«С вобода собраний в период избирательной кампании по выборам Президента рф»

Требования о подтверждении несовершения экстремистских действий

«В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке» (ч.2 ст.12 Закона №54-ФЗ).

«В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответ­ственности в установленном законом порядке» (ст. 25.1 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При вынесении предупреждения о недопустимости совершения экстремистских действий власти должны иметь достаточные основания предполагать, что планируется совершение такого рода действий. Поскольку современная правоприменительная практика показывает, что понятие «экстремизм» может применяется по отношению к любой критике действующей власти, часто такие предупреждения получали представители не только оппозиционных политических движений, но и многие организаторы публичных мероприятий, в ходе которых планировалось выражение позиции, отличной от официальной.

В январе в Мурманске по квартирам членов ОГФ ходили сотрудники милиции и заставляли активистов подписывать предупреждения о том, что они не имеют право выходить на улицы в соответствии с законом об экстремизме. Особое внимание удалялось участникам предыдущих «Маршей несогласных». Сотрудники милиции посетили не только квартиры мурманчан, но и жителей городов области. Так, Сергея Барченкова, стихи которого висят на сайте Каспаров.Ru, сотрудники правоохранительных органов посетили трижды за сутки.50

Инициативная группа слушателей Европейского университета уведомила администрацию Центрального района Санкт-Петербурга о проведении митинга 15 марта в Санкт-Петербурге. Спустя несколько дней они получили письмо, подписанное председателем комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности правительства Санкт-Петербурга, которое содержит также отсылки к Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности". Инициаторов акций в защиту ЕУ СПб предупреждают о недопустимости в ходе возможных массовых акций «действий либо высказываний, направленных на разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни».51

В начале мая в Москве активистам «Другой России» наносили визиты сотрудники УБОП с требованием подписать обязательство о несовершении 6 мая экстремистских и противоправных действий. Члена НБП Алексея Юрчука вечером 4 мая накануне «Марша несогласных» увезли из дома и доставили в ИВС г. Серпухова.52

В мае в Нижнем Новгороде руководитель нижегородского отделения ОГФ Николай Николаев был вызван к заместителю начальника УБОП по Нижегородской области Алексею Трифонову. По словам Николаева, Трифонов интересовался деятельностью нижегородского отделения, в том числе отношением к предстоящей 7 мая инаугурации Дмитрия Медведева, а также сотрудничеством и отношением с нацболами.53

Проблемы обеспечения безопасности участников акций со стороны правоохранительных органов

«1. По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория (помещение), на которой (в котором) планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Назначение указанного представителя оформляется распоряжением на­чальника органа внутренних дел.

3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:

оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;

обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномо­ченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федера­ции или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граж­дан, а также соблюдение законности при его проведении». (п.1, п.3 Закона №54-ФЗ)

Позитивная обязанность государства обеспечить надлежащую охрану и обеспечение порядка при проведении публичного мероприятия закреплена в прецедентных решениях Европейского Суда по правам человека, в частности, в постановлении по делу «Объединенная македонская организация Иллинден и Иванов против Болгарии» от 29.09.2005 г. Органы власти обязаны предпринять все меры для обеспечения безопасности участников акции, в том числе от лиц, препятствующих ее проведению. К сожалению, данную функцию органы власти не всегда выполняют надлежащим образом. Отдельной проблемой также является обеспечение охраны участников публичных акций по ее завершении.

Неспособность обеспечить безопасность проведения мероприятия используется властями как формальный повод для отказа в согласовании уведомления. При этом в соответствующих документах проблемы с обеспечением безопасности не конкретизируются и позиция властей, утверждающих, что безопасность обеспечить невозможно, не мотивируется.

Также встречаются случаи, когда сотрудники милиции не просто не обеспечивают безопасность, но и сами нападают на участников акций.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

«Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (п.5 ст.5 Закона №54-ФЗ).

«Основаниями прекращения публичного мероприятия являются:

1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований настоящего Федерального закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия» (ст.16 Закона №54-ФЗ).

«1. В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:

1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору публичного мероприятия;

2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;

3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия.

2. В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 17 Закона №54-ФЗ).

«Организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия». (П. 1 ст. 18 Закона № 54-ФЗ).

Правоохранительные органы чаще всего игнорируют ст.ст. 16 и 17 Закона №54-ФЗ. Вместо предложения устранить нарушение закона следуют задержания участников или прекращение мероприятия, также сопровождающееся задержанием участников.

Отдельного внимания заслуживает обоснованность решения о прекращении мероприятия. Часто используемые формулы «попытка организации массовых беспорядков» и «проявления экстремизма» должны иметь под собой реальное обоснование, в противном случае они являются как минимум клеветой и воспрепятствованием реализации права на свободу собраний со стороны должностного лица на основании ложных обвинений.

Кроме того, прекращая несогласованное мероприятие, представители власти должны учитывать, что большую часть ответственности согласно закону, должны нести организаторы публичного мероприятия, а не его участники. На практике правоохранительные органы склонны привлекать к ответственности не организаторов мероприятия, а в массовом или наоборот совершенно случайном порядке задерживать рядовых участников.

Также следует отметить, что попытка проведения публичного мероприятия вопреки отказу в согласовании со стороны властей (по любой причине) не является автоматически законным поводом для насильственного прекращения мероприятия.. Сталкиваясь с конфликтом между активистами и муниципальными властями правоохранительные органы почти никогда не ищут компромиссного выхода, который бы позволил гражданам реализовать свое право на свободу собраний (например, в форме не требующей согласования, такой как сход) и, одновременно, не допустить нарушения Закона №54-ФЗ.

Прекращение мероприятий, проводимых с уведомлением властей, при отсутствии возражений во время процедуры согласования. Задержания участников

Согласно ст. ст.18 Закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении мнений способом, не нарушающим общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия. Таким образом, если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления в соответствии со ст.15 Закона вправе потребовать от организатора самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение. В случае невыполнения требования об устранении нарушения, уполномоченный представитель органа власти вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При этом акция, по согласованию между ее организатором и соответствующим уполномоченным представителем, может быть продолжена.

Прекращение публичных мероприятий должно проходить строго в соответствие со ст.ст.16 и 17 Закона №54-ФЗ и с учетом исчерпывающего перечня оснований для прекращения публичного мероприятия.

Несмотря на то, что порядок прекращения публичного мероприятия четко прописан в Законе, он практически никогда не соблюдается. При этом сотрудники милиции действуют, руководствуясь собственными соображениями или полученными приказами, а не совместно с Уполномоченным от органа публичной власти и организатором согласно описанной в Законе процедуре. В результате нередко имеют место случаи необоснованного прекращения публичных акций, часто сопровождающиеся превышением должностных полномочий со стороны сотрудников милиции.

3 декабря в Санкт-Петербурге был разогнан пикет, посвященный итогам выборов в Государственную Думу. 29 ноября организаторы подали уведомление в мэрию на проведение пикета возле горизбиркома. 30 ноября они получили отказ в согласовании места проведения мероприятия. Им было рекомендовано собраться на Пионерской площади. Однако в день проведения акции, организаторам неожиданно сообщили, что и на Пионерской площади провести пикет им не разрешат. В результате 3 декабря около сорока человек с черными ленточками пришли на Пионерскую площадь для того, чтобы отметить "День траура по политическим свободам". Организаторами акции выступили движение "Народ" и НБП. После того, как участники попытались поднять черные флаги с серпом и молотом, на площади появилось около сорока бойцов ОМОНа, которые принялись задерживать активистов и отбирать флаги. В итоге в 38-й отдел милиции было доставлено 11 человек. Кроме того, при выходе из метро "Пушкинская" по дороге к месту проведения акции было задержано три активиста "Обороны".54

12 января в Санкт-Петербурге жители Малой Охты, а также поддерживающие их представители других групп противников уплотнительной застройки, Движения гражданских инициатив (ДГИ) и РОО "Охтинская дуга" провели митинг против строительства небоскреба ОАО "Газпром" в Красногвардейском районе. На митинге собралось около 200 человек. Несмотря на то, что уведомление о митинге было подано в установленном законом порядке, на месте его проведения было сконцентрировано большое число милиционеров и ОМОНовцев. Опасаясь задержаний, организаторы решили не разворачивать плакаты и флаги. Сначала милиция не вмешивалась в происходящее. Митинг длился около полутора часов. После этого милиционеры все же решили вмешаться. Они пытались задержать организаторов и выступающих, митингующие их отбивали. Были задержаны два активиста.55

16 февраля в Санкт-Петербурге ОМОН жестоко избил одного из участников встречи с депутатом Законодательного собрания города Сергеем Малковым, посвященной защите Колхозного рынка. Одного из работников рынка, предпринимателя Дмитрия Смекалова, избивали в автозаке. Причем происходило это при свидетелях. После избиения ОМОНовцы выкинули предпринимателя на лед замерзшей Невы56. Встреча с депутатом не была предварительно согласована с властями, при этом порядок прекращения публичного мероприятия не был соблюден, а принятые властями меры носили непропорциональный характер.

10 апреля в Москве сотрудники милиции силой разогнали акцию «против милицейского беспредела», которая проходила на Славянской площади. Проведение акции было согласовано. Однако милиционеры сначала не пустили к месту проведения акции половину частников, мотивируя свои незаконные действия ссылкой на число участников обозначенное в уведомлении. При этом внутри огороженного пространства площади было достаточно места, чтобы вместить всех желающих. Затем правоохранители посчитали оскорбительной растяжку с лозунгом «Долой ментовский беспредел!». Когда ОМОН попытылся отобрать растяжку началось силовое противостояние участнмков акции и ОМОНа. В результате ситуация вышла из-под контроля. Участники акции вышли на проезжую часть. Несколько десятков человек были задержаны, часть из них избита при задержании. В миллионеров и ОМОНовцев были несоклько раз брошены пустые бутылки.. Около полуночи задержанные были отпущены из отделения милиции. В отношении них были составлены административные протоколы о нарушении порядка проведения пикета.57

15 апреля в Москве у здания «Ростехнадзора» состоялась акция протеста против продления сроков эксплуатации старых атомных реакторов в России. Префектура центрального округа первоначально пыталась запретить проведение этой акции, однако при второй попытке подать уведомление установила организаторам условие – не более 3 участников. Тем не менее, в акции приняли участие около 10 человек из Москвы и Мурманска. Активисты растянули у входа в «Ростехнадзор» транспарант «Старые реакторы – новые Чернобыли!». Через несколько минут двое экологов забрались на 4-х метровый козырек над входом в здание ведомства и свесили оттуда еще один транспарант «Закройте старые АЭС». Прибывший через 10 минут наряд милиции задержал трех активистов.58

26 апреля в Кургане после пикета в память о годовщине трагедии на Чернобыльской АЭС был задержан руководитель курганского отделения ОГФ Габдулла Исакаев. Сотрудники милиции в начале пикета заявили, что у организаторов «нет разрешения» на проведение акции протеста. В ответ на это милиционерам было предъявлено уведомление об акции с отметкой о принятии администрацией города. Несмотря на это, сотрудники милиции изъяли плакаты. Дело было направлено в суд по ст. 20.2 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования").59

22 апреля в Краснодарском крае около 10 правозащитников и родственников задержанных, подследственных и осужденных провели акцию протеста в станице Динской, чтобы привлечь внимание к нарушениям прав граждан сотрудниками Динского отдела внутренних дел. По окончании пикета к участникам акции протеста подошли сотрудники Динского ОВД, пытались изъять плакаты и взять с них письменные объяснения. Место проведенного пикета окружили около 15-ти сотрудников милиции. При этом милиционеры не позволяли покинуть место пикетирования. Участница пикета Нина Нагирняк почувствовала себя плохо, ее забрала карета "скорой помощи". Удержание людей на жарком солнце участники пикета расценили как пытку. Дежурный ОВД станицы Динской пояснил, что никого не задерживали. По его словам, начальник Динского ОВД с его заместителем просто пришли побеседовать с участниками акции протеста.60

3 мая, на следующий день после выборов были намечены «марши несогласных» в нескольких городах России. В Москве власти отказались согласовывать марш, однако люди – около 300 человек –  все же собрались у выхода из станции метро «Чистые пруды». Участники еще не успели развернуть транспаранты, когда их уже начали задерживать и затаскивать в автобусы. По словам очевидцев: «Площадь перед станцией метро была отцеплена и никого не пускали за периметр, милиционеров, омоновцев и сотрудников в штатском было гораздо больше, чем протестующих».61

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  2. Новости №7

    Документ
    Все на выборы 2 марта!(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)О форме избирательного бюллетеня(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)Год семьи(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине теневая экономика уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.
  4. А. А. Данилов Вучебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом пор

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  5. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (1)

    Пояснительная записка
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  6. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  7. Издание осуществлено при содействии

    Документ
    Бурные события конца восьмидесятых—девяностых го­дов, связанные с формированием принципиально новой по­литической системы в России, которые оказали решающее влияние не только на историю России, но и на развитие всего мира, долго будут
  8. Свободная (2)

    Документ
    Движение СССР призывает политические партии, структуры гражданского общества, активных граждан России в Движении строить Свободную, Справедливую, Солидарную Россию.
  9. Свободная (6)

    Документ
    Процесс консолидация либерального спектра политических сил, также как и социалистического, необратим и позитивен. Он будет нарастать по мере усиления авторитарных тенденций.

Другие похожие документы..