Высшая школа психологии учебная программа высшего профессионального образования «Психология» Разработка и защита курсовых и дипломных работ 3 и 4 курса (методические указания)

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ

Учебная программа высшего

профессионального образования «Психология»

Разработка и защита курсовых и дипломных работ 3 и 4 курса

(методические указания)

Утверждено

на заседании Совета программы

23 ноября 2006 г.

1. Общие положения

Студенты учебной программы высшего профессионального образования «Психология» разрабатывают и защищают следующие научные работы:

  • курсовая работа на 3 курсе (студенты полного и неполного времени обучения – 6 семестр);

  • дипломная работа (студенты полного времени обучения – 8 семестр; неполного времени обучения – 9 семестр).

Курсовая работа – самостоятельное научное эмпирическое исследование студента в области психологии, в которой студент демонстрирует свои теоретические знания, умение работать с информационными источниками, навыки научной работы и умение самостоятельно делать заключение и выводы.

Цель разработки курсовой работы на 3 курсе:

  • приобрести навыки формулирования и обоснования гипотезы или исследовательского вопроса;

  • в соответствии с задачами курсовой работы научиться делать обоснованный выбор методик исследования и методов математической обработки данных;

  • научиться применять методы формирования выборки в соответствии с целью исследования;

  • приобрести навыки организации и проведения экспериментального исследования;

  • совершенствовать навыки компьютерной обработки данных;

  • приобрести навыки количественного анализа и психологической интерпретации полученных данных;

  • совершенствовать навыки формулирования выводов научного исследования.

Дипломная работа – научная работа, в результате разработки и защиты которой студент получает академическую степень (бакалавр) и/или ему присваивается профессиональная квалификация.

Дипломная работа – обязательная составная часть заключительной проверки знаний.

На 4 курсе в процессе разработки темы дипломной работы студент закрепляет и совершенствует навыки, полученные на 3 курсе, расширяет объем исследования, дополнительно учится самостоятельно разрабатывать практические рекомендации в соответствии с полученными результатами.

1.1. Выбор темы

Темы курсовых и дипломных работ предлагаются преподавателями учебной программы и утверждаются Советом программы.

Тема курсовой и дипломной работы выбирается самим студентом в соответствии с личными интересами.

Научным руководителем курсовой работы может быть один из преподавателей учебной программы. Научным руководителем дипломной работы может быть как преподаватель учебной программы, так и преподаватель другого вуза при условии заключения с ним договора со стороны ВШП.

Одна и та же тема не может разрабатываться несколькими студентами в Риге или в пределах одного филиала.

В дипломной работе студент может продолжать разрабатывать тему курсовой работы 3 курса или может выбрать новую тему.

Выбрав тему, студент пишет заявление на имя директора программы с просьбой утвердить тему и научного руководителя (образец заявления в Приложении 1).

На заявлении с темой дипломной работы должна быть подпись научного руководителя (Приложение 2).

Если студент хочет изменить или уточнить выбранную тему дипломной работы, он, не позднее, чем через месяц после утверждения директором программы, пишет на его имя заявление с просьбой утвердить новую тему. На заявлении должна быть подпись научного руководителя.

1.2. Этапы разработки курсовой/дипломной работы

Выделяются следующие этапы разработки курсовой/дипломной работы:

  • выбор темы и научного руководителя;

  • составление плана работы (Приложение 3). План разрабатывается студентом совместно с научным руководителем. Один экземпляр плана остается у студента, второй экземпляр – у научного руководителя;

  • изучение научной литературы;

  • разработка дизайна эксперимента;

  • организация и проведение эксперимента;

  • анализ полученных результатов;

  • разработка рекомендаций (только для дипломной работы);

  • написание и оформление работы;

  • предзащита дипломной работы

  • сдача и защита курсовой/дипломной работы.

В процессе разработки темы курсовой/дипломной работы студент получает от научного руководителя методическую помощь и систематически консультируется с ним по следующим вопросам:

  • как организовать свою работу над темой;

  • как сделать теоретический анализ;

  • как разработать дизайн исследования;

  • как организовать и провести исследование;

  • как сделать количественный и качественный анализ результатов;

  • как сформулировать выводы и написать заключение;

  • как разработать прикладной аспект работы (только для дипломной работы).

Поиск литературы и отбор материала в соответствии с содержанием работы, формирование выборки и проведение эксперимента осуществляется студентом самостоятельно.

Студент может выбрать в качестве консультанта преподавателя другого вуза, преподавателя математики.

Курсовая работа в 1 экземпляре сдается и регистрируется в учебной части

до 1 мая.

На титульном листе готовой курсовой/дипломной работы должна стоять подпись научного руководителя. Подпись научного руководителя на титульном листе означает, что он ознакомился с работой и считает возможным допустить ее к защите.

Без подписи научного руководителя курсовая/дипломная работа к защите не допускается.

Срок защиты курсовой/дипломной работы определяется Советом программы и помещается на сайте ВШП.

2. Структура курсовой/дипломной работы

Курсовая/дипломная работа состоит из следующих частей:

  • титульный лист;

  • аннотация;

  • содержание;

  • введение;

  • теоретическая часть;

  • выводы по теоретической части;

  • эмпирическая часть;

  • выводы по эмпирической части;

  • прикладной аспект (только в дипломной работе);

  • заключение;

  • список использованной литературы;

  • приложения.

2.1. Титульный лист

Титульный лист оформляется в соответствии с образцом (см. Приложение 4 и Приложение 5).

Титульный лист дипломной работы должен быть представлен на 3 страницах:

1 стр. – на государственном языке;

2 стр. – на английском языке;

3 стр. – на русском языке.

Титульный лист не нумеруется.

2.2. Аннотация

Объем аннотации - от 700 до 850 знаков.

В аннотации указывается тема работы, цель и задачи исследования, проблема исследования, основные результаты и выводы.

В аннотации к дипломной работе указывается, какие специалисты и как могут использовать полученные результаты, кратко описываются рекомендации.

Аннотация дипломной работы должна быть представлена на 3 страницах:

4 стр. – на государственном языке;

5 стр. – на английском языке;

6 стр. – на русском языке.

Страницы аннотации не нумеруются, но включаются в общую нумерацию страниц курсовой или дипломной работы.

2.3. Содержание

Образец содержания приводится в Приложении 7.

Приложения не нумеруются.

2.4. Введение

Объем введения около 2,5 стр. (~ 2000 знаков). Введение работы включает в себя следующие элементы:

  • актуальность темы;

  • описание проблемной ситуации или проблемы исследования;

  • теоретическая база;

  • цель исследования;

  • объект и предмет изучения;

  • гипотеза или исследовательский вопрос;

  • задачи курсовой/дипломной работы;

  • методы исследования;

  • организация в которой проводилось исследования;

  • прикладной аспект (в дипломной работе).

Выбор темы определяется фундаментальной теорией или проблемами, актуальными для Латвии, для общества (например, проблемы, связанные с воспитанием детей в семье). Под актуальностью темы, проблемы исследования понимается следующее:

  • степень изученности (существующий уровень разработки темы);

  • наличие или отсутствие разногласий в трактовке определений понятий, изучаемых феноменов различными авторами;

  • проявления изучаемой проблемы в повседневной жизни;

  • описание трудностей разрешения проблемы;

  • насколько тема важна для изучения и имеет практическое значение.

Во введении указываются авторы теоретических и эмпирических исследований, кратко излагаются результаты основных эмпирических исследований изучаемого вопроса. Указывается цель работы – исследовать отношения между переменными.

Описывается объект исследования – кто составляет выборку, сколько человек, возраст; предмет исследования – что исследуется.

Гипотеза должна быть сформулирована, если возможно ее теоретическое или методологическое обоснование. Гипотеза – экспериментальная. Например: Существует связь удовлетворенности жизнью с активностью личности.

Исследовательский вопрос ставится тогда, когда невозможно теоретически или методологически обосновать гипотезу или если исследование носит прикладной характер. Например, если исследуется проблема негативного взаимоотношения учащихся в классе, то исследовательский вопрос может быть сформулирован следующим образом: Связаны ли негативные взаимоотношения в классе с личностными особенностями учащихся?

Формулируются задачи работы – что необходимо сделать для реализации цели. Описываются:

  • теоретические задачи;

  • экспериментальные задачи;

  • практические задачи (в дипломной работе).

Указываются выбранные методы и методики.

Описывается база исследования – место (организация), где проводилось исследование. В соответствии с требованиями этики название организации (школы) не указывается, если не получено разрешение от руководства в письменном виде.

Указывается, в чем состоит практическое значение работы.

2.5. Теоретическая часть

Объем теоретической части составляет 1/3 от общего объема работы (около 10 страниц курсовой работы при общем объеме 30 страниц; около 15 страниц дипломной работы при общем объеме 45-50 страниц).

Теоретическая часть содержит теоретический анализ исследуемой проблемы, обзор литературных источников и эмпирических исследований.

В данной части курсовой/дипломной работы необходимо анализировать:

  • определения понятий;

  • теоретические подходы и концепции;

  • результаты эмпирических исследований.

Изученный материал структурируется, анализируется и оценивается автором работы, а не пересказывается. После анализа определений понятий в конце соответствующего раздела дается базовое определение, которое выбрал автор курсовой/дипломной работы.

Название глав и разделов данной части должны отражать их содержание.

Материал должен излагаться кратко, в логической последовательности.

На основании теоретического анализа после теоретической части должны быть сделаны выводы (не более 6-8) на новой странице.

Не должно быть грамматических и стилистических ошибок. Не допускается плагиат.

  1. Миссия, политика, основные цели и задачи педагогического коллектива (1)

    Анализ
    В целях прогнозирования развития образовательной системы в техникуме, разработана программа развития на 2010-2013 г.г, которая является концептуальным, организационно-педагогическим и управленческим механизмом, констатирующим и обеспечивающим
  2. Миссия, политика, основные цели и задачи педагогического коллектива (2)

    Анализ
    В целях прогнозирования развития образовательной системы в техникуме, разработана программа развития на 2010-2013 г.г, которая является концептуальным, организационно-педагогическим и управленческим механизмом, констатирующим и обеспечивающим
  3. Высшей школы (1)

    Учебное пособие
    У навчальному посібнику досліджуються предмет і методи педагогіки і психології вищої школи, дидактичні моделі змісту освіти студентів, нові технології та комплексні форми організації навчання.
  4. Высшей школы (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии исследуются предмет и методы педагогики и психологии высшей школы, дидактические модели содержания обучения студентов, новые технологии и комплексные формы организации обучения.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 200400 Оптотехника

    Основная образовательная программа
    подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (156)

    Основная образовательная программа
    подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (282)

    Основная образовательная программа
    подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (315)

    Основная образовательная программа
    подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, получение высшего профессионального профилированного образования, позволяющего выпускнику успешно проводить разработки
  9. Учебное пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по подготовке выпускника магистратуры по специальности "Преподаватель высшей школы", требованиям к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. (1)

    Учебное пособие
    5; гл. 6 § 2-6; гл. 7 § 1; гл.8, 9); доцент, канд. пед. наук А. В. Духавнева (часть 1, гл. 1 § 1; гл. 2, 3; гл. 4 §4; гл. 6 § 7, 8, 9); проф., докт. филос.

Другие похожие документы..