Аналитический отчет московская школа прав человека 2008

Позитивным результатом сотрудничества России и ЮНЕСКО по образованию в области прав человека была и есть работа ассоциированных школ ЮНЕСКО. Их задача – продвижение идеалов мира, толерантности, прав человека, демократии. Заметным результатом взаимодействия стало также создание кафедр ЮНЕСКО в России. Важную роль в продвижении идеалов прав человека, толерантности, культуры мира, демократии через систему различных проектов играет Секретариат Национальной Комиссии по делам ЮНЕСКО находящийся в структуре МИД России (На 2008 г. Ответственный секретарь Г.Э.Орджоникидзе).

Необходимость определения Россией внятной позиции в области образования по правам человека вытекает также из ее членства в Совете Европы. Совет Европы был создан в 1949 году, Российская Федерация вступила в эту организацию в 1996 году. Россия ратифицировала Устав организации, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и ряд других договоров: в настоящее время Россия присоединилась к пятидесяти одному важнейшему договорно-правовому акту Совета Европы. Всего же в рамках Совета Европы принято около 200 многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним.

Одним из магистральных направлений Совета Европы является повышение степени осознания общественностью значимости прав человека и демократических ценностей, совершенствование обучения и информации о правах человека в школах, вузах и других структурах. Сегодня в составе Секретариата есть несколько подразделений, так или иначе занимающихся продвижением ценностей демократии, идей прав человека. Это:

– Генеральный директорат по правам человека (DGII), Отдел сотрудничества и информированности по правам человека (проведение тренингов, ознакомление полицейских, судей, прокуроров, чиновников, правозащитников с европейскими стандартами прав человека, деятельностью Европейского Суда по правам человека);

– Генеральный директорат по образованию, культуре, наследию, молодежи и спорту (DGIV), Отдел обучения демократической гражданственности и правам человека (образование в формальных системах: школы, вузы);

– Европейский молодежный центр (неформальное образование молодежи, программы социального участия, подготовка тренеров по правам человека).

Совет Европы смотрит на образование в области прав человека в широком, междисциплинарном контексте. Так приоритетами Молодежного сектора на 2006 – 2008 годы являются:

  • образование по правам человека и межкультурный диалог;

  • участие молодежи и демократическое гражданство;

  • социальное единство и вовлечение молодых людей в общественную жизнь;

  • развитие молодежной политики.

Только за время присутствия России в Совете Европы им было принято на уровне Комитета Министров и Парламентской Ассамблеи Совета Европы около десяти специальных рекомендаций в области обучения правам человека, демократической гражданственности. Так в 1999 году Советом Европы были приняты «Декларация и программа воспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав и обязанностей». В Декларации говорится, что образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, должно стать неотъемлемым компонентом всей политики и практики в сфере образования, преподавания, культуры. В 1997 году Совет Европы инициировал всеобъемлющий проект «Воспитание демократической гражданственности через образование» направленный также на образование в области прав человека. 2005 год был объявлен Советом Европы Европейским годом гражданственности через образование с девизом «Жить и учиться демократии».

Членство России в Совете Европы налагает на нее не только обязательства, вытекающие из договоров, но и обязанности участвовать в работе органов Совета Европы, «жить» его проблемами, программами, акциями, следовать рекомендациям на принципах доброй воли.

Для координации сотрудничества России с Советом Европы Указом Президента России создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Взаимодействие Российской Федерации и Совета Европы осуществляется, в частности и через Программы сотрудничества. В свое время была также подготовлена рабочая программа сотрудничества на 2001-2003 годы между Минобразованием России и Советом Европы. Однако до широкой общественности содержание этих программ не доводились, и какова там была составляющая «образование в области прав человека» – неизвестно.

Совет Европы с 1992 года, еще до вступления России в эту организацию, помогал Министерству образования в разработке проблем граждановедения, обучения правам человека, демократии. За прошедшие 15 лет результаты совместной работы не стали предметом обобщения, анализа, оценки, выводов, рекомендаций со стороны Министерства образования.

Истины ради следует вспомнить, что в 2001 г. по настоянию МИД России и с одобрения Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы, министром образования РФ В.М.Филипповым было выпушено письмо о введении в программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в сфере проблем прав человека34.

В ноябре 2007 г. в Страсбурге состоялось Европейское региональное совещание по Всемирной программе образования в области прав человека. Совещание было организовано Советом Европы в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека, ЮНЕСКО и ОБСЕ/БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека). Цель совещания состояла в том, чтобы оказать содействие государствам – членам Совета Европы и ОБСЕ в развитии и осуществлении национальной стратегии по реализации Всемирной программы образования в области прав человека и других соответствующих обязательств. Российскую Федерацию на совещании представляла Т.Бешененко, зам. руководителя Департамента политики в сфере образования. Вояж г-жи Бешененко во Францию никаких плодов для образования в области прав человека в России не принес: позиция Минобрнауки России осталась той же – молчание и бездействие.

Особое место в ряду международных документов, касающихся образования в области прав и свобод человека, занимают документы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ). Так в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975 г.) государства-участники, декларируя принципы взаимных отношений, особо отметили, что «они подтверждают право лиц знать свои права и обязанности в этой области и поступать в соответствии с ними».

Впоследствии это право не раз подтверждалось в рамках Хельсинкского процесса: на Мадридской встрече 1980 года, на Венской встрече 1989 года, на Копенгагенском Совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1990 году, в Парижской Хартии для новой Европы в 1990 году.

На Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ, состоявшемуся осенью 1991 года, тридцать восемь государств-участников пришли к выводу, что образование в области прав человека имеет основополагающее значение. В этой связи крайне важно, чтобы их граждан просвещали относительно прав человека и основных свобод, а также обязательств, предусматривающих уважение прав и свобод, закрепленных в национальном законодательстве и международных документах. Они признали, что эффективное образование в области прав человека способствует борьбе с нетерпимостью, религиозными, расовыми и этническими предрассудками и ненавистью, ксенофобией и антисемитизмом. Следует обратить внимание на то, что основополагающее значение имеет образование именно в области прав человека, а не образование в сфере экологии, в области компьютерных технологий, что также крайне актуально для современного мира.

Однако, несмотря на отраженные в этих документах «категорические и окончательные заявления» о своей решимости выполнять все свои обязательства, как правило, за этим ничего не следует. Ни сам Заключительный акт 1975 года, ни документы последующих встреч и совещаний СБСЕ/ОБСЕ не являются международными договорами и не носят обязательного характера для государств. Это только политические, но не международно-правовые обязательства, и их выполнение зависит лишь от доброй воли государств – их президентов, правительств, министерств и ведомств, высокопоставленных чиновников. Доброй воли у Советского Союза, естественно, не могло быть; доброй воли властей современной России, со ссылками на обязательства в рамках СБСЕ/ОБСЕ по образованию, просвещению, информированию в области прав человека, до сих пор также не наблюдалось.

Мало того, что Россия не участвует во всемирных акциях по образованию в области прав человека, но и сами документы, принятые международными организациями, в России почти никому не известны. Они не вошли ни в научный, ни в практический оборот. Их содержание не стало частью гуманитарного образования и общественного сознания россиян. Госструктуры России на федеральном уровне ничего не делают, чтобы довести такие документы по правам человека до сведения широкой общественности и ввести эту общественность в мир универсальных и европейских ценностей. При подготовке докладов в договорные органы ООН, контрольные механизмы Совета Европы МИД России зачастую не может получить от министерств и ведомств консолидированную информацию, статистические данные.

«Россия, приверженная универсальным демократическим ценностям, включая обеспечение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы … расширять… участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека, приводя в соответствие с ними законодательство Российской Федерации» – торжественно обещает Концепция внешней политики Российской Федерации35. (Тут, некстати, вспоминается 14-ый Протокол к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод). Вместе с тем в 2008 году, в год 60-летия Всеобщей декларации прав человека Россия оказалась не готова продемонстрировать свою «приверженность универсальным демократическим ценностям». Государством, его исполнительными органами не запланировано и, скорее всего, не будут проведены какие-либо мероприятия в связи с эти международным юбилеем. То, что Россия не прислушивается к воззваниям ООН и ЮНЕСКО, развернувшим кампанию по случаю 60-летия Всеобщей декларации прав человека, – дело обычное. Следовало хотя бы для сохранения международного имиджа провести какие-то акции. Другие государства, находящиеся в не менее сложном переходном периоде, присоединились к кампании. Президент Узбекистана утвердил Программу мероприятий с большой информационно-образовательной составляющей, посвященных 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека36; в Туркменистане 2008 год проходит под знаком 60-летия Всеобщей декларации прав человека37, в Таджикистане принята государственная программа по образованию в области прав человека…

Можно ли теперь на основе вышеизложенного сказать, что Россия, как член универсальных и региональных международных организаций, является добросовестным партнером? Можно ли признать, что Российская Федерация, неукоснительно соблюдает нормы международных договоров и рекомендаций по распространению знаний о правах человека, обучению различных групп населения? Можно ли утверждать, что действия России по продвижению универсальных ценностей прав человека согласуются с концептуальными положениями ее внешней политики?

Таким образом, анализируя членство России в международных организациях и ее участие в международных соглашениях по правам человека, следует зафиксировать следующее.

Нужно однозначно признать, что вопрос обучения правам человека – не вопрос дискуссий, усмотрений, возможностей и т.п., а прямая обязанность государства по выполнению принятых на себя международно-правовых обязательств. Это обязательства именно государства, а не школ и колледжей, институтов и университетов, учителей и преподавателей, НПО и других институтов гражданского общества.

Государственная Дума, Правительство России в своих нормативных актах относительно вопросов образования в целом, и Министерство образования в своих рекомендательных документах относительно образования в области прав человека, не приводило национальное законодательство в соответствие с международными нормами, не ссылалось на разработки международных организаций, не строило свою воспитательную и образовательную политику с опорой на международный опыт.

Несмотря на обязательства, взятые Россией в рамках многих международных договоров и принятых с ее участием рекомендаций и документов, ни одно федеральное ведомство пока не предпринимает попыток определить общенациональную, государственную концепцию, стратегию обучения правам человека, культуре мира, демократии.

Исполнительные органы федерального уровня не публиковали, не выпускали сборники документов международных организаций по обучению правам человека, воспитанию в духе мира, демократических, общечеловеческих ценностей38.

В целом нужно признать, что определяющим препятствием для становления системы образования в области прав и свобод человека в России является отсутствие политической воли, непонимание политическим истэблишментом страны ценностей прав и свобод человека как высших ценностей.

Подчеркнем еще раз, что предметом рассмотрения было не все, несомненно, многогранное и многоаспектное взаимодействие России с международными организациями, а лишь небольшой сегмент работы по образованию в области прав человека. И речь шла не вообще о том, кто и что делает в стране в сфере образования по правам человека, а о роли России как единого государства, как субъекта международного права, о ее структурах федерального уровня.

Участие России в международных пактах и конвенциях по правам человека, членство в международных организациях требует формирования внутригосударственной политики в целом в области прав человека, создания и реализации различных федеральных программ, в том числе и по образованию в области прав человека, рассчитанных на различные социальные группы. Для России, для нашей системы формального и неформального образования восприятие и реализация международных рекомендаций по образованию в области прав человека, культуры мира, толерантности, демократии должны стать консолидирующим, примиряющим фактором, платформой для национального единства. Эту гуманистическую систему ценностей нужно противопоставить растущему национализму, фашизму, нетерпимости, ксенофобии, этнической ненависти, насилию и жестокости, попранию и унижению достоинства человека.

1.4. Понимание образования в области
прав человека

Международное сообщество не сомневается, что образование в области прав человека вносит огромный вклад в их осуществление. Положения, касающиеся образования в области прав человека, были включены во многие международные документы, как договорного характера, так и в нормы «мягкого» права. На сегодняшний день принято около сорока документов ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, СБСЕ/ОБСЕ в области обучения правам и свободам человека.

Каково содержание знания в сфере прав человека? Что такое образование в области этих прав? В среде российских педагогов и правозащитников–пропагандистов в 90-е годы практически это не обсуждалось, в отличие от дискуссий по поводу граждановедения, гражданского образования. Зарубежные исследователи в условиях других социально-политических систем дали множество определений образования в области прав человека и подходов к нему. Международное сообщество в 1994 г. пришло к согласованному определению понятия «образование в области прав человека». Оно нашло отражение в «Плане действий на Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций. 1995-2004 годы»39.

Затем это определение было уточнено и развернуто во Всемирной программе образования в области прав человека в 2005 г.40

  1. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  2. Отчет о деятельности за 2008 год

    Содержательный отчет
    В течение 2008 года Московская Хельсинкская группа активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач. В отчетном периоде развивались следующие основные направления деятельности:
  3. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2007 год Содержание

    Содержательный отчет
    В течение всего 2007 года МХГ активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач. В отчетном периоде развивались следующие основные направления деятельности:
  4. Методика 55 Общее восприятие прав человека и связанные с этим ассоциативные ряды 57 Содержание понятия «Права человека». 60

    Документ
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  5. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2010 год Содержание

    Содержательный отчет
    В течение всего 2010 года Московская Хельсинкская группа (далее МХГ) активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач.
  6. Отчет московской хельсинкской группы о деятельности за 2011 год введение

    Содержательный отчет
    2011 год был для МХГ юбилейным. 35 лет назад 12 мая 1976 года была учреждена Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений. Поэтому в мае были проведены специальные публичные мероприятия, посвященные этой юбилейной дате.
  7. Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий (1)

    Документ
    Сумерки шовинизма: Анализ российских ксенофобских изданий. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008.
  8. Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий (2)

    Документ
    Эта книжка не претендует на глубину академической мысли и масштабные социологические обобщения, в чем читатель легко убедится. Более того, у читателя чуткого, кажется, должен возникнуть неизбежный вопрос: а зачем все это? Зачем автору
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..