Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Семинарское занятие № 7.

Тема 2.5.: Дети с нарушениями речи (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные причины возникновения речевых расстройств.

  2. Классификации речевых расстройств: история и современные данные.

  3. Основные принципы коррекции речевых расстройств и методы логопедического воздействия.

  4. Структура учреждений для детей, имеющих нарушения речи в России.

  5. Теория и практика преодоления фонетико-фонематических нарушений.

  6. Коррекционно-педагогические аспекты преодоления общего недоразвития речи у детей.

Семинарское занятие № 8.

Тема 2.6.: Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскрыть сущность основных двигательных нарушений.

  2. Проблемы интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в среду сверстников.

  3. Нарушения психического развития у детей с ДЦП.

  4. Коррекция логопедических недостатков детей с ДЦП.

  5. Развитие физической сферы при параличах центральной нервной системы.

  6. Проблемы личностного развития детей с разными формами поражений опорно-двигательного аппарата.

Семинарско-практическое занятие № 9.

Тема 3.2.: Система и организация отбора детей в специальные учреждения (2 часа).

Цель: ознакомиться с системой организации отбора детей в специальные (коррекционные) учреждения.

Оборудование: видеозапись заседания ПМПК.

Ход занятия:

  1. Обсуждение теоретических вопросов организации отбора:

  1. Возникновение системы отбора детей с трудностями в обучении в специальные классы в XIX веке.

  2. Современное состояние дифференциальной диагностики.

  3. Методы дифференциальной диагностики.

  4. Пути дальнейшего совершенствования диагностической службы. Взгляды современных исследователей.

  5. Вопросы ранней диагностики.

  1. Просмотр видеозаписи заседания ПМПК.

  2. Обсуждение и анализ просмотренного заседания:

  • где и кем организовано заседание;

  • кто входил в состав комиссии;

  • принципы отбора детей в коррекционные учреждения;

  • технология обследования, проводимая специалистом ПМПК (какие виды обследований применялись);

  • роль характеристики, составляемой учителем, воспитателем или родителями направляемого на ПМПК ребенка;

  • методы, применяемые специалистами ПМПК для дифференциации сходных состояний;

  • параметры, выделенные специалистами для дифференциации;

  • формы заключений и рекомендаций, выносимых специалистами ПМПК.

  • общее впечатление о проведение отбора.

IV. Оформление отчета, где отражаются следующие аспекты: а) назначение ПМПК; б) состав ПМПК; в) технология проведения обследований и методы, применяемые для дифференциальной диагностики; г) заключение и рекомендации специалистов просмотренного заседания.

Семинарское занятие № 10.

Тема 3.3.: Помощь семьям, имеющим ребенка с какими-либо аномалиями (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Стадии развития родительских чувств после установки диагноза ребенку. Психоконсультационная помощь семье в зависимости от стадии: шок, защитное отрицание, принятие факта болезни и т.д.

  2. Причины напряженности в семье после появления ребенка с патологией. Психопрофилактические рекомендации по снятию напряженности.

  3. Типы родительского отношения. Качества матери, способствующие полноценному развитию аномального ребенка.

  4. Воспитание ребенка с особыми потребностями в семье как фактор полноценного развития его личности.

  5. Актуальные вопросы консультирования: специфика применения наказания и поощрения, привитие общественных норм и ценностей, нравственное и сексуальное воспитание и др.

  6. Взаимодействие семьи и персонала вспомогательного учреждения в целях оптимизации коррекционной работы.

  7. Помощь “неполным” семьям.

  8. Семейное воспитание ребенка, находящегося на попечении государства.

Семинарское занятие № 11.

Тема 4.1.: Современное состояние и перспективы развития специального образования.

Вопросы для обсуждения:

  1. Раскройте вопрос: интегрированное обучение – способ социальной адаптации аномального в среду нормы.

  2. Попытайтесь оценить все плюсы и минусы интегрированного и дифференцированного обучение.

  3. Виды интегрированного обучения разных категорий аномальных детей.

  4. Назовите основные цели интегрированного обучения и принципы организации учебного процесса на примере Школы-центра диагностики и интегрированного обучения детей с проблемами в психическом развитии (Шипицина Л.М., Сергеева Т.А., Политова А.В. Школа-центр диагностики и интегрированного обучения с проблемами в психическом развитии. – СПб., 1994).

Семинарское занятие № 12.

Тема 4.2.: Психолого-педагогическая деятельность в коррекционном учреждении (2 часа).

I. Вопросы для обсуждения:

  1. Общие требования, предъявляемые к психолого-педагогической деятельности в коррекционном учреждении.

  2. Учет специфических особенностей развития учащихся коррекционных учреждений психологом и педагогом.

  3. Социально-перцептивные особенности психолога и педагога коррекционного учреждения и пути их совершенствования.

  4. Эмпатия как фактор личностной готовности психолога и педагога к выполнению профессиональной деятельности.

II. Выявить уровень эмпатии студентов (“опросник для диагностики способности к эмпатии” А.Мехрабиена, Н.Эпштейна или И.М. Юсупова).

III. Рассмотреть схему исследования социально-перцептивных особенностей психолога и педагога (Р.О.Агавелян).

2.3. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (13 часов)

Лабораторное занятие №1.

Тема 2.2.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями интеллекта (2 часа).

Цель: сформировать у студентов представления о системе оказания коррекционной помощи детям с недостатками интеллекта в г.Бийске.

База для проведения занятия: Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с недостатками интеллекта №2 г.Бийска.

Ход занятия:

  1. Ознакомление студентами в ходе экскурсии с функционированием специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками интеллекта:

  • режимные моменты школы-интерната;

  • специфика коррекционной среды;

  • организация коррекционно-образовательной работы в начальных и средних классах школы;

  • организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися;

  • организация медицинской, логопедической и психологической служб в школе

  • направления работы школы.

  1. Ознакомление с индивидуальными медицинскими картами, продуктами деятельности детей, школьной документацией.

  2. Самостоятельно проанализировать сведения, полученные в ходе экскурсии:

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками интеллекта, отражая следующие моменты: а) где получают коррекционную помощь дети с недостатками интеллекта; б) в чем состоит основное различие организации обучения и воспитания детей в массовых и коррекционных школах (проследить на примере режимных моментов, учебных планов, организаций учебного и воспитательного процессов); в) какие дополнительные службы входят в состав коррекционного учреждения, их основная роль и специфика работы;

  2. Составить карту развития ребенка по следующей схеме: а) ФИО, возраст, класс обучения; б) сведения о родителях (ФИО, возраст, место работы, данные о физическом и соматическом состоянии, патологической наследственности); в) сведения об уровне развития познавательной и эмоционально-волевой сферах ребенка; г) сведения об успеваемости и т.д. Составить заключение об уровне развития ребенка и рекомендации для планирования коррекционной работы.

Лабораторное занятие №2.

Тема 2.2.: Организация учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) учреждениях для детей с умственной отсталостью. (2 часа).

Цель: ознакомиться с организацией учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) школах для детей с умственной отсталостью, овладеть навыками выполнения анализа уроков в коррекционных учреждениях.

Оборудование: видеозапись урока, проходящего в классе для детей с умственной отсталостью, схема общего анализа урока.

Ход занятия:

  1. Обсуждение схемы выполнения анализа урока.

  2. Просмотр видеозаписи урока (по ходу просмотра выполняется подробная запись урока с замечаниями и предложениями по каждому виду работы, этапу урока).

  3. Оформление письменного отчета, где отражается два момента а) подробная запись урока с замечаниями и предложениями по каждому виду работы, этапу урока; б) подробный психолого-педагогический анализ урока.

Лабораторное занятие № 3.

Тема 2.3.: Обучение детей в классах выравнивания и классах компенсирующего обучения (2 часа).

Цель: ознакомиться с новыми направлениями организации обучения детей, неуспевающих по программе массовой школы.

Оборудование: сборник приказов и нормативных документов, регламентирующих работу классов коррекционно-развивающего обучения.

Ход занятия:

I. Организация функционирования классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).

  1. Обсуждение теоретической и практической необходимости организации классов КРО в массовых школах.

  2. Ознакомление с выписками приказов и нормативных документов, регламентирующих работу классов КРО.

  3. Оформить отчет, отвечая на вопросы:

  • психолого-педагогическая характеристика состава учащихся классов выравнивания и компенсирующего обучения (основные параметры, дифференцирующие детей с ЗПР и детей “группы риска”);

  • организация отбора детей в классы выравнивания и классы компенсирующего обучения (сходства и различия);

  • функционирование классов КРО и содержание программы (сходства и отличия от основных классов массовой школы);

  • основные проблемы и пути их решения, встречающиеся при организации и функционировании классов КРО.

II. Психолого-педагогический консилиум.

  1. Обсуждения необходимости использования в работе психолога образовательного учреждения такой формы работы как психолого-педагогический консилиум.

  2. Ознакомление с выписками приказов и нормативных документов, регламентирующих организацию психолого-педагогического консилиума.

  3. Оформить отчет, отвечая на вопросы:

  • задачи консилиума;

  • функциональные обязанности членов консилиума;

  • организация работы консилиума.

Лабораторное занятие №4.

Тема 2.4.: Коррекционные учреждения для детей с нарушениями зрения (2 часа).

Цель: сформировать у студентов представления о системе оказания коррекционной помощи детям с недостатками зрения в г.Бийске.

База для проведения занятия: Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с недостатками зрения г.Бийска.

Ход занятия:

  1. Ознакомление студентами в ходе экскурсии с функционированием специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками зрения:

  • режимные моменты школы-интерната;

  • специфика коррекционной среды;

  • организация коррекционно-образовательной работы в начальных и средних классах школы;

  • организация коррекционно-воспитательной работы с учащимися;

  • организация медицинской, логопедической и психологической служб в школе

  • направления работы школы.

2. Оформить отчет.

  1. Охарактеризовать специфику функционирования специальных (коррекционных) учреждений для детей с недостатками зрения, отражая следующие моменты: а) где получают коррекционную помощь дети с недостатками интеллекта; б) в чем состоит основное различие организации обучения и воспитания детей в массовых и коррекционных школах (проследить на примере режимных моментов, учебных планов, организаций учебного и воспитательного процессов); в) какие дополнительные службы входят в состав коррекционного учреждения, их основная роль и специфика работы;

  2. Составить карту развития ребенка по следующей схеме: а) ФИО, возраст, класс обучения; б) сведения о родителях (ФИО, возраст, место работы, данные о физическом и соматическом состоянии, патологической наследственности); в) сведения об уровне развития познавательной и эмоционально-волевой сферах ребенка; г) сведения об успеваемости и т.д. Составить заключение об уровне развития ребенка и рекомендации для планирования коррекционной работы.

Лабораторная работа №5.

Тема 2.4. Коммуникация детей с нарушениями слуха (2 часа).

Цель: познакомить студентов со взглядами представителей различных систем обучения глухих детей коммуникативной деятельности; познакомить с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка.

Оборудование: видеозапись занятия в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха; карточки с изображением букв, цифр дактильной азбуки и основных жестов.

Литература:

1. Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. – М., 2000. – 192с.

Ход занятия:

  1. Познакомиться с обозначением букв, цифр русского языка дактильной азбуки.

  2. Познакомиться с кратким словарем жестового языка.

  3. Посмотреть видеозапись занятия в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями слуха. Обратить внимание на особенности произношения глухих детей, специфику коррекционной работы.

Задание для самостоятельной работы: составить диалог на любую тему с использованием дактильной и жестовой речи.

Лабораторная работа № 6.

Тема 2.5.: Способы диагностики речевых нарушений (2 часа).

Цель: ознакомиться со способами качественной и количественной оценки речевых нарушений, построения и анализа их профиля у младших школьников.

Оборудование: методика для экспресс-диагностики речевых нарушений, форма отчета.

Литература:

1. Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М., 2000. – 56с.

Ход занятия:

  1. Обсуждение теоретических вопросов по теме:

  • речь и ее значение для формирования личности;

  • клинико-педагогическая и психолого-педагогические классификации нарушений звукопроизношения у детей (причины возникновения и последствия);

  • необходимость ранней диагностики отклонений в речи.

  1. Практическая апробация обследования анатомического строения, функционального состояния речевого аппарата, звукопроизношения с использованием схемы осмотра.

  2. Оформление отчета.

Форма отчета:

ФИО ребенка.

Дата рождения. Возраст на момент обследования.

Учреждение образования, посещаемое ребенком (с какого возраста посещает).

Речевое окружение (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.д.).

Краткий анамнез (беременность, ее течение, роды, раннее физическое развитие, заболевания раннего возраста).

Раннее речевое развитие: лепет (3-4 мес.); гуление (5-6 мес.); слова (к 1 году); фраза (к 3 годам).

Когда заметили нарушения речи?

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте (где? с каким результатом?).

Слух, зрение.

Протокол обследования речи.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..