«С вобода собраний в период избирательной кампании по выборам Президента рф»

Центр «Демос»

Движение «ГРОЗА»

Межрегиональная Правозащитная Группа

СВОБОДА СОБРАНИЙ

в период избирательной кампании

по выборам Президента РФ

г. Воронеж

2008 г.

Над докладом работали:

Редактор: Сергей Лукашевский

Автор-составитель: Ольга Гнездилова

Авторы разделов: Виктория Громова, Наталья Звягина, Алексей Козлов, Дмитрий Макаров

Сбор информации: Мария Парамонова, Сергей Федулов

Корректоры: Юлия Алятина

Дизайн обложки: Андрей Бубликов

Макет, верстка: Антон Позднухов

Данный доклад подготовлен на основе мониторинга ситуации со свободой собраний в период кампании по выборам Президента РФ. Доклад охватывает период с 28 ноября 2007 года (день начала агитационной кампании) по 7 мая 2008 года (день вступления в должность Президента РФ).

При составлении доклада использовались материалы мониторинга, проведенного в 12 регионах России совместно Движением ГРОЗА и центром «Демос» в 2007-2008 гг.

Данный обзор ситуации является продолжением доклада «Свобода собраний в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы V созыва» (презентован в декабре 2007 года), а также доклада «Свобода собраний в современной России», включающей в себя описание ситуации со свободой собраний в России в первой половине 2007 года.

Доклад предназначен для исследователей, гражданских активистов, юристов, студентов и преподавателей юридических и социальных дисциплин.

«Свобода собраний в период избирательной кампании по выборам Президента РФ». – 2-е изд. – Воронеж. – Издательство ПЛ. – 2008 г. – 68 с.

Текст доклада /node/10

Связь с авторами: info@

Издано при поддержке OSIAF. Тираж 500 экз.

CC Движение гражданский действий ГРОЗА

(с) БФ «За экологическую и социальную справедливость»

(с) Центр «Демос»

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

УВЕДОМИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Проблемы несогласования

  • Дополнительные требования к процедуре уведомления

  • Необоснованные предложения об изменении места и/или времени акции

  • Требования об изменении численности участников акции

  • Несогласование по искусственно созданным и неожиданно открывшимся обстоятельствам

Нарушение установленных сроков

Запреты на проведение публичных мероприятий

  • Запреты мероприятий с неудобной тематикой

  • Запреты мероприятий по причине «нецелесообразности»

ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Ограничение численности

Претензии к лозунгам и символике

«Предотвращение» публичных мероприятий

Требования о подтверждении несовершения экстремистских действий

Проблемы обеспечения безопасности участников акций со стороны правоохранительных органов

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Прекращение мероприятий, проводимых с уведомлением властей. Задержания участников. Задержания журналистов

Прекращение мероприятий, не требующих уведомления властей

  • Собрания

  • Одиночные пикеты

  • Иные мероприятия

Применение силы во время прекращения мероприятий

ДИСКРИМИНАЦИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА

Неравенство возможностей реализации права на свободу собраний

Принуждение к участию в публичных мероприятиях с применением административного ресурса

ПРИНУЖДЕНИЕ К УЧАСТИЮ В ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Обзор некоторых мероприятий в поддержку президента Путина

ЗАЩИТА ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

В СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЯХ РФ

В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ АКТИВИСТОВ

НЕСОРАЗМЕРНО ЖЕСТОКОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА НАРУШЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ИНЫЕ ФОРМЫ ДАВЛЕНИЯ НА АКТИВИСТОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В МИРНЫХ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

ВЫВОДЫ - ?

РЕКОМЕНДАЦИИ

ГРАЖДАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

СОСТАВИТЕЛИ ДОКЛАДА

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Реализация гражданами права на свободу собраний в России приобретает в последние годы все большее значение. В ситуации, когда в СМИ, в особенности на телевидении, остается все меньше пространства для дискуссии на любые общественно-значимые темы, организация публичного мероприятия становится для самых разных социальных групп и политических объединений едва ли не единственным способом заявить о себе, своих идеях и требованиях. Пикеты, демонстрации, митинги оказываются одним из немногих доступных каналов обратной связи между властью и обществом

В последние годы в России растет число протестных выступлений1, расширяется круг социальных групп, вовлеченных в протестные действия. Протестная и вообще уличная публичная активность встречает противодействие. В ряде регионов России власти стремятся ограничить реализацию гражданами своего права на свободу собраний. Для этого используется произвольное толкование законодательства и прямой административный произвол, бюрократическая волокита и умышленное создание препятствий для проведения публичных акций.

Особое значение публичные мероприятия приобретают в период избирательной кампании. Во-первых, уличные акции – это одна из важных форм агитации. Во-вторых, во время избирательной кампании растет внимание к общественно-политической проблематике, и любое публичное выступление приобретает большое значение. Участники протестных акций рассчитывают в этот период на большее внимание не только властей, но и участников избирательной кампании. Власти и политические партии, также отдают себе отчет в том, что «неполитические» по статусу публичные мероприятия могут оказать влияние на электоральное поведение избирателей.

Описанные выше условия определяют особое внимание к соблюдению права на свободу собраний со стороны правозащитных организаций.

В ходе мониторинга была собрана информация о 157 случаях нарушения права на свободу собраний в 23 регионах России, включая переписку организаторов мероприятия с местными администрациями, судебные решения, интервью у организаторов и участников «проблемных» публичных мероприятий.

Структура доклада отражает стадии организации публичного мероприятия и стадии, которые проходят организаторы акций в судебных инстанциях. Доклад начинается с обзора регионального и местного нормотворчества, затем переходит к рассмотрению уведомительной процедуры и порядку проведения публичных мероприятий, затрагивает проблемы воспрепятствования мирным акциям и их прекращения, и, наконец, рассматривает возможности защиты права. Отдельный раздел посвящен преследованию активных участников уличных акций. Каждый раздел начинается с соответствующих статей нормативно правовых актов регулирующих реализацию права на свободу собраний, в первую очередь Федерального закона «О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»2.

Доклад включает в себя период с 28 ноября 2007 года (день начала агитационной кампании) по 7 мая 2008 года (день вступления в должность Президента РФ).

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И ИНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

В ходе избирательной кампании по выборам Президента РФ, как и во время кампании по выборам депутатов Государственной Думы, четко прослеживалась сложившаяся еще в начале 2007 года тенденция административно-правового ограничения возможности реализации права на свободу собраний, нацеленная в первую очередь, на вытеснение протестных и оппозиционных мероприятий с площадок, находящихся вблизи органов власти. Разработка и принятие ограничительных нормативных актов происходит в основном на муниципальном уровне.

Региональное законодательство

«В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации» (п.1, ст.1 Закона №54-ФЗ).

«Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации» (п.2, ст.7 Закона №54-ФЗ).

Во время предвыборной кампании в отдельных регионах законодательные собрания продолжали принимать законы, регламентирующие порядок работы с уведомлениями граждан о проведении публичного мероприятия. Этот процесс начался после вступления в силу действующего на данный момент Закона №54-ФЗ и продолжается до сих пор. Соответствующие законы еще не приняты в более чем 20 субъектах РФ.

В декабре в Нижнем Новгороде после длительного обсуждения был принят областной закон, регламентирующий проведение публичных мероприятий. Рассмотрение законодательного акта в первом чтении состоялось еще в апреле 2007 г. В первоначальной версии законопроекта №520-4 «О порядке подачи уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Нижегородской области» предполагалось ограничить возможность собираться вблизи исторических памятников3, но в итоге работы над текстом и благодаря активной позиции правозащитных организаций региона, эта норма была удалена.4

17 января Нижегородский областной суд отменил постановление правительства области в части, регламентирующей проведение публичных акций на территории исторических памятников. Областной суд признал пункт 7 постановления недействующим с момента принятия. Этот пункт утверждал перечень оснований, по которым Управление госохраны объектов культурного наследия по Нижегородской области могло давать заключение «о невозможности проведения публичного мероприятия». В перечне были предусмотрены такие основания, как: создание препятствие в работе государственных органов, проведения ремонтно-реставрационных работ, установление угрозы ущерба объектам и прочее. Согласно решению суда, «В соответствии с Законом № 54-ФЗ субъекту Российской Федерации не предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные запреты для проведения публичных мероприятий, в том числе на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры. На таких территориях, с учетом особенностей объектов истории и культуры, субъект Российской Федерации, может только определять порядок поведения публичных мероприятий, а не запрещать их проведение».

Положение фактически давало Управлению неограниченные полномочия запрещать любое публичное мероприятие на территории исторического памятника или даже поблизости от него, причем без представления доказательств и обоснований наличия опасности для памятников. На практике, такие «безграничные» возможности Управления по охране памятников, которым его наделило правительство области, администрация города Нижнего Новгорода стала активно использовать для запрета протестных митингов и пикетов нижегородцев. Наиболее скандальный случай – запрет «Марша несогласных» 24 марта 2007 года, который районный суд признал правомерным именно на основании заключения Управления по охране памятников.5

ПРОБЛЕМА ЕДИНОГО МЕСТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

«Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами». (ст.8 Закона №54-ФЗ)

В период избирательной кампании в ряде регионов, также как и в первой половине 2007 года, властями предпринимались попытки добиться проведения всех уличных мероприятий – в «едином месте». Еще в конце мая – начале июня 2007 года федеральная Общественная палата подготовила обращение к органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, некоммерческим организациям и гражданам. В этом обращении было предложено в каждом городе для проведения митингов и шествий отвести специальные места вдали от основных транспортных магистралей, а значит и органов власти, расположенных, как правило, в центре города. Обращение было направлено властям и распространено в СМИ.

Принцип установления единых мест региональными и муниципальными органами власти противоречит норме, согласно которой ограничения на места проведения публичных мероприятий могут быть установлены только федеральным законом. При этом возможность выражать свое мнение в зоне досягаемости органа власти, к которому хотят обратиться граждане, является важнейшей составляющей права на свободу собраний. Особенно это, касается пикетов, которые в соответствии с п.6, ст.2 Закона №54-ФЗ есть «форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта [выделено нами.– Авт.] одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации».

Тем не менее, вскоре после выдвижения данной инициативы в ряде регионов, в том числе в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде, отмечались попытки местных властей реализовать идею «единого места» (см. подраздел «Необоснованные предложения об изменении времени и/или места акции»).

В период предвыборной кампании муниципальные власти в ряде регионов предпринимали попытки ввести ограничения и дополнительные барьеры для проведения акций в традиционных для горожан местах.

9 ноября в Воронеже площадь им. Ленина – центральная площадь города и традиционное место проведения протестных мероприятий – была передана из ведения города в собственность области. Данное распоряжение нигде не было опубликовано, а лишь выдавалось в качестве приложения к отказу в согласовании публичного мероприятия, в частности, ежедневного пикета ветеранов, протестовавших против неисполнения губернатором своих обещаний. По мнению городских чиновников, в связи с данным приказом, публичные мероприятия на пл. Ленина, необходимо согласовывать со «Специализированной эксплуатационной службой управления делами администрации области». В соответствии с законом Воронежской области №60-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» от 7 июля 2006 г., уведомления о проведении публичного мероприятия по всей области подаются в органы муниципальной, а не региональной власти. Т.е. работать с уведомлением в рамках закона обязаны в любом случае городские власти. Соответственно, предложение организаторам пикета обращаться в непонятный отдел областной администрации, является нарушением закона. Ограничения по проведению акций в центре города Воронежа действовали на протяжении всей президентской избирательной кампании.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  2. Новости №7

    Документ
    Все на выборы 2 марта!(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)О форме избирательного бюллетеня(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)Год семьи(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине теневая экономика уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.
  4. А. А. Данилов Вучебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом пор

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  5. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (1)

    Пояснительная записка
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  6. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  7. Издание осуществлено при содействии

    Документ
    Бурные события конца восьмидесятых—девяностых го­дов, связанные с формированием принципиально новой по­литической системы в России, которые оказали решающее влияние не только на историю России, но и на развитие всего мира, долго будут
  8. Свободная (2)

    Документ
    Движение СССР призывает политические партии, структуры гражданского общества, активных граждан России в Движении строить Свободную, Справедливую, Солидарную Россию.
  9. Свободная (6)

    Документ
    Процесс консолидация либерального спектра политических сил, также как и социалистического, необратим и позитивен. Он будет нарастать по мере усиления авторитарных тенденций.

Другие похожие документы..