А. Н. Маюров, профессор, доктор педагогических наук, академик, президент Международной Академии Трезвости

С точки зрения ботаники ближайшим родственником хмеля является конопля [11], их даже можно скрещивать и получать гибриды. Конопля является источником таких наркотиков, как марихуана и гашиш. И в хмеле эти наркотические вещес­тва тоже содержатся, пусть и в более низкой концентрации [11]. Помимо этого хмель вырабатывает немного морфина [12] — действующего начала опиума и героина. На самом деле содержащийся в пиве алкоголь тоже является наркоти­ком, к которому формируется болезненное пристрастие – таково мнение Всемирной организации здравоохранения, утвержденное еще в 1975 году. Этот же факт отмечается в ГОСТ 5964-82 на этанол: "Этиловый спирт – ... относится к сильнодействующим наркотикам". Но к пиву пристрастие формируется незаметнее и быстрее, чем к другим алкогольным изделиям, а лечится пивной алкоголизм с еще большим трудом, чем обычный. Таким образом, подразделяя наркотики на "стартовые" и "добивающие", отнесем табак и пиво к стартовым наркотикам. Пиво особенно опасно тем, что именно через него осуществляется очень раннее, зачастую до семилетнего возраста, приобщение детей к алкоголю. Это обстоятельство имеет крайне негативные последствия для дальнейшего умственного, физического и полового развития подростков.

Пару слов о том, как делают традиционное пиво. Алкогольное брожение осуществляется на основе ячменного солода, сахар которого перерабатыва­ется пивными дрожжами в этиловый спирт. Однако помимо этилового спирта дрожжи всегда выделяют еще целый "букет" веществ – широкий набор спиртов (метиловый, пропиловый, изо-амиловый и др.), сложные эфиры, альдегиды, кетоны – все то, что называют "сивушные масла". По мере накопления этих ядов, включая этанол, дрожжи погибают, потому что среда становится непригодной для их дальнейшей жизни. Готовое пиво реализуют потребителям, иногда даже не отфильтровав останки этих микроорганизмов.

В народе правильно говорят: "Пиво – не водка". Действительно, по своим токсикологическим характеристикам пиво, с учетом потребляемого количества, гораздо хуже водки, оно даже хуже самогона! Ведь производители водки используют для ее приготовления спирт, прошедший специальную очистку. И хотя спирт – это яд, разрушающий в первую очередь мозг, но они гордятся тем, что очистили его от сивушных масел – еще более токсичных веществ. Даже самогонщики не разливают брагу просто так по банкам, а все-таки ее перегоняют, тем самым хоть частично очищая спирт от тяжелых компонентов сивухи. Согласно ГОСТ Р 51355-99 на водку, содержание в ней сивушного масла не может превышать 3 мг/л, а в пиве содержание этих токсинов составляет 50-100 мг/л! Именно поэтому отравление пивом получается более тяжелым. Однако сивушный привкус в пиве плохо ощущается, потому что он перебит горечью хмеля, специально добавляемого туда. Интересно отметить, что в шишечках хмеля также содержатся некоторые высшие спирты, причем некоторые из них имеют отчетливое действие на деятельность мозга [11].

Широкомасштабных исследований воздействия пива на организм человека до сих пор не проведено, что, впрочем, понятно, учитывая заинтересованность сторон. Впрочем, есть данные, что употребление пива повышает более чем на 30% вероятность развития рака груди, причем отсутствует четкая зависимость от выпиваемой дозы пива [13].

Пиво вызывает целый спектр глазных болезней [14]. Риск развития катаракты и макулопатии (дистрофии желтого пятна, ведущей к слепоте) увеличивается в 1.5-3 раза [15, 16], а одновременное курение еще усиливает негативный эффект [17, 18].

Разберем некоторые вредные советы, кочующие по книгам "целителей".

Советы употреблять пиво беременным женщинам можно без преувеличения считать преступными, и современная медицина таких рекомендаций никогда не дает! Алкоголь, быстро проникая в кровеносную систему плода, может проя­вить свои мутагенные свойства и привести к серьезным нарушениям в форми­рующихся органах и системах младенца. Исследования также выявили, что употребление пива существенно снижает уровень как женских, так и мужских гормонов в околоплодовых водах, а вес новорожденных заметно уменьшается [19].

Пиво может привести к увеличению количества молока у кормящей матери, однако в этом случае младенец уже с первых дней жизни начнет получать алкоголь вместе с молоком матери, что крайне негативно скажется на развитии его органов и "наградит" его предрасположенностью к алкоголизму.

Иногда можно встретить советы давать столовую ложку пива младенцам для лучшего сна, и это действительно работает. Однако, не говоря уже о побочных наркотических веществах, отметим лишь действие спирта на малыша. На организм ребенка этанол действует в 5 раз сильнее, а если еще учесть, что его масса в 12-15 раз меньше массы его мамы, то эта доза в 15 грамм пива эквивалента 1 литру для взрослого. Если его мамаша еще не является поклонницей хмельного зелья, то она может живо представить себе то оглушенное, тошнотворное состояние, которое у нее вызвал бы литр пива, выпитый залпом без закуски. Даже один такой эксперимент – это издеватель­ство над ребенком, а вот если поить молодую маму таким образом насильно в течение месяца-двух, то потом ей уже прямая дорога в наркологический диспансер – она пивной алкоголик [45].

§2.4: Ритуал алкоголепития

Параграф основан на исследованиях Х.О.Фекьяра. [46]

Большинство людей считают само собой разумеющимся, что у дорогих алкогольных изделий вкус лучше, чем у дешёвых. Однако эксперименты показали, что это совершенно не доказанный факт и что различия во вкусе часто трудно уловить.

В "Британском медицинском журнале" опубликованы данные вкусового эксперимента с различными сортами виски. Врачи из больницы Святой Марии устали от снобизма своих коллег по поводу виски. Эти коллеги часто делали уверенные заявления о вкусовых качествах различных сортов виски. В сообщении говорится: "Способность различать I сорта играет роль установления социального порядка среди любителей виски". В эксперименте надо было отличить дорогие солодовые сорта виски (Гленфиддич и другие) от обычных смешанных сортов (Белая Лошадь, Беллз, Хейг).

Участвовало 4 регулярных потребителя виски и 4 неопытных. Им были завязаны глаза и дан стаканчик каждого из 6 сортов. Новички дали правильный ответ в 50 % случаев, что равнозначно тому, если бы они просто бросали монету. Ответы опытных участников были не намного лучше — 58 %. Один настоящий знаток также предполагал, что определит какой именно сорт он пьет. Это был полный провал. Только в одном случае он правильно определил область производства. Но при повторном испытании он не смог повторить даже этот успех.

"Винные скандалы" дают еще одно доказательство ограниченности роли различий во вкусе. Время от времени, какой-нибудь виноторговец продает "простое" вино с этикеткой "благородного". Такой обман часто длится несколько месяцев. Цены и этикетки явно достаточно для успешной продажи.

Влияние цены на субъективное ощущение вкуса было изучено в одном из экспериментов с пивом: 60 любителей пива получили пиво одного производства, но разлитое в 3 разные бутылки. У бутылок были этикетки, определявшие, что это разные сорта с разной ценой. Результаты эксперимента позволили показать, что цена имеет существенное влияние на суждение о качестве продукта.

Итак, мы приходим к выводу, что алкоголь НЕ имеет хорошего вкуса. Очень часто употребляются изделия, в которых алкоголь имеет большое влияние на цену, но едва ли на вкус. Конечно, мотивом может быть желание опьянеть. В ином случае, роль алкоголя может быть охарактеризована как чисто ритуальная.

Через 25 лет после окончания института Х.О.Фекьяер с друзьями собрались на встречу в их старом здании. Подаваемые напитки содержали только апельсиновый сок, лед и водочную эссенцию — и никакого алкоголя. Если кто-то выпил 4 или 5 стаканов, он должен был заметить отсутствие эффектов алкоголя. Но время шло, а никто не высказывался по поводу вкуса или состава коктейля. Безалкогольный коктейль сыграл свою роль с большим успехом. Но если бы организаторы заявили, что "сейчас мы будем пить безалкогольные коктейли", у некоторых людей субъективные ощущения были бы иными. Элементом, относящимся к праздничному ритуалу, в действительности является не алкоголь, а идея употребления алкоголя.

Мы можем посмеиваться над властью иллюзий. Но куда мудрее будет отбросить иллюзии, которые приводят к наиболее вредным последствиям.

Глава 3: История трезвости

§3.1: Исторический очерк

В свободных государствах античности, как, например, Спарте, свободные люди, не пили спиртного. Употребление вина было привилегией рабов, которых поили специально, преследуя две цели:

  • Пьющий раб никогда не помышлял ни о свободе, ни о достойном человека уровне жизни;

  • Зная, что пьющий человек оскотинивается ровно настолько, сколько выпил спиртного, показать подрастающему поколению наглядную разницу между человеком и животным, чтобы дети впоследствии сознательно избегали употребления спиртного. Детям наглядно показывали, что алкоголь — средство подавления разума, что пьяными людьми легче управлять, ибо пьяный не мыслит,а мыслящийне пьёт.В результате такого воспитания Спарта всему миру явила не только всеобщее здоровое общество, но и несгибаемую доблесть, и героизм 300 спартанцев, не дрогнувших в битве против огромного персидского войска.

Исследования раннего периода христианской Руси показали, что в те времена трезвость являлась национальной чертой русского народа, которая передавалась из поколения в поколение через систему семейного и христианского воспитания совместно с другими морально-нравственными ценностями. Н. М. Карамзин указывает, что древнерусские князья отличались трезвостью. Среди них был Святослав Киевский, который имел «ум необыкновенный, целомудрие, трезвость».

В первом, и единственном до настоящего времени, обстоятельном исследовании И. Прыжова [87] по истории питейного дела и пьянства на Украине, в России и Беларуси с конца I тысячелетия н.э. и до середины 1860-х годов включительно, содержатся исчерпывающие сводки сведений по изучению пьянства на Руси.

В своей работе И. Г. Прыжов сообщал, что «...пьянства в домосковской Руси не было, не было его как порока, разъедающего народный организм». Не было потому, что, во-первых, русичи употребляли только изделия, крепость которых была 1-6%, и последствия от которых менее выражены. С X века на Руси было известно и привозное из Византии вино, но в силу дороговизны оно было доступно, главным образом, городской знати и богатым людям, которые, тем не менее, как и простой люд, употребляли большей частью местные «пития». Известно, что вина по крепости не превосходят 11%, а до XII века вино на Руси «употребляли только разбавленное водой, так же, как его пили в Греции и Византии» (греки разбавляли вино водой в соотношении 1:3 или 2:5) [90].

Во-вторых, употребляемые алкогольные изделия были, как правило, домашнего производства (т.е. пил только тот, кто изготовлял) и напиваться допьяна не было принято: «человеку, вышедшему из дикого состояния немыслимо, чтоб он у себя дома или в питейном доме упивался пьяным питьем и чтоб, напиваясь по одиночке, упивались все...» [87].

Выводы И. Прыжова подтверждаются свидетельствами стороннего наблюдателя — австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, побывавшего в Москве в 1517 и 1526 годах, в «Записках о Московии» [92]. В главе «Праздники» С. Герберштейн пишет: «Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устроят пиршества и пьянства и облекаются в более нарядные одеяния, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы — дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем растрачивать достаток и время на питьё, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания воспрещены напитки: пиво и мёд, но всё же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как например, Рождество Господне, Масленица, праздник Пасхи, Пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы...».

И. Г. Прыжов в своём историческом труде отмечал, что искусственный (т.е. получаемый путём перегонки) крепкий алкоголь (аль-кеголь — дух вина) был впервые открыт арабским медиком и химиком ар-Рази (Разесом), родившимся в 860 году. «В XIII веке водка появляется в Европе и до XVI века употребляется как лекарство или эссенция и продается по аптекам». На Руси водка становится известна только в XVI веке [90].

Русским людям заниматься продажей спиртного было несвойственно. Запрет на данный вид деятельности исходил, в первую очередь, от церкви, которая заботилась о бессмертии душ своей паствы, о благочестивой, нравственной жизни народа. Поэтому занятие виноторговлей было для православного человека самым последним, позорным делом [88].

Т. И. Авдонина отмечает [89], что с момента появления водки в Российской империи начинается нравственное разложение народа, поэтому трезвый образ жизни становится для людей ценностной категорией, а трезвость выделяется в значимое для человека качество, за которое начинается борьба как со стороны простого народа, так и Церкви.

Поскольку продажа «государевой водки» стала средством получения больших дополнительных доходов для государства, а также — для крупных феодалов — винокуров и откупщиков, покупавших у казны право продажи спиртного в отдалённых местностях, то у населения, по сути дела, не оставалось выбора: либо пить в казённых кабаках, отдавая за хмельное пойло звонкую монету, либо не пить, но подвергаться постоянным издевательствам и экзекуциям со стороны государственных органов власти до тех пор, пока не будет «выбита» нужная сумма денег.

Среди преемников Ивана Грозного в развитии кабацкого дела И. Прыжов особо выделил Петра I. «Петр, воротившийся в августе 1698 года из путешествия, вешал на виселицах крамольную Москву и приступал к своей реформации. Средством к его реформаторским затеям по-прежнему служили кабаки, и Пётр шёл в этом случае по пути своих предшественников: Пётр принялся облагать питье и еду народа». О насильственном насаждении Петром I дикого пьянства в высших слоях русского общества, в том числе среди женщин, можно прочесть у В. О. Ключевского [94].

В 1648 году вспыхнул «кабацкий бунт», в котором участвовало более 500 человек, 200 из которых принадлежали к православному духовенству. Бунт был подавлен и, несмотря на народные протесты, в 1652 г. введена винная монополия [90]. Так, спаивание населения из разряда узко собственнического интереса перешло в разряд государственного регулирования. Разрешение иноземцам на продажу спиртного выдавалось в знак награды или за большие деньги, после чего они пользовались широкими полномочиями и льготами по торговле табаком и спиртным. При этой торговле они получали баснословную прибыль: более 100%.

Один из исследователей истории водки в России пишет: «Правитель, желавший упрочить свое положение в государстве, обычно отменял монополию на водку» (В. В. Похлёбкин, 1995, с. 214). С давних времен пьянство является своеобразной уздой для народа, поэтому вполне оправдано, что винным промыслом занимались лица, на которых правящий режим мог бы положиться и, в случае опасности, доверить свою жизнь [91].

В. В. Похлёбкин также отмечает, что примерно спустя столетие после появления водки, в середине XVII века, «произошло обнищание и разорение народных масс». Сербский священник Ю. Крижанич, посетив Россию во второй половине XVII века, писал: «Нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины. Миряне и духовные, и многие от пьянства умирают».

  1. Методика работы с аудио и аудио-визуальными средствами обучения 25 Календарь юбилейных и памятных дат наркотизма и трезвеннического движения в 2007 году 30

    Документ
    Национальное бедствие, коллективное самоубийство наций, путь к катастрофе человечества – так оценивают ученые и общественность стремительно растущее употребление алкоголя.
  2. Маюров А. Н. Алкогольно-наркотический геноцид России

    Книга
    В новой книге профессора А.Н.Маюрова рассматриваются вопросы алкогольно-наркотического геноцида, имеющего место в современной России. Анализируются причины массового уничтожения народов нашего Отечества в результате огромного количества
  3. С. А. Сушинский я выбираю трезвость!

    Документ
    Е.А. Резчиков – заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и промышленной экологии Московского государственного индустриального университета, кандидат технических наук,
  4. Итоги 6-го научно-практического семинара "Русь: основы мировоззрения"

    Документ
    Итоги6-го научно-практического семинара"Русь: основы мировоззрения"(демография, культура, экология)и второгоРОДОВОГО ВЕЧЕ РУСИБеларусь, Беларусь, Брестская область, 10-15 августа 2011г.
  5. Московский государственный индустриальный университет (2)

    Монография
    А.М. Карпов – заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и психотерапии Казанской государственной медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор;
  6. Московский государственный индустриальный университет (3)

    Монография
    Вовремя прочитанная книга – это огромная удача, сказал однажды писатель Пётр Павленко. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник.
  7. 16 декабря в г. Красногорске Московской области состоялась конференция трезвеннических организаций и движений России и стран снг, посвященная 25-летию 5-го трезвеннического движения России-ссср

    Документ
    16 декабря в г. Красногорске Московской области состоялась конференция трезвеннических организаций и движений России и стран СНГ, посвященная 25-летию 5-го трезвеннического движения России-СССР.
  8. Тема 1 (9)

    Документ
    Дорогой друг! Вот и позади начальная школа, ты стал ещё взрослее. Много узнал, много испытал, многое добился. И не важно, что не все и не сразу у тебя получалось, но ты достиг главного: стал лучше учиться, стал гармоничнее общаться
  9. Соратник газета Союза борьбы за народную трезвость (1)

    Документ
    Если проанализировать события последних 2-3 месяцев, можно прийти к однозначному выводу – началось контрнаступление алкогольной мафии. Причин этому, наверное, несколько.

Другие похожие документы..