Стратегический план социально-экономического развития Долгоруковского муниципального района до 2020 года


Стратегический план социально-экономического развития

Долгоруковского муниципального района до 2020 года.

Принят

Долгоруковским районным

Советом депутатов 20.11.2007г.

(в ред. Решений Совета депутатов Долгоруковского района

Липецкой области № 21-рс от 06.08.2008г., № 166-рс от 16.04.2010 г., №250-рс от 27.04.2011г)

Введение.

Внимание структур местного управления к стратегическому планированию в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности в принятии решений на местном уровне. Сейчас очевидно, что экономический и политический контекст принятия стратегических решений главами городов и районов значительно отличается от такового 10-15-летней давности. Практика традиционного планирования сегодня быстро устаревает. Она имела краткосрочную перспективу, ориентировалась на имеющийся персонал и обычно не получала поддержки со стороны граждан общины. Новая модель планирования должна исходить из того, что субсидий на программы будет меньше, ожиданий со стороны граждан в сфере общественных услуг - больше, а реакция на рост налогов - отрицательная. Все это происходит в условиях общественного скептицизма по отношению к властям вообще. Новая модель планирования требует оптимального использования человеческих и финансовых ресурсов на местах.

Стратегический план предусматривает проведение всестороннего анализа территории, выявление всех проблемных вопросов, определение скрытых «точек роста». На основе этого и разрабатываются возможные сценарии развития на долгосрочную перспективу.

Необходимость разработки Стратегического плана социально-экономического развития Долгоруковского муниципального района (далее Стратегический план) продиктована, прежде всего, желанием органов власти и местных жителей иметь понятный и доступный для граждан долгосрочный план развития района, на основе которого разрабатывались бы различные программы и планы развития района.

Единым, определяющим замыслом разработки стратегического плана является определение миссии района, его предназначение, характеризующееся целями и задачами, для реализации которых он осуществляет свою деятельность.

Долгоруковский район - крупный агропромышленный район Липецкой области, один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха.

Главные стратегические цели:

повышение благосостояния и качества жизни населения на территории района, создание условий для успешной самореализации граждан;

обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста

Основные направления стратегического развития Долгоруковского района:

Улучшение демографической ситуации, обеспечение занятости населения района.

Развитие аграрного комплекса;

Поддержка среднего и малого бизнеса и предпринимательства;

Развитие строительного комплекса на основе собственной сырьевой базы;

Диверсификация источников дохода бюджета района и повышение его устойчивости;

Развитие социальной сферы, в том числе рынка платных услуг;

Развитие сферы массового отдыха.

Данный документ не претендует на идеальность и полную законченность, стратегический план будет постоянно корректироваться администрацией и другими заинтересованными лицами районов по причине изменений внешней среды: политической, институциональной, экономической, социальной, экологической и других, влияния различных факторов, изменений сценария развития Долгоруковского муниципального района и Липецкой области.

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

ДОЛГОРУКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

1.1. Общее географическое описание

Освоение территории края началось с 1650 года. В середине 19 века земли отошли во владение генерал-аншефа участника войны 1812 года князя Ю.В.Долгорукова и были названы им Братовщиной. Здесь поселились главным образом люди, выселенные князем из других его имений; при устроенной в имении церкви был образован приход - как бы особое братство, или "братовщиина". В 1894 году началось активное строительство железной дороги Елец - Касторное - Валуйки. Осенью 1897 года через Братовщину прошел первый поезд. В ознаменование этого события станция получила название по имени владельцев - Долгоруково. Это же название закрепилось за пристанционным поселком, хотя его южная часть и поныне именуется Братовщиной.

Долгоруковский район образовался 24 июня 1928 года из бывших окраин Орловской и Воронежской губерний. Большую роль в развитии социальной сферы района сыграла принятая районом в 1965-1967 годах "Долгоруковская трехлетка культуры". Было построено 179 объектов культуры: школы, клубы, детские сады. Район принял активное участие в выполнении программ "Механизация трудоемких процессов в животноводстве" и "Девушки, за руль трактора и штурвал комбайна!". На всю страну была известна жительница села Жерновное В.Г. Филичева, освоившая трактор К-700, ставшая депутатом Верховного Совета РСФСР, награжденная тремя орденами.

В 1974 году комсомольская организация Долгоруковского района награждена орденом Трудового Красного знамени за большой вклад комсомольцев и молодежи в увеличение производства продукции животноводства, активное участие в комплексной механизации животноводства и плодотворную работу по воспитанию молодежи.

На территории Долгоруковского края жили выдающиеся представители русской культуры. Близ села Вязовое, в деревне Павловка, находилось родовое имение братьев Жемчужниковых, создателей знаменитого литературного персонажа Козьмы Пруткова.

Село Слепуха - родина известного художника, члена-корреспондента академии художеств СССР Ивана Владимировича Космина, многие работы которого находятся в Третьяковской галереи и Русском музее. В районе разработана комплексная программа "Культурное наследие", центральное место в которой отведено пропаганде творчества знаменитых земляков. Районная библиотека, Вязовицкая школа носят имя поэта А.М. Жемчужникова, а премия его имени вручается победителям районного литературного конкурса.

Долгоруковским районным Советом депутатов и администрацией района учреждена также премия имени композитора-земляка С.Н. Василенко лучшему учащемуся детской школы искусств.

Внес свой вклад Долгоруковский район и в летопись Великой Отечественной Войны. Пять земляков стали Героями Советского Союза, двое являются полными кавалерами ордена Славы. Шесть раз (!) орденом Красного Знамени награждался летчик М.Барабанов. Каждый пятый житель района прошел дорогами войны. Более 4 тысяч долгоруковцев не вернулись с полей Великой Отечественной.

Долгоруковский муниципальный район расположен в юго-западной части Липецкой области. Граничит на севере с Измалковским и Елецким районами, на востоке с Задонским районом, на юге с Тербунским районом и на западе с Орловской областью.

Территория района в его административных границах составляет 1013,2 кв. км. Район делится на 14 административно - территориальных единиц, имеет 97 населённых пунктов, в которых насчитывается около 8,8 тысяч хозяйств.

Численность населения Долгоруковского района по состоянию на 1 января 2007 года составила 19,7 тыс. человек. Самые крупные населённые пункты района: с. Долгоруково-5784 человек, с. Стегаловка-1397 человек, с. Братовщина-1150 человек, д. Екатериновка-867 человек, с. Верхний Ломовец-798 человек.

По территории района проходит ветка Юго-Восточной железной дороги (филиал ОАО «РЖД»), протяжённость железнодорожных линий-62,1 км. Протяжённость обслуживаемых дорог общего пользования составляет 319,85 км.. из них 53,0 км. областного значения. Основная масса населённых пунктов связана с районным центром дорогами с твёрдым покрытием (75%) , наиболее грузонапряжённой является Долгоруково-Елец.

В районе на 1.01.2007г. зарегистрировано 235 субъектов ЕГРПО, в т.ч. унитарных предприятий-4, акционерных обществ-7, производственных кооперативов-19, обществ с ограниченной ответственностью - 27, крестьянско-фермерских хозяйств - 16, учреждений - 84, общественных и религиозных организаций - 20.

Основой экономического потенциала является сельскохозяйственное производство. Ведущая отрасль – растениеводство, развитию которого способствуют благоприятные агроклиматические условия и высокое плодородие почв.

1.2. Природно-ресурсные условия

На территории Долгоруковского муниципального района имеются общераспространенные полезные ископаемые в виде песка, глины, щебня известкового. Кроме того, в Дубовецком сельсовете разведано месторождение бентонитовых глин, пригодных для производства керамики и облицовочного кирпича.

Общая площадь лесного фонда района составляет 2855 га, в том числе государственного назначения –2051 га. Лесистость района составляет 2,7 %. Леса преимущественно смешанные.

Насаждения искусственного происхождения занимают 1682 га (1,7 %). Основные крупные лесные зоны имеются в Стегаловском, Большебоевском, Верхнеломовецком, Долгушинском сельских поселениях.

На территории Долгоруковского муниципального района хозяйственно-питьевое водоснабжение населенных пунктов осуществляется за счет подземных вод задонско-елецкого и евлано-ливенского карбонатных водоносных горизонтов. Прогнозные запасы подземных вод района составляют 72,6 тыс. м3 в сутки. Отбор подземных вод – 3,2 тыс. м3 в сутки.

Речная сеть относится, в основном, к бассейну реки Дон и включает 8 водотоков суммарной длиной 161 км. Наиболее крупными реками являются Сосна, Олымь. Зарегистрировано 23 прудов и водохранилищ общим объемом 13,44 млн. м3.

Преобладающие типы почв Долгоруковского муниципального района – выщелочные черноземы, среднегумусные, среднемощные, которые занимают свыше 90% всей территории. Земельный фонд сельскохозяйственных угодий составляет 75 955 га. Благоприятные климатические условия, наличие черноземов способствуют развитию сельскохозяйственного производства.

1.3. Демографическая ситуация и потенциал трудовых ресурсов

Демографическая проблема является одной из главных для района. Численность населения Долгоруковского муниципального района по состоянию на 1 января 2007 года составила 19,7 тыс. человек (в сравнении с началом 2006 года уменьшилась на 323 человека, по сравнению с данными Всероссийской переписи населения 2002 г. уменьшилась на 1352 человека (рис. 1.3.1.)).

рис. 1.3.1.

Сокращение численности населения происходит, в основном, из-за естественной убыли (-13 человек на 1000 человек населения в 2006 г.; по Липецкой области данный показатель составил –8,5).

Вместе с тем, прослеживается тенденция улучшения демографической ситуации в районе (рис 1.3.2). Число родившихся на 1000 населения в 2006 году увеличилось на 9,2% по сравнению с 2005 годом, число умерших, напротив, уменьшилось на 4 %. Естественная убыль населения сократиласьна 11,6 %.

Растет доля родившихся детей вне зарегистрированных браков – с 19,7 % в 2002 году, до 32,1% в 2006. Около 40 % родившихся детей приходится на 20-24 летних женщин.

Происходит стабильное снижение смертности. В Коэффициент общей смертности населения Долгоруковского муниципального района в 2006 году составил 22,8 человека на 1000 человек населения, по итогам 9 месяцев текущего года - 15,2 чел/тыс. населения. В 2003 году смертность превысила рождаемость в 2,9 раза, в 2004 году – в 2,8 раза, в 2005 году – в 3,1 раза, в 2006 году – в 2,5 раза, за 9 месяцев 2007 года – в 2,08 раза.

Среди причин смертности на 1-м месте стоят заболевания органов кровообращения – 75 %, на втором – онкозаболевания – 11,4 %, на третьем – внешние причины – 7,5 %.



рис. 1.3.2.

Распределение постоянного населения по возрасту: моложе трудоспособного-2,9 тыс. человек; трудоспособный возраст - 11,2 тыс. человек; старше трудоспособного - 5,7 тыс. человек.

До 2015 года прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста порядка на 350 человек (таблица 1.3.1.). К этому времени в трудоспособный возраст войдут лица, которые родились в конце 90-х годов, когда значительно уменьшились показатели рождаемости.

  1. Проект стратегии социально-экономического развития елецкого муниципального района липецкой области на период до 2020 года

    Документ
    1.При вступлении в ВТО недостаток и старение высококвалифицированных кадров не позволят повысить конкурентоспособность строительных предприятий. Необходимо развивать систему подготовки кадров и привлекать кадры из других регионов.
  2. Стратегический план социально-экономического развития Стегаловского сельсовета Долгоруковского района Липецкой области до 2020 года

    Документ
    Внимание структур местного управления к стратегическому планированию в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Это связано с процессами децентрализации государственного управления, которые способствовали повышению автономности
  3. Администрация липецкой области ассоциация «Совет муниципальных образований Липецкой области» о работе органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области по дальнейшему развитию территорий и повышению качества жизни населения

    Документ
    О работе органов местного самоуправления муниципальных образований Липецкой области по дальнейшему развитию территорий и повышению качества жизни населения
  4. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2009-2011 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области по итогам 2009 года

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению
  5. Стратегия социально-экономического развития сельского поселения Вязовицкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Ли­пецкой области Российской Федераци

    Документ
    Стратегия социально-экономического развития сельского поселения Вязовицкий сельсовет Долгоруковского муниципального района Ли­пецкой области Российской Федерации на период до 2020 года (далее-Стратегия) основывается на долгосроч­ных
  6. Инвестиционная стратегия Липецкой области на период до 2020 года

    Реферат
    Число официально зарегистрированных безработных (по данным Управления труда и занятости Липецкой области). Число зарегистрированных преступлений (по данным УВД Липецкой области)
  7. Программа реформирования региональных и муниципальных финансов липецкой области на 2007-2009 годы содержание

    Программа
    Рассмотрев представленный главой администрации области проект областной целевой программы "Реформирование региональных и муниципальных финансов Липецкой области" на 2007 - 2009 годы,
  8. Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

    Документ
    Проблемы внедрения управления, ориентированного на результат в органах местного самоуправления: учебно-методическое пособие под ред. Ю.И. Яцухина, Н.Н.
  9. Информаци я о выполнении областного трехстороннего соглашения на 2006-2008 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области по итогам 2007 года

    Документ
    1.1.Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению

Другие похожие документы..