Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» специальность

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДЕНО

На заседании кафедры

«Уголовного процесса и криминалистики»

Протокол № 10 от 16 июня 2006 года

Зав. кафедрой ___________З.З.Зинатуллин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Правоохранительные органы»

специальность «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс разработан

Учебных часов по плану (ОДО):

Ст. пр. Семеновым А.В.

Всего 108 часов в том числе

лекций 30

семинарских 24

самостоятельная работа 54

для студентов всех форм обучения

Стерлитамак, 2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы» (для студентов всех форм обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2006. – 51 с.

Издается по решению кафедры Уголовного процесса и криминалистики Стерлитамакского филиала БашГУ (протокол № 10 от 16.06.2006г.)

Составитель: Семенов А.В. старший преподаватель кафедры «Уголовного процесса и криминалистики»

Содержание

  1. Введение

  2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

  3. Методические рекомендации для преподавателей

  4. Методические рекомендации для студентов

  5. Тематический план курса «Правоохранительные органы»

  6. Программа лекционного курса «Правоохранительные органы»

  7. План семинарских занятий курса «Правоохранительные органы»

  8. Основная учебная литература

  9. Интернет – ресурсы

  10. Основные нормативно-правовые акты регулирующие правоохранительную деятельность

  11. Темы рефератов

  12. Как написать реферат?

  13. Вопросы для подготовки к экзаменам

  14. Краткий словарь основных терминов курса «Правоохранительные органы»

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и об основах организации государственных и негосударственных учреждений осуществляющих эту деятельность. Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют органы, активно участвующие в реализации законов и других правовых предписаний. Эти знания нужны не только для будущей профессиональной практики во всех сферах юридической деятельности, они нужны студенту – правоведу, при усвоении многих дисциплин, которые ему предстоит познать в ходе всего обучения в юридическом вузе.

Целью изучения дисциплины «Правоохранительные органы» является усвоение студентами знаний об основных понятиях и элементах системы правоохранительных органов в Российской Федерации, формирование четкого представления о принципах и пределах взаимодействия правоохранительных органов друг с другом и иными государственными и общественными структурами.

Знания об основах деятельности и принципах организации правоохранительных органов являются необходимой предпосылкой для успешного усвоения таких юридических дисциплин как «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Прокурорский надзор», «Уголовное право», Конституционное производство», «Административное право» и др.

Задачами изучения дисциплины «Правоохранительные органы» являются:

- формирование у студентов общего представления о правосудии, его конституционных принципах и истории развития нормативно-правовой базы правосудия;

- изучение студентами структуры правоохранительных органов, их компетенции и места в системе государственных органов;

- усвоение студентами общей информации о правоохранительной деятельности государственных и негосударственных образований, призванных ее осуществлять;

- получение студентами общих представлений о формах и методах защиты нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, иных объединений и государства в целом, как основного направления правоохранительной деятельности.

Проработка включенных в программу тем дает студентам отправные знания о судебной власти и органах ее осуществляющих, о внутренней организации и полномочиях судов, прокурорском надзоре и прокуратуре, организационном обеспечении деятельности судов, выявлении и расследовании преступлений, об адвокатуре, нотариате и иных формах оказания юридической помощи.

Одной из основных особенностей предмета является то, что он требует от изучающих усвоения содержания значительного числа правовых актов.

Формами изучения дисциплины «Правоохранительные органы» являются: самостоятельная работа и семинарские занятия.

Студенты, полностью отработавшие и усвоившие изучаемый материал дисциплины «Правоохранительные органы», завершают курс сдачей экзамена.

Федеральный компонент

Государственного образовательного стандарта

высшего профессионального образования

Обязательный минимум содержания

ОПД. 04.

Основные понятия, предмет и система дисциплины, законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах; взаимодействие правоохранительных органов с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих её; правосудие и его демократические принципы; основное звено общих судов; военные суды; Верховный Суд РФ; арбитражные суды и иные арбитражные органы; Конституционный Суд РФ; статус судей и присяжных заседателей; основные этапы развития российской судебной системы; организационное обеспечение деятельности судов и органов юстиции; прокурорский надзор и органы прокуратуры; организация выявления и расследования преступлений; юридическая помощь и защита по уголовным делам, их организация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» преподается на первом курсе, в течение одного семестра. В процессе обучения студенты должны изучить основы организации государственных и негосударственных учреждений осуществляющих правоохранительную деятельность. Для более полного и качественного усвоения предмета, изложение материала желательно проводить в после­довательности предусмотренной приведенной ниже программой лекционного курса.

В конце семестра студентами сдается экзамен по всему курсу. При подготовке к экзамену студентам необходимо сис­тематизировать всю совокупность знаний полученных как на лекциях, так и в процессе самостоятельного изучения нормативных актов и иных учебных материалов.

О достаточной степени готовности к экзамену обычно свиде­тельствуют:

1) свободное владение совокупностью терминов раскрывающих понятие «правоохранительная деятельность»;

2) наличие системного представления о структуре и функциях конкретных правоохранительных органов, правах и обязанностях должностных лиц;

3) знание отдельных международных актов, политико-правовых доку­ментов, мнений известных ученых по характерным проблемам правоохранительной деятельности;

4) знание законов регулирующих правоохранительную деятельность и умение их применять;

Экзамены студенты сдают по билетам, составляемым на ос­нове программы по дисциплине «Правоохранительные органы». Ответы на вопросы биле­тов должны быть ясными, логичными, конкретными и полными. Экзаменуемые могут высказывать свою точку зрения, при этом они должны показать способность к творческому мышлению, умение и на­выки применения конкретных правовых норм.

Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах: «Государство и право», «Пра­воведение», «Законность», «Законодательство», «Российская юсти­ция», «Российский юридический журнал», «Следователь», «Проку­рорская и следственная практика» и др.

Для достижения положительного результата студент должен проработать рекомендованную литературу и активно участвовать на семинарских занятиях.

На семинарских занятиях проводится заслушивание сообщений студентов по предложенным темам рефератов, обсуждаются теоретические вопросы темы, а также проводится тестирование отдельных студентов по рассматриваемой тематике.

Студент должен завести отдельную тетрадь для подготовки к семинарским занятиям. Преподаватель контролирует качество подготовки студентов к семинарским занятиям и ведения краткого конспекта по изучаемой теме.

Пропуск занятия или невыполнение задания влечет за собой обязанность студента явиться на консультацию к преподавателю и сдать тему в индивидуальном порядке.

У студента есть возможность получить автоматический зачет, экзамен («хорошо» или «отлично») в случае успешного выполнения программы курса и проводимого тестирования не ниже, чем на «хорошо».

При изучении курса студенты пользуются имеющейся в биб­лиотеке Университета литературой из числа источников, указанных в учебно-методическом комплексе «Правоохранительные органы», и вновь издаваемых.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается методическое пособие по изучению учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Данная учебная дисциплина имеет характер вводного и базового курса, предваряющего изучение других юридических дисциплин и дает общую, исходную информацию о правоохранительной деятельности и тех государственных и негосударственных органах, которые ее осуществляют.

В процессе обучения Вы познакомитесь с понятием правоохранительной деятельности, системой, организационным построением, задачами и целями государственных и негосударственных органов, занимающихся охраной правопорядка, защитой прав и законных интересов граждан и организаций; их взаимодействием с другими государственными и негосударственными организациями и, в конечном счете, - с их социальным предназначением. Только поняв устройство правоохранительных органов, можно более глубоко и правильно уяснить формы их работы по применению права, обеспечению законности и правопорядка, что составляет цель подготовки профессионального юриста.

В результате обучения по данной дисциплине студенты должны знать:

- понятие, признаки и основные направления правоохранительной деятельности в РФ;

- понятие правосудия, его принципы, структуру и механизм действия судебной власти, судебную систему;

- организацию и основные полномочия судов общей юрисдикции, арбитражных судов, Конституционного Суда РФ;

- систему органов прокуратуры и основные направления прокурорской деятельности;

- систему органов юстиции, органов, занимающихся расследованием преступлений, оперативно-розыскной деятельностью, а также адвокатуру.

Основными видами занятий являются лекции и семинары. Лекции носят обзорный характер и на них рассматриваются наиболее общие вопросы деятельности правоохранительных органов. В ходе семинарских занятий рассматриваются проблемы теории и практики деятельности правоохранительных органов, охраны прав и законных интересов граждан, государственных органов и организаций, также будут предлагаться для анализа конкретные ситуации из правоприменительной практики.

По предмету возможна подготовка рефератов. В целях контроля качества усвоения изучаемого материала будет проводиться тестирование по наиболее важным темам курса.

После завершения изучения запланированных тем предусматривается сдача итогового экзамена.

Подготовка и сдача экзамена

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «правоохранительные органы» Специальность 030501. 65 «юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия, предмет и система дисциплины, законо­дательство и иные правовые акты о правоохранительных орга­нах; взаимодействие правоохранительных с другими органами; судебная власть и система органов, осуществляющих ее; право­судие
  2. Учебно-методический комплекс По дисциплине Правоохранительные органы вид дисциплины: общий курс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность и необходимость изучения дисциплины «Правоохра­нительные органы» заключена в том, что правоохранительная деятельность отнесена к основополагающей функции государства.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «правоохранительные органы российской федерации» Программа и методические указания по изучению курса

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоохранительные органы Российской Федерации»: программа и методические указания по изучению курса для студентов специальности 030501 Юриспруденция / сост.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Антикризисное управление Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Антикризисное управление» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистический практикум» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистический практикум» (для студентов всех заочной формы обучения юридического факультета БашГУ). – Стерлитамак, 2009.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине Почвоведение Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОСО и учебного плана, типовой учебной программы специальности 050609 – География очной формы обучения
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «правоохранительные органы» для студентов всех форм обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

    Учебно-методический комплекс
    Учебный курс «Правоохранительные органы» изучается студентами в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «прокурорский надзор» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и система дисциплины; прокурорский надзор: понятие и значение; основные направления деятельнос­ти прокуратуры; принципы организации прокуратуры; система органов прокуратуры; Генеральный прокурор Российской Федера­ции,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «прокурорский надзор» Специальность 030501. 65 «юриспруденция» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и система дисциплины; прокурорский надзор: понятие и значение; основные направления деятельнос­ти прокуратуры; принципы организации прокуратуры; система органов прокуратуры; Генеральный прокурор Российской Федера­ции,

Другие похожие документы..