Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург 2006 г

ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Учебно-методический комплекс

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью»

Санкт-Петербург

2006 г.

История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс: В 2 частях/ Ч.1 История русской литературы и искусства /Авт.-сост. Мальцева С.Г.; Ч.2 История зарубежной литературы и искусства /Авт.-сост. Демиховская Е.К.-СПб.: ИВЭСЭП, 2006

Утвержден на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №3от 16.10.06

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол

Авторы-составители:

Е.К.Демиховская

кандидат филологических наук, доцент

С.Г.Мальцева

Рецензенты:

Е.В.Киричук

кандидат филологических наук, доцент

А.А.Шелаева

кандидат филологических наук, доцент

М.Е.Кудрявцева

кандидат педагогических наук

Ответственная за выпуск Н.А. Фролова

Компьютерные работы М.А.Жуковой

Выписка из ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к минимуму содержания и уровню подготовки

специалиста по специальности 350400 - Связи с общественностью

История мировой литературы и искусства

Отечественная литература - древнерусская литература; литература 19 века, А.С.Пушкин и поэты пушкинской плеяды; «натуральная школа» – расцвет реализма; мировое значение русской литературы 19 века; литература 20 века.

Зарубежная литература – античность, литература средних веков, эпохи Возрождения, Просвещения; реалистический роман 19 века; 20 век – реализм, модернизм, постмодернизм. Мировой литературный процесс. Проблема Запада и Востока в литературе.

От первобытного художественного синкретизма к современной системе искусств; изобразительное искусство (графика, скульптура, живопись, архитектура); музыка, театр. Технологическая база образования новых форм искусства. Мировой кинематограф. Зрелищное искусство в коммуникативной ситуации 20 века.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений гуманитарного факультета по специальности «Связи с общественностью». Данный курс представляет собой обзор и анализ развития литературного процесса в период с IX века до настоящего времени в его связи с историей России, а также разными видами искусств. Особенности отечественной литературы рассматриваются в сравнении с европейским процессом.

Цели и задачи курса:

- дать системное представление о том, как русская литература прошла путь от средневековой до современной, т.е. как видоизменялись идейные основы, основы эстетики, основные литературные формы;

-ознакомить студентов с наиболее значительными авторами и произведениями русской литературы;

-сформировать у студентов систематические знания по истории отечественного искусства, создать представление об изменении идейно-стилистических направлений в искусстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Предполагаемый путь освоения материала:

  1. ознакомиться со списком художественных текстов и учебников;

  2. начать чтение литературных памятников, соблюдая принцип репрезентативности: 2-3 текста из каждой эпохи;

  3. сделать необходимые записи в дневник чтения, наличие которого облегчает сдачу экзамена;

  4. посещать лекции и активно работать на семинарских занятиях;

  5. записи лекций корректировать с помощью указанных учебников, справочников и т.п. Для этого оставлять чистой страницу тетради слева, для дополнительного конспектирования;

  6. желательно ведение личного словаря теоретико-литературных терминов для обогащения речи и повышения общей и филологической культуры.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Лекции

Семинары

Всего

1.

2.

3.

4.

Древнерусская литература

Литература XVIII века

Литература 1 половины XIX века

Литература 2 половины XIX века

Всего за I семестр

6

4

8

8

26

2

-

4

2

8

8

4

10

12

34

5.

6.

7.

Литература конца XIX – начала XX века

Литература XX века

Русское искусство IX – XX веков

Всего за II семестр

8

8

8

24

2

2

4

8

10

10

12

32

Итого:

50

16

66

Содержание курса

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА»

Тема 1. Древнерусская литература.

Истоки древнерусской литературы. Своеобразие исторического пути развития Руси и влияние его на русскую литературу. Зарождение книжной культуры и её связь с христианизацией Руси. Периодизация древнерусской литературы. Идейные и эстетические основы, характерные черты, основные жанры, литературные формы и особенности русской средневековой литературы.

Первая четверть XI – начало XII века.Литературные центры. Первые русские жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе». Возникновение, история развития, типы и отличительные черты летописания. «Повесть временных лет» - композиция, сочетание литературных стилей в произведении, особенности мировоззрения летописца. «Слово о Законе и благодати» Иллариона - жанр и композиция произведения. «Поучение» Владимира Мономаха. Переводная литература (богослужебные книги, памятники византийской хронографии).

Середина XII – первая треть XIII века. “Слово о полку Игореве” - история открытия, проблемы датировки, подлинности произведения, авторства и жанровой принадлежности. «Киево-Печерский патерик». Летописание. Торжественное красноречие: Климент Смолятич, Кирилл Туровский.

Втораятреть XIII – конец XIV века.«Моление Даниила Заточника». Повести о нашествии монголо-татар на Русь. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Летописание. Агиография. «Повесть о житии Александра Невского».

Конец XIV – первая половина XV века. Виды и жанры литературы эпохи русского Предвозрождения. «Задонщина» - тематика, поэтика произведения, роль автора, связь со «Словом о полку Игореве».

Вторая половина XV века. Образование единого русского государства. Элементы Возрождения в русской литературе второй пол. XV века. Летописи. Повести (переводные и русские). «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (герой, цель путешествия, языковые и стилистические особенности произведения).

XVI век. Общая характеристика периода. Формирование новой исторической концепции. Старец Филофей: Москва – «третий Рим». Тема любви в русской средневековой литературе: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Формирование единого общерусского летописания. Литературная деятельность Ивана IV. («Послание в Кирилло-Белозерский монастырь», Переписка с А.М.Курбским). Влияние творчества Ивана Грозного на развитие авторского начала в русской литературе.

Первая половина XVII века. Процесс разделения литературы на официальную и демократическую. Публицистика смутного времени. Исторические произведения о смуте. (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, И.А.Хворостинин, С.И.Шаховской). Житийно-биографические повести. Начало развития сибирской и донской литературных школ. («Есиповская летопись», цикл повестей об Азове).

Вторая половина XVII века. Общая характеристика периода. Социальное расслоение культуры и литературы. Переводная литература. Новелла, рыцарский роман и процесс русификации текстов. «Повесть о Савве Грудцыне» - композиция, сюжетные источники. «Повесть о Горе-Злочастии». Личность и литературная деятельность протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – история создания, сюжет и композиция, проблема жанра.

Развитие стиля барокко и его особенности в русской литературе. Симеон Полоцкий как создатель регулярной силлабической поэзии: «Рифмологион», «Псалтырь рифмотворная».

Тема 2. Литература XVIII века.

1700-ые – начало 1730-х гг. Европеизация России. Культурный переворот начала XVIII века. Пути становления и особенности русской литературы петровского времени. А.Д.Кантемир. Любовная лирика, сатира. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича. Феофан Прокопович и «Ученая дружина». Повествовательный жанр. «Повесть о Василии Кариотском», «Повесть об Александре».

Конец 1730-х – конец 1760-х гг. Классицизм. Картина мира, концепция личности, типология конфликта в классицизме.Формирование строгой жанровой системы, регламентация творческого процесса. Теория единства места, времени и действия. Своеобразие русского классицизма, как синтеза идеологии, эстетики, философии двух эпох европейской культуры - эпохи Классицизма XVII в. и Просвещения XVIII в. В.К.Тредиаковский. «Езда в остров любви», «Тилемахида». Реформа стихосложения (Тредиаковский, М.В.Ломоносов). Регламентация жанровой системы русской литературы (А.П.Сумароков). Реформа стиля литературного языка (М.В.Ломоносов). Литературное творчество М.В.Ломоносова.

1760-1780 гг. Классицизм и просветительский реализм как методы литературы данного времени. Первые русские журналы и развитие сатирической публицистики. Екатерина II. Н.М.Новиков. И.А.Крылов.

Поэзия. М.М.Херасков «Россиада». Поэмы И.Ф.Богдановича, В.И.Майкова. Своеобразие лирики Г.Р.Державина. Драматургия. Комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» – особенности композиции, проблема автора и героя, споры о методе писателя

1780-1800 гг. Утверждение сентиментализма. Идейные и эстетические основы, основные черты, особенности русского сентиментализма. Поэтика и эстетика сентиментализма в творчестве Н.М.Карамзина («Бедная Лиза»).

И.А.Крылов – связующее звено двух веков русской литературы. Сатирический журнал «Почта духов». Басенное творчество. Выражение гражданской позиции автора в пьесах, баснях о 1812 годе.

Тема 3. Литература 1 половины XIX века.

Историко-литературный процесс начала века. Литературные кружки и объединения первой половины XIX века. «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Общество любомудрия». Кружок Н.В.Станкевича. Западники и славянофилы. Литераторы-декабристы, влияние идей декабристов на литературу и журналистику.

Возникновение и истоки русского романтизма. Основные свойства, черты, эстетическая основа, особенности русского романтизма. Своеобразие русского романтизма в произведениях В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова. Понятие романтических оппозиций.

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Композиция, особенности драматургической коллизии.

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Лирика – мотивы и изобразительные средства. Лицейская лирика. Развитие собственного стиля в 1820-ые гг. Романтические поэмы (философский характер романтизма А.С.Пушкина). Лирика 1830-х гг. и становление реализма. "Евгений Онегин"- реалистический роман в стихах, творческая история создания произведения, стиль, характерология, образ автора, проблема жанра, «открытости финала». Драматургия: «Борис Годунов» - первый опыт реалистической драмы. Проза: «Повести Белкина» - первый опыт реалистической повести, образ «маленького человека».

Поэты «пушкинского круга». П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, А.А.Дельвиг.

1820-ые – 1830-ые гг. Развитие романтических принципов повествования в драматургии и прозе. А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер, В.Ф.Одоевский и др.

Поэзия. Философские мотивы в творчестве Е.А.Баратынского.

И.И.Лажечников. Тема войны в «Походных записках русского офицера». Историческая тема и нравственная проблематика – «Ледяной дом».

М.Ю.Лермонтов. Формирование лирического стиля. Жанровая система в творчестве поэта. Основные темы произведений. «Герой нашего времени» – споры о методе, приемы создания образа главного героя, зарождение психологизма в прозе. Поэмы «Мцыри», «Демон». Драмы «Маскарад». Мифологический контекст в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Н.В.Гоголь. Жанры и циклы в творчестве писателя. Общие особенности поэтики. Эволюция философских концепций на протяжении творческого пути, от ранних произведений до «Авторской исповеди». Религиозные мотивы в творчестве Н.В.Гоголя. Фантастика и гротеск в произведениях писателя. Образ Петербурга. «Петербургские повести». «Мертвые души» - замысел и поэтика, проблема жанра. Драматургия: «Ревизор» - новаторство комедии, хлестаковщина как понятие нарицательное.

Критический реализм. Идейные и эстетические основы, характерные черты, основной конфликт, основные жанры, своеобразие критического реализма в русской литературе. Формирование критического реализма в 30-е гг. XIX века, его расцвет в 40-90 гг. XIX века.

1840-ые – 1850-ые гг. Понятие «Натуральной школы» и физиологического очерка. Н.А.Некрасов «Физиология Петербурга». А.И.Герцен «Кто виноват?», Д.В.Григорович «Деревня», И.А.Гончаров «Обыкновенная история». Полемика Ф.М.Достоевского с художественными принципами школы.

  1. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью санкт-петербург (3)

    Учебно-методический комплекс
    познакомить студентов с основными этапами становления и развития СМИ ряда западноевропейских стран и США. Составить необходимое представление об эволюции средств коммуникации на Западе с учетом общих закономерностей и национальных
  2. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рекламно-выставочная деятельность важное средство коммуникации, составная часть рыночных отношений. Комбинация таких средств рынка как реклама, прямые продажи, стимуляция сбыта и связь с общественностью позволяют активно и комплексно
  3. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рекламно-выставочная деятельность важное средство коммуникации, составная часть рыночных отношений. Комбинация таких средств рынка как реклама, прямые продажи, стимуляция сбыта и связь с общественностью позволяют активно и комплексно
  4. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (5)

    Учебно-методический комплекс
    Социальные, экономические и политические причины возникновения и развития связей с общественностью как профессии и отрасли бизнеса; роль связей с общественностью в современном гражданском обществе и рыночной экономике; основные профессиональные
  5. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (9)

    Учебно-методический комплекс
    Целью данного курса является формирование у студентов представлений о профессии, комплексе теоретических знаний и функций специалиста по связям с общественностью, особенностях СО в бизнесе, управлении, культуре и других сферах деятельности,
  6. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (10)

    Учебно-методический комплекс
    Общественное мнение – сложное, многомерное и во многом неоднозначное явление. Во всех сферах жизни оно может играть как интегрирующую, так и деструктивную роль.
  7. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (11)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью курса является знакомство студентов с основными категориями, понятиями имиджелогии как науки, современными представлениями об имидже, его роли и значимости в работе специалистов по связям с общественностью.
  8. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (6)

    Учебно-методический комплекс
    Цель дисциплины: изучив данный курс, студенты должны понимать сущность коммуникаций, специфику внутриорганизационных коммуникаций; анализировать факторы, влияющие на эффективность коммуникаций и менеджмента в организациях; осуществлять
  9. Учебно-методический комплекс по специальности: 030602. 65 Связи с общественностью Санкт-Петербург (7)

    Учебно-методический комплекс
    Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики; развитие массовой прессы; процесс монополизации прессы; особенности информационной инфраструктуры в национальных границах различных стран; глобализация информационных

Другие похожие документы..