Программа учебной дисциплины социальная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

_______________ Архип И.А.

«____»___________200____г.

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

«030900-Дошкольная педагогика и психология»

«031300-Социальная педагогика»

«020300-Социология»

«020700-История»

«032900-Русский язык и литература»

«033200-Иностранный язык»

«010200-Прикладная математика и информатика»

«032200-Физика с дополнительной специальностью информатика»

«061800-Математические методы в экономике»

«032400-Биология»

«032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство»

«030500-Профессиональное обучение (дизайн)»

«030600-Технология и предпринимательство»

«031900-Специальная психология»

«031700-Олигофрено-педагогика»

«032000-Специальная дошкольная педагогика и психология»

«031800-Логопедия»

«030800-Изобразительное искусство»

«05300-Народное художественное творчество»

«031200-Педагогика и методика начального образования с доп. специальностью информатика»

«033100-Физическая культура»

«033300-Безопасность жизнедеятельности»

Утверждено на заседании

кафедры психологии ФДВ

(протокол №__от____200_г.)

Зав. Кафедрой

________________________

Рецензенты:

Г.А.Урунтаева, заслуженный работник высшей школы, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра повышения квалификации Мурманского государственного технического университета (МГТУ)

Авторы-составители программы:

И.А.Синкевич, М.А.Тишкевич, Н.В.Юшина

Социальная психология: Программа курса и методические указания для студентов педагогических вузов. – Мурманск: МГПУ, 2004. – 66 с.

Программа представляет собой краткое изложение курса «Социальная психология» для студентов всех специальностей педагогического университета.

В программе представлены пояснительная записка, тематический план, краткое содержание курса, планы семинарских и практических занятий, темы рефератов, список литературы, вопросы к итоговому контролю и приложение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психология является структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования. Любые знания создает, сохраняет, воспроизводит, при­нимает только реальный живой человек, его конкретная психика. Поэтому чем больше мы будем знать о человеческой психике, чем грамотнее и гуманнее учитывать в образовательном процес­се ее феноменологию, закономерности и механизмы, тем эффективнее и человечнее будет це­ленаправленный учебно-воспитательный процесс в школе и вузе.

Программа курса «Социальная психология» составлена с учетом традиционных вопросов и актуальных проблем со­циальной психологии и данных, осмысленных в современ­ных методологических и прикладных аспектах.

Эффективность деятельности учителя во многом зависит не только от его профессиональной компетентности, но и от способности учитывать ре­альные социально-психологические условия в классе, школе и обществе в целом, от умения управлять динамикой групповых процессов, от ориентировки в социально-психологических осо­бенностях общения внутри учебного коллектива, от точности и объективности диагностики соци­ально-психологического профиля ученика.

Основные задачи курса:

  • дать студенту общие представления о проблемах социальной психологии, методах их изучения;

  • познакомить студентов с фундаментальными понятиями социальной психологии, основными теорети­ческими направлениями и подходами;

  • сформировать научное мировоззрение и широкий профессиональный кругозор студента;

  • познакомить будущих учителей с основными проблемами взаимодействия личности и со­циума; с особенностями, факторами и динамикой групповых процессов;

  • способствовать пробуждению, сохранению или развитию интереса к социальной психологии, желания работать с детьми, умения создавать благоприятные условия для их когнитивного разви­тия и личностного роста и др.

В основе изложения программы курса лежит материалистический подход к анализу социальных явлений, когда под причиной психических явлений понимается влияние социокультурного и социально-экономических факторов.

В программе нашли отражение различные теоретические направления отечественной и зарубежной психологии, наиболее яркие теории и гипотезы.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Детально разработанные семинарские и практические занятия позволяет оптимально организовать самостоятельную работу студентов.

В результате изучения дисциплины «Социальная психология» студенты должны знать:

  • индивидуальные особенности человека, эмоционально-воле­вую регуляцию его поведения, мотивационную сферу;

  • основные категории и понятия социальной психологии;

  • основные направления, подходы, теории в социальной психологии и современные тенденции разви­тия социально-психологических концепций;

  • закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших и малых групп, особенности личности и ее деятельности в результате включения в социальные группы;

  • социально-психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятель­ности.

Студенты должны быть готовы решать практические педагогические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии.

Для этого они должны уметь:

  • применять методы социальной психологии и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • осуществлять процесс личностного развития детей в образовательных учреждениях в социокультурном контексте;

  • учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особен­ности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;

  • осуществлять по­мощь родителям в деле семейного воспитания;

  • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.

При разработке программы по социальной психологии авторы опирались на примерную программу по психологии, рекомендуемую Министерством образования Российской Федерации, составленную докт.псих.наук, проф. МПГУ Б.А.Сосновским, канд.псих.наук, доц. МПГУ Ф.Г.Асадуллиной, канд.псих.наук, доц. МПГУ О.В.Калиновой, канд.псих.наук, доц. МПГУ О.Н.Молчановой.

Программа по социальной психологии составлена в соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования по специальностям «030100 Информатика», «030600 Технология и предпринимательство», «032100 Математика», «033100 Физи­ческая культура», «033200 Иностранный язык», «030900-Дошкольная педагогика и психология», «031300-Социальная педагогика», «020300-Социология», «020700-История», «032900-Русский язык и литература», «033200-Иностранный язык», «010200-Прикладная математика и информатика», «032200-Физика с дополнительной специальностью информатика», «061800-Математические методы в экономике», «032400-Биология», «032500-География», «032500-География с дополнительной специальностью технология и предпринимательство», «030500-Профессиональное обучение (дизайн)», «030600-Технология и предпринимательство», «031900-Специальная психология», «031700-Олигофрено-педагогика», «032000-Специальная дошкольная педагогика и психология», «031800-Логопедия», «030800-Изобразительное искусство», «05300-Народное художественное творчество», «031200-Педагогика и методика начального образования с доп. специальностью информатика», «033100-Физическая культура», «033300-Безопасность жизнедеятельности» и др.

Основное содержание программы по курсу «Социальная психология» отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта к современным программам педагогических вузов по всем специальностям.

Объем дисциплины и виды учебной работы

(для всех специальностей, на которых читается социальная психология)

Факультет СПиП (дневная форма обучения)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емк.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

ОПД.

Ф.01.5

«031900-Специальная психология»

2

3

58

30

16

14

28

экзамен

ОПД.

Ф.01.5

«031700-Олигофрено-педагогика»

2

3

58

30

16

14

28

экзамен

ОПД.

Ф.01.5

«031800-Логопедия»

2

3

58

30

16

14

28

экзамен

ОПД.

Ф.01.5

«032000-Специальная дошк. педагогика и психология»

2

3

58

30

16

14

28

экзамен

Факультет СПиП (заочная форма обучения)

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емк.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

ОПД.

Ф.01.5

«031900-Специальная психология»

2

3

38

6

2

4

32

экзамен

ОПД.

Ф.01.5

«031700-Олигофрено-педагогика»

2

3

38

6

2

4

32

экзамен

ОПД.

Ф.01.5

«032000-Специальная дошк. педагогика и психология»

2

3

38

6

2

4

32

экзамен

  1. Программа учебной дисциплины возрастная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (1)

    Программа
    Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как
  2. Программа учебной дисциплины возрастная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (2)

    Программа
    Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как
  3. Программа учебной дисциплины возрастная психология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям (3)

    Программа
    Главная цель программы состоит в том, чтобы раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза. В основу программы положено сложившееся в отечественной психологии представление о психическом развитии как
  4. Образовательная программа начального общего образования в контексте фгос мбоу сош №1 (по умк «Школа России»)

    Образовательная программа
    Понимая необходимость современного обучения личности, начиная со ступени начального общего образования, постоянного обновления знаний и навыков, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формирование готовности
  5. Образовательная программа моу «Якутский городской лицей»: Обоснование Образовательной программы ягл характеристика социального заказа на образовательные услуги 3

    Образовательная программа
    Якутский городской лицей создан в 1991 году на базе Якутской городской коммерческой школы, расположен на территории Центрального округа столицы Республики Саха (Якутия).
  6. Рабочей программы учебной дисциплины экскурсоведение уровень основной образовательной программы

    Документ
    Цели освоения дисциплины «Экскурсоведение» - формирование профессионально­го мышления будущего специалиста в области составления и проведения экскурсий; освоение инструментария и технологий решения основных типовых задач, определяющих
  7. Рабочей программы учебной дисциплины «дефектология» Уровень основной образовательной программы: бакалавриат

    Документ
    Целью освоения дисциплины «Дефектология» является знакомство с теоретическими и практическими основами образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего, коррекционного, инклюзивного обучения и формирование у
  8. Нормати вный срок освоения программы 4 года Форма обучения очная Требования к результатам освоения основной образовательной программы Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

    Документ
    Выпускник по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование с квалификацией (степенью) «бакалавр специального (дефектологического) образования» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной
  9. Пояснительная записка к Основной образовательной программе начального общего образования Разработка основной образовательной программы начального общего образования

    Пояснительная записка
    Разработка основной образовательной программы начального общего образования МОУ средней общеобразовательной школы № 19 г. Томска осуществлялась самостоятельно с привлечением органов самоуправления (управляющий совет), обеспечивающих

Другие похожие документы..