Сто великих тайн

Комиссия отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не

нравился чисто гусеничный движитель. Вскоре начавшаяся финская война

заставила примолкнуть скептиков. Тонкобронные высокоскоростные Т-26 и

БТ зарекомендовали себя на ней с самой скверной стороны. Они застревали в

снегу и становились легкой мишенью для финской артиллерии. Их собственные пушки оказались бессильны против железобетонных укреплений. Колесный ход, о котором прежде так много заботились, в этих условиях себя совершенно не оправдал.

В свете всех этих событий Комитет обороны в середине декабря 1939 г.

рекомендовал принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал

изначально Кошкин, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое

наименование Т-34, под которым и вошел в историю. Первенец (с уже усиленной цельнолитой броней и новой пушкой) был испытан на заводе в начале

1940 г. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был

пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил

вести танки в Москву своим ходом. В марте 1940 г. две опытных Т-34 двинулись в путь. Они шли без остановки днем и ночью. Водители спали по очереди. Кошкин сам вел один из танков и сильно простудился в пути.

17 марта танки были на полигоне и предстали перед комиссией, которую

возглавлял сам Сталин. Т-34 произвели на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись удивительными, особенно на фоне других машин. Был

дан приказ готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор также проделал на своем танке. Он был полон творческих

планов. Однако осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре

1940 г. Кошкин не дожил до начала войны и потому не стал свидетелем колоссальной популярности своего детища. Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и

не сумела создать более совершенного танка.

МИХАИЛ КАЛАШНИКОВ

Михаил Тимофеевич Калашников родился в ноябре 1919 г. в селе Курья на

Алтае. До призыва в армию в 1938 г. работал в паровозном депо на станции

Матай. Служить Калашникову довелось в танковых войсках, сначала механиком-водителем, а потом командиром танка. Душа его лежала к технике. Он

21—0100950

626

очень любил копаться в моторе, изобретать и конструировать. В 1940 г Калашников разработал прибор для фиксирования работы танкового двигателя под нагрузкой и на холостом ходу.

«С того момента, — пишет он, — в

моей судьбе наметились крупные перемены: я, солдат срочной службы,

незадолго до начала войны встал на

нелегкий путь конструирования. Прибор, представленный мною для сравнительных полевых испытаний, выдержал их с честью, достойно прошел

сквозь сито оценок придирчивых военных специалистов и был рекомендован для серийного производства». Молодого изобретателя командировали на один из ленинградских заводов, где

его прибор предстояло запустить в производство. Но этому помешала война.

Едва узнав о нападении немцев, Калашников поспешил вернуться в свою

часть. Правда, воевать ему пришлось совсем немного. В начале октября 1941 г

под Брянском он был тяжело ранен и попал в окружение Семь суток вместе с

двумя товарищами пробирался он через занятую немцами территорию. Наконец, вышел к своим. Раны его за это время оказались настолько запущенными, что пришлось потом долго лечиться. Именно тогда, на больничной койке,

пришла Калашникову мысль о создании своего автомата. Никаких специальных знаний для такой сложной работы у него не было. Раздобыв несколько

случайных книг («Эволюцию стрелкового оружия» Федорова, наставления по

трехлинейной винтовке, ручному пулемету Дегтярева, револьверу наган), он

начал читать, анализировать, чертить. Постепенно сложилась схема, а вскоре

появилась возможность воплотить ее в металл. После выписки Калашникова

отправили долечиваться домой. Однако до родной Курьи он не доехал — сошел на станции Матай. Рабочие из депо, где Калашников трудился до войны,

помогли ему сделать первый опытный образец его автомата. С ним Калашников отправился в Самарканд, в эвакуированную из Москвы Артиллерийскую

академию им. Дзержинского — попросил дать заключение на созданное им

оружие. Преподаватель академии профессор Благонравов, внимательно изу-'

чив конструкцию автомата, отозвался о ней в целом отрицательно, но он по

достоинству оценил целый ряд технических находок и остроумных изобретений, сделанных Калашниковым. С рекомендацией Благонравова и рекомендательными письмами командующего Среднеазиатским военным округом

Калашников отправился в Москву. На Московском научно-испытательном

полигоне стрелкового и минометного оружия его автомат подвергли всесторонним испытаниям Общий итог комиссии совпал с выводами Благонравова

оценив достоинства автомата (малый вес, малая длина, наличие одиночного

огня, удачное сочетание переводчика и предохранителя), она отметила его

сложность. Поэтому к промышленному производству автомат рекомендован

не был

МИХАИЛ КАЛАШНИКОВ 627

Неудача не обескуражила молодого конструктора. Он отправился в Ташкент и взялся за разработку ручного пулемета, конкурс на который был объявлен за несколько месяцев до этого. Командование Среднеазиатского военного

округа продолжало оказывать ему поддержку: дало в подчинение несколько

высококвалифицированных рабочих, обеспечило помещением, инструментами, материалами. В декабре 1943 г. опытный образец ручного пулемета был

готов. Однако и это создание Калашникова не было принято на вооружение.

После повторной неудачи Калашников начал конструировать самозарядный

карабин под новый патрон (7,62 мм) образца 1943 г. Его также отклонила

военная комиссия. Но опыт, приобретенный в работе над этими образцами

стрелкового оружия, не пропал втуне.

В 1945 г. Калашников решил принять участие в объявленном Министерством обороны конкурсе по созданию нового автомата под патрон образца

1943 г. Задание было очень важное. Новый автомат должен был стать основным оружием советской пехоты. Поэтому над разработкой его конструкции

трудились уже многие известные оружейники. Чтобы известные имена не

смущали комиссию, конкурс проводился закрытым — все, принимавшие в

нем участие, представляли документацию под вымышленными именами. Проект, предложенный Калашниковым, наряду с некоторыми другими, был одобрен комиссией, которая распорядилась изготовить опытные образцы автоматов. Претворять свое детище в металл Калашников отправился в город Ковров

Владимирской области. В 1946 г. опытные образцы были готовы. Начались

полигонные испытания. Соперниками Калашникова стали многие прославленные конструкторы-оружейники, в том числе Дегтярев, Шпагин, Симонов,

Булкин. Оказавшись среди этих всем известных мэтров, сержант Калашников

несколько робел и не раз задавал себе вопрос: с кем он вздумал тягаться?

Однако жесткие полигонные испытания имели свою шкалу приоритетов. Первым сошел с испытаний автомат Шпагина (создателя известного ППШ, с

которым советские солдаты прошли всю войну). Затем начал давать сбои автомат Дегтярева. Под конец остались только три автомата, которые рекомендовали к доработке, и среди них — «Калашников».

Окрыленный успехом конструктор вернулся в Ковров и вновь засел за

работу. Тут к нему пришло несколько новых идей, и вместо доработки автомата получилась его перекомпановка (именно тогда Калашников придумал соединить в единое целое затворную раму со штоком, переделал спусковой механизм и крышку ствольной коробки). Многое из сделанного в эти месяцы

стало настоящим прорывом вперед в области технической мысли и новаторского подхода. Новая конструкция ломала годами установившиеся стереотипы.

Вскоре автоматы, успешно прошедшие огневые испытания, были подвергнуты жесткой проверке на надежность — их окунали в грязную болотную жижу,

таскали самым безжалостным образом по земле и песку, то за ствол, то за

приклад, так что каждый паз был забит грязью. Потом автоматы с силой бросали с высоты из разных положений на цементный пол. После этого из них

вновь начинали палить без остановки, опустошая магазин за магазином Проверяли скорострельность и кучность стрельбы, прочность каждой детали на

пределе ее возможностей. Один за другим, не выдержав этого безжалостного

21

628

обращения, автоматы-конкуренты сходили с испытаний. Только автомат Калашникова продолжал работать безотказно, и в 1947 г. комиссия приняла единодушное решение: «Рекомендовать 7,62 мм автомат конструкции старшего

сержанта Калашникова для принятия на вооружение». С этого момента началось победное шествие «Калашникова» (АК-47) по планете.

Выпуск новых автоматов был налажен на оружейном заводе в Ижевске.

Калашников переехал сюда сразу после демобилизации. В 1949 г. ему присудили Сталинскую премию первой степени. Молодой конструктор был полон

планов на будущее. Однако в начале 50-х гг. ему пришлось не столько заниматься творчеством, сколько отстаивать свое право на самостоятельность и

своемыслие. Несмотря на то, что автомат его был принят на вооружение,

выпускался миллионными партиями и получил самую высокую оценку в войсках за свою безотказность и высокие огневые качества, Калашников долгое

время оставался конструктором-одиночкой. Только в 1955 г. ему удалось создать свое КБ. Были трудности и в дальнейшем. Но несмотря ни на что он

продолжал оставаться ведущим конструктором стрелкового оружия, выигрывая один конкурс за другим.

В 50-е гг. Министерство обороны СССР объявило конкурс на создание

унифицированных образцов стрелкового оружия под патрон образца 1943 г.

Взявшись за это трудное дело, КБ Калашникова за несколько лет разработало

целое семейство ручного автоматического оружия: новый модернизированный автомат АКМ, ручной пулемет РПК, десантный автомат АКМС со складным прикладом и десантный ручной пулемет РПКС. Особенностью этих унифицированных видов оружия было то, что все они создавались под единый

патрон, имели сходное устройство и большое количество взаимозаменяемых

деталей.

Важное значение в этой серии имел ручной пулемет РПК. Работу над

ним Калашников, занятый модернизацией своего АК-47, начал позже других КБ, когда уже проходил полигонные испытания пулемет Никитина и

Соколова. За основу Калашников взял свой автомат, ствол которого удлинили на 95 мм, чтобы увеличить начальную скорость пули, дальность и кучность стрельбы. Но, конечно, пришлось еще много поработать над конструкцией пулемета. Особенно много проблем было с системой питания Но в

конце концов, преодолев множество затруднений, Калашникову удалось

ликвидировать все причины задержек при стрельбе. Как и прежде, он добивался простоты эксплуатации, надежности и безотказности. В 1960 г. прошли полигонные испытания, которые были по обыкновению очень жесткими. Пулеметы после интенсивного огня раскаленными опускали в грязную

воду, а потом опять начинали из них стрельбу. Их кидали, бросали, волочили за танком по густой, пыли. Образец конкурирующей «фирмы» Соколова и

Никитина после такой проверки стал давать сбои. РПК же продолжал надежно работать. Калашников опять оказался победителем, и в 1961 г. РПК и

все его модификации были приняты на вооружение. В 1962 г. Калашников

разработал также танковый пулемет, который был принят на вооружение в

1962 г.

МИХАИЛ КАЛАШНИКОВ 629

Последней важной разработкой КБ Калашникова стало создание в 1974 г.

автомата АК-74 под малопульный патрон (5,45 мм). (Вопреки бытующему

мнению, это не переделка старого АК-47, а новая оригинальная и более сложная конструкция. Достаточно сказать, что среди 97 деталей АК-74 из старого

автомата заимствовано только 52, а из 25 узлов — только 9.)

Несмотря на свой возраст Михаил Тимофеевич Калашников по-прежнему

трудится в Ижевске.

Сергей Бондарчук — Андрей Тарковский

Творчество Сергея Бондарчука и Андрея Тарковского —

две вершины в истории советского кинематографа. Разные до противоположности в своей авторской индивидуальности и в своем видении мира, они в чем-то между

тем были очень схожи между собой. Каждый из них снял

за свою жизнь по восемь фильмов — по большому счету

немного, если вспомнить, что Бондарчук отдал режиссуре треть, а Тарковский — четверть века. Но ни одна

из их работ не была проходной — все ленты стали шедеврами и признанной мировой классикой. Обоим выпала

ранняя слава, и оба познали в конце своей жизни горечь

неблагодарности. И тот и другой были вынуждены снимать свои последние ленты за рубежом. Но все-таки и

по духу, и по мироощущению, и по своему менталитету

они оставались русскими художниками, мастерами, высоко поднявшими и утвердившими славу русского кино.

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК

Сергей Федорович Бондарчук родился в сентябре 1920 г. в селе Белозерка Херсонской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в

Таганрог, где отец Бондарчука работал на кожевенном заводе. (Позже он активно участвовал в

коллективизации, был председателем колхоза.) В

1937 г., по окончании школы, семнадцатилетний

Бондарчук поступил в студию Ростовского театра,

но закончить ее не успел — началась война. Только в 1946 г., после демобилизации из армии, он

продолжил учебу в Москве на третьем курсе актерского факультета ВГИКа. Первой его работой в кино

стала небольшая роль коммуниста Валько, сыгранная в знаменитом фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (1948).

Творческая судьба Бондарчука внешне складывалась на редкость удачно.

Едва закончив институт, он получил приглашение от режиссера Игоря Савченко на главную роль в его фильме «Тарас Шевченко» (1951). Фильм принес

Бондарчуку громкую известность, звание заслуженного артиста РСФСР и Государственную премию. Тогда же он сыграл Сергея Тутаринова в фильме Райзмана «Кавалер Золотой Звезды» (1952). Фильм этот сейчас благополучно за

СЕРГЕЙ БОНДАРЧУК 631

быт, но сразу после своего появления имел шумный успех и был отмечен

высокими наградами (в том числе Сталинской премией). После его выхода на

экран Бондарчук получил звание народного артиста СССР (он был самым

молодым среди всех народных артистов). Затем были роль беглого дворового

мужика Тихона Прокофьева в фильме Ромма «Адмирал Ушаков» (1953) и еще

несколько менее заметных. Большого удовлетворения от этих работ Бондарчук не ощущал. Время, когда появились первые фильмы с его участием, было

специфическое — в советском кинематографе господствовали тогда жесткие

идеологические установки, по-настоящему глубоких живых ролей было мало,

актеры воплощали не индивидуализированные образы, а некие отвлеченные

идеальные схемы. Такого одаренного, глубоко драматического актера, каким

  1. Сто великих путешественников

    Документ
    Много путешествовал и другой ученый древности - Страбон, автор 17-томной "Географии" Семнадцатая книга больше напоминает путевой дневник, чем научное сочинение Она насыщена такими неожиданными подробностями, которых не найти
  2. Сто великих загадок природы (1)

    Документ
    Про Тунгусский метеорит написаны уже тома. Каких только объяснений его феномена не предлагали. Наиболее невероятной казалась гипотеза писателя-фантаста Александра Казанцева, предположившего, что над тунгусской тайгой потерпел катастрофу
  3. Сто великих пророков и вероучителей

    Документ
    религиозного чувства и религиозной жизни Принципы, которыми мы руководствовались при ее
  4. Сто великих научных открытий

    Книга
    Жизнь человека с самого начала складывалась так, что все, чем бы он не занимался, заставляло его наблюдать за окружающим миром и делать из этого выводы.
  5. Сто великих® археологических открытий

    Документ
    Громкое заявление о том, что человек произошел от обезьяны, прозвучало задолго до того, когда были обнаружены первые реальные факты, подтверждающие или опровергающие это утверждение История открытий останков ископаемых высших приматов (гоминидов),
  6. Сто великих загадок XX века

    Документ
    С этого момента все дни, какие Толлю еще оставалось прожить на свете, были подчинены мечте о достижении увиденного острова Но сделаем еще некоторое отступление во времени - в год 1810-й, когда устьянский "промышленник"
  7. Сто великих мифов и легенд (1)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  8. Сто великих мифов и легенд (2)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.
  9. Сто великих мифов и легенд (3)

    Документ
    Отличительное свойство мифов, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что они создавались и бытовали в то время, когда все рассказанное в них воспринималось как безусловная истина.

Другие похожие документы..