Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология Для специальностей

Раздел 1. Введение в социальную психологию.

Тема 1. Объект и предмет социальной психологии. История возникновения социально-психологических учений. (4 часа)

Место социальной психологии в системе научного знания. Социальная психология и смежные науки. Социальная психология и социология. Социальная психология и психология личности.

Характеристика трёх этапов в истории социальной психологии. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии. Идеи Гераклита. Платона, Аристотеля, Демокрита, Т. Гоббса, Дж. Локка, М.В. Ломоносова. Физиогномика И.Г. Лафатера и френология Ф. Галля. Идейные истоки основных парадгигм: школа социальной философии, школа социальной антропологии, школа английского зволюционизма, школа ранней социологии.

Выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания. Построение первых социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса. Г. Штейнталя, В.Вундта, . «Психология масс» Г. Лебона и С. Сигеле, «теория инстинктов социального поведения» В. Макдугалла. Формирование марксистского мировоззрения. Этап становления экспериментальной социальной психологии. Эксперименты В. Мёде, Ф. Олпорта. В.М. Бехтерева, Э. Мейо. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Взгляды Г.И. Челпанова, В.А. Артёмова, П.п. Блонского, В.М. Бехтерева. Макро, мезо и микро подходы к пониманию предмета социальной психологии. Идеи Б.Д. Парыгина, В.Н. Мясищева.

Тема 2.. Первые социально-психологические теории

Семинарское занятие1 (2часа)

Первые социально-психологические теории..

Форма проведения занятия - «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1 Задача психологии народов.

2.Отличие индивидуальной психологии от психологии народов.

3. Главные области психологии народов.

4. Критика возражений против психологии народов.

5. Закон подражания Г. Тарда.

6. Основные идеи С. Сигеле и Г. Лебона:

а) характеристика массы,

б) структура психики массы,

в) интеллект массы,

г) массы естественные и искусственные.

7. Элита и массы.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000.

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- 264с.

3 Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб,-2001,- С 11-20, С 33-48, С 86- 98.

4. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- С 12- 24.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по темам 1, 2.

Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответьте на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.

1. Выделите основные причины формирования социальной психологии в самостоятельную науку.

2. Какова основная причина кризиса западной социальной психологии в 70-е годы 20 века?

3. Назовите наиболее известных теоретиков психологии масс и охарактеризуйте их основные идеи.

4. Почему психология масс считает человека иррациональным существом?

5. Кто из учёных и почему воспринимает массы как безумные и преступные?

6. Что нового внёс в понимание масс Г. Лебон?

7. Действие каких факторов превращает людей в массу?

8. Какими качествами, по мнению теоретиков масс. должны обладать вожди масс?

9. Публикация чьих работ считается отправной точкой формирования социальной психологии как самостоятельной науки?

10.Какие ключевые события можно выделить в процессе становления социальной психологии как самостоятельной науки?

11. Составьте схему «Этапы развития отечественной социальной психологии».

Раздел 2. Социально-психологические основы изменения поведения

Тема 3. Нормы и патологии (2 часа)

Понятие «социальная норма». Нормы в психологии. Генезис, сущность, классификации. Механизмы регулирования социальных норм. Социальные отклонения. Психология девиантного поведения. Основные понятия и подходы. Теоретические вопросы наркомании и алкоголизма. Факторы риска возникновения и развития наркомании и алкоголизма. Базовые теоретические концепции профилактики. Теория продвижения к здоровью. Теория жизненных навыков. Теория деятельности альтернативной наркотизации. Концепция социальной поддержки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 3.

1. Раскройте содержание термина «поведение» и перечислите основные характеристики поведения человека.

2. Каковы критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»?

3. Раскройте значение понятия «дезадаптация личности».

4. В чём сходство и различие понятий «отклоняющееся поведение» и патологическое поведение?

5. Что такое отклоняющееся поведение? Каковы его признаки?

6. Что из перечисленного, на ваш взгляд, является отклоняющимся поведением: курение табака, убийство, супружеская измена, употребление героина, суицидальная попытка, ложь, физическое наказание ребёнка, хакерство, уход в секту, изнуряющее голодание с целью коррекции фигуры, грубость?

7. Что такое социальная норма? Каковы её свойства и способы образования?

8. Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

9. Укажите виды социальных норм.

10. Приведите примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.

Литература:

  1. Зимановская Е.В. Девиантология (психология (психология отклоняющегося поведения).- М- Академия – 2003.

  2. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения.- М: ТЦ Сфера при участии «Юрай Т».- 2001- 160с.

  3. Сирота Н.А., Ялтинский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма.- М- Академия – 2003.

Раздел 3. Массовые процессы и малые группы

Тема 4. Проблема группы в социальной психологии (4 часа).

Психология группы. Понятие малой группы. Классификация малых групп. История зарубежных исследований малых групп. История отечественных исследований малой группы. Изучение психологии коллектива в отечественной психологии. Методологические принципы исследования группы: деятельностный принцип, социометрическое направление, принцип системности, принцип развития. Структурные характеристики малой группы. Формальная и неформальная структура группы. Коммуникативная и социометрическая структура малой группы. Ролевая структура малой группы. Нормативное поведение в группе. Типы норм. Феномен группового давления. Групповая сплочённость. Сплочённость как межличностная аттракция Сплочённость как ценностно-ориентационное единство группы.

Семинарское занятие по теме 4. Психология группы (2 часа)

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения

1. Специфика социально-психологического подхода к исследованию малой группы.

2. Коммуникации в группе.

3. Психология групповой деятельности.

3.1 Влияние других.

3.2. Влияние зрителей.

3.3. Теория конфликта внимания.

4. Психология групповой деятельности.

5. Социальная фасилитация.

6. Социальная леность.

7. Деиндивидуализация.

Литература:

1.. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000. - Раздел 3.-Глава 11 « Общие проблемы малой группы в социальной психологии»

2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер Ком,1998.- С 354 -374.

3. Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004 .- С 292 –310.

. Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 4.

1. Составьте развёрнутую социально-психологическую характеристику любой группы, которую Вы хорошо знаете, с описанием интегральных психологических характеристик и всех параметров группы.

2. Письменно ответьте на следующие вопросы:

- Чем группа отличается от случайного, или агрегатного скопления людей?

- Из каких элементов складывается групповая структура?

- Какое значение для функционирования группы имеет её размер?

- Какую роль в жизнедеятельности группы имеют групповые нормы?

3. Дайте определение системы внутригрупповой коммуникации. Опишите наиболее типичные системы коммуникации.

4. Назовите основные механизмы образования малых групп.

5. С позиций каких методологических принципов возможен анализ малой группы?

6. Какие эмпирические методы исследования малой группы Вам известны? В чём их специфика?

7. Охарактеризуйте социометрическую, коммуникативную, ролевую структуру группы, структуру власти и влияния.

8 С помощью практикума по «Социальной психологии» под редакцией Т.В. Фоломеевой .-М: Аспект Пресс, 2006.- С 105 -126, Вам необходимо провести социометрический тест по следующей схеме:

- Выбрать группу для исследования. Выделить для неё наиболее значимые сферы совместной деятельности.

- Составить вопросник, включая в него несколько разных критериев: общий критерий типа «С кем бы Вы хотели оказаться во вновь организованной группе (класс, студенческая группа, отдел) в случае реорганизации?» и специальные критерии, связанные, к примеру, с неформальным общением в группе и с выполнением групповых задач, или проективные ситуации «если бы».

- Составить письменно инструкцию, обратив особое внимание на мотивировку участия группы в исследовании.

- Провести социометрический опрос группы.

- Построить матрицы для каждого критерия отдельно. Подсчитать суммы сделанных выборов. Подсчитать сумму взаимных выборов.

- Отметить номера членов группы, чей статус зависит от критериев, и тех, у кого он не зависит от критерия выбора.

- Построить социограмму выбора по каждому критерию.

- Начертить индивидуальные социограммы двух популярных и двух непопулярных членов группы по общему критерию.

Вычислить индивидуальные положительные статусы членов группы по каждому критерию. Выделить популярных и непопулярных членов группы, чьи статусы не изменились от критериев выбора.

- Подсчитать групповые индексы: взаимности выборов, положительной экспансивности ( индексы экспансивности считать только для непараметрической социометрии) и интеграции. Вычислить индекс групповой сплочённости. Сделать вывод о значимости критерия , его интегрирующей функции.

- Сделать выводы о надёжности полученных результатов проведённого исследования.

- Составить психологический портрет группы. Его написание предполагает популярное изложение основных результатов социометрического исследования, в котором не используются специальные психологические термины.

Примечание. Задания должны быть аккуратно оформлены, на титульном листе указывается, кто и когда провёл исследование. Таблицы и социограммы должны иметь номер, название и комментарий.

Тема 5.. Психологические особенности больших социальных общностей (2 часа).

Содержание и структура психологии большой социальной группы. Исследования психологии больших социальных групп. Особенности психологии социальных классов. Психологические особенности этнических групп. Стихийные группы и массовые движения. Социально-психологические феномены больших социальных общностей.

Классификация больших социальных групп Критерии отличия больших групп от малых

Понятие этнического стереотипа и этноцентризма.

. Тема 6. Межгрупповые отношения (2 часа)

Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. Структура взаимоотношений социальных групп. Межгрупповое взаимодействие и его типы. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации. Процесс самокатегоризации социальных групп. Процесс внутригрупповой идентификации и формирования группового сознания. Групповые феномены как следствие идентификации личности с группой: деперсонализация, конформность, стереотипизация. Организация процесса обмена социально-психологическими отношениями между группами и факторами, влияющими на него. Процесс регулирования взаимоотношений социальных групп.

Вопросы и задания для самостоятельной работы по теме 6:

  1. Расскажите об основных феноменах межгуппового взаимодействия.

  2. Письменно ответьте на вопрос: « Какие теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений вам известны?».

  3. Письменно приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителями различных этнических групп.

  4. Письменно ответьте на вопрос: «Как связаны между собой внутригрупповые и межгрупповые отношения?».

  5. В чём заключается социальный смысл тенденций интеграции и дифференциации при взаимодействии группы с другими объектами?

  6. Укажите на особый вид взаимосвязи между макро, мезо и микроуровнями межгруппоаых отношений в обществе.

  7. Письменно ответьте на вопросы: « Что такое социальная стратификация общества?» , «Может ли существовать общество без социальной стратификации»?

  8. Каковы критерии деления общества на страты?

  9. Письменно ответьте на вопросы « Почему средний класс определяет стабилизацию общественных отношений?», « Какие социально-психологические причины могут способствовать «вымыванию» среднего класса в другие социальные слои?».

  10. Используя различные источники, подготовьте самостоятельно вопрос «Межэтническое взаимодействие и социальные стереотипы национального характера».

Раздел 4. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики.

Тема 7. Закономерности общения и взаимодействия людей (4 часа).

Общение как социально-психологическая проблема. Общение как базовая категория социальной психологии. Субъект – объектный и субъект - субъектный подходы в исследовании общения. Функции общения. Общение и деятельность. Роль общения в психическом развитии человека и социализации личности. Классификация общения: вербальное и невербальное общение. Ритуальное. монологическое и диалоговое общение. Основные принципы диалогового общения в гуманистической психологии. Понятие о риторических вопросах. Структура общения. Общение как коммуникация. Общение как интеракция. Общение как перцепция.

Виды общения: внешнее и внутреннее. Непосредственное и опосредованное. Формальное и неформальное общение. Формы и средства общения. Нормы общения и внутренний мир личности. Механизмы общения: идентификация, эмпатия и рефлексия. Современные тенденции в разработке проблематики общения в социальной психологии.

Семинарское занятие по теме 7. Общение как коммуникация

Форма проведения занятия – «Круглый стол»

Вопросы для обсуждения.

1. Типы коммуникации.

2. Структура коммуникации.

3. Средства коммуникации.

4. Классификация видов невербальной коммуникации.

5. Функции невербальных сообщений.

6. Основные каналы невербальной коммуникации.

7. Проблема интерпретации невербального поведения.

8. Роль невербальных средств в общении человека.

9 . Интимно-личностное пространство в общении.

10. Жесты и культура.

11. Мимика. Пластика, взгляд.

12. Одежда. Аксессуары.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М: Аспект пресс, 2000. - Глава 5 « Общение как обмен информацией».

2 Андриенко Е. В. Социальная психология. Под ред. В.А. Сластёнина.- М.- «Академия».-2000.- (Глава.11 .- «Общение»)

3. Пиз А. Язык телодвижений.

4 Семечкин Н.И. Социальная психология.- СПБ.-2004.- Глава 16 «Невербальные средства коммуникации» - С 171 -182.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Социальная психология» (ОПД.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины общая психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Общая психология» (ОПД.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Организационная психология» (ДС.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины педагогическая психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Педагогическая психология» (ОПД.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины инженерная психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    2. Виды и формы контроля освоения дисциплины. Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточный и итоговых аттестаций в соответствии с требованиями ГОС 8
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины история психологии Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «История психологии» (ОПД.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины экзистенциальная психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Экзистенциальная психология является одной из новейших и бурно развивающихся направлений практической психологии и психотерапии. Целью преподавания дисциплины «Основы экзистенциальной психологии» является формирование у студентов научно-психологического
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гуманистическая психология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Гуманистическая психология» (ДС.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического факультета Специальность, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Курс “Социальная психология” разработан на основе государственного стандарта и предназначен для изучения студентами исторического факультета и включает в себя изучение таких разделов как “Введение в социальную психологию”, “ Личность

Другие похожие документы..