Ой истории и изучающая историю и современное состояние автокефальных и автономных Православных Церквей. Как самостоятельная дисциплина она начала формироваться

ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ «ИСТОРИЯ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ»

История Поместных Православных Церквей — учебная дисциплина, выделившаяся из общей церковной истории и изучающая историю и современное состояние автокефальных и автономных Православных Церквей. Как самостоятельная дисциплина она начала формироваться во второй половине XIX века. Это было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, в курсе общей церковной истории традиционно изучалась история лишь древних Патриархатов, а появившиеся гораздо позже Славянские Церкви оказывались вне ее исследовательского поля. Во-вторых, в результате национально-освободительного движения на Балканах в XIX веке целый ряд Поместных Церквей (Элладская, Сербская, Болгарская, Румынская) приобрели или восстановили независимый статус. Все это требовало специального изучения и осмысления. Первым русскоязычным исследованием, в систематическом порядке излагавшим историю негреческих Православных Церквей, стала книга профессора МДА Е. Е. Голубинского «Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской», увидевшая свет в 1871 году. С 1885 года в Санкт-Петербургской Духовной Академии была создана специальная кафедра истории Славянских Церквей (с включением Румынской). По уставу Духовных Академий 1910 года такие кафедры были открыты во всех отечественных Академиях. История Славянских Церквей и Румынской не являлась общеобязательной дисциплиной, а относилась к предметам, изучающимся по выбору студентов.

После второй мировой войны в возрожденных духовных школах этот предмет получил свое современное название (история Поместных Православных Церквей). В этот учебный курс традиционно включаются все автокефальные и автономные Церкви за исключением Русской Православной Церкви. Таким образом, сегодня курс истории Поместных Православных Церквей включает в себя сведения об истории и современном положении четырнадцати автокефальных и четырех автономных Церквей.

Основные учебные пособия и справочники:

1. Скурат К. Е. История поместных Православных Церквей. В 2 т. М., 1994.

2. Поместные Православные Церкви. Сб. М., 2004.

3. Асмус В. Православие. Учебное пособие по истории религии. Волгоград, 1996.

4. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М., 2008.

5. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М., 1990.

6. Материалы о зарубежных Православных Церквах, опубликованные в изданных к настоящему времени двадцати двух томах «Православной Энциклопедии». М., 2000 — .

7. Православный церковный календарь. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви (любое издание, начиная с 2000 года).

8. Христофор, митр. Православный мир. М., 2007.

Рекомендуемая литература (наиболее значимые исследования для нашего курса):

1. История Православной Церкви в XIX в. Православный Восток. Репринт издания 1901 г. М., 1998 (это — первая часть сборника «История Православной Церкви в XIX в.», посвященная истории греческих церквей, она целиком написана И. И. Соколовым).

2. Лебедев А. П. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896. Т. 1; Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Т. 2.

3. Он же. Очерки внутренней истории Византийско-Восточной церкви в IX, X и XI веках. СПб., 1998.

4. Порфирий (Успенский), еп. Восток христианский. СПб., 1892.

5. Он же. Книга бытия моего. СПб., 1901.

6. Он же. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 г. Киев, 1877.

7. Соколов И. И. Афонское монашество в его прошлом и современном состоянии. СПб., 1904.

8. Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской. Сергиев Посад, 1871.

8. Успенский Ф. И. История Византийской империи. В 3 т. М., 1997.

9. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Нижний Новгород, 2003.

Интернет – ресурсы по Поместным Церквам:

/orthodoxchurches/ – проект «Поместные Церкви» на портале "Православие.Ru"

/db/organizations.html?s=30909 – сведения о Поместных Церквах на официальном портале РПЦ "Патриархия.Ru"

/db/organizations.html?s=30910 – сведения об Автономных Церквах на официальном портале РПЦ "Патриархия.Ru"

/orthodoxy/churches/ – "Православное христианство.Ru" (каталог православных ресурсов сети интернет)

Официальные сайты Поместных Православных Церквей:

/ – Константинопольской

http://www.gree/ – Александрийской

/ – Антиохийской

http://www.je/ – Иерусалимской

http://www.patriarchate.ge/ – Грузинской

http://www.spc.rs/ – Сербской

http://www.patriarhia.ro/ – Румынской

/boc/ – Болгарской

.cy/ – Кипрской

http://www.ecclesia.gr/ – Элладской

/ – Албанской

http://www.orthodox.pl/ – Польской

http://www.pravoslavnacirkev.cz/ – Чешских земель и Словакии – http://www.orthodox.sk/

/ – Американской и Канадской – http://www.archdiocese.ca/

Официальные сайты Автономных Православных Церквей:

/ – Синайской

http://www.ort.fi/fi/ – Православной Церкви Финляндии

http://www.orthodoxjapan.jp/ – Японской

http://www.orthodox.cn/ – Православие в Китае (сайт о. Дионисия Поздняева)

ФЕНОМЕН ПОМЕСТНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ПРАВОСЛАВИИ.

АВТОКЕФАЛЬНЫЕ ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ.

Система Поместных Православных Церквей, как она сложилась к началу XXI века, представляет собой уникальное явление. Его можно выразить краткой формулой: единство в многообразии.

Единство Православных Церквей — это единство братьев, которые живут в разных концах земли, но не забыли о собственном родстве. Христос послал своих учеников для проповеди Евангелия, не назначив никого из них главным или начальствующим над остальными, хотя у Него был и брат по плоти (апостол Иаков, первый епископ Иерусалимский), и любимый ученик (апостол Иоанн Богослов). Каждый из апостолов получил себе в жребий особую область — не для почестей и прибытка, но для проповеди и свидетельства об Истине даже до смерти.

Святые каноны и правила церковные устанавливают совершенно особый характер отношений внутри православного мира, в духе, исполненном христианской любви и взаимоуважения. И хотя на практике среди Поместных Церквей случаются трения и разногласия, как это бывает в каждой семье, однако единство Вселенского Православия остается нерушимым.

Вселенская Церковь состоит из отдельных Поместных Церквей. Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову Апостола Павла, во Христе "нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного" (Кол. 3, 11). Попытки поставить в качестве принципа церковной организации не территориальный, а этнический или языковой фактор, неоднократно предпринимавшиеся в истории, канонически неправомерны и всегда вызывали серьезные осложнения и нестроения. Константинопольский Собор 1872 года осудил этнофилетизм1 как посягательство на канонический церковный строй.

В своем территориальном размежевании Поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Косвенным обоснованием этого принципа является 38-е правило Трулльского Собора: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел".

Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции все же допускает ряд исключений. К ним принято относить подворья, православную диаспору, а также ставропигиальные структуры.

В истории также имел место один уникальный случай отступления от территориального принципа. В VII веке Кипрская Православная Церковь, спасаясь от арабского нашествия, вынуждена была почти в полном составе переселиться на территорию Константинопольского Патриархата в Геллеспонт. При этом она и в Геллеспонте (то есть на территории другой Поместной Церкви) сохранила свой автокефальный (полностью независимый) статус.

В настоящее время Русская Православная Церковь признает существование 15 автокефальных Поместных Церквей и четырех автономных. Однако поскольку среди Поместных Церквей нет единого мнения о порядке дарования автокефалии и автономии, Константинопольский Патриархат и ряд других Поместных Церквей признают лишь 14 автокефальных Церквей и три автономных. Поэтому диптихи, принятые в разных Поместных Церквах, отличаются друг от друга.

Диптих Поместных Православных Церквей.

Диптих (греч. δίπτυχος — сложенный вдвое, двустворчатый, состоящий из двух дощечек) — общепризнанный список Поместных Православных Церквей. В Древней Греции слово диптих обозначало книжечку из двух скрепленных дощечек из дерева или другого материала. На ее внутренней поверхности, покрытой воском, выцарапывались записи, а внешние стороны украшались рельефными изображениями. В раннехристианскую эпоху такие книжечки использовались для записи имен мучеников, основателей церквей, епископов, благотворителей. Постепенно диптихами стали называть не только книги для записи имен, но и сами помещенные в них списки. Просуществовавшие в такой форме около тысячи лет диптихи стали прообразом для церковных календарей, мартирологов, епископских списков, синодиков и помянников. Место (порядковый номер) той или иной Церкви в современном диптихе (списке Поместных Церквей) принято именовать рангом чести. Это понятие лишено догматического значения, а обусловлено исторически. На формирование современного диптиха оказали влияние разные факторы: древность Церквей, хронологическая последовательность провозглашения автокефалий, политическое значение городов с кафедрами первых епископов. В соответствие с диптихом распределяются места при сослужении Предстоятелей Церквей, на Соборах и всеправославных форумах. Диптих также является основой межцерковного этикета. Поскольку в настоящее время среди Поместных Церквей нет единства в вопросе о порядке учреждения новых автокефальных и автономных Церквей, то диптихи, принятые в разных Церквах отличаются друг от друга.

Диптих, принятый

в Русской Православной Церкви

Диптих, принятый

в Константинопольской Церкви

Автокефальные Церкви

1. Константинопольская

2. Александрийская

3. Антиохийская

4. Иерусалимская

5. Русская

6. Грузинская

7. Сербская

8. Румынская

9. Болгарская

10. Кипрская

11. Элладская

12. Албанская

13. Польская

14. Чешских земель и Словакии

15.Американская и Канадская

Автономные Церкви

1. Синайская

2. Финляндская

3. Японская

4. Китайская

Автокефальные Церкви

1. Константинопольская

2. Александрийская

3. Антиохийская

4. Иерусалимская

5. Русская

6. Сербская

7. Румынская

8. Болгарская

9. Грузинская

10. Кипрская

11. Элладская

12. Польская

13. Албанская

14. Чешских земель и Словакии 

Автономные Церкви

1. Синайская

2. Финляндская

3. Эстонская

Константинопольский Патриархат не признает автокефальный статус Православной Церкви в Америке и поэтому не включает ее в свой диптих. Остальные отличия в приведенных списках, обусловлены различием мнений по поводу времени дарования автокефалии или автономии той или иной Церкви. Следует иметь в виду, что сегодня диптихами принято именовать не только списки Поместных Церквей, но и списки их епархий и епископов.

Диптихом также именуется ежегодное издание Элладской Православной Церкви, включающее в себя месяцеслов, богослужебные указания, полные списки епископата всех Поместных Церквей и подробный справочник по каноническому устройству Элладской Церкви и Вселенского Патриархата.

  1. L. S. Vasilyev History of Oriental ReligionsЛ. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В (1)

    Документ
    L.S.Vasilyev – History of Oriental ReligionsЛ.С.Васильев История религий Востока ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена?
  2. L. S. Vasilyev History of Oriental ReligionsЛ. С. Васильев История религий Востока глава 1 религия и религиоведение что такое религия? Как и когда она возникла? В (2)

    Документ
    L.S.Vasilyev – History of Oriental ReligionsЛ.С.Васильев История религий Востока ГЛАВА 1 РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Что такое религия? Как и когда она возникла? В чем ее смысл и сущность? Каковы причины живучести этого социального феномена?
  3. История русского народа в XX веке (1)

    Книга
    "Вложим же в великое дело Русского Воскресения весь жар своего сердца, всю веру своей души! Тогда — верен Бог! — не будет на свете силы, способной остановить нас в этом святом и богоугодном деле".
  4. История русского народа в XX веке (2)

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований "Терновый венец России" открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  5. Л. С. Васильев История религий Востока (1)

    Документ
    На протяжении ряда десятилетий писать о религии в отечественном обществоведении не было принято. Писали обычно об атеизме (экзамен по так называемому «научному атеизму» обязаны были сдавать студенты всех вузов и всех специальностей)
  6. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  7. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  8. Курс лекций 2-е издание, исправленное и дополненное «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Евангелие от Матфея, XVI, 26. alma mater

    Документ
    кафедра философии Воронежского государственного университета. Овсиснко Ф. Г., доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
  9. 1. История как наука (1)

    Документ
    «Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae,magistra vitae, nuntia vitustatis, qua voci alea nisi immortalitati commendatur ?»– «История свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины

Другие похожие документы..