Элективный курс по философии Учебное пособие

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

Р. А. Мигуренко

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ

Элективный курс по философии

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск 2008

ББК 87.3

УДК 1 (091)

Мигуренко Р. А.

Предмет философии в истории философии (элективный курс по философии): учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2008. – 186 с.

Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными историческими типами философских учений, главнейшими системами восточной, западноевропейской и русской философии, их ведущими идеями и представителями с целью понимания общей логики движения философской мысли к современному её состоянию. Учебное пособие снабжено комплексом тематических вопросов и заданий, направленных на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Пособие подготовлено на кафедре философии гуманитарного факультета ТПУ, соответствует программе учебной дисциплины, предназначено для студентов специальности 040101 «Социальная работа», 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», 030602 «Связи с общественностью» Института дистанционного образования.

УДК 1 (091)

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским

советом Томского политехнического университета

Рецензенты:

А. Ю. Чмыхало –

доцент кафедры философии Томского политехнического университета, кандидат философских наук;

В. Н. Суровцев –

профессор кафедры истории философии и логики Томского государственного университета, доктор философских наук.

Томский политехнический университет, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о том, что такое философия и в чём заключена ее ценность, является спорным. Одни ждут от неё чрезвычайных откровений, другие равнодушно игнорируют её как беспредметное мышление; третьи видят в ней значительные усилия необыкновенных людей, а кто-то вообще третирует философию как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. То, что выступает под названием «философия», в действительности являет собой пример подобных противоречивых суждений. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет общезначимых результатов. В то время как науки получают в своих областях определенные обязательные и общепризнанные знания, философия не решила ни одной проблемы окончательно, несмотря на тысячелетние усилия. Нельзя отрицать и того факта, что в философии нет единодушия, присущего сфере научного познания. При этом в то время как научное познание направляется на отдельные предметы, философскую мысль занимает целостность бытия.

Проблемой философии является, прежде всего, проблема её предмета. Нет единодушного ответа на этот вопрос. Так, согласно Платону, философия есть познание вечного, непреходящего. Для Аристотеля, философия – это исследование причин и принципов вещей. Философы Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт понимают под философией науку (целостную, единую), облеченную в понятийную форму. Для И. Канта философия – наука об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя и т. д.

Понять философию без знакомства с её историей невозможно. История философии – это история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением. Попытки разрешения философских проблем могут быть объединены в большие историко-философские области: восточная философия (индийская философия, китайская философия) и европейская, или западная, философия.

В курсе «Предмет философии в истории философии» центральной проблемой является самоопределение философии, т. е. понимание ею своего предмета, задач и сущности на различным этапах истории. Общие рамки и последовательность изложения материала заданы структурированием философии преимущественно по историческим типам.

Вопросы и задания к темам направлены на понимание предмета философии через основные философские проблемы, идеи, понятия и категории.

Тема 1

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ИСТОРИИ

Понятие предмета философии. Разнообразие подходов к пониманию предмета философии. Объективная обусловленность изменения предмета философии. Предмет философии и система категорий.Всеобщее как предмет философии. Предметные уровни философии. Философские проблемы как выражение и представление предмета философии. Содержание философии как совокупность проблем. Понятие философская идея. Предмет философии и философская идея. Всеобщность как признак и оценка философских идей.

История философии как философия в развитии. Понятие предмета истории философии. Содержание философии как предмет истории философии. История философии как история формирования, развития и преобразования философских идей. Философские учения, школы, течения и направления как культурно-организационные формы существования и развития философских идей. Философский тексти интерпретация. Предмет философии как совокупность текстов и их интерпретаций. Исторические типы философских учений.

Предмет – вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершённое. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму: 1) вещь (т. е. физический, принадлежащий внешнему миру предмет); 2) понятие (логически мыслимый предмет); 3) состояние (общее состояние чувств, духовная направленность). Предмет философии – это то, на что направлено философское знание. Казалось бы, за время своего существования философия должна была определиться со своим предметом. Однако даже простое сопоставление философских концепций, порождённых её историей, показывает, что их авторы очень часто рассуждали взаимоисключающе о предмете философии и способах познания этого предмета. Иначе говоря, ситуация такова, что у каждого философа есть дефиниция его философии и понимание его предмета философии. В связи с этим возникает вопрос о том, существует ли такой предмет, который бы объединил самые разные представления в единое знание, называемое философией?

На что направлено философское исследование? С одной стороны, объекты философского исследования могут быть зафиксированы с такой же эмпирической определённостью, как, например, объекты других наук: природа, человек, общество, познание. С другой стороны, философия, о чём свидетельствует её история, имеет дело с идеализированными формами действительности, абстрактными объектами – категориями, относительно которых не всегда можно сказать, что они обозначают объективно существующее.

Слово категория имеет несколько значений. Первый смысл – повседневный, обыденный: словом «категория» обозначают род, сорт, группу. Пример: «Иванов относится к категории тех, кто…». Или: «Иванов – специалист высшей категории» и др. Второй смысл: под категорией понимается фундаментальное понятие некоторой науки. Например, в математике – это число, множество и др.; в физике – поле, частица и т. п. Такие понятия-категории есть у любой науки. Вокруг понятий-категорий выстраиваются научные гипотезы, концепции, теории. Третий смысл слова «категория» – это философские предельно широкие понятия, отражающие существенное и типичное содержание явлений действительности и господствующих в ней отношений. Например: материя, дух, сознание, жизнь, смерть, истина и т. п. Именно в категориях-понятиях раскрывается предмет философии.

Имеется ещё один, четвёртый смысл, когда под категориями понимаются универсальные формы мышления и бытия. Категории в этом смысле обозначаются словами, которые являются философскими терминами, но не являются понятиями. Например: объективное / субъективное; вещь / свойство; существование / не-существование; содержание / форма; причина / цель; возможность / действительность; часть / целое; необходимость / случайность и т. д. Чтобы использовать эти категории не обязательно что-либо знать о них. Напротив, категориями-понятиями мы можем пользоваться только осознанно, т. е. если нам знакомо их содержание, смысл. Философские категории-понятия составляют содержание мысли, а не её форму. Категории в четвёртом смысле есть именно формы, а не содержание мышления1.

Философские категории представляют собой интерпретации действительности, т. е. фактически существующего. В ходе историко-философского исследования предмет философии не просто констатируется, а выявляется. С точки зрения познания эмпирические данные и абстрактные объекты философского познания взаимосвязаны. Так, для осмысления и обобщения знаний о природе философия разрабатывает системы категорий: субстанция, материя, движение, пространство, время, сущность, явление, необходимость, закон и т. д. Соответственно, существует система категорий для описания философских проблем человека и общества. Анализ категориального аппарата философии позволяет установить её проблематику (и предмет). Вследствие этого можно утверждать, что предмет философского исследования выступает как система категорий.

Сходство между конкретными и абстрактными объектами в философии состоит в том, что и те, и другие являются теоретическими: первые – теоретически-конкретными, вторые – теоретически-абстрактными. Для философии любые объекты существуют в логически обобщённом виде. Другое дело, что в различных философских учениях одни и те же категории имеют далеко не одинаковое значение. Можно охарактеризовать предмет философии как конкретное в действительности, которое становится абстрактным в философском умозрении. Конкретно-абстрактные объекты философии следует понимать как проблемы, т. е. вопросы, на которые исследователь пытается дать ответ. Имеются в виду вопросы не информационные, а исследовательские, связанные с поисковой ситуацией. Философская проблема – это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Совокупность философских проблем, формирующихся на основе обыденного и исторического, индивидуального и общечеловеческого опыта, знания и практики,этосодержание философии. Философские проблемы отражают предмет философии и его спецификой обусловлены.

Важнейшая и определяющая черта проблем философии – всеобщность и предельность – связана с их фундаментальностью для общего понимания мира, отношения человека к миру, к жизни. Всеобщность подразумевает абсолютность (безусловность, т. е. независимость существования от чего-либо иного, кроме себя), а также самотождественность в любом месте и в любое время. Иногда предмет философии обозначают как всеобщее. Всеобщее философии – это интеллектуальная конструкция, обосновывающая мысль о фундаментальном единстве наших представлений о мире, «последний довод» таких представлений. Стандартное и устоявшееся определение предмета философии гласит: «Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления». Иными словами, философия стремится осознать некую основу всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех отношениях. В этом смысле выявление характеристик «всеобщего» равносильно раскрытию тайны мира, обнаружению порождающей матрицы нашего универсума. Обыденное мышление не охватывает «единого», «всеобщего» – этой основы мира. Всеобщее существует как предел человеческого мышления, как шкала оценки изощрённого философского мышления, как его вечное задание. На деле результаты философского исследования всегда конкретны, культурно-обусловлены: порыв философской интуиции ограничивается талантом исследователей, накопленными в прошлом философскими знаниями, запросами общества. Общество может быть преисполнено энтузиазма в отношении философского творчества, либо безучастно к нему, либо откровенно враждебно. Обусловленность результатов философствования состоянием культуры – трагедия философии, тяжело переживаемая каждым сколько-нибудь крупным мыслителем. Однако это же противоречие между предметом философии («всеобщим») и культурно-ограниченными результатами философских исследований – главный источник развития философского знания.

Именно поэтому другой особенностью философских проблем является их вечность, постоянство. Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальности конкретной ситуации. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени – не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Вечность философских проблем вовсе не означает, что в их осмыслении нет никакого прогресса, что они принципиально не решаемы. Однако прогресс в философии не тождественен прогрессу в научном познании. В науке каждая последующая теория даёт более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины предшествующих теорий. Прогресс в философии происходит не в смысле углубления знаний, а в кумулятивном (накопительном, собирательном) смысле: новое философское знание не отвергает, не игнорирует сложившиеся представления, но прибавляется к уже имеющейся сумме знаний, и, таким образом, общая сумма точек зрения на ту или иную философскую проблему постоянно возрастает. Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено, прежде всего, уровнем научного знания, культурно-историческим этапом развития общества: на каждом этапе развития философская проблема решается в той степени, в какой это возможно. Философский результат – это прежде всего создание нового смысла, новой интерпретации. Как правило, развитие философского знания сопровождается расширением категориального словаря (за счёт появления новых понятий), изменением содержания имеющихся понятий и категорий, появлением новых специальных терминов. Ценность философского результата, полагает А. Н. Никифоров, состоит в потенциальной способности придавать новые смыслы понятиям, вещам, явлениям и показывать их в новом, необычном свете. «Хороший результат в идеале должен приводить к переинтерпретации всех философских понятий и к созданию нового взгляда на мир. Так возникают великие философские системы – Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра…»2.

Ни одна философская система не охватывает всех проблем: даже те из них, которые имеют энциклопедический характер, ограничивают себя определённым кругом вопросов. Чаще всего в основе философского учения лежит одна из философских проблем, которая подчиняет (или отвергает) остальные. Однако и в рамках ограниченной (основной) темы исследователь пытается рассмотреть, как правило, под определённым углом зрения, всю философскую проблематику. Ограничение философской проблематики (в рамках определённого учения) есть способ решения неограниченного круга философских вопросов. Отбор проблем философом характеризует направленность создаваемого им учения.

Положение о качественном изменении предмета философии в процессе её развития предполагает не только признание специфики объективного содержания (проблематики) различных философских учений, но и того общего, что характеризует предмет исследования в разных философских теориях – основных проблем философии, исследование которых делает предметное поле философии общим.

Целостность философии, её единство обеспечивается общностью проблем, решаемых различными философскими системами. С учётом характера философского знания можно говорить о дифференцированности, многогранности предмета философии. Так, И. Кант дробит всеобщее на части, соотнося их с различными типами человеческой деятельности. Предметом философии оказывается поиск абсолютных, вневременных норм, идеальных стандартов такой деятельности. И. Кант предложил несколько вопросов, составляющих в своей совокупности, предмет философского знания: 1) что я могу знать? 2) на что я могу надеяться? 3) что я должен делать? 4) что такое человек? В последнем вопросе на основании решения предшествующих проблем выясняется действительная роль, место и предназначение человека в мире.

Таким образом, в самом общем плане можно дать следующее описание предметного поля философии: предметом философии является бытие как система, включающая такие подсистемы, как мир и человек. Философия выступает как знание о предельных взаимоотношениях (закономерностях), которые существуют между миром и человеком на всех уровнях3.

Человек ставит вопросы о сущности и происхождении мира, о том, что лежит в основе мира, пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли он вообще. Данный предметный уровень философии обозначается как онтологический. Философские решения онтологических проблем могут быть самыми разнообразными, но объединяет их то, что они осуществляются философами в предельной форме, т. е. даётся описание наиболее общих предпосылок бытия, наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком.

Являясь частью бытия, человек определённым образом противостоит ему и осознаёт это противостояние. Такая ситуация позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причём это – не только внешний мир, но и сам человек как часть мира, и организованная совокупность людей – общество. На этом уровне философия ставит вопросы о познаваемости мира и обоснованности наших претензий на знание о нём. Это – гносеологический предметный уровень философии. Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как такового. Частные науки в рамках своего предмета никогда не ставят вопрос о познаваемости мира в целом, ибо предмет науки предстаёт как ограниченная часть бытия, которая принципиально познаваема с помощью соответствующих конкретно-научных приёмов. Общая гносеологическая проблематика даёт самые разнообразные варианты её решения в философии, однако все они затрагивают предельные характеристики процесса познания, выявляя смысл познавательной деятельности как таковой.

Человек – существо одухотворённое. Он не только познаёт мир, но и живёт в нём, эмоционально переживая своё существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Человек пытается отыскать критерии нравственности, добра, красоты, осознаёт трагичность некоторых моментов своего существования. Философия, опять же в предельной форме, исследует эти ценности человеческого существования, утверждая их обоснованность и необходимость. Эту область философских исследований можно обозначить как аксиологический предметный уровень. Соответственно, здесь так же возможны самые различные варианты философских решений.

Человек живёт и действует, опираясь на практическое освоение бытия. В этом смысле практика является активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически осуществляя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может осуществить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. Философия в этом плане исследует предельные основания практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и её сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, её параметры и ограничения. Эта область исследований относится к праксиологическому предметному уровню философии.

То, что философские учения отличаются друг от друга не только тем, как они решают определённые вопросы, но и тем, какие вопросы они ставят, имеет глубокие исторические причины. Философские проблемы не даны одновременно: они формируются, развиваются, преобразуются в ходе развития общества, научного и философского знания. Можно говорить о неравномерности развития философской проблематики, понимая под этим тот факт, что в различных странах на различных этапах их истории у различных философов не найти одного и того же круга вопросов и идентичной их разработки.

  1. Элективный курс по философии культуры рабочая программа для специальности 032401 «Реклама» Гуманитарный

    Элективный курс
    1. Рабочая программа дисциплины «Философия культуры» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Дисциплины специализации»
  2. Рабочая программа элективного курса по философии «Принятие управленческого решения: логико гносеологический аспект» для специальностей для всех специальностей

    Рабочая программа
    Рабочая программа по элективному курсу составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры "Философия" ИжГТУ.
  3. Программы элективных курсов по технологии

    Учебно-методическое пособие
    Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии : учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова, А. Б. Сергеева. – Елабуга : Изд-во ЕГПУ, 2009.
  4. Программа : Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. Учебник

    Программа
    Программа: Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «История»/ Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров.
  5. Программа элективного курса по химии «строение и свойства кислородсодержащих органических соединений» 10 класс (18 часов)

    Программа
    В тему «Кислородсодержащие органические соединения» (по программе О.С. Габриеляна) не включена информация о роли кислородсодержащих органических веществ: спиртов, альдегидов, карбоновых кислот как загрязнителей окружающей среды, а
  6. Методические рекомендации по организации элективных курсов по литературе Элективные курсы

    Методические рекомендации
  7. Программа элективного курса по биологии «Биология в истории культуры и цивилизаций». 11 класс

    Программа
    Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» посвящен истории становления и развития естествознания, биологии и философской мысли в человеческой культуре с древнейших времен до настоящего времени.
  8. Информация об организации профильного обучения (элективные курсы) в образовательных учреждениях, подведомственных Юго Восточному управлению, в 2008-2009 учебном году

    Документ
    Пр-ма: Элективные курсы в профильном обучении: обр. обл «Обществознание» М.,Вита-пресс,2004. Уч-к А.Ф.Никитина, Н.Г.Суворова «Политика и право» М.: Пр-е,
  9. Программы элективных курсов. Литература. 10-11 классы. Профильное обучение. 2-е и: щ, дораб. М.: Дрофа, 2005. 95, [1] с. (Элективные курсы). Isbn 5-7107-9401-5 в сборник программ элективных курсов по литературе включено шесть авторских программ

    Литература
    в настоящее время одной из эффективных форм про­фильного обучения являются элективные курсы. Уча­щиеся старших классов изучают базовый курс по про­филю и выбирают несколько элективных курсов.

Другие похожие документы..