Самостоятельная работа 20 Основная цель курса «Русский язык и культура речи» выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях. После изучения данного курса студент должен

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Кафедра башкирской и русской филологии и методика преподавания

Лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов.

Всего часов аудиторной нагрузки 20

Самостоятельная работа 20

Основная цель курса «Русский язык и культура речи» – выработать у студентов умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.

После изучения данного курса студент должен:

-  овладеть нормами русского языка (произношения и ударения, лексическими, фонетическими);

-    уметь оценить речь (свою и чужую) с точки зрения соответствия языковым нормам;

-    иметь представления о стилях русского языка и речевых жанрах;

-    уметь ориентироваться в различных речевых ситуациях и выбирать соответствующие им языковые средства;

-    владеть жанрами устной речи, необходимыми при личном и профессиональном общении.

Курс носит практический характер, поэтому основная часть времени на занятиях отводится на практическую работу – выполнение различного рода упражнений, направленных на выработку навыков оценки готовых текстов и создание речевых произведений различных стилей и жанров.

ЛЕКЦИИ 8 часов.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 20 часов.

1.     Предмет и задачи курса. Определение уровня речевых умений и навыков студентов (изложение или мини-сочинение) (2 часа).

2.     Анализ письменных работ. Классификация ошибок (2 часа).

3.     Нормы ударения и произношения (2 часа).

4.     Лексические нормы (2 часа).

5.     Грамматические нормы (2 часа).

6.     Стили языка и речи. Речевые жанры (2 часа).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 20 часов.

Наблюдение за своей и чужой речью, составление картотеки речевых ошибок. Анализ речи, звучащей в теле- и радиоэфире, ее оценка с точки зрения соответствия языковым и ситуативным нормам. Анализ текстов различных стилей и жанров. Работа с готовым текстом: составление конспекта, плана, реферата, тезисов, аннотации, рецензии. Изучение литературы по темам: «Основы ораторского искусства», «Речевой этикет», «Ведение деловых переговоров».

Раздел 1. Язык и речь

Определение понятия язык. Язык и речь как формы существования языка. Основные функции языка: коммуникативная, гносеологическая, кумулятивная, эстетическая и др. Язык как система знаков. Сходство языка с искусственными знаковыми системами и отличие от них. Языковые уровни и разделы лингвистики.

Язык и культура. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения.

Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык и его разновидности: кодифицированный литературный язык и литературная разговорная речь. Признаки литературного языка: нормированность, обработанность, полифункциональность, стилистическая дифференцированности. Нелитературные разновидности общенационального языка: диалекты, жаргоны, просторечье.

Речевая деятельность и ее виды: говорение, слушание, чтение, письмо. Речь как продукт речевой деятельности. Формы речи: устная и письменная. Отличие устной речи от письменной, подготовленная и неподготовленная устная речь. Диалогическая и монологическая речь. Речь и письмо. Письмо как средство фиксации речи с помощью графических знаков.

Культура речи как лингвистическая дисциплина и как совокупность коммуникативных качеств речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура речи и профессиональная деятельность.

Раздел 2. Культура речи в аспекте языковой нормы.

Нормированность как главное свойство литературного языка. Понятие нормы. Динамичность и вариантность нормы. Факторы, влияющие на изменение нормы. Причины существования языковых вариантов.

Нормы произношения и ударения. Нормы словоупотребления. Грамматические норм (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные нормы.

Раздел 3. Культура речи в стилистическом аспекте.

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения. Ситуация общения и ее составляющие (цель, состав участников, условия общения и др.).

Функциональные стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Язык художественной литературы и его место в системе языковых стилей. Функционально-смысловые типы речи и речевые жанры. Коммуникативные качества речи: информативность, точность, ясность, логичность, богатство, выразительность.

Раздел 4. Культура речевого продуцирования и исполнения.

Текст: признаки текста, строение текста, стадии создания текста. Жанры научных речевых произведений: реферат, доклад, статья, тезисы, курсовая и дипломная работы. Деловые бумаги и их оформление. Виды деловых документов: личные и служебные. Деловая беседа, деловые переговоры. Деловой этикет. Речь в межличностном взаимодействии. Общение. Виды общения. Структура речевой ситуации. Виды речевых действий. Требования к поведению говорящего (условия успешности речевого общения). Коммуникативные неудачи и их причины. Речевые стратегии и тактики. Речевой этикет в повседневном общении. Спор. Дискуссия. Стратегия и тактика спора. Виды аргументов. Допустимые и недопустимые приемы ведения спора. Основы ораторского искусства. Виды речей по цели. Выбор темы для устного публичного выступления. Композиция речи. Средства диалогизации и установления контакта с аудиторией. Средства речевой выразительности (тропы и риторические фигуры).

Содержание дисциплины

ЛЕКЦИИ 34 часа.

Раздел 1. Язык и речь

Определение понятия язык. Язык и речь как формы существования языка. Основные функции языка: коммуникативная, гносеологическая, кумулятивная, эстетическая и др. Язык как система знаков. Сходство языка с искусственными знаковыми системами и отличие от них. Языковые уровни и разделы лингвистики.

Язык и культура. Связь языка с историей и культурой народа. Русский язык как государственный язык РФ и средство межнационального общения.

Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык и его разновидности: кодифицированный литературный язык и литературная разговорная речь. Признаки литературного языка: нормированность, обработанность, полифункциональность, стилистическая дифференцированности. Нелитературные разновидности общенационального языка: диалекты, жаргоны, просторечье.

Речевая деятельность и ее виды: говорение, слушание, чтение, письмо. Речь как продукт речевой деятельности. Формы речи: устная и письменная. Отличие устной речи от письменной, подготовленная и неподготовленная устная речь. Диалогическая и монологическая речь. Речь и письмо. Письмо как средство фиксации речи с помощью графических знаков.

Культура речи как лингвистическая дисциплина и как совокупность коммуникативных качеств речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Культура речи и профессиональная деятельность.

Раздел 2. Культура речи в аспекте языковой нормы.

Нормированность как главное свойство литературного языка. Понятие нормы. Динамичность и вариантность нормы. Факторы, влияющие на изменение нормы. Причины существования языковых вариантов.

Нормы произношения и ударения. Нормы словоупотребления. Грамматические норм (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные нормы.

Раздел 3. Культура речи в стилистическом аспекте.

Стилистические нормы как нормы выбора языковых средств, соответствующих ситуации общения. Ситуация общения и ее составляющие (цель, состав участников, условия общения и др.).

Функциональные стили русского языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный. Язык художественной литературы и его место в системе языковых стилей. Функционально-смысловые типы речи и речевые жанры. Коммуникативные качества речи: информативность, точность, ясность, логичность, богатство, выразительность.

Раздел 4. Культура речевого продуцирования и исполнения.

Текст: признаки текста, строение текста, стадии создания текста. Жанры научных речевых произведений: реферат, доклад, статья, тезисы, курсовая и дипломная работы. Деловые бумаги и их оформление. Виды деловых документов: личные и служебные. Деловая беседа, деловые переговоры. Деловой этикет. Речь в межличностном взаимодействии. Общение. Виды общения. Структура речевой ситуации. Виды речевых действий. Требования к поведению говорящего (условия успешности речевого общения). Коммуникативные неудачи и их причины. Речевые стратегии и тактики. Речевой этикет в повседневном общении. Спор. Дискуссия. Стратегия и тактика спора. Виды аргументов. Допустимые и недопустимые приемы ведения спора. Основы ораторского искусства. Виды речей по цели. Выбор темы для устного публичного выступления. Композиция речи. Средства диалогизации и установления контакта с аудиторией. Средства речевой выразительности (тропы и риторические фигуры).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 34 часа.

1.     Предмет и задачи курса. Определение уровня речевых умений и навыков студентов (изложение или мини-сочинение).

2.     Анализ письменных работ. Классификация ошибок.

3.     Нормы ударения и произношения (4 часа).

4.     Интонационные характеристики звучащей речи.

5.     Лексические нормы (6 часов).

6.     Грамматические нормы (6 часов).

7.     Текст: его признаки и структура.

8.     Стили языка и речи. Речевые жанры.

9.     Научный стиль речи.

10. Официально-деловой стиль речи.

11. Разговорный стиль речи.

12. Спор. Дискуссия. Культура ведения спора. Виды аргументов.

13. Ораторская речь. Виды речей. Средства речевой выразительности (тропы, и риторические фигуры).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 68 часов.

Наблюдение за своей и чужой речью, составление картотеки речевых ошибок. Анализ речи, звучащей в теле- и радиоэфире, ее оценка с точки зрения соответствия языковым и ситуативным нормам. Анализ текстов различных стилей и жанров. Работа с готовым текстом: составление конспекта, плана, реферата, тезисов, аннотации, рецензии. Изучение литературы по темам: «Основы ораторского искусства», «Речевой этикет», «Ведение деловых переговоров».

  1. Программа курса «Русский язык и культура речи» (1)

    Программа курса
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» подготовлен в соответствии с программой цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005 г.
  2. Программа курса «Русский язык и культура речи» (2)

    Программа курса
    Основная цель подготовки студента в обозначенной области — повысить уровень его коммуникативной компетенции, что предполагает, прежде всего, умение оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в типичных речевых ситуациях.
  3. Программа дисциплины Русский язык и культура речи для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Федеральная целевая программа "Русский язык" ставит перед образовательными учреждениями задачу развития и изучения русского языка "как национального языка русского народа и государственного языка Российской Федерации".
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 2 курса дневного отделения исторического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Функциональные стили современного русского языка. Классификация стилей. Специфические и общие стилевые черты. Взаимодействие функциональных стилей. Понятие стилистической нормы.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов 3 курса заочного отделения технолого-экономического факультета Составитель: канд филол наук

    Учебно-методический комплекс
    Научный стиль и его подвиды. Жанры письменной научной речи (монография, статья, тезисы доклада, курсовая и дипломная работа как первичные научные тексты; аннотация, реферат, конспект как вторичные научные тексты), структура и языковое
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов фиид

    Учебно-методический комплекс
    Данный учебно-методический комплекс адресован студентам гуманитарных и технических факультетов, изучающих русский язык и культуру речи, а также преподавателям высших учебных заведений.
  7. Рабочая программа по курсу «русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по специальности 031001 «филология» факультета филологии и журналистики

    Рабочая программа
    Русский язык и культура речи: Рабочая программа для студентов очной формы обучения / сост. Л.А. Араева, М.Н. Образцова; Кемеровский государственный университет.
  8. Курс лекций по дисциплине «Русский язык и культура речи» к ф. н. Цой л. П

    Документ
    Еще древнегреческий философ и величайший оратор Сократ советовал рассматривать себя в зеркало. И объяснение необходимости этого давал простое и неожиданное.
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 040100 Социология

    Основная образовательная программа
    Цель (миссия) ООП – подготовка конкурентоспособного профессионала, готового к профессиональной работе в различных сферах деятельности с учетом регионального рынка труда и способного к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию

Другие похожие документы..