Камеральный этап заключается в сборе основной массы информационных материалов для последующего курсового проектирования. Сбор материалов проводится путем ознакомления с первичной производственной, технической и отчетной документацией предприятия. В содержание камерального этапа входит также систематизация собранных материалов в соответствии с предварительным содержанием отчета.

Заключительный этап включает в себя окончательную подготовку материалов, оформление отчета по практике и публичную защиту его

Вторая производственная буровая практика

Цель практики: приобретение студентами навыков по организации и управлению производственными единицами и сбор геологического материала для дипломного проектирования.

Задачи практики:

  • подробное изучение содержания и характера деятельности геологоразведочного предприятия и его структуры;

  • организационно-экономического взаимодействия между службами производственными объектами предприятия.

Место практики в ООП: вторая производственная буровая практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 324 часа.

Структура практики: Период прохождения практики условно разделяется на 3 этапа: предварительный, производственный, камеральный, зачетный.

Предварительный этап проходит перед отъездом студентов на практику. Содержание его заключается в ознакомлении с целями, задачами, организацией и другими вопросами прохождения практики.

Производственный этап является наиболее ответственным и трудоемким и должен занимать основную долю реализации программы, как по времени, так и содержанию. На этом этапе приобретаются основные практические знания по вопросам организации, управлению, экономике, технике и технологии геологоразведочных работ и их взаимосвязи в выполнении геологического задания и задач, решаемых предприятием в соответствии с его спецификой и структурной схемой.

Камеральный этап заключает в себе сбор и систематизацию документальных материалов по программе практики, которые являются основой для написания отчёта и последующего дипломного проектирования. Данный этап, в зависимости от конкретных условий прохождения практики, может быть совмещен с подготовительным, производственным или заключительным этапами.

Зачетный этап состоит в представлении материалов практики и черновика отчета на кафедру для проверки и получения консультаций в окончательном оформлении отчета и его защите.

Преддипломная научно-производственная практика

Цель практики: участие в научно-производственной работе геологоразведочного предприятия и сбор материалов для дипломного проектирования.

Задачи практики:

  • анализ научно-производственной работы геологоразведочного предприятия;

  • определение тематики специального раздела дипломного проектирования;

  • работа в коллективе над научно-производственной тематикой;

  • сбор необходимого теоретического и практического материала по теме специального раздела.

Место практики в ООП: преддипломная научно-производственная практика входит в раздел учебных и производственных практик, научно-исследовательской работы.

Трудоемкость освоения практики: 216 часов.

Структура практики: Период прохождения практики условно разделяется на 3 этапа: предварительный, научно-производственный, заключительный.

На предварительном этапе по результатам прохождения предыдущих практик определяются тематика дипломного проектирования и специального раздела. Тема специального раздела согласовывается с руководителем практики от геологоразведочной организации.

На стадии научно-производственных работ студент обязан принимать активное участие в исследованиях, изысканиях проводимых геологоразведочной организацией в рамках утвержденных тем дипломного проекта и специального раздела.

На заключительном этапе практики студент анализирует полученную информацию и готовит отчет по практике и формирует специальный раздел дипломного проекта. В случае большого объема, актуальности и новизны собранного материала возможно рассмотрение вопроса о изменении дипломного проекта на дипломную научную работу.

44

  1. Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (1)

    Краткое содержание
    «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…(2004 г.
  2. Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации (2)

    Краткое содержание
  3. Нормативно методическое обеспечение по разработке

    Реферат
    Главным документом, определяющим развитие высшего профессионального образования в России, является Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО).

Другие похожие документы..