Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ
И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Курс лекций

Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. № 561.

Москва - 2008

Авторский коллектив:

Гаврилов В.Г., доцент (темы 9; 2, 3, 8, 10 в соавторстве);

Готчина Л.В., канд. соц. наук, доцент (тема 12);

Грицаев С.А., канд. юрид. наук (тема 1);

Диденко В.И., канд. юрид. наук, доцент (тема 6 в соавторстве);

Колесник К.С., канд. соц. наук (темы 8, 10 в соавторстве; 11);

Озеров И.Н., канд. юрид. наук, доцент (темы 5; 6 в соавторстве);

Михайлова И.А. (тема 4);

Польщиков В.П. (темы 2, 3 в соавторстве);

Прокопенко А.Н., канд. тех. наук (тема 7).

Рецензенты:

Начальник Департамента информационного и межведомственного взаимодействия ФСКН России генерал-лейтенант полиции Михайлов А.Г.

Начальник Управления межведомственного взаимодействия в сфере профилактики 3 Департамента ФСКН России генерал-майор полиции Яневский А.С.

Рекомендовано на заседании методического совета БелЮИ МВД России в качестве курса лекций «28» января 2008 г., протокол № 5.

Одобрено на заседании ученого совета БелЮИ МВД России в качестве курса лекций «29» января 2008 г., протокол № 13.

Оглавление

Предисловие

4

Тема 1. Международно-правовое сотрудничество по профилактике наркомании и наркопреступности

5

Тема 2. Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ

26

Тема 3. Классификация и характеристика наиболее распространенных наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ

53

Тема 4. Криминологическая профилактика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков

79

Тема 5. Оперативно-розыскная профилактика наркомании и наркопреступности

98

Тема 6. Уголовно-процессуальная профилактика в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

117

Тема 7. Государственная статистическая отчетность о преступности. Использование криминалистических и иных учетов в профилактике наркомании и наркопреступности

137

Тема 8. Современные представления о профилактике наркомании

156

Тема 9. Профилактика злоупотребления наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконного оборота

178

Тема 10. Концептуальные основы лечения и реабилитации лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами

198

Тема 11. Контроль за объектами изготовления, производства, хранения и реализации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров как форма общей профилактики

215

Тема 12. Антинаркотическая пропаганда как направление профилактики наркомании

229

Литература

239

Приложения

246

Предисловие

В России проблема наркотиков давно переросла из медицинской в политическую, экономическую и правовую. Сейчас наша страна превратилась в одну из самых оживленных перевалочных баз наркотических средств, а россияне становятся наиболее ревностными их потребителями.

Отечественная наркомафия крепнет, продвигает «своих» представителей в самые верхние эшелоны власти, что способствует массовому отмыванию грязных «наркотических миллионов». Влияет она и на законодательство, которое в нашей стране по отношению к наркоторговцам и производителям наркотического зелья достаточно терпимо. Более того, средства массовой информации уже начинают кампанию по легализации некоторых наркотиков, ссылаясь на подобные тенденции в странах Европы.

На этом фоне результаты противодействия наркопреступности, несмотря на некоторые позитивные сдвиги на данном направлении, нельзя признать удовлетворительными. По-прежнему к уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители, в лучшем случае мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики наркотических средств, организаторы наркобизнеса, как правило, остаются вне сферы правового воздействия.

В связи с этим, сегодня требуется системная работа правоохранительных органов по разоблачению и ликвидации организованных преступных групп и сообществ наркодельцов, по выявлению всей цепочки наркобизнеса – от изготовителей до сбытчиков.

Это обусловливает необходимость разработки эффективных приемов и методов профилактики, что становится в последнее время первоочередной задачей деятельности всех правоохранительных органов.

Тема 1.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

В эпоху глобализации и практически ничем не ограниченной свободы перемещения через государственные границы людей и денежных средств преступность, которая все больше становится международной, быстро научилась играть на разности законодательств разных стран, на стремлении отдельных государств настаивать на приоритете своих законов перед чужими и не допускать, чтобы в то, что происходит на их территории, вмешивались другие.

Совершив преступление в одной стране, преступники тут же скрываются на территории другой, сталкивая подчас лбами представителей правоохранительных органов этих стран. Нередко они могут вообще уйти от ответственности по той причине, что совершенное ими преступление в разных странах толкуется по-разному, или просто потому, что власти одной страны рады уязвить другую.

Сотрудничество государств как форма профилактики

наркомании и наркопреступности

Злоупотребление наркотиками и связанная с ними преступная активность дельцов наркобизнеса, насилие и расширяющаяся коррупция затрагивают миллионы людей во всем мире. Они не только разрушают человеческую жизнь, но ставят под угрозу социальную структуру и даже стабильность правительств. Связанные с наркотиками проблемы все шире затрагивают различные страны большинства регионов мира, невзирая на национальные границы и социальное устройство. На это расходуются миллиарды долларов. Такая опасность угрожает всем странам, независимо от их географического местоположения, политической ориентации или уровня экономического развития. Ввиду огромных масштабов данного явления злоупотребление наркотиками все чаще рассматривается в качестве растущей глобальной проблемы, требующей принятия глобальных ответных мер. Нет никаких сомнений в том, что необходимо активизировать международное сотрудничество в этой области.

Государства не в состоянии справиться с этим бедствием в одиночку — необходимы международная солидарность и сбалансированные, коллективные и одновременные действия международного сообщества. На протяжении XX века состоялись многочисленные международные форумы, на которых обсуждались проблемы противодействия наркотизму, принимались соответствующие решения, в том числе закрепляемые в международно-правовых нормах.

Импульсом к созыву и проведению международных форумов служит фактическое состояние наркотизма в мире и в отдельных государствах, определяемое на основе статистических данных изучения, анализа и обобщения практики, экспертных оценок специалистов. На таких форумах разрабатываются, формулируются и закрепляются международно-правовые нормы, которые становятся нормами национального законодательства государств, ратифицировавших данные документы.

Вместе с тем, мировое сообщество давно пришло к пониманию того, что во всем комплексе мер борьбы с наркотизмом первостепенное значение следует уделять мерам профилактического характера.

Согласно статье 38 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года, и статье 20 Конвенции о психотропных веществах 1971 года, сторонам этих конвенций надлежит принимать все возможные меры, направленные на предотвращение злоупотребления наркотическими средствами или психотропными веществами, на раннее выявление, лечение, воспитание, восстановление трудоспособности, возвращение в общество соответствующих лиц и на наблюдение за ними после окончания ими лечения.

В статье 14 Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года предусмотрено, что «в целях уменьшения страдания людей и ликвидации финансовых стимулов для ликвидации незаконного оборота Стороны принимают надлежащие меры, направленные на ликвидацию или сокращение незаконного спроса на наркотические средства и психотропные вещества».

В результате обобщения многолетнего опыта борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и психоактивных веществ выработаны две основные стратегические линии, которые зафиксированы в документах ООН:

1) сокращение незаконного спроса на наркотики и психоактивные вещества;

2) сокращение незаконного предложения наркотиков и психоактивных веществ.

Также, говоря о сотрудничестве государств как форме профилактики наркомании и наркопреступности, следует отметить, что основные усилия стран (в том числе и России) в этом направлении реализуются следующими способами:

1) заключение многосторонних и двусторонних договоров и соглашений государствами в области контроля над наркотиками и борьбы с распространением наркомании;

2) сотрудничество государств с международными региональными организациями, занимающимися борьбой со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом, в том числе с Европейским союзом;

3) сотрудничество государств в рамках Программы ООН по международному контролю над наркотиками;

4) сотрудничество государств по вопросам выявления и пресечения фактов «отмывания» наркодоходов;

5) поддержание на постоянной основе контактов между правоохранительными органами и специальными службами государств по вопросам организации противодействия незаконному обороту наркотиков;

6) расширение института офицеров связи по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в государствах – крупных производителях и распространителях наркотиков, прежде всего Центрально-Азиатского региона, Латинской Америки и Прибалтики, а также в государствах-участниках СНГ и при Генеральном секретариате Интерпола;

7) проведение международных оперативно-профилактических операций («Канал», «Синтез», «Пограничное братство» и «Мак»).

  1. Федеральная служба российской федерации по контролю за оборотом наркотиков (1)

    Документ
    Курс лекций подготовлен Белгородским юридическим институтом МВД России по заказу Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в рамках реализации пункта 25 перечня мероприятий по реализации федеральной
  2. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона Заказчика. Наименование Заказчика Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

    Конкурс
    по определению поставщика (исполнителя, подрядчика) по оказанию переводческих услуг для нужд Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в 2010 году
  3. Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подг

    Документ
    Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Камчатскому краю проводит работу по подбору кандидатов для целевой подготовки специалистов для органов наркоконтроля в Московской государственной
  4. Открытый конкурс (далее конкурс). Наименование Заказчика Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Оренбургской области

    Конкурс
    Конкурсная документация по проведению открытого конкурса по выбору медицинского учреждения оказывающего медицинские услуги для сотрудников и пенсионеров УФСКН России по Оренбургской области
  5. Приказ от 29 декабря 2011 г. N 580 об утверждении административного регламента федеральной службы российской федерации по контролю

    Регламент
    На основании пункта 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г.
  6. В. В. Черкесова за сотрудничество с Церковью в деле борьбы с «болезнью века» иподчеркнул, что в наше время возглавлять службу по контролю за оборотом наркотиков не только ответственно, но и почетно. За весомый вклад

    Документ
    23 марта в Патриаршей резиденции в Чистом переулке Предстоятель Русской Церкви принял директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков генерала полиции В.
  7. Приказ от 1 ноября 2005 г. N 325 об утверждении инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств

    Инструкция
    В целях совершенствования работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан и осуществления приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ приказываю:
  8. Федеральная служба (5)

    Документ
    Важнейшей задачей современности является необходимость уберечь подрастающее поколение от жуткой жизни в плену наркотического омута. Несомненно, значимым фактором в профилактике наркотизма среди подростков и молодежи является совместная
  9. Международное сотрудничество в сфере контроля над оборотом наркотиков: социально-политические аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «6» ноября 2007 г. в 14:30 часов на заседании Диссертационного совета Д 502.006.09 в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, ауд.

Другие похожие документы..