Социально-экономические основания разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

Оглавление

стр.

1. Введение

3

2. Социально-экономические основания разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

6

3. Приоритетные направления развития Уральского федерального университета

17

4. Миссия УрФУ

27

5. Стратегическая цель и задачи развития Уральского федерального университета

27

6. Стратегические мероприятия Программы развития Уральского федерального университета

29

Модернизация образовательного процесса

29

Модернизация научно-исследовательского процесса

47

Модернизация инновационной деятельности

56

Модернизация системы партнерских отношений

61

Развитие международной образовательной, научной и инновационной деятельности

66

Создание эффективного комплекса маркетинга, PR, внешней и внутренней коммуникации

71

Развитие кадрового потенциала

76

Совершенствование организационной структуры университета и повышение эффективности управления

85

Модернизация инфраструктуры университета

95

7. Ресурсное обеспечение Программы

113

8. Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности федерального университета

119

9. Ожидаемые результаты реализации Программы развития УрФУ

120

10. Этапы реализации стратегической цели и задач университета

125

11. Механизм управления Программой

128

12. Основные риски, возникающие при реализации Программы

133

Приложение 1. Существующий научно-образовательный потенциал образовательных учреждений, которые войдут в Уральский федеральный университет

134

Приложение 2. Перспективная организационная структура Уральского федерального университета

136

Приложение 3. Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями развития УрФУ

138

Приложение 4. Характеристика достигнутого состояния в области фундаментальных, прикладных исследований, оценка имеющегося инновационного потенциала Уральского федерального университета

167

1. Введение

Программа развития Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина на 2010 – 2020 годы (далее Программа) – система стратегических целей и связанных с ними функциональных политик, содержащих основные принципы деятельности, комплекс необходимых для их реализации ресурсов и мероприятий, направленных на реализацию миссии и достижение намеченных целевых показателей стратегического развития университета, обеспечивающих поэтапное решение важнейших проблем модернизации образования и приоритетов социально-экономического развития Уральского федерального округа (УФО) в контексте общероссийского развития.

Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (редакция от 27.12.2009 г.)
«Об образовании»;

Федеральный Закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (редакция от 21.12.2009 г., с изменениями от 27.12.2009 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-­ФЗ (редакция от 18.10.2007 г.) «Об автономных учреждениях»;

Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. № 716 «О федеральных университетах»;

Указ Президента РФ от 21.10.2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.04.2010 № 501-р «О создании Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Концепция создания и государственной поддержки развития федеральных университетов, утвержденная на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту «Образование» от 22 сентября 2009 г.
№ АФ-33/03пр;

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации / Проект МЭРТ РФ, 2008 г.;

Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 г. № 873-ПП;

Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, утвержденная постановлением законодательного собрания Челябинской области от 25.10.2007 г. № 890;

Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Курганской области от 02.12.2008 г. № 488-р;

Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденная постановлением Государственной Думы ЯНАО от 14.11.2008 г. № 1541;

Постановление Правительства Свердловской области «О концепции создания Уральского федерального университета в Свердловской области» от 22.12.2008 г. № 1353-ПП;

Постановление Правительства Свердловской области «О Программе создания и развития Уральского федерального университета в Свердловской области» от 30.03.2009 г. № 334-ПП;

Решение Губернатора об утверждении актуализированного текста Концепции от 25 ноября 2009 г.;

Решение Ученого совета УГТУ-УПИ о переходе в АУ от 09.11.2009 г. протокол № 9.

При разработке Программы кроме комплекса действующих и разрабатываемых стратегических документов федерального и регионального уровней анализировались отраслевые стратегии, ФЦП, стратегии и программы развития муниципальных образований УФО, стратегии развития естественных монополий и крупных бизнес-структур.

Уральский федеральный университет (УрФУ) создается на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина» путем изменения типа с последующим присоединением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет им. А.М. Горького». Создание УрФУ предусматривает интеграцию деятельности нового университета и Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН) в разных формах, в том числе за счет создания базовых кафедр и лабораторий, центров коллективного пользования, малых инновационных предприятий, реализации совместных проектов и программ.

Во введении сформулировано назначение Программы, указаны нормативные правовые акты федерального, регионального уровней по вопросам создания федерального университета, а также с решения коллегиальных органов управления вузов, на основе которых создается Уральский федеральный университет.

Ведение посвящено обоснованию актуальности создания Уральского федерального университета

Во втором разделе дан анализ существующего состояния социально-экономического развития Уральского региона и его системы профессионального образования, определено позиционирование Уральского федерального университета по отношению к реализации программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в составе Уральского федерального округа и модернизации системы высшего профессионального образования России.

Во третьем разделе сформулированы основные направления развития университета.

В четвертом-пятом разделах определены миссия, стратегическая цель и вытекающие из них задачи развития университета.

В шестом разделе приведено описание мероприятий по развитию УрФУ, предложены планы по их реализации и ключевые индикаторы результативности.

В седьмом разделе дана оценка объемов финансовых средств, необходимых для реализации Программы.

В восьмом разделе определены целевые показатели деятельности университета.

В девятом разделе описаны ожидаемые результаты реализации Программы.

В десятом разделе сформулированы общие принципы и механизмы управления Программой.

В одиннадцатом разделе дано краткое описание основных рисков реализации Программы.

2. Социально-экономические основания разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень образования, квалификацию, здоровье и социальную ответственность. Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал.

При разработке Концепции создания Уральского федерального университета учитывались глобальные тренды, а также сложившаяся ситуация в российской экономике и Уральском регионе.

Доминирующие глобальные экономические тренды

  1. Крупнейшие международные организации (ООН, МВФ, ВТО) фиксируют замедление темпов роста глобальной экономики на фоне мирового финансового кризиса и низких цен на сырьевые ресурсы.

  2. На международной арене появились новые экономические лидеры – страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Усиливается роль новых экономических объединений – в частности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). По прогнозам, к 2020 году сформируются новые финансовые центры в Шанхае, Гонконге.

  3. Ключевыми драйверами экономического роста наиболее конкурентоспособных стран являются инновации. Реиндустриализация и сопутствующий рост эффективности использования ресурсов рассматриваются как необходимый этап для перехода к экономике, основанной на знаниях.

  4. Приоритетом в социально-экономической политике ведущих мировых держав является обеспечение высокого качества жизни населения. Особое место в этом процессе занимают вузы – в современной экономике они стали центрами компетенций, ключевым звеном в цепочке создания знаний и инноваций, ядром сферы образования и культуры.

Ситуация в экономике России

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации ставит стратегическую цель «инновационного развития страны, опирающегося на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом».

В современных условиях это означает:

во-первых, создание и удержание технологического лидерства по ряду приоритетных направлений, обеспечивающего наибольшие выгоды страны от глобализации и международного разделения труда;

во-вторых, способность экономики воспринимать и внедрять передовые технологии, созданные как в стране, так и за рубежом, поддерживающие конкурентоспособность основной массы производимых в России товаров и услуг на мировых рынках.

Экономика России характеризуется низким уровнем инновационной активности. В структуре промышленного производства доля инновационной продукции за последние 15 лет не превышала 7-9%, экспорт высокотехнологичной продукции составляет не более 7,5% от общего объема товарного экспорта, с 1992 г. в 8 раз сократилась доля России в мировом производстве отраслей высоких технологий, в 15-18 раз уменьшилось финансирование сектора исследований и разработок.

Несмотря на высокий научно-исследовательский потенциал, сегодня в России реально используется в экономике не больше 2% создаваемых научных знаний. Это оборачивается крупным экономическим и стратегическим проигрышем. Если в развитых странах на долю знаний, воплощенных в технологиях, товарных продуктах и образовании, в настоящее время приходится 80-95% ВВП, то в России даже в лучшие годы вклад науки в ВВП не превышал 30-40%. Наукоемкость российского ВВП снижается. В настоящее время она составляет всего 1,3%, в том числе по Уральскому федеральному округу (УФО) – порядка 0,6%, а по Свердловской области – 1,5%. Между тем, в мировой практике к наукоемким принято относить производства, для которых этот показатель составляет не ниже 3,5%, а к высокотехнологичным – не ниже 8,5 %.

В последнем рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия занимает 58 место, что незначительно лучше результатов прошлых лет. Низкий рейтинг России связан с проблемами в базовых сферах (качество институтов, инфраструктура, здоровье и образование) и низкой конкурентоспособностью бизнеса по инновационным факторам.

Для преодоления негативных тенденций, согласно Концепции, в условиях снижения цен на энергоресурсы и сырье и высоких рисков стагнации экспортно-ориентированных базовых секторов российской экономики, в России должен быть реализован инновационный сценарий развития экономики, основой которого является существенное возрастание доли обрабатывающих наукоемких производств в ВВП технологическое лидерство по ряду критических технологий. Так, рост ВВП для этого сценария к 2020 г. планируется в 6,6 раза, причем вклад инновационного сектора экономики должен возрасти с 0,4 до 2,3 пунктов, то есть практически в 6 раз. При этом эффективное использование природных ресурсов на базе технологической модернизации (степень износа основных фондов в России составляет более 52%, предел возможностей энергетической инфраструктуры будет достигнут уже в 2010 году) по-прежнему остается основным источником роста ВВП и к 2020 г. при условии развития пяти направлений технологического инновационного лидерства России:

– энергоэффективность и энергосбережение, в т.ч. разработка новых видов топлива и углубленная переработка ресурсов;

– ядерные технологии;

– космические технологии, «прежде всего, телекоммуникации, в т.ч. ГЛОНАСС, и программы развития наземной инфраструктуры»;

– медицинские технологии, «прежде всего, диагностическое оборудование, а также лечебные средства»;

– «стратегические информационные технологии», т.е. создание суперкомпьютеров и программного обеспечения.

Тенденция последних лет – реализация масштабных проектов, направленных на комплексное развитие территорий и сфер деятельности, реализуемых при участии государства и бизнеса в формате частно-государственного партнерства.

  1. Программа развития уральского федерального университета имени первого президента россии

    Программа
    Приложение 3. Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями развития УрФУ
  2. Концепция создания уральского федерального университета согласовано

    Документ
    В современных условиях уровень развития экономики, ее конкурентные преимущества определяются накопленным и реализованным человеческим капиталом. Приоритетным источником экономического роста становятся инвестиции в человека, в его уровень
  3. Отчет объекты: Уральский федеральный университет, Уральский государственный университет им. А. М. Горького Категории сми: Газеты, Журналы, Информагентства, Интернет, тв, Радио Временной период: с 04 Июня 2011 г по 13 Июня 2011 г

    Содержательный отчет
    7 3 49,04515 1 (1) 1,33 10, 905 3 9 (14) 0,8 13, 75 4 3 (4 ) 0,537 5, 1515 5 ( ) 0,384 0,7 7 7 (11) 0, 78 8,81 1 7 1 (18) 0, 33 0,93184 8 ( ) 0,19 0,3918 9 5 (11) 0,1 0,3191 10 3 (3) 0,144 0, 875 11 1 ( ) 0,091 0,181 1 (13) 0,053 0,1057
  4. Программа создания и развития Физико-технологического института Уральского федерального университета имени первого

    Программа
    Будет разработано не менее 15 учебно-методических коплексов по дисциплинам. Обеспечивает качество осуществляемых программ подготовки, конкурентноспособность и тем самым достижение целевых индикаторов: табл.
  5. Программа создания и развития федерального государственного автономного образовательного учреждения

    Программа
    Программа создания и развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.
  6. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (2)

    Программа
    2.1.1.2.2.3.1.1. Предупреждение опасного поведения различных категорий участников дорожного движения, формирование законопослушного поведения и негативного отношения граждан к правонарушениям в сфере дорожного движения 56
  7. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (1)

    Программа
    2.4.3.2. Разработка и реализация концепций и программ социально-экономического развития муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов,
  8. Программа социально-экономического развития пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года (3)

    Программа
    2.5.2.1.3. Приведение сети в нормативное состояние (аккредитация, лицензирование) в целях создания условий для полноценного участия в конкуренции за клиента 217
  9. Отчет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный университет» по результатам реализации программы развития национального исследовательского университета

    Содержательный отчет
    Регламент реализации мероприятия «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка научных и научно-педагогических работников университета по его ПНР» .

Другие похожие документы..