«С вобода собраний в период избирательной кампании по выборам Президента рф»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ

УВЕДОМИТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

«Уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка» (п.7 ст.2 Закона №54-ФЗ).

Установленный законодательством РФ уведомительный порядок проведения публичных мероприятий подразумевает, что для проведения митинга, шествия, демонстрации или пикета организатору достаточно сообщить о своем намерении в соответствующий орган власти. Никакого «разрешения» или «санкции» властей не требуется.

Тем не менее, многие организаторы публичных мероприятий продолжают говорить о действующем de facto «разрешительном» порядке, а на самих акциях вынуждены подтверждать легальность своих публичных мероприятий. В свою очередь, сотрудники органов, ответственных за прием и рассмотрение уведомлений, подходят к своим полномочиям как к инструменту для воспрепятствования проведению «нежелательных» собраний.

По-прежнему широко распространено использование термина «несанкционированная» акция, как в СМИ, так и в официальных документах. Вместе с тем, в законодательстве это понятие встречается лишь один раз – в ч.3 ст.20.2 КоАП применительно к акциям у ядерных объектов. Во всех остальных случаях он юридически несостоятелен. Устойчивость этого штампа является косвенным отражением фактической ситуации, когда на практике уведомительный порядок не срабатывает и правоприменительная практика основана на необходимости «санкции» со стороны властей.

Проблемы несогласования

«Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (п.5, ст.5 Закона №54-ФЗ)

Ни одно из положений закона не предусматривает возможность «не санкционировать», отказать в согласовании либо в иной форме запретить публичное мероприятие. Органы власти могут лишь предложить изменить место и (или) время проведения мероприятия и указать на несоответствия закону в уведомлении, но не вправе навязывать каких-либо изменений или запрещать проведение публичного мероприятия. К их обязанностям относится оказание содействия организаторам и участникам публичных мероприятий в реализации их права, а также в обеспечении общественного порядка и безопасности.

Тем не менее, в рассматриваемый период по-прежнему фиксировались «отказы в согласовании» без предложения каких-либо альтернатив, а согласительная процедура продолжала толковаться как одностороннее требование властей изменить условия проведения. За отказом принять эти «рекомендации» во всех известных случаях следовал полный запрет акции.

В то же время, в соответствии с буквой закона согласование должно начинаться с того момента, как организатор отказался от предложенных вариантов. Однако никаких попыток найти компромиссные варианты в подобных случаях со стороны органов власти не зафиксировано. «Согласительные процедуры» по сути подменяются односторонними директивами уполномоченных органов.

Примерами подобной практики служат, к примеру, действия органов власти Москвы, отказывающих в проведении шествий в любом месте, кроме набережной Тараса Шевченко (в рассматриваемый период – Марш за добровольную армию, Марш несогласных, Шествие в защиту шествий) или властей Санкт-Петербурга, которые регулярно предлагают перенести шествия из центра города на окраину и не терпят альтернативных предложений (см. подробнее Проблема единого места для проведения мероприятий).

13 марта в Екатеринбурге прошла акция представителей движения "Избитая Россия", Екатеринбургского движения против насилия и Межрегионального центра прав человека. Митинг состоялся, несмотря на сильнейшее противодействие администрации Екатеринбурга. Еще 4 марта один из организаторов акции, – Владимир Шаклеин, получил письмо, в котором указывалось, что в связи с нарушением законодательства, Администрация города Екатеринбурга «не может согласовать» проведение данного мероприятия. Какое конкретно законодательство было нарушено, администрация не объяснила.

Данное решение администрации было оперативно обжаловано в суде и прокуратуре. Возможно, что именно это обстоятельство удержало присутствовавших сотрудников милиции от противоправных действий.6

  • Дополнительные требования к процедуре уведомления

«Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения» (п.1, ст.7 Закона №54-ФЗ).

«Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации» (п.2, ст.7 Закона №54-ФЗ).

Основные требования к процедуре уведомления установлены ст.7 Закона №54-ФЗ. В то же время, Закон предусматривает возможность представительного органа субъекта РФ своим законом определить порядок подачи уведомления. В ряде субъектов такой закон уже принят, в ряде других – только находится на стадии обсуждения. Однако, вне зависимости от того, существует такой закон или нет, принимая решение по уведомлению о проведении публичного мероприятия, власти чаще всего руководствуются внеправовыми соображениями. При этом требования закона служат лишь удобным основанием для наложения ограничений и толкуются по-разному в зависимости от потребности властей (см. подробнее раздел «Дискриминация при реализации права»).

  • Предложения изменить форму проведения публичного мероприятия

«Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

<...> 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона» (пп.2 п.1 ст.12 Закона №54-ФЗ).

Единственно возможное вмешательство, предусмотренное на стадии уведомления, – установленное в п.2 ч.1 ст.12 Закона №54-ФЗ право властей предложить организаторам изменить время и/или место проведения публичного мероприятия, либо предложить устранить несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона.

Однако, наряду с предложениями изменить время или место власти нередко добиваются изменения формы публичного мероприятия. Особенно часто это проявляется в отношении шествий и демонстраций, которые вызывают гораздо большую обеспокоенность властей, чем стационарные пикет или митинг. Поскольку выбор из числа форм, заданных Законом №54-ФЗ, является прерогативой организатора, то подобное требование, сопровождаемое угрозой задержать участников, которые придут на заявленное мероприятие, является чрезмерным вмешательством и ограничением права на свободу собраний.

  • Необоснованные предложения об изменении места и/или времени акции

«Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:

<...> 2) довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения – в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона» (пп.2 п.1 ст.12 Закона №54-ФЗ).

«...пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации» (п.6 ст. 2 Закона №54-ФЗ).

Как следует из Закона, предложения об изменении места и/или времени должны быть обоснованными. При этом важно, что предлагаемое место или время должны быть максимально равноценным заявленным организатором. Предложения об изменении места и/или времени должны быть обоснованными. Руководящие принципы ОБСЕ7, к примеру, подчеркивают важность возможности проводить мероприятие в зоне видимости и слышимости его целевой аудитории. Суть публичных акций, как правило, в том, чтобы привлечь к указанным в уведомлении проблемам внимание соответствующего органа власти или иной структуры, либо внимание широкой общественности. Для реализации этих целей необходимо иметь возможность выражать свою позицию на территории, где возможно прямое обращение к соответствующей аудитории: либо у административных и иных зданий, либо в людных местах в удобное для СМИ и граждан время.

Однако все чаще власти отправляют публичные мероприятия на окраины городов, в глухие районы или лесопарковые зоны. Причины для этого, указываемые в уведомлении, могут быть самые разные – от совпадения мероприятий и ремонтных работ на предполагаемом месте проведения акции, до нежелания «нарушать привычный ритм горожан» или декларируемой невозможности обеспечить безопасность участников. При этом не принимаются во внимание ни символическая важность того или иного места, ни наличие аудитории, к которой обращены требования. Особенно рельефно подобный подход проявляется при переносе пикетирования, которое прямо определяется в законе, как размещение непосредственно у пикетируемого объекта:

1 апреля в Москве организаторы «Шествия в защиту шествий» подали уведомление на проведение мероприятия от Новопушкинского сквера по Тверскому бульвару. В префектуре ответили, что на Тверском бульваре акция невозможна, и предложили её перенести на набережную Тараса Шевченко. Активисты письменно отклонили предложение префектуры, но ответа на это заявление от властей не последовало.

Тогда, решив, что добиться согласования шествия не удастся, активисты подали уведомление о проведении в Новопушкинском сквере пикета. Но префектура запретила и пикет. На вопрос об основаниях активистам было сказано, что двое из организаторов пикета выступали и организаторами шествия. Префектура сделала вывод, что пикет нужно провести в другой день, т.к. «организаторы не успеют на оба мероприятия». К месту предполагаемого шествия были стянуты несколько десятков сотрудников милиции и ОМОН. Активисты напомнили им, что от шествия на набережной Тараса Шевченко они отказались и намерены провести вместо него пикет в Новопушкинском сквере. Однако чиновники ответили, что решение о форме мероприятия уже принято и изменить ничего нельзя.8

15 апреля в Санкт-Петербурге, представители коалиции "Другая Россия" и петербургского отделения партии "Яблоко" подали в Смольный заявку на проведение шествия и митинга по маршруту Лиговский проспект – Невский проспект – Исаакиевская площадь. Власти Санкт-Петербурга отклонили заявку оппозиции на проведение первомайской демонстрации. «Несогласным» было предложено пройти шествием от концертного зала "Октябрьский" до сада имени Чернышевского.9

25 апреля в Москве у посольства КНР милиция задержала участников акции солидарности с тибетцами, пострадавшими от репрессий со стороны китайских властей. Организаторы акции в установленном законом порядке уведомили местные власти о ее проведении, однако сотрудники префектуры Западного округа Москвы с большим опозданием ответили, что предлагают перенести акцию на набережную Тараса Шевченко и сократить количество участников до 50 человек....10

Накануне 6 мая в Москве Коалиция "Другая Россия" получила ответ из мэрии Москвы на уведомление о проведении "Марша несогласных" 6 мая. Первый заместитель начальника Управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Василий Олейник, подписавший документ, предложил "избрать другие места проведения публичных мероприятий". Свое решение Олейник аргументировал тем, что ранее правительство Москвы уже рассмотрело заявления от других групп граждан о проведении 6 мая публичных мероприятий на той же самой территории. Однако, как утверждает член исполкома "Другой России" Александр Аверин, именно он успел подать заявку в мэрию первым.11

  • Требования об изменении численности участников акции

«В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: ...предполагаемое количество участников публичного мероприятия» (пп.7, п.3, ст.7 Закона №54-ФЗ).

«Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: <...> довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия» (пп.4 ст.12 Закона №54-ФЗ).

Закон №54-ФЗ предусматривает, что в уведомлении необходимо указывать предполагаемое количество участников публичного мероприятия (пп.7, п.3, ст.7 Закона №54-ФЗ). Следуя логике этой нормы, определение числа участников является предварительным и оценочным. Единственное ограничение численности, которое предусмотрено законом, напрямую связывается с нормой предельной заполняемости территории. При этом предельная заполняемость территории должна быть официально определена для каждого конкретного места. Иным образом регулировать численность участников публичного мероприятия орган власти не вправе.

Несмотря на то, что лишь в немногих случаях власти располагают официальными документами, определяющими предельные нормы заполняемости, ограничения числа участников публичных мероприятий встречаются постоянно как со ссылкой на некую норму предельной заполняемости (в большинстве случаев никем официально не установленную и определяемую произвольно от случая к случаю), так и без какой-либо мотивировки.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» содержит методические рекомендации к изучению курса, программу курса, планы семинарских занятий, методические рекомендации по работе
  2. Новости №7

    Документ
    Все на выборы 2 марта!(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)О форме избирательного бюллетеня(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.)Год семьи(«Таганские вести», №7, 26 февраля 2008 г.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине теневая экономика уфа 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит: программу курса, краткий курс лекций, планы семинарских занятий, примерную тематику вопросов к зачету, вопросы для самостоятельной работы студентов.
  4. А. А. Данилов Вучебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А. А. Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней. Материал изложен в хронологическом пор

    Документ
    В учебном пособии, подготовленном профессором, доктором исторических наук А.А.Даниловым, освещены события отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  5. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (1)

    Пояснительная записка
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  6. Учебно методический комплекс по спецкурсу «политическое развитие стран афро-азиатского региона в новейшее время» для исторического факультета (2)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность изучения спецкурса обусловлена тем, что современный этап общественного развития стран Азии и Африки характеризуется значительными изменениями в поли­тическом процессе, одной из черт которого является вовлече­ние в него
  7. Издание осуществлено при содействии

    Документ
    Бурные события конца восьмидесятых—девяностых го­дов, связанные с формированием принципиально новой по­литической системы в России, которые оказали решающее влияние не только на историю России, но и на развитие всего мира, долго будут
  8. Свободная (2)

    Документ
    Движение СССР призывает политические партии, структуры гражданского общества, активных граждан России в Движении строить Свободную, Справедливую, Солидарную Россию.
  9. Свободная (6)

    Документ
    Процесс консолидация либерального спектра политических сил, также как и социалистического, необратим и позитивен. Он будет нарастать по мере усиления авторитарных тенденций.

Другие похожие документы..