Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей

Семинар – практикум №11.

Выявление профессионально значимых качеств личности руководителя (продолжение).

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

1.Сочетание каких типов личности по Холланду-Климову необходимо иметь современному руководителю?

2.Почему необходимо своевременно выявлять профессионально значимые качества? 3.Каким образом доминирующий тип личности влияет на эффективность управленческой деятельности?

4. Составьте психологический портрет современного руководителя.

Тема 3. Личность управленца и профессиональная карьера (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа карьеры. Карьера как профессиональное самоопределение. Карьера как успешное продвижение по службе. Карьера как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведенческих проявлений. Французская школа карьеры. Карьера с точки зрения социальной психологии. Критерии карьеры. Субъективный и объективный критерии. Карьера и профессиональная Я-концепция. Карьерные ориентации и якоря карьеры. Влияние ведущего типа карьерной ориентации на профессиональное самоопределение. Карьерные ориентации и тип руководства.

Семинар – практикум №12.

Определение карьерных ориентаций личности.

Цель занятия: определение карьерных ориентаций личности.

Оснащение. Опросник «Якоря карьеры» (Чикер В.А., 2003).

Порядок работы. Каждому студенту выдается опросник и ответный лист с инструкцией. Опросник заполняется без ограничения времени. В конце занятия производится обработка и интерпретация результатов, на основании которых выявляется тот или иной тип карьерной ориентации (профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство). В качестве подведения итогов полезно обсудить следующие вопросы: Что определяют тип и выраженность карьерных ориентаций? Для чего желателен баланс различных видов карьерных ориентаций? Какое сочетание карьерных ориентаций необходимо современному руководителю? Какая шкала данного опросника будет положительно коррелировать с «социальным типом личности» по Холланду-Климову?

Литература:

1. Никифоров Г.С. и соавт. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Тема 4. Производственная мотивация (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа производственной мотивации. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности субъекта и объекта управления. Мотивация достижения успеха. Мотивация избегания неудачи. Влияние данных видов мотивации на эффективность деятельности руководителя. Критерии производственной мотивации. Мотивация аффилиации и ее значение для современного менеджера.

Семинар – практикум №13.

Методы диагностики производственной мотивации. Изучение производственной мотивации с помощью мотивационного теста Хекхаузена.

Цель занятия: выявить уровень производственной мотивации и производственной активности, которая направлена на достижение определенной цели.

Оснащение. Стимульный материал представляет собой 6 картинок типа ТАТ, на которых изображены фрагменты служебно-производственных ситуаций.

Процедура обследования следующая. Каждому испытуемому выдается комплект картинок и инструкция, в которой указано, что необходимо составить рассказ на каждую картинку. Время составления рассказа на каждую картинку составляет около 10 минут. Кроме этого дается установка на то, что при составлении рассказов необходимо мысленно ответить на следующие вопросы:

  1. Что здесь происходит и кто эти люди?

  2. Как возникла ситуация и что произошло перед этим?

  3. О чем думает каждый изображенный на картинке человек, что каждый из них хочет?

  4. Что произойдет дальше, чем все закончится?

После процедуры обследования излагаются основные критерии и принципы интерпретации. Далее работа в парах с целью отработки интерпретационных умений и навыков.

Литература:

Собчик Л.Н. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. – СПб.: Речь, 2002. – 16 с.

Самостоятельная работа №4.

Задание для самостоятельной работы №4.

Используя психографический тест «Нарисуй свой характер» в модификации С.Ф. Спичака и А.Г. Синицына протестировать студентов – старшекурсников и выявить преобладание типа мотивации (либо избегания неудачи, либо достижения успеха). При интерпретации теста особое внимание обращать на 2 –й и 3- й тест – квадраты. Материалы исследования обработать и изложить в печатном виде.

Раздел 4. Психология управления группой.

Тема 1. Социально-психологическая сущность групп, организаций (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа групп и организаций. Общие качества социальной группы с точки зрения управления. Виды социальных групп. Различие понятий коллектив и малая группа. Стили управления коллективом. Творческий стиль управления как интегральный стиль управления современного руководителя.

Семинарское занятие №14

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Качества социальной группы.

  2. Виды социальных групп.

  3. Различие понятий коллектив и малая группа.

  4. Требования к современному руководителю.

  5. Основные управленческие стили.

  6. Эффективность стилей управления.

  7. Основные управленческие принципы.

  8. Пространство управленческой деятельности руководителя.

Литература.

  1. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. – Новосибирск, 1992.

  2. Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. – М., 1995.

  3. Власова Н.М. …И проснешься боссом: Справочник по психологии управления. – Новосибирск, 1994.

Семинар-практикум №15.

Цель занятия: повторение пройденного материала по темам: «Стили руководства коллективом», «Методы управления и организаторского воздействия менеджера», «Профессионально значимые качества руководителя», «Виды карьерных ориентаций».

Форма проведения: малые группы. Каждой малой группе выдаются следующие задания:

  1. Найти взаимосвязь между порядком рождения и стилем руководства.

  2. Найти взаимосвязь между стилем руководства и методами управления.

  3. Проанализировать стили руководства и указать какая стратегия познания окружающей действительности (правополушарная либо левополушарная) соответствует тому или иному стилю.

  4. Найти взаимосвязь между стилем руководства и типом личности по Холланду-Климову.

  5. Каким образом стили руководства связаны с карьерными ориентациями личности.

Тема 2. Общая характеристика малых групп (Лекция).

Динамика малых групп. Уровни развития малой группы. Принцип развития малой группы. Классификация групп по Л.И.Уманскому: конгломерат, номинальная группа, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив (корпорация). Психологические условия формирования малой группы как коллектива. Принцип перехода группы на уровень корпорации.

Семинар-практикум №16.

Цель занятия: научиться различать уровни развития малой группы, понимать и выявлять их психологические особенности и характеристики.

Форма проведения: малые группы. Каждой малой группе выдаются карточки с метафорическим описанием уровней развития малой группы, например, «Песчаная россыпь», «Горящий факел», «Алый парус» и т.д. Цель заключается в том, чтобы по данному описанию отгадать название соответствующего уровня развития малой группы.

Самостоятельная работа №5.

Задание для самостоятельной работы №5.

Проанализировать пройденный материал и сочинить метафоры для каждого уровня развития малой группы, а также дать им название.

Литература.

  1. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Тема 3. Сущность групповых социально-психологических явлений (Лекция).

Поведение человека в группе. Механизмы групповой динамики. Групповые эффекты. Психологический климат группы. Понятие психологического климата. Сущность психологического климата группы. Групповая сплоченность и совместимость. Групповая совместимость и срабатываемость. Виды психологической совместимости. Коллективность как феномен группы.

Семинарское занятие №17.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

  1. Признаки психологического климата.

  2. Климатические зоны в отношениях между руководителем и подчиненным

  3. Сущность психологического климата и его значение в управлении.

  4. Групповая сплоченность.

  5. Групповая совместимость.

  6. Групповая совместимость и срабатываемость.

  7. Феномен симпатии и антипатии.

Литература.

  1. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Самостоятельная работа №6.

Решение производственных ситуаций.

Задание для самостоятельной работы №6.

Каждому студенту выдается по 5 карточек с различными производственными ситуациями и вариантами их решения. Необходимо найти правильное решение и дать соответствующее обоснование.

Методические рекомендации к освоению содержания дисциплины.

Преподавание курса опирается на знания и навыки, полученные в процессе предшествующего изучения дисциплин.

 Основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия, самостоятельная работа, включающая чтение и анализ рекомендуемой литературы, выполнение домашних заданий, подготовку к практическим занятиям, подготовку к выполнению контрольных работ.

  Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по курсу, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области знания, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

 Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией схем, плакатов. На  лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей.

 Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем, овладение методами научной информации и теоретического прогнозирования  процессов и явлений. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

  Самостоятельная работа обучаемых  является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний,  а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к зачету.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой, в частности, разработку программ исследований, проведение эмпирического исследования и подготовку отчета по его результатам. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении  студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Самостоятельную работу следует начинать сразу же после первой лекции и получения задания. Для работы студентам необходимо ознакомиться с графиком работы студентов по дисциплине и программой курса. Уяснить для себя, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (лекционные и семинарские занятия) и выполнение самостоятельной работы.

При возникновении вопросом по видам учебной деятельности студент может обратиться за помощью к преподавателю. По этим разделам студент готовит список вопросов, которые ему не удалось самостоятельно разобрать. После консультации с преподавателем студент обязан возобновить свою деятельность по невыполненным заданиям самостоятельной работы.

 Проверка усвоения учебного материала студентами осуществляется преподавателем в ходе текущего и итогового контроля. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и заданий на практических занятиях, а также по результатам самостоятельной работы. Итоговая аттестация по курсу завершается зачетом или экзаменом.

  Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения  занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или  предусмотренной тематическим планом.

   Итоговый  контроль  имеет целью определить  степень достижения  учебных целей по учебной дисциплине.

  • текущий и промежуточный контроль: по 10-балльной шкале оценивается работа студентов на практических занятиях (тематические выступления, участие в обсуждениях), выполнение домашних заданий, выполнение контрольных работ

  • результатом выполнения такой работы является подготовка и защита письменной работы по каждой изучаемой теме, представляющей собой отчет по проведению лабораторной работы. Защита выполненного отчета проводится как в ходе групповой работы студентов, так и в виде индивидуального собеседования студента и преподавателя.

     Результирующая оценка складывается из следующих элементов:

  • посещаемость (коэффициент - 0.1)

  • работа на практических занятиях (коэффициент - 0.1),

  • выполнение домашних заданий (коэффициент - 0.2),

  • выполнение контрольных работ (коэффициент - 0.2),

  • устный зачет/экзамен (коэффициент - 0.4)

Перечень основной и дополнительной литературы для изучения дисциплины «Психология управления»

Основная литература:

  1.      Забродин, Ю.М.   Психология личности и управление человеческими ресурсами : Учебно-методическое пособие / Ю. М. Забродин ; Институт труда и социального развития РФ. - М. : Финстатинформ, 2002. - 360с.

  2. Кабаченко Т.С.    Психология в управлении человеческими ресурсами : Учебное пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. - СПб. : Питер, 2003. - 400с. - (Учебное пособие). - Гриф УМО "Рекомендовано"

  3. Питюков, В. Ю.    Основы педагогической технологии [Текст] : учебно-практическое пособие : в 2-х ч. : Психология управления / В. Ю. Питюков. - М. : ТАНДЕМ, 1997. - 176 с.

  4. Лапыгин, Ю. Н.   Основы управленческого консультирования [Текст] : учебное пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М. : Трикста [и др.], 2006. - 352 с. - (Gaudeamus). - Гриф УМО "Рекомендовано".


  5.      Дополнительная литература:

    1. Касьяник П.М. Психология управления. Конспект лекций. М - СПб: АСT, 2005.

    2. Рамендик Д.М. Управленческая психология. - М.: Форум, 2006.

    3. Психология и этика делового общения. Ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ, 2006.

    4. Машков В.Н. Психология управления. - СПб.: Изд. Михайлова, 2002.

    5. Островский Э.В., Чернышёва Л.И. Психология и педагогика. - М.: Инфра-М, 2006.

    6. Психология управления: Курс лекций. Л.К. Аверченко и др. - М.: ИНФРА-М, 2000.

    7. Титова Л.Г Деловое общение. - М.: ЮНИТИ, 2005.

    8. Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. - М.: Инфра-М, 2005.

Вопросы к зачету

1. Дискуссия о предмете психологии управления.

2. Предмет психологии управления.

3. История развития психологии управления.

4. Психологические школы и направления психологии управления.

5. Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления.

6. Принципы и методы психологии управления. Принципы общения между руководителем и подчиненным по Конфуцию.

7. Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину.

8. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера.

9.Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера.

10. Приемы и методы аргументации.

11. Техника аргументации.

12. Методы управления и организаторского воздействия менеджера.

13. Функции общения.

14. Психологическая структура общения.

15. Виды управленческого общения.

16. Психология контакта руководителя с подчиненными.

17. Особенности и формы делового общения.

18. Коммуникация в организации и структура коммуникативного акта.

19. Цели коммуникации.

20.Коммуникативный минимум как основа для оценки коммуникативной компетентности менеджера.

21.Невербальная коммуникация и управление.

22. Типология социально-психологических качеств личности.

23. Учет типа темперамента в управленческой деятельности.

24. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия.

25. Психологический портрет современного менеджера.

26. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Типы личности по Холланду-Климову.

27. Выявление профессиональной направленности личности с помощью психографического теста в модификации С.Ф.Спичака и А.Г. Синицына.

28. Психологическая сущность и психологическая природа карьеры.

29. Карьерные ориентации и их значение в психологии управления.

30. Производственная мотивация как основа эффективной деятельности объекта и субъекта управления.

31. Критерии производственной мотивации.

32. Методы диагностики производственной мотивации. Мотивационный тест Хекхаузена.

33. Мотивация аффилиации.

34. Качества социальной группы.

35. Виды групп.

36. Динамика малых групп.

37. Уровни развития малой группы.

38. Социально-психологические механизмы малой группы.

39. Учет социально-психологических механизмов группы в управлении.

График организации самостоятельной работы студентов по специальности «Социология»

по изучению дисциплины «Психология управления», всего – 58 час.

По видам заданий (в часах)

преподавателя Даниловой О.Ю.

неделя

Работа с конспектом лекций

Подготовка

реферата/эссе по проблемным темам

Подготовка студентов к практическим/семинарским занятиям: чтение первоисточников, дополнительной литературы, учебников.

Конспектирование

прочитанного

Разработка проектов/

решение

задач и

упражнений

Выполнение домашнего задания, направленного на закрепление и систематизацию знаний: ответы на контрольные вопросы/выполнение лабораторных работ

Подготовка студентов к контрольной работе/коллоквиуму

Другие формы самостоятельной работы

итого

1

2.

Чтение главы I учебного пособия А.В. Морозова «Управленческая психология»

2

2

1

Изучение конспекта лекции «Предмет и задачи психологии управления»

1

Подготовка эссе на тему: «Личность и коллектив как объекты управления»

1

Чтение фрагмента книги Л.М. Королева «Психология управления»

1

Сущность основных принципов психологии управления. Теория Макса Вебера.

4

3

2

Изучение конспекта лекций: Социально-психологическая характеристика управления и управленческой деятельности

1

Чтение I гл. книги Л.М. Королева «Психология управления»

.

2

Проведение пилотажного исследования по опроснику «Карьерные ориентации личности» (В.А. Чикер)

5

4

1

Изучение конспекта лекций «Теоретические основы психологии управления»

2

Разработка и решение производственных ситуаций.

2

Подготовка к контрольной работе.

5

5

2

Изучение конспекта лекций «Стили и методы управления»

1

Проследить и описать взаимосвязь между стилями и методами управления.

1

Составить системную таблицу «Взаимосвязь личностной типологии и методов организаторского воздействия менеджера».

4

6

1

Изучение конспекта лекций «Методы организаторского воздействия менеджера»

2

Проследить и описать взаимосвязь между психологическими характеристиками менеджера и стилем руководства.

3

7

2

Подготовка реферата по проблемам исследования карьерных ориентаций личности руководителя.

2

Составить глоссарий по основным понятиям психологии управления.

4

8

2

Изучение конспекта лекций «Психологический портрет современного менеджера».

2

Проанализировать проблему профессионально значимых качеств личности руководителя и её взаимосвязи с типом карьерных ориентаций.

.

4

9

1

Изучение конспекта лекций «Психология управления общением»

1

Подобрать пословицы и поговорки, связанные с понятием общения.

2

Используя психографический тест «Нарисуй свой характер» протестировать студентов-старшекурсников и выявить преобладающий тип производственной мотивации.

4

10

2

Изучение конспекта лекций по проблеме производственной мотивации.

2

Изучить понятие «мотивация аффилиации».

2

Используя тематический апперцептивный тест Хекгаузена «Изучение производственной мотивации» продиагностировать студентов – старшекурсников и провести анализ по ключевым понятиям методики.

6

11

2

Сочинить метафоры для каждого уровня развития малой группы.

2

12

2

Подготовка к коллоквиуму.

2

13

2

Написание эссе

«Психологический портрет современного менеджера».

2

Проанализировать и решить заданные производственные ситуации.

4

14

2

Написание эссе на тему «Морально – этические качества руководителя».

2

15

4

Проанализировать проблему «Роль невербальной коммуникации в психологии управления»

4

16

3

Подготовка к итоговой контрольной работе

3

Всего

12

7

18

2

10

7

2

58

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.

Другие похожие документы..