Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Лабораторная работа № 7.

Тема 2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1 час).

Цель: ознакомиться с основными типами нарушений опорно-двигательного аппарата, спецификой коррекционной работы с детьми разных категорий.

Оборудование: ксерокопии схематических изображений повреждений опорно-двигательного аппарата, описаний основных симптомов и принципов коррекционной работы.

Форма проведения занятия: самостоятельное изучение методической литературы студентами, конспектирование основной информации.

Ход занятия:

  1. Познакомиться с данными об основных нарушениях опорно-двигательного аппарата.

  2. Выяснить о специфике обследования физического и психического состояния ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, о правилах заполнения регистрационных карт.

  3. Познакомиться с принципами и методами коррекционной работы с разными типами категорий детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

2.4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (68 часов)

№ учеб. нед.

Тема

Содержание и форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Тема 1. Теоретико-методологические основы специальной психологии и специальной

педагогики. (6 часов).

1

Лекция 1.1. Система специальных наук и место «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии» и в ней.

  1. Подбор литературы по курсу.

  2. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  3. Уточнение понятий из словарей.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

3

2

Практическое занятие 1.1.: Категориальный аппарат «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии».

Подготовка к контрольной работе.

2

Лекция 1.2. История развития «Коррекционной педагогики с основами специальной психологии».
  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Конспект статьи Л.С.Выготского “Дефект и компенсация”.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

3

Семинарское занятие 1.2.: История развития коррекционной педагогики и специальной психологии как науки.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

Семинарское занятие 1.2.: Творческое и научное наследие Л.С.Выготского.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

Тема 2. Дети с отклонениями в развитии и их категории. (32 часа)

4

Лекция 2.1. Этиология и классификация аномального развития.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

4

5

Лекция 2.1. Этиология и классификация аномального развития.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

Лабораторное занятие 2.2.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями интеллекта.

Анализ сведений, полученных в ходе экскурсии и оформление письменного отчета:

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками интеллекта,

  2. Составить карту развития ребенка.

2

6

Лекция 2.2. Умственная отсталость.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Составление таблицы “Причины умственной отсталости”.

  4. Конспектирование “Медицинские показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы”.

  5. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

7

Лабораторное занятие 2.2.: Организация учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с умственной отсталостью.

Оформление письменного отчета, где отражаются: а) подробная запись урока с замечаниями и предложениями по каждому виду работы, этапу урока; б) подробный психолого-педагогический анализ урока.

2

Семинарско-практическое занятие 2.2.: Интеллектуальные нарушения.

  1. Подготовка по теоретическим вопросам семинара.

  2. Подготовка к графическому диктанту.

  3. Выполнение обзора статей по проблемам обучения умственно отсталых детей в журнале “Дефектология” за последние года (1999-2004 гг.).

  4. Конспектирование: “Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта”

2

8

Лекция 2.3. Дети с задержкой психического развития и “группы риска”.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Составление таблицы отграничения выраженных нарушений при задержке психического развития от таковых при олигофрении.

  4. Конспектирование “Инструкции по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития”.

  5. Составление таблицы отграничения причин неуспеваемости у детей с ЗПР и у детей “группы риска”.

  6. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

9

Лабораторное занятие 2.3.: Обучение детей в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения.

Оформление отчета по вопросам:

  • организация работы классов выравнивания и классов компенсирующего обучения;

  • организация работы психолого-педагогического консилиума.

2

Семинарское занятие 2.3.: Проблемы организации обучения детей с ЗПР и “группы риска”. Отбор детей в классы выравнивания и компенсирующего обучения.

Подготовка к семинарскому занятию.

2

10

Лекция 2.5. Сенсорные нарушения.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

11

Лекция 2.5. Сенсорные нарушения.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

  3. Законспектируйте особенности познания окружающей действительности слепоглухонемых детей.

  4. Подготовка ответов на контрольные вопросы.

2

Лабораторное занятие 2.4.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями зрения.

Анализ сведений, полученных в ходе экскурсии и оформление отчета:

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками зрения.

  2. Составить карту развития ребенка с нарушением зрения.

2

12

Лабораторная работа 2.4. Коммуникация детей с нарушениями слуха.

Составить диалог на любую тему с использованием дактильной и жестовой речи.

2

Семинарское занятие 2.4.: Проблемы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и слуха.

  1. Подготовка по вопросам семинара.

  2. Подготовка к контрольной работе

2

13

Лекция 2.5. Речевые расстройства.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

2

14

Лабораторное занятие 2.5.: Экспресс-диагностика нарушений звукопроизношения.

Самостоятельное обследование звукопроизношения у ребенка и оформление отчета

2

Семинарское занятие 2.5.: Дети с нарушениями речи.

Подготовка по вопросам семинара

2

15

Лекция 2.6. Нарушения опорно-двигательного аппарата.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

4

Лабораторная работа 2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Самостоятельный анализ схематических изображений нарушений опорно-двигательного аппарата и способов помощи при данных видах патологии.

1

16

Семинарское занятие 2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Подготовка по вопросам семинара.

2

Лекция 2.7. Искаженное психическое развитие.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

2

Лекция 2.8. Дисгармоничное психическое развитие.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

2

Тема 3. Система институтов коррекционной помощи в России

17

Лекция 3.1.Система институтов коррекционно-консультационной помощи.

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

1

Семинарско-практическое занятие 3.2.: Система и организация отбора детей в специальные учреждения.

  1. Подготовка по теоретическим вопросам.

  2. Оформление отчета по видеозаписи заседания ПМПК.

2

Семинарское занятие 3.3.: Помощь семьям, имеющим ребенка с какими-либо аномалиями.

Подготовка по вопросам семинара.

2

Тема 4. Современное состояние и проблемы специального образования

18

Лекция 4.1. Современное состояние и проблемы специального образования

  1. Самостоятельное ознакомление с содержанием лекции.

  2. Уточнение понятий из словарей.

1

Семинарское занятие 4.1.: Современное состояние и перспективы развития специального образования.

Подготовка по вопросам семинара.

2

Семинарское занятие 4.2.: Психолого-педагогическая деятельность в коррекционном учреждении.

Подготовка по вопросам семинара.

2

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..