Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

4. Учебно-методическая карта дисциплины

№ нед.

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Наименование вопросов, изучаемых на семинарских и практических занятиях

Наименование вопросов, изучаемых на лабораторных занятиях

Самостоятельная работа студентов

Форма контроля

содержание

часы

1

2

3

4

5

6

7

Тема 1. Теоретико-методологические основы курса «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии». (6 часов).

1

1.1. Система специальных наук и место курса «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии» в ней.

Система специальных наук, ее место и роль среди других наук о развитие человека. Специальная педагогика и специальная психология, их связь с общей педагогикой, психологией человека, детской психиатрией, детской психопатологией и другими науками.

Предмет, задачи, принципы и методы специальной педагогики. Специальная психология: предмет и объект изучения, цели и задачи.

Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие.

Понятия нормы и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятия “аномальный ребенок” и “дети с отклонениями в развитии”.

Взаимодействие специальной педагогики и специальной психологии, их основные разделы.

Основные категории: воспитание, обучение, развитие, коррекция, депривация, реабилитация, компенсация (декомпенсация, гиперкомпенсация, псевдокомпенсация), адаптация, интеграция.

  1. Подбор литературы по курсу.

  2. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  3. Уточнение понятий из словарей.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

Контрольная работа

2

1.1.: Категориальный аппарат «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии».

  1. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Какова структура специальных наук, посвященных изучению психологических особенностей детей различными отклонениями в развитии?

  2. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Какова структура специальных наук, занимающихся обучением, воспитанием и образованием детей с различными отклонениями в развитии?

  3. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Почему на современном этапе не применяется термин “дефектология”? Какую роль играет в отечественной системе специальных наук лечебная педагогик?

  4. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук педагогического блока?

  5. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук психологического блока?

  6. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук медицинского блока?

  7. Соотнесите понятия “норма” и “отклонение в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой или физической сфере” и раскройте их роль в общей системе коррекционно-воспитательной работы специалистов коррекционных учреждений.

  8. При выполнении каких условий человек, имеющий дефект может называться аномальным? Почему человек в возрасте, ставший инвалидом вследствие травмы не считается аномальным?

  9. Проследите эволюцию понятий “ребенок с особыми потребностями”, “ребенок с ограниченными возможностями здоровья” в отечественной системе специальных наук. Какое содержание вкладывается в систему особых потребностей аномального ребенка?

  10. Раскройте содержание понятий “коррекция” и “компенсация”, их взаимосвязь в общей системе коррекционно-образовательной и коррекционно-воспитательной работы.

  11. Какие категории специальной педагогики и психологии рассматриваются как итог коррекционно-компенсаторной работы? Раскройте понятия.

  12. Депривационный синдром. Причины его возникновения. Раскройте возможные последствия психической и сенсорной депривации.

Подготовка к контрольной работе.

2

Контрольная работа

1.2. История развития “Специальной психологии и специальной педагогики”.

История создания теории и практики помощи лицам с отклонениями в развитии в нашей стране и за рубежом. Ведущие отечественные и зарубежные деятели.

Основополагающие идеи Л.С. Выготского. Разработка в трудах Л.С. Выготского понятия “дефект”. Учение о сложной структуре аномального развития ребенка. Обусловленность, взаимосвязь и соотношение первичных и вторичных отклонений. Теория социальной компенсации дефекта Л.С. Выготского, ее отличие от других теорий (А. Адлер, В. Штерн). Понятие “сверхкомпенсация”. Важность учета зон актуального и ближайшего развития в коррекционной работе. Дискуссия вокруг толкований понятий “зона актуального развития” и “зона ближайшего развития” (Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Конспект статьи Л.С.Выготского “Дефект и компенсация”.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

Опрос на семинарском занятии

3

1.2.: История развития коррекционной педагогики и специальной психологии как науки.
  1. Почему I этап развития отношения к лицам с отклонениями в развитии называется этапом агрессии и нетерпимости. Приведите примеры отношения к аномальным людям в Древней Спарте, Эпоху Средневековья. Охарактеризуйте отношение к аномальным в Древней Руси.

  2. В чем суть кардинальных изменений в системе отношений к людям с какими-либо отклонениями, возникших после Великой Французской Буржуазной революции. Ведущие деятели науки этого периода.

  3. Основные аспекты и тенденции развития коррекционной педагогики с середины ХIХ века:

- психолого-педагогическое направление;

- диагностическое.

  1. Кратких обзор первых мероприятий по обучению и воспитанию аномальных детей за рубежом.

  2. Первые практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей в России.

  3. Активизация помощи аномальным детям в России начала ХХ века.

  4. Каким образом изменилось отношение к лицам с отклонениями в развитии в России после 1917 года.

  5. Создание всемирных организаций помощи детям, подросткам и молодежи на современном этапе. Их структура и роль.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

Опрос на семинарском занятии

1.2.: Творческое и научное наследие Л.С.Выготского.
  1. Каким образом решен вопрос о соотношении социального и биологического в развитии личности ребенка в работах Л.С.Выготского и его значимость для наук психолого-педагогического блока на современном этапе.

  2. Раскройте сущность учения о сложной структуре дефекта Л.С.Выготского.

  3. Положения о “зонах ближайшего развития” и “зонах актуального развития”, их роль в развитии системы диагностики уровня развития ребенка, построения системы коррекционно-развивающей работы коррекционных учреждений.

  4. Обоснуйте теорию Л.С.Выготского о развитии личности аномального ребенка в соотношении с закономерностями развития ребенка в норме. Раскройте ее роль в системе коррекционной работы.

  5. Назовите известные вам сензитивные периоды развития психических функций ребенка. Какую роль играет учет этих периодов в коррекционной работе?

  6. Раскройте основное содержание принципов коррекции дефектов у аномального ребенка, предложенных Л.С.Выготским.

  7. В чем суть положения о компенсаторных возможностях человеческого (детского) организма.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

Опрос на семинарском занятии

Тема 2. Дети с отклонениями в развитии и их категории. (32 часа)

4

2.1. Этиология и классификация аномального развития.

Этиология детских аномалий и нарушений развития. Органические и функциональные расстройства. Эндогенные и экзогенные вредности. Причины врожденных и приобретенных дефектов. Аномалии обратимые и необратимые.Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений.

Понятие об онтогенезе, патогенезе и дизонтогенезе. Психопатологические параметры дизонтогенеза (функциональная локализация нарушений, время повреждения, интенсивность и длительность воздействия вредного фактора, взаимодействие между первичным и вторичным дефектом, нарушение межфункциональных взаимодействий). Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспицифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

Опрос на семинарском занятии

5

2.1. Этиология и классификация аномального развития.

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В.Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. Статистические данные распространения аномалий.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

Опрос на семинарском занятии

2.2.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

  1. Ознакомление студентами в ходе экскурсии с функционированием специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками интеллекта:

  • режимные моменты школы-интерната;

  • специфика коррекционной среды;

  • организация коррекционно-образовательной работы в начальных и средних классах школы;

  • организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися;

  • организация медицинской, логопедической и психологической служб в школе

  • направления работы школы.

2. Ознакомление с индивидуальными медицинскими картами, продуктами деятельности детей, школьной документацией.

Анализ сведений, полученных в ходе экскурсии и оформление письменного отчета:

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками интеллекта.

  2. Составить карту развития ребенка.

2

Проверка отчетов

6

2.2. Умственная отсталость.

Понятие умственной отсталости, эндогенные и экзогенные причины возникновения. Ведущие расстройства, закономерности и прогноз развития при интеллектуальном дефекте.

Психологическая характеристика состава детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость олигофренной и неолигофренной природы. Степени снижения интеллекта при олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Дети, с текущими заболеваниями, вызывающими отклонения в умственном развитии. Физические и психоневрологические отклонения умственно отсталых детей. Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей олигофренов.

Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Подготовка умственно отсталых детей к школе.

Контингент учащихся специальных (коррекционных) школ для детей с недостатками интеллекта (классификация М.С. Певзнер). Показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы. Задачи вспомогательной школы.

Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной отсталости.

Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Психолого-педагогическая деятельность в коррекционных учреждениях для умственно отсталых детей.

Статистические данные распространения интеллектуальных дефектов у детей. Организация психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными дефектами (в г. Бийске, Алтайском крае).

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Составление таблицы “Причины умственной отсталости”.

  4. Конспектирование “Медицинские показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы”.

  5. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

Опрос на семинарском занятии, проверка конспекта и таблицы.

7

2.2.: Организация учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с умственной отсталостью.

  1. Обсуждение схемы выполнения анализа урока.

  2. Просмотр видеозаписи урока (по ходу просмотра выполняется подробная запись урока с замечаниями и предложениями по каждому виду работы, этапу урока).

Оформление письменного отчета, где отражаются: а) подробная запись урока с замечаниями и предложениями по каждому виду работы, этапу урока; б) подробный психолого-педагогический анализ урока.

2

Проверка отчетов

2.2.: Интеллектуальные нарушения.

  1. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.

  2. Влияния на плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).

  3. АСП (алкогольный синдром плода), влияние алкоголизма родителей на потомство.

  4. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных как одна из причин интеллектуальной недостаточности.

  5. Постнатальные вредности, приводящие к интеллектуальной недостаточности.

  6. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

  7. Особенности психических процессов: восприятия, памяти, мышления умственно отсталых детей дошкольного возраста.

  8. Особенности овладения предметной игровой и продуктивной деятельностью у умственно отсталых дошкольников.

  9. Особенности овладения речью умственно отсталыми дошкольниками.

  10. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

  11. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей.

  12. Специальная (коррекционная) школа VIII вида, ее задачи.

  13. Характеристика основных учебных предметов, входящих в учебный план школы VIII вида.

  14. Сущность коррекционно-воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.

  1. Подготовка по теоретическим вопросам семинара.

  2. Подготовка к графическому диктанту.

  3. Выполнение обзора статей по проблемам обучения умственно отсталых детей в журнале “Дефектология” за последние года (1999-2004 гг.).

  4. Конспектирование: “Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта”

2

Опрос на семинарском занятии, графический диктант, проверка обзора статей и конспекта

8

2.3. Дети с задержкой психического развития и “группы риска”.

Проблемы стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Изучение причин, обуславливающих трудности в обучении. Своевременное выявление детей с трудностями в обучении. Условия для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей.

Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития. Классификация детей с ЗПР по этиопатогенетическому принципу. Обратимость дефекта при задержанном типе развития. Наиболее часто встречающиеся варианты задержки психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие “группа риска”. Психолого-педагогическая характеристика детей “группы риска”.

Педагогическая запущенность, ее причины. Роль семьи и нарушений ее функционирования в распространенности таких социальных явлений, как бродяжничество, токсикомания и наркомания.

Концепция коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы. Организация КРО и его программное обеспечение. Развитие сети специальных классов: классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов компенсирующего обучения для детей группы риска. Нормативные документы об организации обучения детей этой категории. Типичные ошибки в комплектовании классов выравнивания и компенсирующих классов. Варианты комплектования классов КРО (4 варианта).

Коррекционная направленность обучения, осуществляемая учителем на всех уроках, и использование индивидуально-групповых коррекционных занятий.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Составление таблицы отграничения выраженных нарушений при задержке психического развития от таковых при олигофрении.

  4. Конспектирование “Инструкции по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития”.

  5. Составление таблицы отграничения причин неуспеваемости у детей с ЗПР и у детей “группы риска”.

  6. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

Опрос на семинарском занятии, проверка таблиц и конспекта.

9

2.3.: Обучение детей в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения.

I. Организация функционирования классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).

  1. Обсуждение теоретической и практической необходимости организации классов КРО в массовых школах.

  2. Ознакомление с выписками приказов и нормативных документов, регламентирующих работу классов КРО.

  3. Оформить отчет, отвечая на вопросы:

  • психолого-педагогическая характеристика состава учащихся классов выравнивания и компенсирующего обучения (основные параметры, дифференцирующие детей с ЗПР и детей “группы риска”);

  • организация отбора детей в классы выравнивания и классы компенсирующего обучения (сходства и различия);

  • функционирование классов КРО и содержание программы (сходства и отличия от основных классов массовой школы);

  • основные проблемы и пути их решения, встречающиеся при организации и функционировании классов КРО.

II. Психолого-педагогический консилиум.

Обсуждения необходимости использования в работе психолога образовательного учреждения такой формы работы как психолого-педагогический консилиум.

Ознакомление с выписками приказов и нормативных документов, регламентирующих организацию психолого-педагогического консилиума.

Оформление отчета по вопросам:

  • организация работы классов выравнивания и классов компенсирующего обучения;

  • организация работы психолого-педагогического консилиума.

2

Проверка отчета

2.3.: Проблемы организации обучения детей с ЗПР и “группы риска”. Отбор детей в классы выравнивания и компенсирующего обучения.

  1. Дайте характеристику групп детей с задержкой психического развития.

  2. Закономерности развития детей с ЗПР.

  3. Принципы психолого-педагогической диагностики в классы выравнивания.

  4. Показания и противопоказания к приему в классы выравнивания.

  5. Содержание программы обучения для детей с ЗПР.

  6. Особенности психического развития детей “группы риска”.

  7. Положение об организации классов компенсирующего обучения.

  8. Показания и противопоказания к приему в классы компенсирующего обучения.

Отбор детей в классы компенсирующего обучения. Организация психолого-педагогического консилиума.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

Опрос на семинарском занятии

10

2.5. Сенсорные нарушения.

Роль слуха и зрения в восприятии окружающей действительности и в психическом развитии человека. Проблемы развития детей с нарушением сенсорной сферы. Депривационные синдромы при потере слуха и зрения. Пространственная ориентировка при нарушениях слуха и зрения.

Слуховой анализатор, его анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности. Причины нарушения слуха. Психолого-педагогическая характеристика детей с разной степенью снижения слуха и особенности коррекционно-воспитательной работы с ними.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

Опрос на семинарском занятии

11

2.5. Сенсорные нарушения.

Зрительный анализатор, его анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности. Этиология и виды нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей со сниженным зрением. Коррекционно-воспитательная работа со слепыми и слабовидящими детьми.

Слепоглухонемые дети. Основные категории и способы общения с ними.

Реабилитация и интеграция лиц с дефектами зрения и слуха. Статистическая распространенность сенсорной недостаточности. Организация реабилитационной помощи в Алтайском крае, г.Бийске.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Законспектируйте особенности познания окружающей действительности слепоглухонемых детей.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

Обсуждение на семинаре

2.4.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями зрения.

Ознакомление студентами в ходе экскурсии с функционированием специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками зрения:

  • режимные моменты школы-интерната;

  • специфика коррекционной среды;

  • организация коррекционно-образовательной работы в начальных и средних классах школы;

  • организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися;

  • организация медицинской, логопедической и психологической служб в школе

  • направления работы школы.

Анализ сведений, полученных в ходе экскурсии и оформление отчета:

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками зрения.

  2. Составить карту развития ребенка с нарушением зрения.

2

Проверка отчетов

12

2.4. Коммуникация детей с нарушениями слуха.

  1. Ознакомление с обозначением букв, цифр русского языка дактильной азбуки.

  2. Ознакомление с кратким словарем жестового языка.

  3. Посмотр видеозапись занятия в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха. Обратить внимание на особенности произношения глухих детей, специфику коррекционной работы.

Составить диалог на любую тему с использованием дактильной и жестовой речи.

2

Проверка диалога

2.4.: Проблемы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и слуха.

Обсуждение теоретических вопросов:

  1. История развития теории и практики помощи лицам с нарушениями зрения.

  2. Специфичность развития детей с нарушениями зрения раннего возраста.

  3. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушениями зрения.

  4. Эмоционально-волевая сфера и проблемы личностного развития слепых и слабовидящих детей.

  5. Сущность коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими недостатки зрения.

  6. Проблемы профориентации выпускников школ-интернатов для детей с нарушениями зрения.

  7. Охарактеризуйте подходы к обучению детей с нарушениями слуха в разные исторические периоды.

  8. Какова структура коррекционных учреждений для детей с нарушениями слуха?

  9. Раскройте значение дошкольного возраста в формировании личности глухих и слабослышащих детей.

  10. Каковы основные особенности развития высших психических функций глухих, позднооглохших и слабослышащих детей?

  11. Охарактеризуйте особенности формирования речи у детей с нарушениями слуха.

  12. Раскройте принципы и основные методы исследования слуховых функций у детей, отграничения от сходных состояний.

Контрольная работа “Дети с сенсорными нарушениями”:

  1. Основные анатомические особенности зрительного анализатора.

  2. Виды нарушений зрения.

  3. Способности зрения.

  4. Категории детей с нарушениями зрения, их психолого-педагогическая характеристика. Структура обучения.

  5. Основные анатомические особенности слухового анализатора.

  6. Категории детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогическая характеристика. Структура обучения.

  7. Принципы разграничения детей с нарушениями слуха от детей с интеллектуальной недостаточностью.

Категории детей со сложными (комбинированными) дефектами. Категории слепоглухих детей по способу общения.

  1. Подготовка по вопросам семинара.

  2. Подготовка к контрольной работе.

2

Опрос на семинарском занятии

13

2.5. Речевые расстройства.

Речь. Патология речевого развития и характеристика причин, способствующих ее возникновению и закреплению. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация детей, имеющих нарушения речи и система коррекционной работы с ними. Речевые нарушения и их влияние на формирование личности.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

4

Опрос на семинарском занятии

14

2.5.: Экспресс-диагностика нарушений звукопроизношения.

  1. Обсуждение теоретических вопросов по теме:

  • речь и ее значение для формирования личности;

  • клинико-педагогическая и психолого-педагогические классификации нарушений звукопроизношения у детей (причины возникновения и последствия);

  • необходимость ранней диагностики отклонений в речи.

  1. Практическая апробация обследования анатомического строения, функционального состояния речевого аппарата, звукопроизношения с использованием схемы осмотра.

Самостоятельное обследование звукопроизношения у ребенка и оформление отчета

2

Проверка отчетов.

2.5.: Дети с нарушениями речи.

  1. Основные причины возникновения речевых расстройств.

  2. Классификации речевых расстройств: история и современные данные.

  3. Основные принципы коррекции речевых расстройств и методы логопедического воздействия.

  4. Структура учреждений для детей, имеющих нарушения речи в России.

  5. Теория и практика преодоления фонетико-фонематических нарушений.

Коррекционно-педагогические аспекты преодоления общего недоразвития речи у детей.

Подготовка по вопросам семинара

2

Опрос на семинарском занятии

15

2.6. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

Причины, вызывающие поражения опорно-двигательной системы. Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие “церебральные параличи”. Особенности двигательных нарушений при детских церебральных параличах. Сочетание двигательных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных нарушений при ДЦП. Основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения двигательной сферы.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

4

Опрос на семинарском занятии

2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Ознакомление с данными об основных нарушениях опорно-двигательного аппарата.

  2. Выяснение о специфике обследования физического и психического состояния ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о правилах заполнения регистрационных карт.

  3. Ознакомление с принципами и методами коррекционной работы с разными типами категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Самостоятельный анализ схематических изображений нарушений опорно-двигательного аппарата и способов помощи при данных видах патологии.

1

Опрос на семинарском занятии

16

2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  1. Раскрыть сущность основных двигательных нарушений.

  2. Проблемы интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду сверстников.

  3. Нарушения психического развития у детей с ДЦП.

  4. Коррекция логопедических недостатков детей с ДЦП.

  5. Развитие физической сферы при параличах центральной нервной системы.

  6. Проблемы личностного развития детей с разными формами поражений опорно-двигательного аппарата.

Подготовка по вопросам семинара.

2

Опрос на семинарском занятии

2.7. Искаженное психическое развитие.

Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие. Нарушение общения как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме (РДА). Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Особенности установления эмоционального контакта аутичных детей с близкими людьми в раннем возрасте. Речевые нарушения при аутизме. Прогноз РДА. Система коррекционной работы с аутичными детьми.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

2

2.8. Дисгармоничное психическое развитие.

Эмоционально-волевые отклонения психического развития, Психопатия как форма дисгармоничности личности. Патологическое формирование личности и акцентуации характера. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Сексуальные расстройства у детей. Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

2

Тема 3. Система институтов коррекционной помощи в России

17

3.1.Система институтов коррекционно-консультационной помощи.

Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии.

Нормативно-правовые документы по оказанию детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи.

Система коррекционно-образовательных учреждений как система социально-трудовой адаптации, реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцированный и интеграционный подходы в оказании психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних в г.Бийске, Алтайском крае.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

1

Опрос на семинарском занятии

3.2.: Система и организация отбора детей в специальные учреждения.

  1. Обсуждение теоретических вопросов организации отбора:

  1. Возникновение системы отбора детей с трудностями в обучении в специальные классы в XIX веке.

  2. Современное состояние дифференциальной диагностики.

  3. Методы дифференциальной диагностики.

  4. Пути дальнейшего совершенствования диагностической службы. Взгляды современных исследователей.

  5. Вопросы ранней диагностики.

  1. Просмотр видеозаписи заседания ПМПК.

  2. Обсуждение и анализ просмотренного заседания:

  • где и кем организовано заседание;

  • кто входил в состав комиссии;

  • принципы отбора детей в коррекционные учреждения;

  • технология обследования, проводимая специалистом ПМПК (какие виды обследований применялись);

  • роль характеристики, составляемой учителем, воспитателем или родителями направляемого на ПМПК ребенка;

  • методы, применяемые специалистами ПМПК для дифференциации сходных состояний;

  • параметры, выделенные специалистами для дифференциации;

  • формы заключений и рекомендаций, выносимых специалистами ПМПК.

общее впечатление о проведение отбора.

  1. Подготовка по теоретическим вопросам.

  2. Оформление отчета по видеозаписи заседания ПМПК.

2

Опрос на семинарском занятии, проверка отчета

3.3.: Помощь семьям, имеющим ребенка с какими-либо аномалиями.

  1. Стадии развития родительских чувств после установки диагноза ребенку. Психоконсультационная помощь семье в зависимости от стадии: шок, защитное отрицание, принятие факта болезни и т.д.

  2. Причины напряженности в семье после появления ребенка с патологией. Психопрофилактические рекомендации по снятию напряженности.

  3. Типы родительского отношения. Качества матери, способствующие полноценному развитию аномального ребенка.

  4. Воспитание ребенка с особыми потребностями в семье как фактор полноценного развития его личности.

  5. Актуальные вопросы консультирования: специфика применения наказания и поощрения, привитие общественных норм и ценностей, нравственное и сексуальное воспитание и др.

  6. Взаимодействие семьи и персонала вспомогательного учреждения в целях оптимизации коррекционной работы.

  7. Помощь “неполным” семьям.

  8. Семейное воспитание ребенка, находящегося на попечении государства.

Подготовка по вопросам семинара.

2

Опрос на семинарском занятии

Тема 4. Современное состояние и проблемы специального образования

18

4.1. Современное состояние и проблемы специального образования

Ограниченный характер социального опыта общества в условиях изолированной системы специального образования. Основные противоречия системы специального образования в России. Размещение специальных учреждений в регионах. Дифференциальная диагностика, или система комплексной оценки детей с проблемами. Оказание помощи семье с особым ребенком.

Сегрегация и интеграция в коррекционной педагогике. Понятия “интеграция” и “интегрированное обучение”. Виды интеграции. Современные педагогические теории и системы воспитания, обучения и социальной интеграции лиц с проблемами. Опыт создания учреждений интегративного профиля. Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях) вместе с нормально развивающимися детьми.

Тенденции современной системы образования России к постепенной интегрированности обучения. Потребности создания специальных условий и социально-экономического обеспечения для реализации идеи интегрированного обучения: специально подготовленные кадры, методическое обеспечение, специальное оборудование и технические средства, готовность общества к интегрированному обучению.

Стандартизация специального образования, основные направления, содержание стандартов.

Социальные, правовые и экономические проблемы специального образования.

Специальная учебная техника (СУТ), ее роль и место в учебном процессе. Виды СУТ (бытовая, учебная, производственная). Системный подход в обосновании коррекционно-компенсаторных задач при использовании СУТ. Пути и методы использования СУТ в обучении детей с недостатками в развитии, особенности овладения ею (применительно к разным категориям аномального развития).

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

1

Опрос на семинарском занятии

4.1.: Современное состояние и перспективы развития специального образования.

  1. Раскройте вопрос: интегрированное обучение – способ социальной адаптации аномального в среду нормы.

  2. Попытайтесь оценить все плюсы и минусы интегрированного и дифференцированного обучение.

  3. Виды интегрированного обучения разных категорий аномальных детей.

Назовите основные цели интегрированного обучения и принципы организации учебного процесса на примере Школы-центра диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии (Шипицина Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения с проблемами в психическом развитии. – СПб., 1994).

Подготовка по вопросам семинара.

2

Опрос на семинарском занятии

4.2.: Психолого-педагогическая деятельность в коррекционном учреждении.

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Общие требования, предъявляемые к психолого-педагогической деятельности в коррекционном учреждении.

  2. Учет специфических особенностей развития учащихся коррекционных учреждений психологом и педагогом.

  3. Социально-перцептивные особенности психолога и педагога коррекционного учреждения и пути их совершенствования.

  4. Эмпатия как фактор личностной готовности психолога и педагога к выполнению профессиональной деятельности.

II. Выявление уровеня эмпатии студентов (“опросник для диагностики способности к эмпатии” А.Мехрабиена, Н.Эпштейна или И.М. Юсупова).

III. Рассмотрение схемы исследования социально-перцептивных особенностей психолога и педагога (Р.О.Агавелян).

Подготовка по вопросам семинара.

2

Опрос на семинарском занятии

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..