Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей

Социально – психологическая характеристика управления и управленческой деятельности

Форма проведения занятия - «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

1.Исторический анализ развития и формирования психологии управления как отдельной области психологического знания.

2.Соотношение понятий управление и менеджмент.

3. Родоначальники психологии управления.

4. Основные функции управления.

5. Субъект и объект управления.

6. Принципы системного подхода в управлении.

Для подготовки к семинарскому занятию необходимо прочитать и проанализировать следующую литературу:

  1. Королев Л.М. Психология управления: Учебное пособие.- М.: Изд. «Дашков и К», 2008. - 188 с.

  2. Машков В.Н. Психология управления. – СПб., 1999.

Самостоятельная работа №1.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №1:

Проанализировав предложенную выше литературу, Вам необходимо письменно ответить на следующие вопросы на листах формата А -4 и сдать их для последующей проверки.

1. Раскройте сущность основных принципов психологии управления.

2. Какие основы психологии управления, разработанные древнегреческими философами, используются в современной науке?

3. Психологическая сущность теории Макса Вебера.

Тема 3. Теоретические основы психологии управления (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа психологии управления.

Принципы и методы психологии управления. Основные и частные принципы управления. Организационно-административные методы. Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. Эвристические методы управления. Принципы общения между руководителем и подчиненными по Конфуцию.

Семинарское занятие №2

Решение производственных ситуаций с применением теоретических основ психологии управления.

Форма проведения занятия - «Малые группы».

Цель занятия: научится решать сложные производственные ситуации и находить оптимальное решение. В задачи занятия входят также отработка умений и навыков групповой работы, групповой сплоченности, умение отстаивать свою точку зрения, нахождение эффективного решения с помощью инсайт-реакций.

Группа делится на подгруппы по 4-5 человек. Каждой подгруппе выдается несколько производственных ситуаций, на которые необходимо дать не менее 7-и решений. Далее каждая группа представляет свои варианты решений. В конце занятия – дискуссия и рефлексия.

Тема 4. Стили и методы управления (Лекция).

Психологическая характеристика стилей управления по К. Левину. Психологическая характеристика методов организаторского воздействия менеджера. Убеждение как основной метод организаторского воздействия менеджера. Приемы и методы аргументации. Техника аргументации. Интересы и позиции в аргументации. Теория Р.Фишера и У.Юри. Методы управления и организаторского воздействия менеджера.

Прямые и косвенные методы организаторского воздействия. Применение отрицательных методов организаторского воздействия.

Семинарское занятие №3

Стили и методы управления. Применение техники аргументации.

Цель занятия: отработка умений и навыков основных техник аргументации.

Работа производится в парах. Каждой паре задается проблемная ситуация, основанная на позиции (Фишер, Юри). Например, клиент и менеджер не могут договориться. Менеджер продает дом за 50 000 долларов, клиент говорит, что не заплатит ни доллара больше, чем 47 500. Необходимо определить основополагающую проблему. Затем выявить, что стоит за позицией. Привести аргументы, которые приведут к согласию. В конце занятия – обсуждение и рефлексия.

Семинарское занятие №4

Стили и методы управления. Применение техники аргументации (продолжение).

Цель занятия: отработка умений и навыков основных техник аргументации.

Работа производится в малых группах по 4-5 человек. Каждая группа придумывает по нескольку ситуаций, содержащих конфликт позиции и интереса. Далее группы меняются ситуациями и решают их по принципу предыдущего занятия. В конце занятия – рефлексия и обсуждение.

Самостоятельная работа №2.

Вопросы и задания для самостоятельной работы №2.

Проанализировав лекционный материал по теме «Методы организаторского воздействия менеджера», а также повторив тему «Акцентуации характера» составить системную таблицу «Взаимосвязь личностной типологии и методов организаторского воздействия менеджера». В первой колонке содержатся названия типов акцентуаций характера. Во второй колонке необходимо указать наиболее приемлемые методы воздействия, в третьей – самые неприемлемые методы для заданной личностной типологии.

Примечание: составляя данную таблицу необходимо дать разъяснение, почему Вы выбираете те или иные методы для каждого типа личности.

Раздел 2. Психология управления общением.

Тема 1. Общение как социально-психологический феномен (Лекция).

Психологическая сущность и психологическая природа общения. Общение как обмен информацией между субъектами деятельности. Общение как восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач. Дифференцированный подход к понятиям «общение», «социальные отношения» и «межличностные отношения».

Связь общения с деятельностью. Функции общения. Психологическая структура общения. Мотивационно - целевая сторона общения. Коммуникационная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Вербальная и невербальная коммуникация. Роль невербальной коммуникации в общении между руководителем и подчиненным.

Семинар-практикум №5.

Общение как социально-психологический феномен (на примере интерпретации и классификации пословиц).

Занятие проводится в малых группах (по 5-6 человек).

Цель занятия: показать значение пословиц в управленческом общении. В задачи занятия входит также отработка умений и навыков межличностного общения и умения дифференцировать уровни общения.

Малым группам выдаются разнообразные пословицы в количестве от 45 до 60 штук. Первое задание – распределить данные пословицы по следующим уровням (вербальный и невербальный уровни общения, закономерности восприятия человека человеком, поведение в конфликте, влияние особенностей характера на стили социального взаимодействия). После того как будет выполнено первое задание все подгруппы получают второе задание – проинтерпретировать пословицу и «расшифровать» ее психологический смысл, например, «Дорога ложка к обеду» (своевременность наших реакций в общении и т.д.).

Тема 2. Психологические особенности управленческого общения (Лекция).

Виды управленческого общения. Ритуальное общение. Открытое общение. Закрытое общение. Полузакрытое общение. Монологическое общение. Диалогическое общение. Манипулятивное общение. Светское общение. Особенности и формы делового общения. Психология контакта руководителя с подчиненным. Виды и уровни контакта. Ролевые позиции управленческого общения. Четыре основные позиции управленческого общения. Психологическая культура общения в организации.

Семинар-практикум №6.

Психологические особенности управленческого общения.

Данный семинар - практикум проводится в форме деловой игры «Детективное расследование».

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, выявление спонтанного лидера, формирование навыков активного слушания и групповой сплоченности и т.п.

Правила проведения игры: группа делится на малые группы по 5-6 человек. Преподаватель раздает участникам комплекты карточек (каждой малой группе по комплекту) и просит разделить их не глядя между собой примерно поровну. Далее преподаватель объясняет, что группа получила одну и ту же историю. Затем участникам диктуются правила игры: участники должны прочитать каждый свою часть карточек, можно зачитывать друг другу вслух то, что написано на карточках, нельзя показывать карточки друг другу, нельзя вести записи. Команда должна обсудить историю (без ведения записей) и дать общий ответ на четыре вопроса: Что украли? Кем было украдено? Когда было украдено? Почему было украдено? В заключение игры – рефлексия. Обратить особое внимание на следующие моменты (что затрудняло поиск правильных ответов, что помогало в поиске правильных ответов, что бы вы во второй раз сделали по-другому).

Семинар-практикум №7.

Психологические особенности управленческого общения.

Цель занятия: коррекция и тренировка вербальных способов общения с помощью Я-высказываний.

В начале занятия дается небольшая преамбула, разъясняющая значение и роль вербализации чувств в общении. Затем группа делится на подгруппы и каждая подгруппа получает карточки с «неправильными» высказываниями. Задача заключается в том, чтобы перефразировать Ты - высказывания в Я – высказывания. Например, «Ты должен хорошо учиться», может приобрести такую формулировку «Я хотел бы, чтобы ты учился лучше» и т.д. В конце занятия полезно обсудить произведенную работу и ответить на следующие вопросы. Почему «Ты - высказывания» могут приводить к конфликтам? Почему люди редко применяют «Я- высказывания» в общении? Какова роль вербализации чувств в процессе общения? Почему не распознанные чувства приводят как к межличностным, так и к внутриличностным конфликтам?

Тема 3. Коммуникативный минимум менеджера (Лекция).

Коммуникация в организации. Роль коммуникативного взаимодействия в формировании целостности организации. Структура коммуникативного акта. Коммуникативная компетентность менеджера и деятельность организации. Коммуникация как структура и как процесс. Коммуникация как элемент культуры организации. Значимость выявления коммуникативного стандарта в эффективности деятельности менеджера. Коммуникативный стандарт менеджера. Физиологические основы передачи коммуникативного сообщения. Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга. Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации. Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации. Правило комплиментарности поведения коммуникатора и реципиента. Роль и значение эмоций в коммуникации. Различные коммуникативные техники (техника активного и пассивного слушания, техника синхронизации, техника снятия разногласий и т.д.).

Семинар-практикум №8.

Оценка коммуникативного минимума менеджеров организации.

Цель занятия: овладение методом анкетирования и оценки коммуникативного минимума менеджеров организации.

Занятие состоит из двух этапов. Первый этап – анкетирование и самооценочное исследование коммуникативного минимума. Второй этап – экспертиза.

Оснащение: анкета по изучению коммуникативного минимума менеджеров организации (Никифоров Г.С. и соавт., 2003).

Данная анкета представляет собой различные коммуникативные навыки и умения.

Необходимо оценить их по 10-и бальной шкале. Обработка результатов производится по специально разработанным шкалам (подготовительная фаза, контактная фаза, эмоции в разговоре, фаза понимания, фаза убеждения, фаза завершения, управление разговором). На втором этапе производится экспертная оценка. Для этого группа разбивается на подгруппы и поочередно каждый участник подвергается экспертной оценке по разработанным шкалам анкеты. В результате полезным оказывается сравнение собственной и экспертной оценки коммуникативного минимума. В сущности это будет указывать на степень согласованности идеального и реального – Я профессиональной Я-концепции. Тем самым можно получить надежный результат.

Литература:

1. Никифоров Г.С. и соавт. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.

Самостоятельная работа №3.

Задание для самостоятельной работы №3.

Составить глоссарий по следующим понятиям.

Менеджмент, субъект управления, объект управления, организация, деятельность организации, психология управления, принципы управления, методы управления, общение, социальные отношения, межличностные отношения, мотив общения, коммуникация, вербальная коммуникация, невербальные средства общения, кооперация, конкуренция.

Раздел 3. Личность в управленческом процессе.

Тема 1. Личность как объект и субъект управления.

Личность в управленческом процессе. Типология социально-психологических качеств личности. Типы личности в зависимости от их физиологических характеристик (по Кречмеру). Влияние данной типологии на управленческую деятельность. Учет типа темперамента в управленческой деятельности. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на выбор методов организаторского воздействия. Понятие социальной и профессиональной роли. Уровень притязаний личности. Уровень притязаний и социальная роль. Гендерные различия и уровень притязаний. Изучение уровня притязаний как условие эффективного стимулирования трудовой деятельности. Понятие психологической совместимости работников. Виды психологической совместимости. Роль данного психологического феномена в эффективности деятельности организации. Типы коммуникативного поведения сотрудников. Взаимодействие субъекта и объекта управления. Типы руководителей в зависимости от их ориентации на получаемую «снизу» информацию.

Семинарское занятие №9.

Форма проведения занятия – «Круглый стол».

Вопросы для обсуждения.

  1. Понятие «управленческие отношения» и их роль в организации.

  2. Особенности ролевого поведения личности.

  3. Взаимовлияние личностной типологии и управленческой деятельности.

  4. Уровень притязаний личности.

  5. Проблема оптимизации профессиональной деятельности.

  6. Критерии оценки совместимости и срабатываемости.

  7. Функции руководителя как субъекта управления.

Литература:

  1. Морозов А.В. Управленческая психология: Учебник. – 3-е изд.- М.: Академический Проект, 2006. – 288 с.

  2. Аверченко Л.К. Законы психологии в помощь менеджеру. – Новосибирск, 1992.

  3. Бодалев А.А. Личность и общество. – М., 1983.

Тема 2. Основные компоненты профессионально значимых качеств руководителя (Лекция).

Психологический портрет современного менеджера. Выявление профессионально значимых качеств менеджера. Морально-этические качества руководителя. Коммуникативные качества руководителя. Волевые качества руководителя. Организационно-административные качества руководителя. Профессиональная подготовка руководителя. Значимость диагностики профессионально значимых качеств в организации и построении карьеры менеджера.

Семинар – практикум №10.

Выявление профессионально значимых качеств личности руководителя.

Цель занятия: выявление профессиональной направленности личности руководителя с помощью тест-опросника Холланда-Климова.

Оснащение. Опросник Холланда-Климова.

Тестирование проводится в групповом режиме. Каждому студенту выдается бланк опросника и инструкция. По окончании работы производится детальная интерпретация доминирующего типа личности: реалистический тип, интеллектуальный тип, социальный тип, офисный (конвенциональный) тип, предпринимательский тип, артистический тип.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология управления Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология управления» входит в состав общепрофессиональных дисциплин регионального компонента (0ПД. Р.) основной образовательной программы, учебного плана по специальности 030301 «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология семи» (ОПД.

Другие похожие документы..