Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

С целью устранения и пресечения нарушений закона мри разрешении споров в арбитражных судах прокуроры в пределах своих полномочий участвуют в подготовке и предъявлении ис­ков и заявлений. Арбитражное процессуальное законодательство предусматривает возможность прокурора не только возбудить процесс, но и вступить в него на любой стадии разбирательства по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ (ч. 5 ст. 52 АПК РФ). По делам об оспаривании нормативных правовых актов участие прокурора обязательно. При решении вопроса о необходимости вступления в дело он должен исходить из актуальности и слож­ности этого дела. Вступление прокурора в арбитражный процесс возможно посредством предъявления им иска, подачи соответ­ствующей апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также путем инициирова­ния производства в суде надзорной инстанции путем внесения надзорного представления. Для более подробного уяснения воп­роса об обязанностях и формах реагирования прокурора необхо­димо обратиться к ст. 52, 198, 292, 294, 304 АПК РФ, приказу Генерального прокурора РФ от 5 июня 2003 г. № 20 «О реализа­ции прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве».

При определении процессуального положения прокурора в гражданском судопроизводстве необходимо иметь в виду следую­щее. Материально-правовые отношения, представляемые проку­рором на разрешение суда в случаях, когда прокурор предъявля­ет иск и вступает в гражданский процесс, не являются отноше­ниями самого прокурора. Он не может (как обычный истец) закончить дело миром, заключив мировое соглашение с ответчи­ком. Присуждение по возмещению материального ущерба, если оно состоится, будет не в пользу прокурора, а в пользу лица или государства, в защиту прав и интересов которого прокурор предъ­явил иск. Поскольку участие прокурора, вступившего в дело в за­щиту физического или юридического лица, не порождает для не­го личного интереса, оно в то же время не создает и права на предъявление к нему исковых претензий. Это означает, что по­ложение прокурора в процессе определяется только его обязан­ностью - осуществление надзора за соблюдением законов.

Полномочия прокурора, участвующего в рассмотрении граж­данского дела на всех этапах судебного производства, регламен­тированы в разд. И-У ГПК РФ.

Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве - срав­нительно новое направление деятельности, обязанное своим по­явлением созданию и становлению системы специализирован­ных судов по разрешению экономических споров и споров в сфере управления. Основная процессуальная форма реализации прокурорами полномочий в этой сфере - предъявление и под­держание в арбитражных судах исков в защиту государственных и общественных интересов.

Иск в арбитражном суде является одним из наиболее эффек­тивных средств прокурорского реагирования, позволяющим до­биться не только реального устранения нарушений законности в хозяйственной сфере, но и возмещения причиненного эконо­мическими правонарушениями ущерба.

В последнее время Генеральной прокуратурой инициирована исковая работа в связи с выявленными прокурорами нарушени­ями законодательства о приватизации государственных и муни­ципальных предприятий, законов о собственности, предприни­мательской деятельности, об охране и рациональном использо­вании окружающей природной среды, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в пользу государ­ства, издания органами управления правовых актов, нарушаю­щих права и законные интересы организаций и граждан, зани­мающихся предпринимательской деятельностью.

Введение в Российской Федерации с 1993 г. суда присяжных обусловило повышение уровня прокурорского надзора. Посколь­ку процедура рассмотрения дела судом присяжных носит выра­женный состязательный характер, значение поддержания госу­дарственного обвинения в суде существенно возросло.

Важное значение для дела имеет участие прокурора в предва­рительном слушании (ст. 234 УПК РФ). Именно здесь решается вопрос о наличии оснований для направления дела на рассмот­рение судом присяжных. Прокурор, высказывая свое мнение и заявляя соответствующие ходатайства, содействует принятию су­дом обоснованных решений.

В подготовительной стадии судебного разбирательства появи­лась неизвестная ранее действующему законодательству проце­дура формирования скамьи суда присяжных. Стороны (прокурор и адвокат) в необходимых случаях имеют право сделать заявле­ния об отводе того или иного заседателя. Правом отвода при­сяжным заседателям обладает и прокурор (ч. 10 ст. 328 УПК РФ). Обжалование незаконного и необоснованного судебного реше­ния - обязанность прокурора, вытекающая из его надзорных функций. Порядок принесения соответствующего представле­ния определен ст. 36 Закона о прокуратуре.

При изучении этого вопроса необходимо иметь в виду сле­дующее. Право принесения кассационного и частного представ­ления по уголовному делу принадлежит в первую очередь про­курору, выступающему в суде в качестве государственного об­винителя. При этом никакого значения не имеет занимаемая им должность (прокурор, помощник прокурора, прокурор отдела и т.п.). В случае если выступавший в качестве обвинителя проку­рор представления не внес либо дело рассматривалось без учас­тия прокурора, такое представление в пределах своей компетен­ции вносит вышестоящий прокурор или его заместитель.

Представление вносится обычно прокурором, соответствую­щим по уровню суду, вынесшему решение (районный проку­рор опротестовывает решение районного суда, областной про­курор - областного суда и т.д.).

Обжалование судебных решений прокурорами специализиро­ванных прокуратур производится в особом порядке. В соответ­ствии с приказами и указаниями Генерального прокурора РФ прокуроры транспортных, природоохранных прокуратур, проку­ратур, осуществляющих надзор за соблюдением законов в исп­равительных учреждениях, а также военные прокуроры (по де­лам, направленным ими в территориальные суды) приносят кас­сационные и частные представления только по тем делам, в рассмотрении которых они принимали участие. В иных случа­ях вопрос о принесении представления решается соответствую­щим территориальным прокурором.

Действующее законодательство не предусматривает приоста­новления исполнения приговора, обжалованного прокурором. Исключение составляют лишь случаи принесения Генеральным прокурором или его заместителем представления на приговор суда, назначившего наказание в виде смертной казни. До рас­смотрения представления такой приговор в исполнение не при­водится (ст. 38 Закона о прокуратуре).

Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Вопросы, связанные с рассмотрением и разрешением в ор­ганах прокуратуры заявлений, жалоб и других обращений (ст. 10 Закона о прокуратуре), требуют к себе особого внимания. С уче­том их значимости (жалоба - один из основных источников ин­формации о нарушении законов) в нормативно-правовых актах Генеральной прокуратуры специально определен порядок уче­та, регистрации, прохождения обращений, контроля за их свое­временным и правильным разрешением. В качестве норматив­ной базы для организации этой работы служат приказы и ука­зания Генерального прокурора РФ, в частности приказы Генерального прокурора РФ от 21 октября 2003 г. № 45 «Об ут­верждении Инструкции о порядке приема, регистрации и рас­смотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сооб­щений о преступлениях», от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях проку­ратуры Российской Федерации», указание Генерального проку­рора РФ от 5 августа 2003 г. № 28/20 «Об организации рассмот­рения жалоб на действия (бездействие) и решения органа доз­нания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство», приказ Главной военной проку­ратуры от 9 апреля 2003 г. № 74 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры».

Необходимо иметь в виду, что в органах прокуратуры к раз­решению принимаются лишь обращения, содержащие сведе­ния о нарушениях законов. Иные обращения пересылаются по принадлежности с уведомлением об этом заявителя. При этом не допускается направление обращений для их рассмотрения: во-первых, в орган или должностному лицу, действия которых обжалуются; во-вторых, в нижестоящие прокуратуры или про­куратуры, не обладающие соответствующими полномочиями или специализацией, необходимыми для разрешения вопроса; в-третьих, в прокуратуру, которая уже рассматривала вопросы, поставленные в заявлении, жалобе.

Обращения, содержащие указание на признаки преступле­ния, рассматриваются в порядке, определенном Уголовно-про­цессуальным кодексом РФ. При пересылке обращений непос­редственным исполнителям (например, прокуратурой субъекта Федерации районному прокурору в городе с районным делени­ем) об этом в копии информируется соответствующий выше­стоящий прокурор в целях осуществления непосредственного контроля за исполнением обращения.

При отказе в удовлетворении заявителям разъясняется пра­во и порядок обжалования решения прокурора, в том числе и в суд.

Обращения рассматриваются безотлагательно и разрешают­ся в установленные законом следующие сроки: не содержащие признаков преступления - до 30 дней со дня поступления; с признаками преступления - от 3 до 10 (максимально) дней.

Жалобы, поступившие в органы прокуратуры, связанные с возникновением правоотношений в различных сферах, разреша­ются в различном порядке. К примеру, жалоба на применение органом дознания, следователем, прокурором в качестве меры пресечения заключения под стражу, равно как и на продление срока содержания под стражей, направляется в суд защитни­ком или законным представителем заявителя непосредственно,

либо через администрацию места лишения свободы, либо через следователя или прокурора. Последние обязаны в течение 24 ч направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содер­жания под стражей, а при необходимости - также со своими объяснениями. В случае если жалоба была направлена через ад­министрацию места содержания, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение 24 ч с момен­та получения от администрации места содержания лица под стражей уведомления о подаче такой жалобы.

Данные процедуры осуществляются в соответствии с Зако­ном РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также Конституцией РФ (ст. 24, 26).

В отличие от обычного порядка действующее законодатель­ство предусматривает некоторые особенности получения и раз­решения отдельных категорий жалоб.

Так, с учетом специфики мест лишения свободы Федераль­ный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений» предусмотрел дополни­тельные гарантии защиты прав лиц, заключенных под стражу. В соответствии со ст. 20 и 21 названного закона предложения, заявления и жалобы указанной категории лиц, адресованные Уполномоченному по правам человека РФ, уполномоченным по правам человека субъектов Федерации, прокурору, в суд или иные органы государственной власти, наделенные правом конт­роля за лицами, лишенными свободы, цензуре не подлежат и не позднее следующего рабочего дня за днем подачи предложе­ния, заявления или жалобы направляются адресату в запечатан­ном виде.

Жалобы на действия и решения лица, производящего дозна­ние, следователя или прокурора, направляются администраци­ей адресату не позднее 3 дней с момента их подачи и разреша­ются в органах прокуратуры.

В то же время заявления и жалобы находящихся под стра­жей лиц, содержащие сведения, способные помешать установ­лению истины по уголовному делу, выполненные тайнописью, содержащие охраняемую законом тайну, адресату не направ­ляются и передаются лицу или органу, производящему рассле­дование.

3.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСА.

«Прокурорский надзор в РФ».

  1. Задачи прокурорского надзора.

  2. Прокуратура Российской Федерации. Принципы организа­ции и деятельности.

  3. Правовые основы деятельности прокуратуры.

  4. Основные направления деятельности прокуратуры.

  5. Система органов прокуратуры.

  6. Порядок назначения прокуроров и освобождения их от должности.

  7. Полномочия Генерального прокурора Российской Федера­ции по руководству системой органов прокуратуры.

  8. Прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуратуры.

  9. Прокуратуры городов, районов и приравненные к ним про­куратуры.

  10. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за ис­полнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

  11. Надзор прокуратуры за соблюдением законов при производ­стве дознания и предварительного следствия.

  12. Участие прокурора в суде присяжных.

  13. Участие прокурора при рассмотрении уголовных и граждан­ских дел в кассационной и надзорной судебных инстанциях.

  14. Обжалование прокурором незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений судов по уголов­ным делам.

  15. Обжалование прокурором незаконных судебных решений по гражданским делам.

  16. Меры правовой и социальной защиты прокуроров и следо­вателей

  17. Протест прокурора.

  18. Представление прокурора.

  19. Постановление прокурора.

  20. Предупреждение о недопустимости нарушения закона.

  21. Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятель­ности, предварительного следствия и дознания.

  22. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыск­ную деятельность.

  23. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за ис­полнением законов в оперативно-розыскной деятельности.

  24. Надзор прокуратуры за соблюдением законов при производ­стве дознания и предварительного следствия.

  25. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за ис­полнением законов в ходе дознания и предварительного следствия.

  26. Процессуальная самостоятельность следователя.

  27. Расследование преступлений прокуратурой.

  28. Надзор прокуратуры за исполнением законов в местах со­держания задержанных (изоляторы временного содержания), предварительного заключения (следственные изоляторы).

  29. Законодательство Российской Федерации, регламентирую­щее порядок и условия содержания лиц, заключенных под стражу, подозреваемых и обвиняемых в совершении прес­тупления, а также осужденных.

  30. Прокурорский надзор за исполнением наказаний, не связан­ных с лишением свободы.

3.3. СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (по всему курсу).

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: ОМЕГА-Л, 2004.

  2. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: от 10 октября 1948 г. // Сборник нормативных актов. - М., 1997.

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М .: Юрайт, 2003.

  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М .: Юрайт, 2003.

  5. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М .: Юрайт, 2003.

  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]. – М .: Юрайт, 2003.

  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]. – М .: Юрайт, 2003.

  8. Басков, В. И. Курс прокурорского надзора [Текст]: учебник для вузов / В. И. Басков, Б. В. Коробейникова. – М .: Зерцало, 2001.

  9. Ковалев, М. А. Прокурорский надзор за обеспечением прав личнос­ти при расследовании преступлений [Текст] / М. А. Ковалев. - М., 1999.

  10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации [Текст] : комментарий / под общ. ред. О. О. Миронова. – М .: Юриспруденция, 2003.

  11. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений [Текст] : комментарий к Федеральному закону / под ред. А. С. Михлина, В. И. Селиверстова.– М.: Юрис­пруденция, 2005.

  12. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защи­ты прав человека и борьбы с преступностью [Текст] // Сборник международ­ных документов. - М.: Академия МВД СССР, 1989.

  13. Миронов, О. О. Защита прав человека в местах лишения свободы [Текст] / О. О. Миронов. - М., 2003.

  14. Настольная книга прокурора [Текст] . - М.: НИИ проблем укрепления закон­ности и правопорядка, Щит- М., 2002.

  15. Прокурорский надзор [Текст] : курс лекций и практикум / под ред. Ю. Е. Винокурова. - 6-е изд. – М .: Экзамен, 2004.

  16. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для вузов / под ред. А. Я. Сухаре­ва. – М .: Норма, 2004.

  17. Прокурорский надзор [Текст]: учебник / под общ. ред. Ю. Е. Винокурова. – М .: Высшее образование, 2006.

  18. Рохлин, В. И. Прокурорский надзор и государственный контроль. Ис­тория, развитие, понятие, соотношение [Текст] / В. И. Рохлин. – СПб .: Пресс, 2003.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Современная организация государственных учреждений россии основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 04) Экологическое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..