Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

В качестве эффективного средства реагирования прокурора на нарушение законов можно рассматривать предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25 Закона о прокуратуре).

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов органа юстиции по субъекту Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких проверок, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.

В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений, прокурор возбуждает уголовное дело.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 17 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» рекомендуется возложить:

- на структурные подразделения прокуратур по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы, осуществление надзора в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов; исполнение законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства;

- на структурные подразделения прокуратур по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и прокурорских работников, отвечающих за этот участок работы, осуществление надзора в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства;

- на структурные подразделения прокуратур по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе - рассмотрение обращений лиц, участвующих в деле в части проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий;

- на следственные подразделения прокуратур и следователей - разрешение сообщений о совершенных или подготовляемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений.

Как видно, в сферу прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами вовлечены прокурорские работники нескольких структурных подразделений или отвечающие за различные отрасли надзора или участки деятельности прокуратуры. В связи с этим возрастает роль взаимодействия между этими структурными подразделениями и прокурорскими работниками - предметниками в целях достижения большей слаженности действий, избежания дублирования в работе. За организацию этого взаимодействия отвечает соответствующий прокурор.

Проверки исполнения законов судебными приставами могут проводиться систематически в плановом порядке. Это связано с вынесением значительного количества правовых актов, которые в случаях несоответствия их законам могут ущемлять права и законные интересы физических и юридических лиц. Своевременное выявление прокурором незаконных решений, вынесенных судебными приставами, предупреждает наступление вредных последствий.

Очередность проведения названных проверок каждая прокуратура устанавливает самостоятельно, исходя из состояния законности в деятельности судебных приставов, общего объема работы прокуратуры и ряда других факторов. В первую очередь и при наличии возможности незамедлительно должны проводиться проверки в связи с выявлением сведений о нарушении законов судебными приставами.

Сведения о противоправных действиях (бездействии) судебных приставов могут быть получены прокурором из жалоб и заявлений граждан, официальных сообщений руководителей органов и организаций (например, судов, налоговых и финансовых органов, кредитных учреждений), из средств массовой информации.

В своей основе организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами схожа с организацией работы по надзору за исполнением законов.

Проведению проверки предшествует ознакомление прокурора с жалобами на действия судебных приставов, поступающими в суд и территориальные органы Минюста России. Необходимо также проанализировать жалобы, а также официальные письма руководителей органов на действия судебных приставов, поступившие в прокуратуру. Это позволяет индивидуализировать содержание предстоящей проверки и ее объем.

В начале проверки выявляется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами. Для этого надо ознакомиться с реестром дел, ведущимся в службе, и истребовать материалы, которые надлежит изучить. К их числу относятся: журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции; журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства; журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей; журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений; книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов; книга о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям; журнал регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним; отчетно-статистические документы; различные постановления и акты.

Путем изучения этих материалов, бесед с работниками службы прокурор, в частности, выясняет: налажен ли в службе учет исполнительных документов, т.е. судебных актов и актов других органов, подлежащих принудительному исполнению; соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли факторов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств; своевременно ли (не позднее следующего дня) направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ, постановление и т.д.); все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество; принимаются ли меры и какие конкретно к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников; соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий; соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц и, в частности, не превышают ли они свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций; на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия; регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Прокурорские проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, особенно при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В этом случае по каждому факту применения судебными приставами оружия, повлекшему гибель или ранения людей, необходимо проводить прокурорские проверки на предмет установления законности применения оружия.

Тема 8 Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

Наиболее важными вопросами данной темы являются:

• участие прокурора в судебном разбирательстве; процессуаль­ное положение прокурора;

• поддержание прокурором государственного обвинения как форма осуществления уголовного преследования в суде;

• участие прокурора в гражданском судопроизводстве; предъ­явление исков в целях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства;

• средства прокурорского реагирования на нарушения закона судом; частное, кассационное, надзорное представления;

• особенности участия прокурора в суде присяжных;

• участие прокурора в кассационных и надзорных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Изучение данной темы, как и темы 7 «Надзор за исполнени­ем законов органами, осуществляющими оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие», предполагает обязательное ознакомление с процессуальными нормами (УПК, ГПК и АПК РФ), Законом о прокуратуре, при­казами и указаниями Генерального прокурора РФ, составляю­щими правовую основу прокурорского надзора на этом участ­ке деятельности.

Формы участия прокурора в судопроизводстве многообраз­ны. Прокуроры участвуют в рассмотрении уголовных и граждан­ских дел в случаях, предусмотренных процессуальным законо­дательством и иными федеральными законами Российской Фе­дерации (Арбитражным процессуальным кодексом, Кодексом об административных правонарушениях, Семейным и Гражданс­ким кодексами и др.).

Уголовно-процессуальное законодательство признает участие прокурора в судебном разбирательстве уголовных дел обязатель­ным. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рас­смотрении уголовных или гражданских дел, определяются про­цессуальным законодательством этих отраслей права.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор имеет пра­во обратиться в суд с требованием о признании изданных право­вых актов тем или иным органом, учреждением или должностным лицом в нарушение действующего законодательства недействи­тельными или противоречащими закону. Он вправе в соответ­ствии с процессуальным законодательством России обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

На рассмотрение суда прокурором направляются все матери­алы расследованных уголовных дел, по которым обвиняемые привлекаются к уголовной ответственности.

Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выс­тупает в качестве государственного обвинителя. Он обеспечива­ет поддержание государственного обвинения по всем делам, в частности, по делам о преступлениях несовершеннолетних, об ор­ганизованной преступности, терроризме, бандитизме, умышлен­ных убийствах, контрабанде и других общественно опасных прес­туплений, в том числе и рассматриваемым судом присяжных.

Обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве предусмотрено ст. 246 УПК РФ. Генеральный прокурор РФ в приказах от 3 июня 2002 г. № 28 «Об организации работы про­куроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» и от 20 августа 2002 г. № 51 «О поддержании государственного об­винения», раскрывая это положение, отмстил участие в судеб­ном разбирательстве уголовных дел первостепенной обязан­ностью, указал на обязательное участие прокурора в стадии пред­варительного слушания дела в суде, предложил всем органам прокуратуры организовать работу таким образом, чтобы участие в исследовании судами уголовных дел принимали все оператив­ные работники прокуратуры (за исключением следователей).

При разбирательстве уголовных и гражданских дел в ряде случаев участие прокурора при их рассмотрении судом прямо предусмотрено законом.

В суде первой инстанции по уголовным делам закон пред­писывает прокурору участвовать:

• по делам, рассматриваемым судом присяжных;

• в разбирательстве дел о применении принудительных мер ме­дицинского характера;

• при судебной проверке законности и обоснованности арес­та или продления срока содержания под стражей;

• когда участие прокурора признано судьей необходимым при разрешении вопросов, связанных с подготовкой к рассмот­рению дела в судебном заседании.

Согласно ч. 1 ст. 377 УПК РФ при рассмотрении дела в кас­сационном порядке прокурор дает заключение о законности и обоснованности приговора. Исходя из этого, упомянутыми выше приказами Генерального прокурора РФ прокурорам предписано участвовать в суде, как правило, по всем делам, рассматривае­мым в кассационном порядке.

Что касается рассмотрения уголовного дела в порядке над­зора, то обязательное участие в нем прокурора прямо предус­мотрено ст. 407 УПК.

Действующее законодательство позволяет различать обяза­тельное и факультативное участие прокурора в гражданском процессе. Обязательное участие прокурора в рассмотрении граж­данского дела предусмотрено в двух случаях: во-первых, если обязательное участие прокурора предусмотрено законом; во-вто­рых, если необходимость участия прокурора признана судом.

ГПК РФ предусматривает обязательное участие прокурора в судебном разбирательстве по делам:

• о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объ­явлении умершим;

• о признании гражданина ограниченно дееспособным;

• об установлении усыновления (удочерения) ребенка.

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в слу­чаях нарушения прав граждан и охраняемых законов интере­сов общества и государства. При этом законодательство не уточняет перечень случаев, когда прокурору следует проявлять инициативу для возбуждения судом гражданского дела, предос­тавляя тем самым ему самому в каждом конкретном случае ре­шать, имеются ли основания для постановки вопроса о возбуж­дении дела.

В приказе Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокурора в гражданском судо­производстве» определены наиболее значимые обстоятельства, которые обязывают прокуроров использовать предоставленное им право на предъявление исков и заявлений. К ним в первую очередь относятся интересы лиц, особо нуждающихся в соци­альной и правовой защите (несовершеннолетних, инвалидов, престарелых, многодетных семей и др.).

Прокурор имеет право вступить в дело в любой стадии про­цесса, иначе говоря, в разбирательство гражданских дел по пер­вой, кассационной инстанции, а также при пересмотре решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу, если этого требует охрана прав и законных интересов граждан, общества и государства.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине муниципальное право для специальности 030501- юриспруденция направление 030500

    Учебно-методический комплекс
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Административное право для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» (заочная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 11 Современная организация государственных учреждений россии основная образовательная программа подготовки специалиста

    Учебно-методический комплекс
  4. Учебно-методический комплекс по подготовке специалиста

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины (опд. Ф. 04) Экологическое право (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» для специальности 030501 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

    Учебно-методический комплекс
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения) (1)

    Учебно-методический комплекс

Другие похожие документы..