Примерные программы начального общего образования русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК
в образовательных учреждениях с русским языком обучения

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по русскому языку создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В программе дается условное распределение учебных часов по крупным разделам курса. Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24-26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В Примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникатив-ную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способ-ности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грам-матике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказы-вания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в примерной программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в примерную программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с I по IV класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени (10%), который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три ком-понента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Основное содержание

(675 час)

Виды речевой деятельности

(135-130 час)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме1. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

(135-130 час)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.2

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова

(105-110 час)

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

  1. Примерные программы начального общего образования литературное чтение в образовательных учреждениях с русским языком обучения

    Примерная программа
    Примерная программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
  2. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (1)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  3. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (2)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  4. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения (3)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  5. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (1)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  6. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (2)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  7. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (3)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  8. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (4)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  9. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (5)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
  10. Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения Пояснительная записка (6)

    Примерная программа
    Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом

Другие похожие документы..