Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

О приемах рационального чтения

Растущий объем информации обусловил поиск и разработку рациональных приемов быстрого чтения. Из работ современных авторов по этой проблеме следует указать на книги известного ученого из бывшей ГДР Франца Лезера «Рациональное чтение» (М., 1980) и О.А. Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» (М., 1983). Авторы последней из названных книг сформулировали «золотые» правила быстрого чтения:

1. Читайте без регрессий, т.е. без возвратного движения глаз.

2. Читайте, мысленно укладывая уже прочитанное в блоки, выделяя ключевые слова, и, опираясь на них, выделяйте смысловые ряды, которые несут в себе основной замысел автора. При этом текст как бы «сжимается», в нем остаются только зерна смысла, так называемое «золотое ядро».

3. Читайте вертикальным движением глаз (идеал - 1 страница за 30 секунд).

4. Читайте внимательно. Стремитесь понимать прочитанное непосредственно в процессе чтения.

5. Запоминайте не отдельные слова, а целые мысли и идеи автора.

6. Читайте с переменной скоростью, зависящей от сложности и знакомости материала.

Литература:

Самостоятельная работа студента. - Барнаул, 1995.

Фр. Лезера «Рациональное чтение» М., 1980.

О.А. Кузнецова, Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» М., 1983.

2.7. Методические рекомендации по подготовке к экзамену.

В процессе подготовки к экзамену рекомендуется:

  1. ознакомиться с перечнем вопросов, выносимых на экзамен,

  2. повторить, обобщить, систематизировать информацию, полученную на протяжении всего учебного года в процессе слушания лекций, чтения учебников, учебных пособий, монографий, сборников научных статей, журналов и газетных публикаций, предлагаемых для углубленного изучения той или иной темы,

  3. Просмотреть конспекты лекций; конспекты, содержащие основные положения концепций авторов, работы которых изучались в ходе подготовки к семинарским занятиям; планы ответов на вопросы семинарских занятий,

  4. Выучить определения основных понятий и категорий.

Следует помнить, что преподаватель на экзамене проверяет не только уровень запоминания учебного материала, но и то, как студент понимает те или иные правовые категории и реальные юридические проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, отстаивать определенную позицию, объяснять, передавать заученную дефиницию своими словами.

На экзамене преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы. Если первые задаются помимо вопросов экзаменационного билета и связаны, как правило, с плохим ответом, то вторые – в рамках билета и направлены на уточнение мысли студента. Критериями при выставлении оценки являются правильность ответов на вопросы, полнота ответа, степень использования научных и нормативных источников, умение связывать теорию с практикой, логика и аргументированность изложения, грамотное комментирование, приведение примеров, культура речи. Это значит, что преподаватель оценивает как знания по данному предмету, так и форму изложения их студентом.

2.8. Рекомендации по работе с тестовой системой курса.

Наиболее эффективным средством проверки знаний студентами содержания курса «Прокурорский надзор в РФ» являются тесты - задания стандартной формы, по результатам которых можно сделать вывод о знаниях, умениях и навыках студентов. Тесты способствуют объективности оценки результатов, обусловленной конкретностью измерителей ответа. С их помощью возможно проверить знания по компонентам (понятия, концепции и пр.), либо в комплексе. Использование тестов фронтально и индивидуально, на всех этапах обучения способствует не только контролю и оценке знаний, но и первичному закреплению, обобщению, систематизации и нового материала; развитию специальных умений.

Тестовая система курса является одним из способов промежуточного или итогового контроля, проверки знаний студентов по предмету. Тест представляет собой пробное задание (отдельно по каждой теме или общим списком по блоку тем) , построенное в форме вопросов, которые снабжены несколькими вариантами ответов. Как правило, один из предложенных вариантов ответов является правильным. В редких случаях в вопросе могут встречаться несколько правильных ответов, но следует указать один – приоритетный (основополагающий).

Специфика прохождения тестирования заключается в том, что студент должен проявить как способности к комбинаторному мышлению, так и навыки самостоятельного формулирования категориальных свойств объекта, определений, проблем и т.п.

РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ)

3.1. ЛЕКЦИИ(обзорные) по учебному курсу «Прокурорский надзор в РФ».

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Тема 1. Предмет и система курса «Прокурорский надзор». Сущность и задачи прокурорского надзора в России

Приступая к изучению данной темы, прежде всего следует иметь в виду, что прокуратура Российской Федерации - это еди­ная федеральная централизованная система органов, осущес­твляющих от имени государства надзор за соблюдением Конс­титуции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. В то же время, как заявил Пре­зидент Российской Федерации на Всероссийском совещании прокуроров 21 января 2005 г., «прокуратура олицетворяет силу и справедливость государства, является одним из самых мощ­ных и влиятельных звеньев правоохранительной системы».

Прокурорский надзор - основная форма государственного надзора.

Предметом курса «Прокурорский надзор» являются правовые нормы, определяющие задачи, функции, направления, принци­пы организации и деятельности прокуратуры, ее место в систе­ме государственных органов, систему и структуру органов про­куратуры, права и обязанности прокуроров, правовые средства и методы осуществления прокурорского надзора.

Курс условно подразделяется на две части: Общую и Особен­ную. В Общей части рассматриваются: предмет и задачи проку­рорского надзора, принципы и общие положения его организа­ции. Предметом Особенной части являются отдельные отрасли и направления деятельности прокуратуры.

При изучении курса рекомендуется обратить внимание прежде всего на Федеральный закон «О прокуратуре Россий­ской Федерации» от 17 января 1992 г., в ред. от 22 августа 2004 г. (далее - Закон о прокуратуре), и на комментарии к этому закону, а также на приказы и указания Генерального про­курора РФ, касающиеся сферы деятельности прокуратуры.

Для более глубокого усвоения учебного материала следует ознакомиться с ведомственными правовыми актами, отражаю­щими деятельность прокуратуры, постановлениями Пленумов Верховного и Арбитражного Судов Российской Федерации и другими документами, раскрывающими сущность прокурорско­го надзора.

Основная цель, стоящая перед прокуратурой, определена Законом о прокуратуре - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод че­ловека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этом - сущность прокурорского надзора.

При рассмотрении данного вопроса следует иметь четкое представление о таких понятиях, как «верховенство закона», «единство», «законность», о роли прокурорского надзора в ук­реплении законности. Особо следует обратить внимание на важ­нейшую функцию прокуратуры, ставшую приоритетной в ее де­ятельности, - защиту прав и свобод человека и гражданина.

При изучении темы 1 следует уяснить также содержание кон­цепции прокурорского надзора на современном этапе государ­ственного строительства, которая включает определение:

• места и роли органов прокуратуры в системе государствен­но-правовых институтов, обеспечивающих законность и пра­вопорядок, целостность государства;

• характера и содержания полномочий прокуратуры на совре­менной стадии демократического преобразования государства;

• характеристики системы органов прокуратуры;

• системы кадрового обеспечения прокуратуры и порядка прохождения службы в органах прокуратуры;

• гарантий эффективности деятельности органов прокуратуры.

Прокурорский надзор - это осуществляемая от имени госу­дарства на основе единства, централизации и независимости от какого бы то ни было влияния деятельность Генерального про­курора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров, направленная на соблюдение Конституции РФ и обеспечение законности в различных сферах государственного и социально-экономического развития путем выявления нарушений законов, принятия мер к их устранению и привлечению к ответственнос­ти нарушителей.

Прокурорский надзор распространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, в том числе обладающие юридической силой законов. В этом состоит специфика прокурорского над­зора, отличающая его от иных видов надзора, осуществляемого другими государственными органами надзора и контроля - ад­министративного, экологического, санитарного, эпидемиологи­ческого, санитарного и т.д. В то же время полномочия прокура­туры по надзору не распространяются на деятельность высших органов законодательной и исполнительной власти и соответ­ственно - высших должностных лиц государства. Из объектов прокурорского надзора исключены также все суды, в том чис­ле Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбит­ражные суды. Данное требование, однако, не распространяется на так называемые квазисуды, т.е. на структуры в названии ко­торых употребляется слово «суд» (третейский суд, суд чести, то­варищеский суд и т.д.).

Место, занимаемое прокуратурой в государственном механиз­ме России, обусловлено реализуемыми ею функциями. В лите­ратуре отмечается, что функции прокуратуры составляют ключе­вую правовую категорию. Они раскрывают содержание, структу­ру и пределы деятельности прокуратуры. По существу функции прокуратуры представляют собой основные направления дея­тельности, осуществляемые с использованием специфических форм и методов в рамках точно очерченных полномочий. Про­курорский надзор не подменяет ведомственный или государ­ственный контроль и не вмешивается в экономическую деятель­ность предприятий и учреждений. Он призван защищать права и свободы граждан, а также охраняемые законом интересы об­щества и государства.

К функциям прокуратуры относятся: надзор за исполнением законов (главная функция); уголовное преследование за совер­шение преступлений, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; учас­тие в уголовном и гражданском судопроизводстве, поддержание государственного обвинения, обжалование противоречащих за­кону решений, приговоров, определений и постановлений су­дов; участие в правотворческой деятельности.

Надзорная функция прокуратуры, кроме того, подразделяет­ся, детализируется и конкретизируется в ряде подфункций. К их числу относятся:

• надзор за соблюдением Конституции РФ и за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за со­ответствием законам издаваемых ими нормативных актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и граждани­на министерствами, ведомствами, представительными (зако­нодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лицами, ор­ганами управления и руководителями коммерческих и не­коммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющи­ми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих наз­начаемые судом меры принудительного характера, админи­страциями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• поддержание государственного обвинения, обжалование про­тиворечащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

• надзор за исполнением законов судебными приставами.

Таким образом, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни и деятельности человека, общества и государ­ства, урегулированные законом. Уголовное преследование явля­ется лишь одним из средств выполнения правозащитной функ­ции. Как показывает практика, наибольшее количество право­нарушений допускается в социальной, трудовой, экономической и экологической сферах, на их устранение и нацелен прокурор­ский надзор.

На протяжении истории перечень функций прокуратуры не оставался неизменным. Его постоянное видоизменение напря­мую связано с социальными и правовыми условиями развития общества и государства.

Обозначая функции прокуратуры, законодатель тем самым устанавливает предмет, пределы и правовые средства прокурор­ского надзора. Для рассмотрения предмета прокурорского над­зора необходимо обратиться к ст. 21, 26, 29, 32 разд. III «Про­курорский надзор» Закона о прокуратуре.

Отдельные нормы, определяющие задачи и надзорные функ­ции прокуроров в соответствующих сферах правовых отноше­ний, содержатся в Уголовно-процессуальном, Гражданском процессуальном, Арбитражном процессуальном кодексах Рос­сийской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе, Кодек­се Российской Федерации об административных правонаруше­ниях и ряде других нормативных актах. Например, особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регла­ментируются Таможенным кодексом РФ, в частности ст. 248, 227, 228, где предусмотрено регулирование прокурорского над­зора при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психот­ропных веществ.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Современная организация государственных учреждений россии основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 04) Экологическое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..