Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

РАЗДЕЛ II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАТЕРИАЛОВ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Учебно-методический комплекс предназначен студентам дневного и заочного отделений, аспирантам, а также всем интересующимся проблемами прав человека.

Особенностью является то, что законодательство (в широком смысле) меняется чрезвычайно часто, и, соответственно, теория в определенной мере отстает от практики. Поэтому преподавателям, читающим курс «Прокурорский надзор в РФ», можно рекомендовать творчески отнестись к настоящей программе и, по мере необходимости, учитывать указанные изменения. Также целесообразно ориентировать студентов на работу с справочными правовыми системами (Гарант, Консультант-плюс, Кодекс и т.д.), на использование электронных ресурсов и сайтов сети Интернет.

В УМК приведен перечень рекомендуемых ресурсов. Указаны источники, работа с которыми будет полезна при изучении предпринимательского праве – сайты справочных правовых систем, некоторых периодических изданий, образовательные ресурсы. Представлены сайты, содержание тематические новости, аналитические материалы, информацию о фондовых и валютных рынках, учебно-методические материалы и т.д.

Изучение всякой дисциплины университетского курса должно завершиться овладением необходимыми профессиональными знаниями, навыками и умениями. Этот результат, однако, может быть достигнут только после весьма значительных усилий, при этом важными окажутся не только старание и способности, но и хорошо продуманная организация труда студента. В первую очередь – это правильная организация времени, отводимого на изучение данной дисциплины. При изучении данной дисциплины наименьшие затраты времени обеспечит следующая последовательность действий.

Необходимо своевременно выяснить, какой объем информации следует освоить по данной дисциплине, какие умения приобрести для успешного е освоения, какие задания выполнить, для того, чтобы получить достойную оценку. Сведения об этом, т.е. списки учебных пособий, научных трудов, которое следует прочесть, темы практических занятий, контрольных работ и вопросы к ним, вопросы к экзамену, зачету, а также другие необходимые материалы имеются в разработанном кафедрой учебно-методическом комплексе.

Прежде чем приступить к изучению основ дисциплины «Прокурорский надзор в РФ», студенту необходимо ознакомиться с объемом учебной дисциплины и видами учебной работы.

Включение в общий объем дисциплины часов на самостоятельную подготовку студентов необходимо для того, чтобы студенты могли самостоятельно закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического обучения, для этого можно порекомендовать следующее:

  • для лучшего усвоения материала целесообразно выучить термины, относящиеся к данной дисциплине. Приводимые по основным темам понятия помогут студентам правильно расставить акценты при выполнении заданий;

  • самостоятельную подготовку следует выполнять на основе изучения публикаций в научных журналах и материала, представленного в списке литературы по каждой теме данной дисциплины;

  • в целях лучшего освоения дисциплины «Прокурорский надзор в РФ» после изучения тем курса, а также специальной литературы нужно самостоятельно выполнить тест. Затем перейти к итоговому тесту и перечню экзаменационных вопросов.

Важнейшей частью работы студента является чтение и конспектирование научных трудов отечественных и зарубежных специалистов в данной области, а также материалов, размещенных в периодических изданиях. Учебник, при всей его важности для процесса изучения дисциплины, содержит лишь минимум необходимых сведений. Университетское образование предполагает более глубокое знание предмета, кроме того, оно предполагает не только усвоение информации, но и формирование навыков исследовательской работы. Для этого и необходимо изучать и самостоятельно анализировать научные труды. Такие труды входят в списки литературы для подготовки к изучению данной дисциплины, кроме того, приводится перечень журналов, в которых помещены статьи, в которых достаточно подробно рассматриваются отдельные теоретические и практические вопросы. С этими списками следует ознакомиться заранее, т.к. выполнение практических заданий по данному курсу требует выполнение конспектов. Работу по конспектированию следует выполнять, предварительно изучив планы практических занятий, темы контрольных работ, вопросы к экзамену. В этом случае ничего не будет упущено и студенту не придется конспектировать научный труд повторно, тратя на это время.

Изучение дисциплины «Прокурорский надзор в РФ» завершается проведением итогового контроля знаний студентов в форме сдачи экзамена. Значительных затрат времени требует работа по запоминанию всего необходимого материала. Приступить к ней следует как можно раньше, лучше всего – уже с самого начала занятий по данной дисциплине. Для получения положительной оценки разумно было бы ознакомиться с уровнем требований, которые предъявляются к изучению, экзаменационными вопросами, темами практических занятий и вопросам к ним.

Кроме того, значительную помощь в получении положительной итоговой оценки окажет подготовка студентом самостоятельных домашних заданий, темы которых содержаться в данном учебно-методическом комплексе.

Таким образом, правильная организация работы, чему должны способствовать указанные выше рекомендации, позволит студенту своевременно выполнить все задания, получить достойную оценку и избежать, таким образом, необходимости тратить время на переподготовку и пересдачу предмета.

2.2. Требования и рекомендации по подготовке к семинарам.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются семинарские (практические) занятия, промежуточная аттестация, а также еженедельные консультации преподавателя.

Семинарские занятия являются одной из форм обучения студентов. Занятия проводятся в каждой группе отдельно, после прочтения лекций по соответствующим темам. Цель занятий - углубить полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы знания студентов, выработать способность излагать имеющиеся знания, проконтролировать преподавателем усвоение материала.

Подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать, заранее ознакомившись с планом и рекомендуемыми источниками, за несколько дней до семинара с целью иметь достаточное время для сбора рекомендуемых нормативных актов и литературы. Особое внимание следует уделить изучению и использованию на семинаре нормативных правовых актов по соответствующей теме. Знание и применение именно этих актов служит главным критерием для оценки подготовленности студента как на семинарском занятии, так и при сдаче экзамена.

В настоящее время количество нормативных правовых актов по предпринимательскому праву настолько велико, что изучение всех этих документов в учебном курсе затруднительно. Поэтому в УММ в списке рекомендуемой литературы ко всему курсу дисциплины перечислены основные законы, которые студентам необходимо изучить по первоисточнику и иметь их тексты на семинарских занятиях для работы по ним.

Нормативные правовые акты в сфере предпринимательского права подвергаются частым изменениям. Поэтому студентам надлежит обращать на это особое внимание и использовать только последнюю (действующую) редакцию соответствующего акта. Допускается использование законодательства, опубликованного как в официальных источниках (например, в «Собрании законодательства РФ»), так и в электронных правовых базах данных («КонсультантПлюс», «Гарант», «Кодекс» и др.), в которых изменения в документах учитываются автоматически.

Работа студента с нормативными правовыми актами предполагает их внимательное прочтение с выделение норм-дефиниций (приводятся в первых статьях акта), норм-принципов, а также регулятивных и охранительных норм. Студент должен уметь выявить и конкретизировать права и обязанности субъектов, ответственность, юридические факты и систему механизма правового регулирования предпринимательской деятельности, закрепленные в законе, а также связать это с ранее изученным законодательством. При этом важно не дословное запоминание текста источника, а его юридически грамотный и обоснованный анализ.

В процессе семинара основное внимание преподаватели уделяют обсуждению предпринимательского законодательства и способам его применения, а также дискуссионным вопросам теории и практики в области предпринимательского права. Поэтому ответ студента должен исключать бездумное воспроизведение фрагментов текста из какого-либо учебника.

Помимо нормативных актов, материалов лекции и литературы на семинарском занятии студентам следует использовать материалы судебной практики. Имеются в виду как обобщающие решения высших судебных инстанций (например, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда, обзоры судебной практики по различным вопросам), так и решения по конкретным делам (включая постановления Конституционного Суда РФ). Они публикуются в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ» и «Бюллетене Верховного Суда РФ», а также в правовых базах данных. Особенно ценными являются судебные решения, где толкованию подвергаются многочисленные оценочные понятия из области предпринимательского права. Материалы судебной практики студентам рекомендуется использовать также при подготовке курсовых и дипломных работ.

Итак, в процессе подготовки к семинарскому занятию рекомендуется:

  1. ознакомиться с вопросами плана;

  2. прочитать конспект лекции по изучаемой теме;

  3. прочитать соответствующие главы учебников;

  4. просмотреть перечень научных источников, предлагаемых в планах семинарских занятий, выбрав несколько из них для углубленного изучения данной темы;

  5. ознакомиться с позицией авторов изучаемых произведений, законспектировать основные положения их концепций.

  6. подготовить план ответа на каждый вопрос семинара. При этом должен быть использован как материал, полученный на лекции, так и почерпнутый из дополнительных источников.

  7. выучить определения понятий, составляющих основу данной темы;

  8. решить задачи, выполнить практические задания, предусмотренные по данной теме.

2.3.Требования и рекомендации по выполнению практических заданий

Важное место в процессе изучения правовых дисциплин отводится не только усвоению теоретических знаний, но и умению их практического применения. В этой связи предусматривается выполнение студентами практических заданий по темам настоящего курса. Для выполнения практических заданий требуются использование знаний, полученных студентами при изучении других дисциплин, анализ нормативно-правовых актов, самостоятельное осмысление научного материала.

При решении задач целесообразно руководствоваться следующими правилами:

  1. Уяснить условие задачи. Следует внимательно изучить условие и исходить только из указанных фактов. Однако дополнительный анализ нюансов, не указанных в условии, но способных повлиять на решение только приветствуется.

  2. Установить юридическую основу задачи, для чего необходимо дать подробную правовую квалификацию изложенным в условии фактическим обстоятельствам дела, т.е. решить вопрос о том, какая норма права распространяется на данный случай.

  3. Принять решение. Именно в решении устанавливается связь между условием задачи и нормой права. Здесь особое внимание следует уделить мотивировке вывода, т.е. аргументировать, на каких основаниях принять то или иное решение.

Решение каждого казуса представляется в форме судебного решения, формула которого обычно состоит из трех частей: описательной, мотивировочной и резолютивной. Решая задачу, студенту следует:

  • Дать юридическую оценку описанного в задаче случая,

  • Подобрать норму римского права, в соответствии с которой решается казус, и сослаться на источник,

  • Сформулировать и обосновать решение (учитывая, что решений, в зависимости от толкования отдельных деталей, может быть несколько).

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Современная организация государственных учреждений россии основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 04) Экологическое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..