Пояснительная записка к Рабочей программе по математике 6-го класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к Рабочей программе по математике 6-го класса.

Рабочая программа разработана на основе: Учебное издание. Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы / авт.-сост. В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009.

Цели и задачи Рабочей программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Цели обучения математике. Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании лич­ности каждого человека.

Многим людям в своей жизни приходится выполнять доста­точно сложные расчеты; пользоваться общеупотребительной вы­числительной техникой; находить в справочниках и применять нужные формулы; владеть практическими приемами геометри­ческих измерений и построений; читать информацию, представ­ленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; понимать вероятностный характер случайных событий; составлять несложные алгоритмы и др. Без конкретных математических знаний за­труднено понимание принципов устройства и использования со­временной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, по­литической информации. Таким образом, практическая полез­ность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваива­емых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

Без базовой математической подготовки невозможно достичь высокого уровня образования, так как все больше специаль­ностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, инфор­матика, биология, психология и многие другие). Следовательно, расширяется круг школьников, для которых математика стано­вится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является форми­рование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мыш­ления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. С помощью объ­ектов математических умозаключений и правил их конструи­рования вскрывается механизм логических построений, выра­батываются умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивается логическое мышление.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании ал­горитмического мышления, воспитании умения действовать по заданным алгоритмам и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным, несколь­ких математических языков дает возможность развивать у уча­щихся точную, экономную и информативную устную и пись­менную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические и графические) средства. В решении задачи формирования у учащихся грамотной математической речи учителю поможет систематическое использование на уро­ках математических диктантов, проведение уроков повторительно-обобщающего характера.

Математическое образование вносит свой вклад в формиро­вание общей культуры человека. Ее необходимым компонентом является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи мате­матики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитар­ных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспита­нию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, про­странственные представления. История развития математическо­го знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о ма­тематике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный ба­гаж каждого культурного человека.

Таким образом, значимость математической подготовки в об­щем образовании современного человека повлияла на определе­ние следующих целей обучения математике в школе:

  • овладение конкретными математическими знаниями, не­обходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование ка­честв мышления, характерных для математической деятельно­сти и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

  • формирование представлений о математических идеях и методах;

  • формирование представлений о математике как форме опи­сания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части об­щечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса

Задачи учебно-воспитательного процесса. Задачи формулируются в соответствии с ФГОС и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения. Образова­тельные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащих­ся. Законом об образовании учителю предоставляется право са­мостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач.

Принципиальным положением организации школьного мате­матического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образо­вательном стандарте, другие в соответствии со своими склонно­стями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляются гуманистические начала в обучении математике.

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, служат навыки устных вычислений, ко­торые являются неотъемлемой частью любых письменных расче­тов, служат основой для прикидки результата и т. д. Кроме того, устные вычисления — эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других, важных для обучения качеств. На формирование навыков устных вычис­лений нацелены специальные пособия — математические трена­жеры которые необходимо использовать на каждом уроке этапа устной работы.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимуще­ственно в процессе решения задач.

Необходимо всемерно способствовать удовлетворению потреб­ностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонно­сти и способности к математике. Такие учащиеся должны полу­чать индивидуальные задания (и в первую очередь нестандартные математические задачи), их следует привлекать к оказанию по­мощи одноклассникам, к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях; желательно рекомендо­вать им дополнительную литературу. Развитие интереса к мате­матике у школьников является важнейшей задачей учителя.

Важным условием правильной организации учебно-воспи­тательного процесса является выбор учителем рациональной сис­темы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом воз­раста учащихся, уровня их математической подготовки, развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать при­менение объяснительно-иллюстративных и эвристических мето­дов, использование современных технических средств. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.

Реализация указанных целей достигается в результате усвоения следующего содержания образования.

Требования к уровню подготовки учащихся

Числа и вычисления

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, рациональ­ное, положительное, десятичная дробь и др.; переходить от одной формы записи чисел к другой (например, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной, процен­ты в виде десятичной или обыкновенной дроби);

- сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек накоординатной прямой;

- выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислени­ях устные и письменные приемы;

- составлять и решать пропорции, решать основные задачи на дроби, проценты;

- округлять целые числа и десятичные дроби, производить прикидку результата вычислений.

Выражения и их преобразования

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- правильно употреблять термины «выражение», «числовое выражение», «буквенное выражение», «значение выражения»,понимать их использование в тексте, в речи учителя, понимать формулировку заданий: «упростить выражение», «найти значе­ние выражения», «разложить на множители»;

- составлять несложные буквенные выражения и формулы; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления; выражать из формул одни переменные через другие;

- находить значение степени с натуральным показателем.

Уравнения и неравенства

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- понимать, что уравнения — это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;

- правильно употреблять термины «уравнение», «неравен­ство», «корень уравнения»; понимать их в тексте, в речи учи­теля, понимать формулировку задачи «решить уравнение, нера­венство» ;

- решать линейные уравнения с одной переменной.

Функции

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- познакомиться с примерами зависимостей между реальны­ми величинами (прямая и обратная пропорциональности, линей­ная функция);

- познакомиться с координатной плоскостью, знать порядок записи координат точек плоскости и их названий, уметь постро­ить координатные оси, отметить точку по заданным координа­там, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости;

- находить в простейших случаях значения функций, задан­ных формулой, таблицей, графиком;

- интерпретировать в несложных случаях графики реаль­ных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометри­ческих величин

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фи­гуры (отрезки, углы, многоугольники, окружности, круги); изо­бражать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

- владеть практическими навыками использования геоме­трических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

- решать задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), применяя изученные свойства фигур и формулы.

ВУчебное издание примерной (типовой) и авторской учебной программы: Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5 – 6 классы / авт.-сост. В. И. Жохов. – М.: Мнемозина, 2009., составленной на 170 часов (в том числе 14 контрольных работ), на основании которой создана Рабочая программа.

Содержание программы

Числа и вычисления

Делители и кратные числа. Признаки делимости. Простые и составные числа. Разложение числа на простые множители. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.

Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкно­венными дробями. Нахождение части числа и числа по его части.

Отношения. Пропорции. Основное свойство пропорции.

Проценты. Основные задачи на проценты.

Решение текстовых задач арифметическими приемами.

Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа. Сравнение чисел. Арифметические дей­ствия с положительными и отрицательными числами, свойства арифметических действий.

Рациональные числа. Изображение чисел точками коорди­натной прямой.

  1. Рабочая программа по математике для 10 класса

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне на основе авторских программ А.
  2. Пояснительная записка Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта сред-него (полного) общего образования по математике (Приказ мо РФ от 05. 03. 2004 №1089)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе: - федерального компонента государственного образовательного стандарта сред-него (полного) общего образования по математике (Приказ МО РФ от 05.
  3. Пояснительная записка данная рабочая программа по алгебре и математическому анализу для 10 класса (профильный уровень) реализуется на основе следующих документов

    Пояснительная записка
    Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике на профильном уровне, рекомендованная Министерством образования и науки РФ / Сборник нормативных документов.
  4. Пояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса Рабочая программа

    Пояснительная записка
    овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  5. Рабочая программа по математике (5-й класс)

    Рабочая программа
    Рабочая программа учебного предмета математики для 5 класса средней общеобразовательной школы п. Агролес составлена на основе Примерной программы основного общего образования и авторской программы Н.
  6. Рабочая программа по математике 10-11 класс базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа по математике 10-11 го классов (базовый уровень) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень), рекомендованной МО, 2007 г.
  7. Приказ № от 2010 г. Рабочая программа по математике для 2 класса учителя начальных классов первой квалификационной категории

    Рабочая программа
    Рабочая программа по математике разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, примерной программой разработанной авторским коллективом под руководством М.
  8. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы Н.

    Рабочая программа
    Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и учебной программы Н.
  9. Рабочая программа по физике 10-11 класс

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа по физике для 10- 11 А класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (2004 г.

Другие похожие документы..