Учебно-методический комплекс по дисциплине история россии ХХ в. Специальность: История 030401. 65

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра новейшей истории России

Иванова М.А.

Обухов Л.А.

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ИСТОРИЯ РОССИИ ХХ в.

Специальность: История 030401.65

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____»_____________200__г. «___»___________200__г.

________________________ Зав. кафедрой _________

Пермь 2007

Авторы-составители:

Иванова Магдалина Александровна, кандидат исторических наук, доцент

Обухов Леонид Аркадьевич, кандидат исторических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Истории России ХХ века» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой по специальности 030401.65 «История»

Дисциплина входит в федеральный компонент общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения

Согласование с деканом обучающего факультета:

Декан И.К. Кирьянов

Директор библиотеки Н.В. Якшина

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

I. Рабочая программа дисциплины

  1. Цели и задачи изучения дисциплины .. …..4

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………4

  3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………….5

  2. Распределение часов по темам и видам учебной работы …..5

  1. Содержание курса …..8

  2. Темы практических и семинарских занятий ……………16

  3. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов …..34

  4. Учебно-методическое обеспечение

    1. Литература ….38

8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………..40

    1. Методические указания студентам………………………………………………….40

8.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………………….41

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций……………………………………………………………………………..44

1.Цели и задачи изучения дисциплины

Курс «Новейшая история России» является составной частью общего курса «История России». Целью курса является углубленное изучение и осмысление социально-экономических, внутри- и внешнеполитических составляющих (процессов) истории советского и постсоветского общества в рамках историко-географического пространства СССР и России на основе новейших достижений отечественной исторической науки, с учетом современных методологических подходов. При этом не предполагается изучение вопросов истории культуры (они рассматриваются в специальном курсе), за исключением отдельных моментов, в которых тесно взаимодействуют политические и культурно-исторические факторы.

Задачи курса состоят в формировании у студентов умения выявлять причинно-следственные связи исторических событий и явлений, видеть их поэтапную динамику, вычленять общеисторические закономерности и специфические особенности развития страны в советский период, понимать их значение в контексте современности. Ставится задача изучения источников эпохи, выработки навыков их анализа, оценки достоверности и информативности.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Место курса в системе исторического образования определяется тем, что данный курс завершает углубленное изучение студентами отечественной истории. Имея знания о предшествующих этапах истории России, студенты получают возможность осмыслить ее целиком, понять их влияние на процессы и явления, имевшие место в ХХ веке, выявить традиции исторического развития России.

Сопоставление исторического пути России с историей других стран и народов, изучаемой в курсах всеобщей истории, дает возможность определить место нашей страны в мировой истории. Все названное завершает цикл систематического исторического образования, в соответствии с целями подготовки квалифицированных специалистов гуманитарного профиля, в частности - историков.

Значительный удельный вес в структуре курса семинарских и практических занятий формирует профессиональные навыки историка-исследователя и историка- преподавателя, что является необходимым условием последующего профессионального роста выпускника университета - в занятиях научно-исследовательской работой и в преподавательской деятельности в средней школе и в вузе. При этом заданный уровень изучения отечественной истории является важным условием формирования историка-специалиста, способного выполнять важную социальную функцию – гражданского образования и патриотического воспитания молодежи и всего населения страны, в соответствии с государственными программами образования.

В результате изучения дисциплины специалист должен овладеть обширным историческим материалом, свободно в нем ориентироваться, понимать логику развития исторического процесса, взаимовлияние и взаимозависимость его политических, социальных, экономических и культурных составляющих.

В частности, от студентов требуется:

1. хорошее знание фактического материала курса;

2. владение понятийным аппаратом в рамках изучаемого периода, умение дать соответствующие дефиниции;

3. интерпретация фактического материала в свете современных методологических концепций, при этом за студентом оставляется право выбора той или иной позиции, с ее аргументированным обоснованием;

4.иметь представление об историографии проблем курса – знать наиболее известные труды историков, характеризовать различные концептуальные подходы;

5. знать наиболее важные источники, уметь их анализировать, понимать специфичность источников советской эпохи;

6. на экзамене, помимо знания фактического материала и его научной интерпретации, уметь лаконично и логически последовательно построить ответ, отделять существенное от второстепенного, владеть профессиональным языком историка.

3. Объем дисциплины

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

№№ семестров

7, 8

9,10,11

Аудиторные занятия

124

40

лекции

62

28

семинарские занятия

62

12

Самостоятельная работа

128

212

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

252

252

Текущий контроль

(количество и вид текущего контроля, №№ семестров

контр, раб. №№ 1, 2 – 10,11 сем.;

Виды промежуточного контроля

(экзамен, зачет) - №№ семестров

Экзамен –7,8

Экзамен –10,11

3.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная, заочная

Часть 1.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Аудиторные занятия, в т.ч.

Самост. работа

лекц.

сем.

д/о

з/о

д/о

з/о

д/о

з/о

1.

Введение

6

1

1

-

-

2

2

Раздел 1. Революция и гражданская война

2.

Развитие революции от Февраля к Октябрю

24

2

2

4

-

6

10

3.

Начальный период гражданской войны. Первые политические и экономические преобразования большевиков

19

2

1

4

-

4

8

4.

Гражданская война и иностранная военная интервенция

28

2

2

6

2

6

10

5.

Политика «военного коммунизма»

12

2

1

-

-

4

5

Раздел 2. Советская страна в период НЭПа

6.

Основные мероприятия НЭПа

28

2

2

4

-

8

12

7.

Политическая система в период НЭПа

12

2

1

-

-

4

5

Раздел 3. Тоталитарный режим и форсирование социально-экономических преобразований (конец 1920-х – 1930-е гг.)

8.

Утверждение тоталитарного политического режима

28

4

2

4

-

6

12

9.

Социалистическая индустриализация

32

4

1

4

2

8

13

10.

Коллективизация сельского хозяйства

32

4

1

6

2

6

13

Раздел 4. Внешняя политика советского государства (1917-1941 гг.)

11.

Внешнеполитическая деятельность советского государства в годы гражданской войны

10

1

-

-

-

4

5

12.

Внешняя политика советского государства в 1921-1925 гг.

12

2

-

-

-

4

6

13.

Внешняя политика СССР в 1926-1932 гг.

11

2

-

-

-

4

5

14.

Внешняя политика СССР в 1933-1939 гг.

12

2

-

-

-

4

6

Итого

264

32

14

32

6

68

112


  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России.

    Учебно-методический комплекс
    к.и.н., доцент, Бурыкин Владимир Ивановичк.и.н., доцент, Ипатьева Александра Александровнак.и.н., доцент, Кузмищева Марина Вячеславовнак.и.н., доцент, Лисицына Елена Николаевнак.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине История России (1945-2008 гг.) для студентов, обучающихся по специальности История

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД-Ф-02 «История России (1945-2008 гг.)» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030401.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дс 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401. 65 «История» Нальчик 2008

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине ДС 11. «От сталинской диктатуры к «коллективному руководству» (середина 1940-х – середина 1960-х гг.)», для студентов, обучающихся по специальности 030401.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине Культурология: теория и методология культуры Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология: теория и методология культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей История 030401.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине история общественно-политической мысли в россии Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по истории общественно-политической мысли в России составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация Специальность: История 030401. 65

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс Политическая культура российского общества и ее визуальная репрезентация составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар «Сравнительная история развития систем народного образования в странах мира». Специальность: 032600 (050401. 65), 030401. 65 «история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины спецсеминар «Сравнительная история развития систем народного образования в странах мира» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Спецсеминар «Сравнительная история развития систем народного образования в странах мира». Специальность: 032600 (050401. 65), 030401. 65 «история» (2)

    Учебно-методический комплекс
    14. Лим С.Ч. Некоторые проблемы Японии в 90-е годы. ,/Из истории борьбы демократической общественности в странах Европы и Америки против регрессивных сил в конце 19-20 веков.

Другие похожие документы..