Об утверждении Программы социально-экономического развития Нурлатского муниципального района на 2011-2015 годы №

Учитывая то, что ЕГЭ становится одним из важных критериев оценки эффективности вложенных ресурсов, очевидно, что качество массового образования неприемлемо низкое.

Повышение ресурсоемкости образования не способно привести к ожидаемому образовательному эффекту, что полностью соответствует результатам международных исследований, однозначно указывающих, что качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей. Способность обеспечить систему образования высококвалифицированными, компетентными учителями является системообразующим фактором повышения качества образования.

Анализ кадрового обеспечения отрасли показывает следующие результаты:

  • наблюдается заметный рост образовательного состава педагогических кадров;

- отмечается рост квалификации педагогических кадров.

Повышение квалификации педагогических кадров

Годы

Количество работников,чел.

Квалификационные категории, чел./%

высшая

первая

вторая

2008

1362

62 /4,5

628 /46

505/37

2009

1275

82/6,4

668/52

449/35

2010

1226

100/8

666/ 54

429 /35

Таким образом, и в этой области наблюдается положительная динамика, но пока недостаточно обеспечивающая повышение качества образовательного процесса. Улучшение материальной базы образования и повышение квалификации педагогических кадров дадут ожидаемый положительный эффект только в том случае, если будут находиться в полном соответствии с целями образования.

Цели образования определяются следующими фундаментальными тенденциями.

  1. Тенденция к информатизации жизнедеятельности. Выпускник современной школы должен обладать прочными базовыми знаниями по предметам, позволяющими решать сложные задачи прикладного характера в условиях постоянного обновления информации.

  2. Тенденция к интеллектуализации жизнедеятельности, определяющая необходимость не только владения базовыми знаниями по предметам, но и компетенциями в области поиска, отбора и подбора информации, необходимой для решения прикладных задач с последующим обобщением информации и превращением ее в знания.

  3. Тенденция к усложнению системы социального взаимодействия, обусловливающая необходимость формирования компетенций эффективного существования в социально и этнически многообразном окружении.

4. Тенденция к демократизации социального существования, характеризующаяся
повышением самостоятельности и ответственности личности за результаты собственной
деятельности и требующая формирования устойчивой привычки к самостоятельному,
ответственному труду.

5. Тенденция к повышению роли нравственной составляющей личности как условия
эффективного индивидуального и социального функционирования.

6. Тенденция к повышению роли физического здоровья как условия активной жизнедеятельности человека.

Отмеченные тенденции выдвигают конкретные требования к компетенциям, которыми должен обладать ученик на всех ступенях общего образования, позволяют сформулировать цели общего (школьного) и дополнительного образования.

Целью общего (школьного) образования является создание условий обеспечивающих последовательное выполнение школой следующих функций:

  1. обеспечение нравственного и физического здоровья детей;

  2. развитие интеллекта;

  3. формирование устойчивой привычки к труду;

  4. формирование навыков жизни среди людей;

  5. получение основ знаний.

Дошкольное образование.

Система дошкольного образования Нурлатского муниципального района представлена 32 дошкольными образовательными учреждениями, в которых реализуются программы дошкольного образования. Кроме этого, работа по программам дошкольного образования организована в 11 общеобразовательных школах. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений позволяет охватить лишь 60 % детей дошкольного возраста. Количество детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, нуждающихся в детских садах, составляет 581 человек. Увеличение рождаемости, трудовой занятости родителей, повышение уровня образовательных потребностей семей, имеющих детей дошкольного возраста, привели к тому, что число семей, желающих устроить ребенка в детский сад, значительно возросло и превышает количество имеющихся в дошкольных образовательных учреждениях мест. Необходимо принятие комплекса мер по обеспечению доступности дошкольного образования. Районный отдел образования Нурлатского района осуществляет аналитический контроль за деятельностью образовательных учреждений и обеспечивает комплексный подход к реализации методического процесса обучения детей. Общая численность детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях – 2507 человек. Дошкольные образовательные учреждения имеют лицензии на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования. Дошкольные образовательные учреждения являются учреждениями 2 категории – 5 МДОУ, 3 категории – 27.

       Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Усиливаются оздоровительная и коррекционная функции дошкольных образовательных учреждений. В 11 дошкольных образовательных учреждениях организована работа логопунктов с количеством детей 165 человек.    

  В условиях возрастания роли новых форм организации предшкольной подготовки, обеспечивающей преемственность между дошкольным и школьным образованием, в качестве приоритетной решается задача обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей дошкольного образования.      

       Начальные школы – детские сады – успешно реализуют идею преемственности дошкольного и начального школьного образования, обеспечивая высокий уровень подготовки к обучению, сохранение и развитие психофизического здоровья детей.

       Педагоги к своей работе подходят творчески, стараются разнообразить формы занятий, отдают предпочтение комплексным и интегрированным занятиям, тем самым освобождая время для мероприятий по укреплению здоровья детей.

       В целях реализации задач Программы развития дошкольного образования педагогические коллективы работают над единой проблемой «Обновление содержания и регуляции качества дошкольного образования». Продолжает интенсивно обновляться содержание дошкольного образования, многие дошкольные образовательные учреждения реализуют программы нового поколения «Радуга», «Детство», «Развитие» «Школа 2100». На основе этих программ МБДОУ будут составлять свою образовательную программу, когда появятся программы в соответствии с требованиями ФГОС.

       Совершенствование системы дошкольного образования в ближайшие годы должно быть направлено на решение следующих задач:

- обеспечение доступности дошкольного образования, за счет как развития сети дошкольных образовательных учреждений, так и вариативных форм предоставления образовательных услуг (создание специальной службы психолого-педагогической поддержки семейного воспитания), условий для групп кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста в группах «Подготовка к школе», детей раннего и младшего дошкольного возраста «Прогулочные группы»; организация «Центра игры и игрушки» для детей, не посещающих ДОУ;

- достижение высокого качества дошкольного образования за счет обеспечения комплексного подхода в решении задач охраны жизни, психофизического здоровья и социального благополучия дошкольников в рамках программы «Здоровье»;

- расширение спектра коррекционно- развивающих программ и оказание помощи детям с трудностями физического и психического развития;

- осуществление комплексной и инновационной работы по поддержке раннего развития детей, дошкольного воспитания и образования;

- повышение качества представляемых образовательных услуг на основе использования современных образовательных технологий и обеспечение преемственности с начальной школой, переходящей на новые государственные образовательные стандарты;

- организация систематического мониторинга готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

- отработка системы диагностики профессионального уровня руководителей ДОУ и мониторинга управленческой деятельности;

- формирование правовой и психолого - педагогической культуры родителей.

Проблемы развития системы образования

1.Кадровая проблема

По причине отставания средней заработной платы педагогических работников от работников промышленного производства в сфере образования (дошкольного, общего, дополнительного) наблюдается отток высококвалифицированных работников, особенно мужчин. Также происходит старение кадров и их отток в другие сектора социально-экономического развития города.

2.Устаревшая материально-техническая база

Особого внимания требует материально-техническая база образовательных учреждений района: высокий процент износа инженерных сетей, требуют замены окна, кухонное оборудование, в детских садах высок процент износа мебели, мягкого инвентаря, оборудования прачечных.

Необходимо обновление спортивного оборудования и инвентаря (в том числе спортивных площадок), обустройство территорий муниципальных образовательных учреждений. Для детских садов требуются оборудование игровых площадок малыми архитектурными формами, теневыми навесами. В медицинских кабинетах ощущается недостаток физиотерапевтического оборудования (для детских садов) и медикаментов. Для реализации практической части образовательных программ в школах не хватает инструментов и оборудования. Слабо оснащены мастерские, спортивные залы, кабинеты обслуживающего труда, музыки и другие. Не хватает учебников, в том числе учебников и методических пособий на татарском языке.

3.Недостаток мест в дошкольных образовательных учреждениях

4.Необходимость в новом качестве образования

Несмотря на осуществляемые мероприятия по развитию сферы образования района, продолжает сохраняться неудовлетворенность качеством образовательных услуг, (80,0% -удовлетворённость дошкольным образованием в 2010 году) в части несоответствия условий в муниципальных образовательных учреждениях современным требованиям.

1.2.5. Физическая культура и спорт.

Цели:

  • обеспечение оптимальных условий для повышения качества жизни молодого поколения Нурлатского муниципального района и г. Нурлат, эффективной его социализации и самореализации;

  • развитие массовой физической культуры, укрепление здоровья населения.

  1. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (1)

    Статья
    предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы;
  2. Об утверждении программы социально-экономического развития республики татарстан на 2005 2010 годы (2)

    Статья
    Стратегии социально-экономического развития развитых стран строятся на правильном позиционировании роли государства как регулятора социально-экономических процессов.
  3. Программа Развития сферы туризма Зеленодольского муниципального района на 2011-2016 гг

    Программа
    2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденная приказом Федераль­ного агентства по туризму от 06.05.2008 № 51.
  4. Программа социально экономического развития республики татарстан (1)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  5. Программа социально экономического развития республики татарстан (2)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на период 2005-2010 гг. (далее Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Посланием
  6. Программа информатизации школы на 2011-2015 гг. 2011 г

    Программа
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Среднекамышлинская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
  7. «Становление и развитие гражданского общества в Республике Татарстан»

    Содержательный отчет
    Отчет Общественной палаты Республики Татарстан по итогам работы за 2008 год опубликован отдельной брошюрой. Все члены Общественной палаты Республики Татарстан получили его на заседании Общественной палаты Республики Татарстан 25 декабря 2008 года.
  8. Итоги социально-экономического развития Республики Татарстан Основные тенденции социально-экономического развития

    Документ
    Тенденции социально-экономического развития республики в 2010 году свидетельствовали об улучшении общеэкономической ситуации. Позитивную динамику демонстрировали все сектора экономики.
  9. Корпоративное управление в системе региональной экономики

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2011 года в часов на заседании диссертационного совета Д.212.301.01 по присуждению ученой степени доктора экономических наук при ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.

Другие похожие документы..