Учебно-методическое пособие Рекомендовано редакционно-издательским советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь Минск 2006

4


Академия управления при Президенте

Республики Беларусь

Арсенов В.В.

Инновационная деятельность

предприятия

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано редакционно-издательским советом Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Минск 2006

УДК 338.2:001.895 (075)

ББК 65.5-5я73

А 85

Рецензенты:

Шибеко А.Э., кандидат экономических наук, доцент ,

Сидоров В.А.., кандидат технических наук, доцент

Арсенов В.В.

А 85 Инновационная деятельность предприятий: учебно-метод. пособие / В.В. Арсенов. – Мн.: Акад. Упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 168 с.

ISBN 985–486–385-5

Рассмотрены понятия и виды инновационной деятельности предприятий, вопросы управления продвижением инноваций на предприятиях, методы оценки эффективности и анализа рисков инновационных проектов, информационное обеспечение инновационной деятельности. Значительное внимание уделено оценке инновационного потенциала предприятий, маркетингу в инновационной сфере, а также концепции кадрового обеспечения инновационного менеджмента.

Предназначено для слушателей Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности «Государственное управление и экономика», студентов, обучающихся по специальностям «Инновационный менеджмент» и «Экономика и управление на предприятии промышленности».

УДК 338.2:001.895 (075)

ББК 65.5-5я73

© Арсенов В.В., 2006

ISBN 985–486–385-5 © Академия управления при Президенте

Республики Беларусь, 2006

Содержание

Введение………………………………………………………………… … ….5

Глава 1. Инновации в рыночной экономике. 6

1.1. Инновационная деятельность – фактор экономического развития и конкурентоспособности экономики. 6

1.2. Государственная инновационная политика Республики Беларусь 10

1.3. Производственное предприятие – основа всей инновационной сферы 16

1.4. Вхождения Беларуси в международный технологический рынок 20

Глава 2. Маркетинг в инновационной сфере 24

2.1.Маркетинговый подход при создании нового продукта 24

2.2. Управление и планирование маркетинга на предприятии 28

2.3.Методика оценки эффективности управления маркетингом на предприятии34

Глава 3. Управление продвижением инноваций на предприятии 40

3.1. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятия 40

3.2 Методы процессного управления предприятием. 43

3.3. Функционально-стоимостной анализ новой продукции 50

3.4. Организация НИОКР и проектирования 55

3.5. Организационно-технологическая подготовка производства. 61

Глава 4. Инновационный потенциал и стратегия развития предприятия. 70

4.1. Факторы инновационных возможностей предприятия 70

4.2. Методика оценки чувствительности предприятиям к инновациям 73

4.3. Классы чувствительности предприятий к инновациям 78

4.4. Стратегии развития предприятия 82

Глава 5. Эффективность инновационных проектов. 89

5.1. Экспертиза инновационных проектов. 89

5.2. Экономическая оценка инновационно-инвестиционных проектов 92

5.3. Оценка бюджетной эффективности использования результатов

научных исследований и разработок 97

5.4. Определение социальных и экологических последствий использования

результатов научных исследований и разработок 98

Глава 6 Анализ риска инновационно-инвестиционных проектов. 101

6.1. Цели и задачи анализа риска 101

6.2. Качественная и количественная характеристика риска 103

6.3. Способы снижения риска 106

Глава 7. Инновации в менеджменте качества. 109

7.1 Сущность и система показателей качества продукции 109

7.2. Принципы менеджмента качества, положенные в основу

ИСО 9000-2000. 111

7.3. Процессный подход системы менеджмента качества 115

7.4. Технологии управления конкурентоспособностью предприятий 117

Глава 8. Информационное обеспечение инновационной деятельности. 119

8.1. Роль информационных технологий в эффективности корпоративных экономических систем 119

8.2. Программа Project Expert как финансово-экономический инструмент

инновационного менеджера. 125

8.3. Информационные технологии управления производством 136

Глава 9. Концепция кадрового обеспечения инновационного менеджмента 147

9.1. Инновационное образование кадров для производственно-технологической и научной сфер 147

9.2. Подготовки управляющих инновационными проектами 149

9.3. Методы развития творческого потенциала инновационных менеджеров 153

9.4. Методика проведения деловых игр предприятий 159

Список терминов 164

Литература. 164

Приложение; Бальная оценка технического уровня инновационного проекта 168

Введение

Инновационный путь развития – одна из приоритетных задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики по созданию благоприятных правовых, экономических и социальных условий для развития науки, постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны.

Основополагающая роль в повышении конкурентоспособности национальной экономики принадлежит промышленности, обеспечивающей устойчивое функционирование других отраслей народнохозяйственного комплекса, удовлетворение потребностей населения в товарах и определяющей экспортный потенциал страны, ее экономическую безопасность и обороноспособность.

Цель изучения дисциплины «Инновационная деятельность предприятия состоит в профессиональной компетенции слушателей, приобретении знаний теории, методологии и практики разработки инновационных проектов предприятий, умении эффективно использовать инновационный потенциал организаций

Инновационный учебный курс направлен на создание у слушателей системных представлений, развитие аналитических навыков, освоение инструментария управления технологическими инновациями, на формирование методологии и управления продвижения инноваций на предприятии при создании конкурентоспособной продукции, изучение существующих принципов, законов и форм системы «Наука-производство-рынок», на оценку роли государства в создании национальной инновационной системы.

Данная дисциплина опирается на знания, полученные слушателями при изучении дисциплин: “Основы менеджмента”, “Маркетинг на предприятии”, “Управление финансами на предприятии”, “Экономика предприятия ”, “Производственный менеджмент”, Бизнес-планирование» и другие.

  1. Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций Под общей редакцией С. Н. Князева (1)

    Методические рекомендации
    Издаются основные положения и направления работы с резервом руководящих кадров. Даются рекомендации по организации работы с перспективным кадровым резервом.
  2. Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций Под общей редакцией С. Н. Князева (2)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации по работе с резервом руководящих кадров государственных органов и иных государственных организаций / Н.С. Березина, А.А. Бержанин, M.
  3. Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов Втрех частях

    Учебно-методическое пособие
    Е.А. Бахтадзе (глава 7, раздел «Модальные глаголы»), О.С. Симанович, Л.М. Лещева (глава 7, раздел «Наклонение. Типы условных предложений»), Т.В. Кудрейко (глава 7, раздел «Согласование времен»), Л.
  4. Учебное пособие по английскому языку для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика»

    Учебное пособие
    для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Государственное управление и право», «Государственное управление и экономика», «Управление информационными ресурсами»
  5. Курс лекций Вдвух частях Часть 1 2 е издание, стереотипное Минск 2006 удк 342(076. 6) Б

    Документ
    К93 Основы конституционного права: курс лекций. В 2 ч. Ч.1 / А.И. Курак. – 2-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 263 с .
  6. Курс лекций 4-е издание, стереотипное Минск 2006 удк 620. 9(076. 6)

    Документ
    С24 Основы энергосбережения: курс лекций / О.В. Свидерская. –4-е изд., стер. – Мн.:Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 296 с. – (Система открытого образования).
  7. Курс лекций 3-е издание, стереотипное Минск 2006 удк 17(075. 8) (1)

    Учебное пособие
    Б44 Этика: курс лекций / Е.В. Беляева. – 3-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 67 с. – (Система открытого образования).
  8. Курс лекций 3-е издание, стереотипное Минск 2006 удк 17(075. 8) (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой конспект лекций по курсу «Этика». Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой, утвержденной кафедрой философских наук Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
  9. Курс лекций 3-е издание, стереотипное Минск 2006 удк 159. 9(076. 6)+37. 01

    Документ
    О-75 Основы психологии и педагогики: курс лекций / Под науч. ред. Н.А. Дубинко.–3-е изд., стер. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006.

Другие похожие документы..