Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

2.4. Методические рекомендации по написаниюрефератов.

Подготовка рефератовпо отдельным темам программы по предпринимательскому праву. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получение нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы

То есть, в реферате не должны копироваться слово в слово книги и статьи, ведь он не является конспектом. Исходя из того, что в реферате важна систематизация информации, в нем не может быть только один источник, иначе это будет доклад. И наконец, реферат призван обобщать полученный из источников материал, а не обозревать сами книги.

Содержание работы должно отражать:

- знание современного состояния проблемы;

- обоснование выбранной темы;

- использование известных результатов и фактов;

- полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

- актуальность поставленной проблемы;

- материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.

Не стоит увлекаться самозабвенным «передиранием» чужих мыслей без указания на источник. Во-первых, большинство преподавателей с первого взгляда узнает тексты известных научных трудов (не исключено, что на некоторых они и сами учились). Во-вторых, вряд ли студент станет изъясняться сложным, часто специфическим языком научных деятелей.

Следует сделать два первых вывода:

1. При написании реферата перерабатывайте содержание первоисточников, а не копируйте его.

2. Если очень уж хочется процитировать умную мысль — цитируйте, но обязательно ссылайтесь на автора.

Далее, выбирается тема. Она должна быть актуальной и интересной для самого студента. Определяется, какая проблема будет затронута данной работой и пути ее решения. Подыскивается литература по данной теме (книги, статьи, монографии, доклады), изучается, делаются выписки; используются современные источники.

Составляется план работы. Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе по написанию реферата, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения.

План учащийся составляет самостоятельно либо с помощью преподавателя, с учетом замысла работы. Однако при всем многообразии индивидуальных подходов к плану реферата традиционным является следующий:

Содержание

  • Глава 1 (полное наименование главы).

  • Глава 2 (полное наименование главы).

  • Глава 3 (полное наименование главы).

  • Заключение (или выводы).

  • Список использованной литературы.

  • Приложения (по усмотрению автора).

В содержании рядом с каждым из перечисленных пунктов указывается страница, с которой данный пункт начинается в тексте реферата.

Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате для достижения поставленной цели.

В основной части работы необходимо достаточно полно и убедительно раскрыть все пункты плана, сохраняя логическую связь между ними и последовательность перехода от одного к другому. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким выводом.

В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать полутора-двух печатных страниц.

В конце работы прилагается список используемой литературы, который состоит из следующих частей:

1) нормативные акты (располагаются в следующем порядке:

  • конституция РФ;

  • законы РФ;

  • указы президента РФ;

  • акты правительства РФ; акты министерств и ведомств, решения органов местного самоуправления;

2) специальная литература – книги статьи, расположенные в алфавитном порядке;

3) судебная практика (в первую очередь указываются опубликованные дела, затем неопубликованные)

  • извлечения из источников, цитаты, приводимые в работе, обязательно оформляются в виде ссылок на используемую литературу;

  • реферат должен быть отпечатан размером шрифта № 14, шрифтом Times New Roman, с использованием междустрочного интервала 1,5;

  • объем работы должен составлять 15-20 листов формата А-4, заполненных с одной (лицевой) стороны. Количество используемых источников - не менее семи;

  • работа оформляется титульным листом, в котором указывается полное наименование образовательного учреждения, факультета, кафедры; темы, данные студента, выполнившего работу, данные проверяющего преподавателя;

  • при невыполнении общеустановленных требований к подобного рода работам (работа написана не по теме, несамостоятельно, путем переписывания учебного материала, а также без должного оформления) реферат возвращается студенту без рецензирования для повторного выполнения;

  • работа, признанная преподавателем «удовлетворительной», оценивается словом «зачтено» с указанием даты проверки, а признанная «неудовлетворительной» - «не зачтено» с оформлением рецензии и указанием конкретных недостатков, как по содержанию, так и по ее оформлению.

Рецензия на реферат содержит оценку:

- актуальности заявленной проблемы;

- степени знакомства с современным состояниям проблемы;

- использования известных результатов и научных фактов в работе;

- полноты цитируемой литературы

- использования знаний вне учебной программы Волгу;

- степени новизны;

- научной значимости проблемы;

- грамотности и логичности изложения материала;

- структуры работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

- соответствия оформления реферата стандартам.

2.5.Рекомендации к написанию домашних контрольных работ.

Цель проведения – контроль за степенью усвоения изучаемого материала при промежуточных аттестациях. Работа сдается студентами на следующем за­нятии. Контрольную работу можно задавать как по уже изученной теме. Студенты могут пользоваться любыми материалами. Объем работы — 3—5 страниц. Основное отличие домашней контрольной работы от аналогичной аудиторной работы с использованием материалов состоит в степени сложности предлагаемых преподавателем задач.

Обзор новейших научных работ (монографий, статей) по предпринимательскому праву, новых актов гражданского (предпринимательского) законодательства и их проектов, руководящих разъяснений и обзоров судебной практики высших судебных инстанций.

Выполнение в домашних условиях указанных в теме заданий, в частности, составление проектов документов. Если иное не указано в задании, обзоры судебной практики должны содержать описание конкретных судебных актов (не менее пяти) и выраженных в них позиций судебных инстанций, носящих общий характер (разъяснение правовых норм, правоположения, применение аналогии закона и права).

Самостоятельная работа студентов должно быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

2.6.Методические рекомендации по работе с литературой.

Поиски нужной литературы желательно начинать с просмотра библиотечных систематических каталогов. Однако в них не всегда имеются полные сведения о необходимой литературе по нужной проблематике. Поэтому следует обращаться к соответствующим библиографическим источникам, в частности - к реферативным журналам.

Изучение литературы в одном случае целесообразнее начинать с общих фундаментальных работ, а затем переходить к частным работам, статьям, в другом - с журнальных статей. Это зависит от уровня подготовки студента, изучаемой темы и наличия литературы по ней и т.д.

Работу над книгой рекомендуется начинать с общего ознакомления с ней. Необходимо обратить внимание не только на год издания книги, но и на дату подписания ее к печати. После этого следует прочитать аннотацию, где указываются цели книги, для кого она предназначается, просмотреть оглавление. Затем нужно обратиться к предисловию (введение), раскрывающему основное содержание книги, определяющему границы исследования.

При изучении научной литературы недостаточно пробегать глазами по строчкам текста. Такое чтение не бывает глубоким. Следует помнить, что чтение не механическая работа, а творческий труд. Суть чтения состоит в том, чтобы усвоить прочитанное, разобраться в нем, выработать свое отношение к идеям автора, а не покорно следовать за чужим мнением. Чтение должно быть активным и сознательным. Умение работать со специальной литературой определяется не количеством прочитанного, а качеством продуманного.

Запись прочитанного

Записывая ту или иную мысль, мы ее воспроизводим, а это обеспечивает более прочное запоминание. При записи зрительная память дополняется моторной памятью, что также способствует лучшему усвоению и запоминанию прочитанного материала.

Таким образом, чтобы приобрести прочные знания, одного чтения мало. Работа с учебной и научной литературой помимо чтения требует определенных навыков, умения записывать прочитанное. Естественно, у каждого человека в процессе обучения вырабатывается своя система ведения записей. Однако есть некоторые общие принципы, знать и использовать которые полезно каждому. Начнем с рассмотрения того, какие бывают виды записей. К основным видам записей относятся: выписки, планы, конспекты и тезисы.

Выписка - это запись только отдельных, наиболее важных мест текста. Чаще всего в ней фиксируется фактический, иллюстративный материал. Выписки нужны для того, чтобы выбирать из литературных источников только наиболее существенное, они помогают не только накопить нужные сведения по тем или иным вопросам, но, что очень важно облегчают запоминание. Особенно удобны они в том случае, когда требуется собрать, а затем сопоставить материал на какую-то тему из многих источников. При этом, в зависимости от цели работы, они могут делаться в виде цитат или изложения мысли автора в собственном пересказе. Выписки целесообразно делать на карточках, но это устаревшая технология. Лучше всего использовать компьютер, оснащенный специальной программой - так называемой системой управления базой данных. (Такая программа входит в состав популярного пакета «Microsoft Offiсе»). Но даже ведение базы данных на карточках существенно облегчает работу студента: карточки легко подобрать по вопросам, сгруппировать по каким-то признакам (например, по точкам зрения авторов) и т.д. На карточках следует указывать фамилию и инициалы автора, название книги (статьи), издательство, год издания, страницы, а также вопрос, к которому относится эта выписка. Правильно сделанные выписки позволяют студенту использовать подобранный и систематизированный материал при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, при выполнении дипломных и курсовых работ без частого обращения к самому литературному источнику.

Другим распространенным видом записей является план - записанная схема произведения. (типичным его примером служит оглавление книги). Действительно, просмотрев его, и без чтения самой книги можно получить некоторое представление о ее содержании. Но план, составляемый самим читателем в процессе чтения, более подробно передает содержание книги, чем ее оглавление.

План, как один из видов записей характеризуется следующим:

- он краток, не требует много времени для составления;

- составляться может прямо по ходу чтения;

- отражает последовательность изложения материала источника;

- раскрывает содержание источника и помогает восстановить в памяти прочитанное;

- помогает организации самоконтроля и ускоряет проработку материала.

При достаточно умело составленном плане и хорошем владении материалом зачастую делаются ненужными такие более подробные записи, как конспекты и тезисы. Следует учесть, что составление плана источника далеко не механическая, а в значительной степени творческая работа, поскольку предполагает выявление логической структуры материала.

В отличие от плана другой вид записей - тезисы - это основные положения статьи, книги, аудио- или видеоматериала кратко сформулированные самим читателем. И если план только перечисляет вопросы, рассмотренные в источнике, то в тезисы включаются принципиально важные, ключевые положения, обобщающие и раскрывающие содержание изучаемого источника. Их составление помогает уяснить содержание прочитанного, приучает кратко формулировать собственные мысли, приучает читать целенаправленно, фиксировать внимание на сути тех или иных вопросов. При составлении тезисов основные положения изучаемой книги, статьи кратко записываются в том порядке, в каком они изложены в самом произведении. При этом каждый тезис записывается отдельно, с новой строки. Полезно для облегчения использования нумеровать тезисы нумеруются.

По своему строению тезисы (как, кстати, и план) могут быть простыми, когда очень сжато формулируются основные положения, и сложными, когда приводятся не только основные положения, но и некоторые аргументы в доказательство тезисов. Выбор того или иного вида тезисов производится с учетом цели работы, а также конкретных обстоятельств (наличие навыков, времени и особенностей материала и т.д.).

В отличие от тезисов, конспекты представляют собой краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- или видеоисточника. При творческой работе над конспектом происходит «уяснение вопросов самому себе». Конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль изложения. При конспектировании материал глубже усваивается и приводится в стройную систему. Конспект может иметь сложную структуру и включать, в том числе, все вышерассмотренные типы записей. Например, при рациональном (т. е. немеханическом) конспектировании лекции часто используют два основных вида записей: фиксируют план лекции и записывают основные тезисы лектора или доказываемые им положения, рассуждения, примеры. (При нерациональном же конспектировании лекцию воспринимают, как диктант и стремятся зафиксировать каждый вздох лектора). При конспектировании письменных источников чаще применяется комбинация плана, тезисов и выписок.

Следует иметь в виду, что качество конспекта определяется не количеством исписанных страниц, а умением выделить и зафиксировать для себя то основное, что хотел сказать автор. Поэтому конспектируемый материал необходимо прочитать полностью, делая в процессе чтения для себя заметки: на что обратить особое внимание, над чем следует подумать, а что записать в виде цитаты. При этом в заметках обязательно указывайте страницы конспектируемой работы. Это значительно облегчит ваш труд при последующем написании полного конспекта. (Полезно на полях записывать и свои собственные мысли, возникающие при чтении).

Вот главные требования, предъявляемые к конспекту:

- он должен быть кратким, но при этом обязательно содержать как основные положения и выводы, так и доказательства и примеры. Иначе при обращении к конспекту даже через короткое время будет затруднительно понять записанное;

- конспект пишется своими словами (исключение составляют цитаты);

- материал в нем излагается системно, в логической последовательности. Для этого основные положения могут подчеркиваться, выделяются другим шрифтом или цветом. На полях словами или знаками могут делаться пометки, например: - важно; - спорно; - противоречиво. Как правило, у каждого человека после некоторого опыта вырабатывается собственная система обозначений.

Хорошо составленный конспект в значительной степени облегчит вам последующую подготовку к контрольным, зачетам или экзаменам. (Кстати, во многих вузах США конспектирование является плановым и оцениваемым видом работы студента. И если его работа по конспектированию источников оценена, как неудовлетворительная, к экзамену студент не допускается).

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Современная организация государственных учреждений россии основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 04) Экологическое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..