Аналитический отчет московская школа прав человека 2008

1.2. Политико-правовые предпосылки

Права человека как позитивная система знаний и ценностей были под административным, уголовным, идеологическим и политическим запретом тоталитарного режима в Советском Союзе. После распада СССР в 1991 году и принятия новой Конституции РФ в 1993 году в России сложились новые политические и правовые условия.

Отношение государства к образованию в области прав человека тесно связано с социально-политическими процессами, происходящими в стране. Развитие демократии, становление правового государства, формирование гражданского общества, система мировоззренческих ценностей – это та система координат, которая определяет и прогресс, и препятствия в утверждении уважения к правам и свободам человека в России. Отражается на образовании в области прав человека также и политический режим, позиция и личные мировоззренческие установки и пристрастия глав государств и политической элиты.

Во времена Президента Б.Н.Ельцина (1991 – 1999 гг.) большие надежды возлагались на быстрое внедрение рыночной экономики, многопартийную систему, в целом на либерально-демократические реформы и ценности. Этому периоду становления новой российской государственности и демократических институтов сопутствовало создание новой системы права, создание национальных правозащитных институтов, всплеск социальной активности населения и образование неправительственных организаций. Несмотря на сложности переходного периода, острые проблемы во всех сферах жизни общества, непопулярные решения руководства страны, болезненный выход из «большевистской» системы ценностей и самостоятельный выбор никем не указанных ориентиров (согласно Конституции государство не устанавливает никакой идеологии), девяностые годы прошлого века были благоприятны для продвижения образования в области прав человека.

Период пребывания на посту Президента России В.В.Путина (2000 – май 2008 гг.) характеризуется принятием законов, существенно ограничивающих политические права граждан, деятельность оппозиционных политических партий и НПО. Наблюдается все больший отход от принципа разделения властей. Законодательный орган – Государственная Дума превратилась в послушный инструмент исполнительной власти. Судебная система не является независимой и самостоятельной. Продолжалась централизация власти в руках федеральных исполнительных органов. Все органы и ветви власти коррумпированы. В стране воссоздана (сконструирована) фактически однопартийная система. СМИ становятся все в большей мере подконтрольны государству. Власть применяет незаконные средства для подавления инакомыслия, дискредитирует работу правозащитных НПО. Из опасения «оранжевых революций» и спонсирования политической оппозиции через НПО федеральные власти существенно ограничили деятельность зарубежных фондов и программ, финансировавших правозащитные организации, в том числе и проекты по образованию в области прав человека. В Заявлении четвертого съезда Всероссийского Гражданского Конгресса 12 декабря 2007 года более четырехсот участников выразили свое «категорическое неприятие курса руководства страны на полный отказ от духа и принципов Конституции России, демократии и народовластия, на подавление всех фундаментальных прав и свобод, уничтожение демократических институтов, движение в сторону все

большего беззакония, к пропасти, отделяющей власть от народа»14.

Несомненно, отправным, основополагающим документом для деятельности по образованию в области прав человека явилась Конституция России принятая в 1993 г. Современная правовая доктрина и Конституция России базируется на либерально-демократической концепции естественного права и равенства в прирожденных правах всех людей. Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности, являются мировоззренческим обоснованием всего процесса реформ, экономических свобод, политического плюрализма, правового государства, гражданского общества. Закрепленные в Конституции России права и свободы соответствуют общепризнанным стандартам.

Президентом РФ Б.Ельциным был принят ряд Указов, содержащих косвенные положения о повышении правовой культуры, о распространении правовой информации и знаний о правах человека:

  • Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях»;

  • Указ Президента Российской Федерации 28 февраля 1995 г. № 228 «О Федеральной целевой программе повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации»;

  • Указ Президента РФ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации»;

  • Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации»;

  • Указ Президента РФ от 9 апреля 1997 г. № 315 «О Годе прав человека в Российской Федерации» и др.

В 90-е годы формируются национальные институты по правам человека. В соответствии с Указом Президента РФ от 1 ноября 1993 г. № 1798 была образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации в качестве совещательного и консультативного органа. Председателем Комиссии был утвержден известный правозащитник С.А.Ковалев. В 1996 г. Председателем был назначен д-р юрид. н. В.А.Карташкин. В 2002 г. его сменила Э.А.Памфилова. В 1996 г. Комиссией был подготовлен проект «Федеральной программы действий в области прав человека» (раб. группа С.А.Ковалева и В.И.Бахмина), а в 1999 г. проект «Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека» (раб. группа В.А.Карташкина)15. Хотя оба документа не были приняты и не имеют легального статуса, однако они определили основные направления действий, в том числе и по образованию и просвещению в области прав человека.

В 2004 г. Комиссия была преобразована в Совет при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Совет фактически просуществовал до вступления в должность нового Президента РФ Д.А.Медведева (май 2008 г.), хотя формально не был ликвидирован. С сайта Президента РФ была удалена страница, посвященная Совету. По данным правозащитных организаций в августе 2008 г. Председатель Совета Э.Памфилова подала заявление об отставке16. Был закрыт также и сайт Совета . Среди других вопросов, Комиссия/Совет уделяли внимание вопросам просвещения в области прав человека, оказывали содействие правозащитным НПО в проведении различных информационных и образовательных акций.

На основе Федерального конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Государственной Думой в 1998 г. был назначен первый омбудсман России О.О.Миронов. Средствами, указанными в законе, Уполномоченный способствует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

В 2000 г. Уполномоченный по правам человека в РФ обратился к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением о разработке и принятии Федеральной программы просвещения и образования в области прав и свобод и человека. На основании письма Уполномоченного О.О.Миронова от 28.06.2000 Президент Российской Федерации поручил (Пр-1358 от 29.06.00) Минюсту России и Генпрокуратуре РФ проработать и представить предложения по проекту Федеральной целевой программы. Однако эти ведомства смогли «замотать» поручение без каких-либо внятных ответов.

В 2001 году Уполномоченный обратился к Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову с предложением рассмотреть вопрос о принятии и разработке соответствующей федеральной целевой программы. По поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Б.Христенко проработка этого вопроса была поручена Минюсту, Минобразованию17, Минэкономразвитию, Минфину России, Верховному Суду и Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Однако Минюстом России был сделан вывод о нецелесообразности разработки такой программы. В письме от 18 июля 2001 года за подписью первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Г.Н.Демина, в частности, указывалось, что Правительством Российской Федерации планируется принятие федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», которая, по мнению заместителя министра, близка к программе по правовому просвещению.

В последующие годы своего пребывания в должности Уполномоченного по правам человека в РФ О.Миронов пытался в инициативном порядке подготовить проект федеральной целевой программы по правовому просвещению в области прав и свобод

человека и затем представить на рассмотрение Правительства России. Однако разработка доктора философских наук Ю.И.Боканя, руководителя Московского центра глобальных мирокультурных стратегий, оказалась методологически несостоятельной и нереальной по многим параметрам.

Пришедший на смену О.Миронову в 2004 г. В.Лукин новую разработку проекта федеральной целевой программы, подготовленную Секцией просвещения в области прав человека Экспертного совета при Уполномоченном, даже не обсуждал и не рассматривал. Впоследствии инициативная группа разработчиков во главе с руководителем Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического Центр «Стратегия» А.Ю.Сунгуровым, дополняя и совершенствуя проект, «перекочевала» под эгиду Комитета Государственной Думы по образованию и науке (А.В.Шишлов), а затем, после смены состава Госдумы в 2004 г., под патронаж Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (Э.А.Памфилова). В ходе доработок вся проблематика прав человека была включена в более широкий проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы». Проект программы был представлен Президенту России В.В.Путину, который направил его в Правительство РФ. Итоговое заключение вынесло Минобразования России. Зам. министра А.Г.Свинаренко письмом № АС-457/03 от 4 мая 2006 г., возражая против программы «Гражданское образование…», отвечал: «Мероприятия в рамках предложенной программы отвечают основным положениям государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и практически являются воспитательной составляющей гражданского образования граждан России. В частности, разделом программы Минобрнауки России по деятельности органов государственной власти по использованию государственных символов России в патриотическом воспитании предусмотрен целый комплекс мероприятий по организации выпуска информационных методических сборников, проведению научно-практической конференции, конкурсов на знание государственной символики России и другое.

Исходя из вышеизложенного, Минобрнауки России считает, что основные положения проекта федеральной целевой программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2010 годы» будут реализованы в результате продолжения работы по указанным выше направлениям»18.

Таким образом, Минобрнауки России всю многообразную и широкую деятельность по гражданскому образованию и образованию в области прав человека узколобо свело к государственной символике и патриотическому воспитанию, которое, в свою очередь фактически является не патриотическим, а военно-патриотическим воспитанием. Так безрезультатно закончились все попытки гражданского общества побудить власть принять государственную программу образования в области прав человека в России.

Современное законодательство России в той или иной форме закрепляет принципы уважения прав человека, и во всех нормативных актах, касающихся различных прав и свобод человека, предусматривает знание участниками правоотношений этих прав. Так, например, ряд законов, регулирующих государственную службу, устанавливает, что государственная служба основана на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать(?)19, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти законы предполагают, что государственный служащий знает права человека, обучен им20.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ч. 1 ст. 9 устанавливает, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка»21, тем самым возлагая на участников этих правоотношений в первую очередь обязанность знать права ребенка и, во-вторых, не нарушать, не ущемлять эти права. Таким же образом построены и многие другие нормативные акты.

Современное национальное законодательство России признает приоритет норм международного права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение касается также универсальных и региональных договоров в области прав человека. Эти договоры являются в свою очередь правовой основой деятельности по информированию, просвещению и обучению правам человека.

Определенное отношение к образованию в области прав человека имела Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)». Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2004 г. № 665 реализация программы была досрочно прекращена в связи с ее низкой эффективностью.

На фоне общего сокращения демократических институтов, отхода от принципа прав и свобод человека как высшей ценности, наблюдаемых в последние восемь лет, не облегчил ситуацию с образованием в области прав человека Указ Президента РФ от 25 сентября 2004 г. № 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации». Указ по сути дела лишь одобрил создание Международного правозащитного центра и рекомендовал привлекать к работе в совещательных и консультативных органах представителей правозащитных организаций в регионах. Международный правозащитный центр, несмотря на поддержку Администрации Президента РФ и Правительства РФ, даже не смог создать за четыре

года и видимости правозащитной деятельности! Назначенные «правозащитники» и правозащитники по совести работают с разными результатами.

Взамен ушедших или вытесненных из России зарубежных доноров в 2006-2008 гг. Президент В.Путин своими распоряжениями выделил средства для поддержки НПО, в том числе и на информационно-просветительские проекты по правам человека. Этот единственный источник финансирования НПО со стороны государства; объемы финансирования, узость тематики поддержки и бюрократический механизм распределения грантов через Общественную палату РФ не могут заменить разнообразного и гибкого спектра помощи со стороны многочисленных зарубежных и национальных филантропических организаций, работавших в России с 1995 по 2006 годы. Постановлением от 28 июня 2008 г. № 485 Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин сократил Перечень международных и иностранных организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению со 101 до 12 организаций. Постановление вступает в силу с 1 января 2009 г. Из перечня в предыдущей редакции исключены Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией, Русский общественный фонд Александра Солженицына, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, Фонд Форда, которые финансировали среди других и проекты по образованию в области прав человека. Из Перечня удалены все экологические, медицинские и другие фонды гуманитарной направленности. Ряду министерств и ведомств поручено определить до 1 октября 2008 г. критерии и процедуру предоставления

  1. Аналитический отчет московская школа прав человека 2008 (2)

    Содержательный отчет
    Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет. / Под ред. А.Я.Азарова. – М.: Московская школа прав человека, 2008.
  2. Отчет о деятельности за 2008 год

    Содержательный отчет
    В течение 2008 года Московская Хельсинкская группа активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач. В отчетном периоде развивались следующие основные направления деятельности:
  3. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2007 год Содержание

    Содержательный отчет
    В течение всего 2007 года МХГ активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач. В отчетном периоде развивались следующие основные направления деятельности:
  4. Методика 55 Общее восприятие прав человека и связанные с этим ассоциативные ряды 57 Содержание понятия «Права человека». 60

    Документ
    При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта Институтом общественного проектирования по итогам II Конкурса «Проблемы развития современного российского общества» в соответствии
  5. Отчет Московской Хельсинкской группы о деятельности за 2010 год Содержание

    Содержательный отчет
    В течение всего 2010 года Московская Хельсинкская группа (далее МХГ) активно продолжала деятельность, направленную на реализацию своих уставных целей и задач.
  6. Отчет московской хельсинкской группы о деятельности за 2011 год введение

    Содержательный отчет
    2011 год был для МХГ юбилейным. 35 лет назад 12 мая 1976 года была учреждена Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений. Поэтому в мае были проведены специальные публичные мероприятия, посвященные этой юбилейной дате.
  7. Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий (1)

    Документ
    Сумерки шовинизма: Анализ российских ксенофобских изданий. 2-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2008.
  8. Московское бюро по правам человека Юрий Табак Сумерки шовинизма Анализ российских ксенофобских изданий (2)

    Документ
    Эта книжка не претендует на глубину академической мысли и масштабные социологические обобщения, в чем читатель легко убедится. Более того, у читателя чуткого, кажется, должен возникнуть неизбежный вопрос: а зачем все это? Зачем автору
  9. Отчет о деятельности Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в 2007 году

    Содержательный отчет
    Представленный пятый ежегодный отчет Уполномоченного по правам человека подготовлен в соответствии с пунктом 23 Положения об Уполномоченном по правам человека, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002

Другие похожие документы..