«Массовое сознание и политические партии России от Февраля к Октябрю 1917 г.»

40




Программа курса опубликована:



Марченя П.П. Массовое сознание и политические партии России от Февраля к Октябрю 1917 г. / П.П. Марченя // История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве: Программы курсов магистратуры по направлению «История» / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Рос. гос. гуманитарный ун-т. – Часть II. – М.:РГГУ, 2010. – С. 111–139. – (1,9 п.л.).

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ АВТОРА:

E-mail: marchenyap@mail.ru

Профиль: /profiles/marchenyap

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

© Марченя П.П.

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РОССИИ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ 1917 Г.

канд. ист. наук, доц. П.П. Марченя

Пояснительная записка

Спецсеминар «Массовое сознание и политические партии России от Февраля к Октябрю 1917 г.» относится к циклу специальных дисциплин и адресован магистрантам II курса дневного отделения факультета архивного дела Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета профессиональной образовательной программы «Магистратура» (квалификация: Магистр истории; направление: 520800 - История - Отечественная история; специализация: «История коммуникаций на советском и постсоветском пространстве»).

Данный учебный курс рассчитан на один семестр (планируемая общая трудоемкость курса – 40 часов). По организационным формам он включает в себя проведение лекционных занятий (32 часа) в сочетании с самостоятельной работой магистрантов и выполнение контрольной работы. Курс завершается экзаменом.

МЕСТО И РОЛЬ спецсеминара в образовательной программе магистрантов-историков обусловлены необходимостью системного изучения взаимодействия российских политических партий и массового сознания в 1917 г. как составной части комплексной проблемы революции в России - значимого феномена отечественной и мировой истории ХХ столетия. Таким образом, в ходе спецсеминара решается одна из крупнейших задач современной исторической науки, имеющая особую теоретическую и практическую значимость. На полидисциплинарной основе осуществляется системное осмысление логики поведения масс и характера их взаимосвязи с политическими партиями, что позволяет понять механизм и закономерности революционной смуты 1917 г. Спецсеминар призван способствовать углубленному пониманию ключевых событий российской истории XX века. Осмысление социокультурных особенностей и взаимовлияния масс и партий в российском политическом процессе дает возможность с большей достоверностью говорить о его настоящем и будущем.

Материал распределен в соответствии со структурно-проблемным принципом. Темы лекций содержат наиболее значимые в методологическом отношении проблемы, постановка которых позволяет переосмыслить особенности, динамику и результаты взаимодействия политических партий России и масс от Февраля к Октябрю 1917 г. и построить новую теоретическую модель российской революции, учитывающую актуальные достижения современной исторической науки и других социально-гуманитарных дисциплин.

ОБЪЕКТОМ изучения спецсеминара является многоаспектный комплекс взаимоотношений политических партий и масс в революционных событиях.

ПРЕДМЕТОМ исследования спецсеминара выступает особая социальная сфера взаимодействия и взаимовлияния российских политических партий и массового сознания в период между двумя революциями 1917 г.

ЦЕЛЬ курса - формирование методологически целостного, историографически многоаспектного и исторически конкретного представления о системе взаимодействия политических партий России и масс как сложном и противоречивом феномене, обусловившем в 1917 г. логику глобального общественного сдвига от постфевральской «демократии» к большевистской диктатуре; и обеспечение профессиональной готовности магистров истории к проведению квалифицированных исследований в данной области знаний.

Курс решает следующие ЗАДАЧИ:

  • постановка и анализ основных методологических, историографических, источниковедческих и конкретно-исторических проблем исследования взаимодействия политических партий и масс;

  • выявление и осмысление ключевых особенностей и базовых идеологических и психологических параметров массового сознания и преломления в нем основных вопросов русской революции;

  • сравнительная характеристика отражения общероссийских партий и партийных идеологем в массовом сознании революционной эпохи 1917 г.;

  • определение места и роли отечественной многопартийности и комплекса отношений политических элит и народных масс в системе взаимодействия власти и гражданского общества в истории России.

К важнейшим КОМПЕТЕНЦИЯМ, которые призван обеспечить курс, относятся:

  • знание магистрантом ключевых подходов и терминов, применяемых при анализе комплекса взаимосвязей политических партий и массового сознания в российских революциях 1917 г., их отражения в источниках и интерпретации в отечественной и зарубежной историографии;

  • умения систематизировать изучаемые процессы взаимодействия масс и партий, выявлять и формулировать закономерности, эффекты и механизмы прямых и обратных связей;

  • навыки исследовательской информационно-аналитической работы с различными видами источников, критического осмысления достижений историографии, самостоятельной трактовки взаимоотношений политических элит и широких масс в контексте отечественной истории, их экспертного анализа и моделирования;

  • владение основными методами, методиками и технологиями конкретно-исторической исследовательской практики в сфере системного взаимодействия власти и общества, политических партий и масс;

  • способности понимания и объяснения конкретных фактов и факторов участия масс и партий в системном взаимодействии власти и общества;

  • готовность представлять итоги самостоятельной научной деятельности по изучению массовых реалий системного взаимодействия политических партий и общества в виде отчетов, рефератов, статей, контрольных и квалификационных работ, оформленных в соответствии с принятыми в исторической науке требованиями, с использованием современных информационных технологий и средств редактирования и печати.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению 520800 - «история» со степенью «магистр истории», магистр должен быть «подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области истории, в том числе к самостоятельной научно-исследовательской работе в учреждениях образовательного и академического профиля». Предлагаемый особый - многоуровневый - список информационных ресурсов призван служить адекватной - актуальной, современной и разноаспектной - научной основой для профессиональной творческой работы магистранта по изучению соответствующих тем спецсеминара.

Система контроля и оценки знаний включает следующие формы текущего и итогового контроля.

1. Контрольная работа (письменно) - форма промежуточного контроля.

Предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность магистранта в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное теоретическое и конкретно-историческое содержание курса. Магистрант должен усвоить основную проблематику и терминологию учебного спецсеминара и доказать свою способность применить полученные знания на практике.

Цель - оценить умения и навыки магистранта формулировать, обосновывать и предлагать профессиональные трактовки и варианты решения научной проблемы как конкретного объекта (предмета) исторического изучения (исследования).

2. Экзамен (устно) - форма итогового контроля.

Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов и проблем дисциплины, предлагаемых магистрантам заранее и изучаемых в течение всего семестра.

Предполагает подготовленность магистранта для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала всего курса. Магистрант должен быть способен поддержать компетентный - осмысленный и грамотный - диалог по основным проблемам дисциплины, на профессиональном уровне, соответствующем степени «магистр истории».

Цель - определение уровня реализации магистрантом основной цели учебного курса, степени соответствия его знаний, умений и навыков задачам курса.

На основе суммарной совокупности оценок (в баллах) различных форм контроля определяется оценка за учебный курс в целом:

  • сумма баллов в пределах 91-100 соответствует оценке «отлично»,

  • сумма 75-90 соответствует оценке «хорошо»,

  • сумма 60-74 - оценке «удовлетворительно»,

  • менее 60 баллов - «неудовлетворительно».

п/п

Вид контроля

Кол-во баллов
Форма проведения

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

1

Контрольная работа

0-40

внеаудиторная

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

3

Экзамен

0-60

аудиторная

Итого:

0-100

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема № 1. Массовое сознание и политические партии России: специфика предмета, основные проблемы

и междисциплинарные связи спецсеминара

Проблема взаимовлияния масс и политических партий в революциях как актуальный предмет исторического познания. Актуальность и новизна, место и роль, объект и предмет, теоретическая и практическая значимость, цель и задачи, общие и специальные компетенции спецсеминара. Методологические основы изучения комплекса взаимоотношений и взаимовлияния масс и политических партий в истории России. Междисциплинарные связи и пределы полидисциплинарности спецсеминара. Сравнительный анализ эффективности различных дисциплинарных подходов к изучению социально-массовых явлений: исторический, психологический, социологический, политологический, культурологический, философский, антропологический, правовой подходы. Возможности содержательной трансформации традиционных терминов и новых понятийных систем в исторической науке. Возможности индивидуализирующих и генерализирующих подходов в изучении массового сознания, масс и партий. Проблемы периодизации и определения содержания процессов политической и социальной истории российских революций в отечественной и зарубежной историографии. Степень изученности темы и особенности современной отечественной и зарубежной исследовательской практики. Проблемы источниковедения спецсеминара.

Тема № 2. Массы как предмет научного познания

История теоретического и практического осмысления проблемы определения места и роли масс в истории в зарубежной и отечественной науке и социальной практике. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к изучению масс. Этимология и основные дисциплинарные и концептуальные варианты трактовки понятия «масса». Проблема генезиса и периодизации становления научного знания о социально-массовых явлениях. Массы как объект и субъект власти, как народ, как антипод элиты, как толпа, как публика, как антропологический тип, как социальная общность, как статистический феномен, как стохастический феномен, как продукт средств массовой информации и коммуникации, как продукт дестратификации общества, как продукт механизации общества, как продукт бюрократизации общества, как продукт деградации общества, как «власть нейтрального». Масса как основа тоталитарного общества. Массы и демократия. Сущностные качества массы и ее вожаков: варианты типологии и классификации.

Тема № 3. Массовое сознание как предмет научного познания

История теоретического и практического осмысления проблемы определения места и роли массового сознания в истории в зарубежной и отечественной науке и социальной практике. Сравнительный анализ эффективности различных подходов к изучению массового сознания. Этимология и основные дисциплинарные и концептуальные варианты трактовки понятия «массовое сознание». Массовое сознание как антипод элитарного сознания, как антипод специализированного сознания, как форма дотеоретического миропонимания, как деперсонализированное сознание, как подсознание общества, как ситуативное производное от общественного сознания, как наиболее реальная и конкретная форма практического существования и воплощения общественного сознания. Массовое сознание как объект и субъект информационной политики и информационной безопасности. Массовое сознание как арена борьбы политических идеологий за массы. Массовое сознание как основной критерий реальной жизнеспособности и эффективности различных исторических альтернатив. Отличительные признаки и специфические свойства массового сознания. Основные механизмы и качества трансформации индивидуального сознания в массовое.

Тема № 4. Основные вопросы российской революции 1917 г.

в массовом сознании

Сознание «индивидуальное», «групповое», общественное» и «массовое»: соотношение понятий в контексте российской смуты. Специфика отечественной государственности в контексте системы «элиты - массы». Цивилизационные и культурно-исторические типы и модели системы «человек – массы - общество - государство». «Империя» как особая система взаимодействия власти и общества. Особенности российской «имперскости». Массовое сознание как цивилизационный фактор. «Массы» как категория «смутного» времени и особенности смут в российском историческом процессе. Специфика и основные характеристики массового сознания революционной эпохи 1917 г. Массовое сознание как «зеркало русской революции». Массы крестьянские, солдатские и рабочие: возможности и пределы идентификации и сопоставления. Власть и общество; интеллигенция и народ: социокультурные полюса российской политической истории. Специфика отражения важнейших вопросов революции в массовом сознании. Вопрос «о мире». Вопрос «о земле». Вопрос «о власти». Весна, лето и осень 1917 г. в массовом сознании, массовых настроениях и массовом поведении: динамика «Великой русской революции». Восемь месяцев постфевральской «демократии»: мифы и уроки.

  1. Политические партии россии и массовое политическое сознание действующей русской армии в годы первой мировой войны (июль 1914 март 1918 гг.)

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского.
  2. Планы семинарских занятий 70 Справочные материалы 80 Документы и задания к ним 90 раздел III. Россия в XVII xviii вв. 107

    Планы семинарских занятий
    Продолжительность курса - один семестр. Изучение дисциплины «Отечественная история», согласно учебному плану, предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
  3. Контрольная работа контрольная работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Выполнение письменного контрольного задания помогает выработать навыки самостоятельной работы с первоисточниками,

    Контрольная работа
    Контрольная работа является одной из важнейших форм учебного процесса. Выполнение письменного контрольного задания помогает выработать навыки самостоятельной работы с первоисточниками, приобрести умение подбирать и анализировать дополнительную
  4. Россия и мир глазами друг друга

    Документ
    С 1994 г. в Центре по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН работает группа по изучению международных культурных связей России.
  5. Комплекс для студентов заочной формы обучения направление 030500 юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Отечественная история: Учебно-методический комплекс (направление 030500 юриспруденция). – Псков: Псковский государственный педагогический университет им.
  6. Гражданская война 1917 -1920 гг на Северном Кавказе: социально-политический аспект

    Диссертация
    Институциональная политика противоборствующих сторон. 103 lb. § 1. Формирование советской государственности на Северном Кавказе 103 § , Принципы государственного устройства и организация власти белого движения 151 ГЛАВА Ш.
  7. Экономическое и социально-политическое развитие. России в начале XX в. Система периодической печати конца XIX – начала XX вв.

    Документ
    Вступление российской экономики в XX столетие было отмечено началом серьезного кризиса 1900—1903 гг. Экономический застой продолжался до 1909 г., когда он сменился новым подъемом.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

    Учебно-методический комплекс
    …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
  9. ИСТОРИЯ РОССИИ (4)

    Учебное пособие
    Содержит курс лекций по истории России, объединенных общим методологическим подходом на основе принципов объективизма и историзма, стремления к научной истине и деполитизации исторического знания.

Другие похожие документы..