Учебно-методический комплекс дисциплины «психология мотивации» Для специальности 030301 психология

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(Филиал «Угреша»)

Кафедра ПСИХОЛОГИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

« ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ»

Для специальности

030301 ПСИХОЛОГИЯ

Дзержинский , 2011 г.

УМК разработан ассистентом Маниной Ириной Ивановной

Протокол заседания кафедры ПСИХОЛОГИИ

№ _____от «____»__________201__г.

Заведующий кафедры ______________/ _Кроль В.М./

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания выпускающей кафедры «Психологии»

№ ___ от «____ » сентября 201__ г.

Заведующий выпускающей кафедры _____________/Кроль В.М. /

Заведующий выпускающей кафедры

Университета «Дубна»____________________ / доцент Сахарова Н.А./

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Директор филиала

___________________/д.т.н., проф. Балоян Бабкен Мушегович/

«____»____________ 201__ г.

Проректор по учебной работе ___________________/к.х.н., доцент С.В. Моржухина/

Рецензия на программу курса «Психология мотивации»

Автор : ассистент кафедры психологии И.И.Манина

Курс « Психология мотивации» изучается студентами Университета «Дубна»

(филиал «Угреша») в 8 семестре. Курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта подготовки психологов в университете. Задачами данного курса являются: выработка у студентов компетенции, знаний и навыков в области мотивации деятельности, ознакомление студентов с содержанием теорий, особенностями мотивации личности, основными направлениями в изучении и диагностике мотивации, применяемыми методами, основными подходами, сложившимися в психологической практике. Особое внимание уделяется созданию у будущих психологов установки на овладение глубокими теоретическими знаниями и профессиональными умениями, применением их на практике, формирование мотивации самопознания, личностного роста и самосовершенствования, принятию и утверждению этических принципов во взаимоотношениях с коллегами.

Программа курса включает следующие темы лекционных занятий:

Понятия и определения.

Теории мотивации.

Эволюция мотивации.

Исследование мотивации.

Применение полученных знаний при работе с персоналом.

Мотивация персонала.

Мотивация достижений.

Мотивация власти.

Перспективы развития психологии мотивации.

Перспективы будущего и мотивация.

Программа курса включает следующие темы семинарских занятий:

Понятие мотивации. Иерархия потребностей.

Основные потребности человека.

Процессуальные и содержательные теории мотивации

и их применение на практике.

Самооценка личности. Способности.

Измерение мотива и мотивации.

Программа курса включает следующие темы

самостоятельной работы студентов:

Эмоции. Аффекты. Непосредственно эмоции. Чувства.

Развитие эмоционального интеллекта.

Ситуационные детерминанты поведения.

Когнитивный баланс и диссонанс.

Внутренний и внешний контроль.

Каузальная атрибуция: потребность или способность?

Выученная беспомощность.

Представление о своих способностях и модель расчета усилий.

В программе курсовые и контрольные работы не предусмотрены.

Объем программы и распределение часов между разными

формами обучения соответствуют требованиям:

  • 17 часов практических занятий,

  • 59 часов самостоятельной работы,

  • 34 часа лекций.

Объем программы и распределение часов между разными формами обучения соответствуют требованиям, предъявляемым к процессу обучения.

Программа отвечает основным требованиям, предъявляемым к процессу обучения в данной предметной области, и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

Декан факультета Практической психологии

НОУ ВПО « Московская высшая школа социальных и экономических наук»

Доктор психологических наук Моргунов Е.Б.

Подпись Е.Б.Моргунова удостоверяю

Менеджер по персоналу

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА «ДУБНА»

ФИЛИАЛ «УГРЕША»

УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала

_______________ Б.М. Балоян

«___» _____________201__ г.

Календарный план учебных занятий 2010 /2011 учебного года

по дисциплине «Психология мотивации»

Кафедра ПСИХОЛОГИИ

Преподаватель: ассистент Манина И.И.

Специальность ПСИХОЛОГИЯ курс 4 семестр 8

Номера
и даты
недель

В и д ы и с о д е р ж а н и е у ч е б н ы х з а н я т и й

Самостоятельная работа
студентов

Л е к ц и и

Практические занятия –

по 2 часа через неделю,

последнее -1 час

Лабораторные работы

В аудитории

Самостоятельное изучение

Даты
лекций

Часы

Содержание

Использ.
ТСО**

Содержание и раздел учебника (глава, параграф)

Форма
контроля

Название

Вид
задан.

Содержание

Часы

Форма
контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1 неделя

1.09.

2

Тема 1.Понятия и определения:

Мотив. Функции мотивов.

Мотивации. Мотиваторы.

Потребности. Ценности.

Внутренняя и внешняя мотивация.

Мотивация в обучении.

Модель целенаправленной деятельности. Этапы деятельности

Не предусмотрены

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006 г., стр. 45-79

2.Хэкхаузен А. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр. 40

3.Психология. Учебник под редакцией Б.Сосновского. М.:Юрайт, 2006 г.стр.76-86

К

Понятие мотивации.

Иерархия потребностей.

    1. Разбор схем.

    2. Тест: «Ценности личности».

    3. Обсуждение результатов.

    4. Упражнения на ранжирование ценностей.

    5. Обратная связь.

Не предусмотрены

А

Тестирование сокурсников.

Анализ результатов.

4

К

2 неделя

8.09

2

Позитивная теория человеческой мотивации А.Маслоу.

Базовые потребности.

Удовлетворение базовых потребностей.

Мера жесткости иерархической структуры.

Мера удовлетворенности потребностей.

Автономия высших потребностей.

Иерархия потребностей в современном обществе – изменения.

Не предусмотрены

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006 г., стр. 45-79

2. Леонтьев А. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2006, с.409-485

3.Хэкхаузен А. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр 60-100

К

Не предусмотрены

С

1. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006 г., стр. 45-79

4

К

3 неделя

15.09

2

Теории мотивации и их применение в управлении персоналом.

Содержательные теории мотивации.

Иерархии потребностей А.Маслоу. Связь потребностей, их проявления и средств удовлетворения как стимулирующий фактор.

Теория Клетона Альдерфера.

Теория Д.МакКлеланда.

Теория Фредерика Герцберга.

Процессуальные теории мотивации.

Теория ожиданий В.Врума.

Теория справедливости ( равенства) Адамса.

Теория Л.Портера – Э.Лоулера

1. Леонтьев А. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2006, с.409-485

2.Хэкхаузен А. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр.100-120

К

Основные

потребности человека.

  1. Составление списка потребностей и желаний.

  2. Работа с клиентами по проблеме неприятия его группой, и его страданий на этой почве.

  3. Упражнения.

  4. Обсуждение полученных результатов.

А

Подбор тестов.

Работа с тестами.

Тестирование близких людей, знакомых.

Анализ результатов.

.

4

К

4 неделя

22.09

2

Тема 2.Эволюция понятия мотивации.

Теория рационализации Ф. Тейлора.

У.Оучи и теория кружков контроля качества.

М.Элтон и Хоторнские эксперименты.

Теория постановки целей Э.Лока

Концепция партисипативного управления.

Леонтьев А. Психология общения. М.: Смысл, 2006 г.глава 2, стр.234-249

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр.241-296

Ильин Н., СПб, : Питер, 2002 г.

К

С

Подготовка презентации.

Написание кейсов для разбора в аудитории.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006г., глава 3, стр. 80-95

4

К

5 неделя

29.09

2

Тема 3. Исследование мотиваций: проблемы и подходы.

Понятие квазипотребности и психологического поля в теории К.Левина.

Экспериментальные работы в рамках теории поля.

Парадокс последовательности.

Образование намерений и воля.Действие.

Теоретико –личностное направление разработки проблем мотивации.

Теоретико-ассоциативное направление разработки проблем мотивации.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006 г, часть 3, глава 11-13

Хэкхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр. 54-107

К

Эволюция теории мотивации.

Просмотр презентаций.

1.Процессуальные теории и их применение на практике.

2.Содержательные теории и их применение.

3.Разбор кейсов

4.Обсуждение

А

Подготовка презентаций

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006г., глава 3, стр. 80-95

4

К

6 неделя

6.10

2

Тема 4.

Ситуационные детерминанты поведения.

Потребности и влечения. Теория влечения.

Теория конфликта Левина, Милллера, применение их на практике.

Когнитивный баланс

Когнитивный диссонанс.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб,:Питер, 2006 г., глава 4-5, стр. 96-115

Рубинштейн С. Основы общей психологии. М.:Педагогика,2008. Стр.6-89

К

С

Хэкхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр. 150-220

4

К

7 неделя

13.10

2

Тема 4. Ситуационные детерминанты поведения.

( продолжение)

Мотивация и стимулирование труда на практике.

Тест Э.Шейна «Карьерные якоря». Притменение его для диагностики сотрудников.

.М агура М., Курбатова М. Процессуальные теории трудовой мотивации // Управление персоналом. - 2007. - N 13-14.

К

Ценности личности и

их влияние на деятельность.

1. Тест «Карьерные якоря».

2. Кейс: « Подбор сотрудников ( команды) на основе тестирования»

3.Обсуждение полученных результатов.

А

1.Амяга Н.В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении// Общение. Групповые процессы. М., 2006, с.37-74.

2.Шкуратова И.П. Мотивационная модель общения и попытка ее экспериментального изучения //

4

К

8 неделя

20.10

2

Тема 5.Ожидание и привлекательность.

Теории «ожидаемой ценности»

Теория принятия решений.

Уровень притязаний.

Ожидание успеха и валентность.

Мотивация персонала.

1.Солодянкина О.

Мотивация и стимулирование труда работников на промышленных предприятиях. Менеджмент в России и за рубежем.-2008г.-№2

2. Виханский О.Наумов А. Менеджмент Учебник. Изд.4-е, М.: Экономист,2006

К

С

Хэкхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008, стр. 222-300

4

К

9 неделя

27.10

2

Тема 6. Мотивация достижений.

Измерение мотива и мотивации достижений. Методики.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008г., глава 6, стр. 304-314

Тестирование в группе

Тесты из подборки.

  1. Графический тест.

  2. Эмоциональный интеллект

  3. Степень удовлетворенности сотрудника ( студента).

А

Манфред Кэ де Ври. Развитие эмоционального интеллекта. АП,Москва, 2009г.стр. 39-67

3

10 неделя

3.10

2

Тема 6. Мотивация достижений .

( продолжение)

Агрессия.

Социальные связи.

Симпатия.

Мотивация близости.

Мотивация самораскрытия в межличностных отношениях.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008г., глава 6, стр. 315-344

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006г., глава 13, стр.221-228

Ильин Н. Мотив и мотивация. СПб.: Питер, 2010 г.

К

С

Манфред Кэ де Ври. Развитие эмоционального интеллекта. АП,Москва, 2009г.стр.247-259,

3

К

11 неделя

10.11

2

Тема 7 .Мотивация власти.

Источники власти. Поведение и власть. Определения власти.

Биологические аспекты. Мотив власти.

Связь ожидания и ценности.

Сдерживаемый мотив власти, иммунитет и здоровье.

1..Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2006г., глава 13, стр.213-219

2. Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М.: МГУ, 2006, стр. 11-283

3. Леонтьев А. Мотивы, эмоции, личность. М.:МГУ,2006г.

.

К

Просмотр жпизодов из

КФ «Сатисфакция»

Обсуждение. Выводы.

А

1.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер, 2008 г.,глава 8, стр.367-430, глава 10.,стр 485-574

3

К

12 неделя

17.11

2

Тема 8. Теория каузальной атрибуции – приписывание причин.

Внутренний и внешний контроль.

Каузальная атрибуция: потребность или способность?

Хэкхаузен.Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер, 2008 г, глава 13, 14, стр. 615-680

К

С

Манфред Кэ де Ври. Развитие эмоционального интеллекта. АП,Москва, 2009г.

Стр.148-168

3

К

13 неделя

24.11

2

Тема 8. Теория каузальной атрибуции .

( продолжение).

Атрибуция деятельности достижения.

Самооценка как принцип мотивации.

Хэкхаузен.Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер, 2008 г, глава 13, 14, стр. 683-711

К

Самооценка личности. Способности.

1.Тестирование.

2. Кейс:

«Выбор сотрудника на определенную должность на основе проведенного тестирования и собеседовния»

3.Обсуждение результатов.

А

Подборка тестов.

Предоставление результата по самообследованию.

3

К

14 неделя

1.12

2

Тема 9. Перспективы развития психологии мотивации.

Выученная беспомощность.

Представление о своих способностях и модель расчета усилий.

Ослабление внутренней мотивации.

Хэкхаузен.Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер, 2008 г, глава 15, стр.717-738

К

С

Ильин. Мотив и мотивация. СПб,: Питер, 2010г.

Манфред Кэ де Ври. Развитие эмоционального интеллекта. АП,Москва,2009, стр.85-106

3

К

15 неделя

8.12

2

Тема 9. Перспективы развития психологии мотивации.

( продолжение)

Схемы построения карьеры.

Профессиональная компетентность – методики исследования.

Старченков В.В.,Захарова С.Е.Энциклопедия

КАРЬЕРА

РТВ-Медиа, 2010г. Стр.14-67

К

Измерение мотива и мотивации достижений. Методики.

  1. Тест: « Профессиональная компетенция».

  2. Анализ результатов

  3. Построение личного карьерного плана.

А

Старченков В.В.,Захарова С.Е.Энциклопедия

КАРЬЕРА

РТВ-Медиа, 2010г. Стр.14-67

3

К

16 неделя

15.12

2

Тема 10. Перспектива будущего и мотивация.

Теория временной перспективы.

Ж.Нюттен. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.:Смысл,2006 г. Стр 355- 362

К

С

Ж.Нюттен. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.:Смысл,2006 г. Стр 355-390

3

К

17–18
недели

22.12

2

Тема 10. Перспектива будущего и мотивация

( продолжение)

Метод мотивационной индукции (ММИ)

Ж.Нюттен. Стр 390- 418

К

Просмотр эпизодов из КФ

« Куда приводят мечты» - 1 ак.час.

А

Ж.Нюттен.

. Стр 390-418

3

К

А

Всего ПЗ

17

С

Всего самостоятельного изучения

59

Виды заданий:

А – задание к практич. занятиям

К – контрольные вопросы

С - самостоятельное узучение литературы

Название, автор, год издания

Примечания

1

Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.:Смысл, 2006 г.

2

Ильин Н. Мотив и мотивация, СПб, Питер, 2010 г.

3

Психология .Учебник. М.: Юрайт, 2006 г.

4

Леонтьев А.Психология общения, М.: Смысл, 2006 г.

5

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер, 2008 г.

РАЗРАБОТАНО

____________________ /_И.И. Маниной /

(подпись) (ФИО преподавателя)

«___» _______________201___ г.

УТВЕРЖДАЮ

_______________ /____В.М.Кроль_____/

(подпись) (ФИО зав. кафедрой)

«___» _______________201___ г.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины возрастная физиология Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Возрастная физиология» (ЕН.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникативный тренинг Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Коммуникативный тренинг» (ОПД.
  3. Рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 030301 «Психология» (очная форма обучения / заочная)

    Рабочая программа
    Рабочая программа является авторской разработкой, составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030301 «Психология» и примерной программы дисциплины
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология бизнеса Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология бизнеса» (ДС.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология личности Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология личности» (ОПД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология личности Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Социальная психология личности» (ДС.

Другие похожие документы..