Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

3.1.Система институтов коррекционно-консультационной помощи (1 час).

Профилактика как система мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в психофизическом развитии.

Нормативно-правовые документы по оказанию детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специализированной помощи.

Система коррекционно-образовательных учреждений как система социально-трудовой адаптации, реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья. Дифференцированный и интеграционный подходы в оказании психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Система учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних в г.Бийске, Алтайском крае.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Изучите “Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии” (Постановление Правительства Российской Федерации. 12.03.97. №288).

  2. Изучите “Программу отдела администрации г.Бийска по работе с молодежью по реализации молодежной политики (“Бийская молодежь”, 2000-2001 гг.)”, опубликованную в газете “Бийский рабочий” 23 августа 2000 г.

  3. Охарактеризуйте систему оказания помощи детям, подросткам и молодежи в г.Бийске.

Литература: 1-4, 6-30, 33, 35-47, 78-85, 87-89, 221-223.

Тема 4. Современное состояние и перспективы специального образования (1 час).

Тема 4.1. Современное состояние и перспективы специального образования (1 час).

Ограниченный характер социального опыта общества в условиях изолированной системы специального образования. Основные противоречия системы специального образования в России. Размещение специальных учреждений в регионах. Дифференциальная диагностика, или система комплексной оценки детей с проблемами. Оказание помощи семье с особым ребенком.

Сегрегация и интеграция в коррекционной педагогике. Понятия “интеграция” и “интегрированное обучение”. Виды интеграции. Современные педагогические теории и системы воспитания, обучения и социальной интеграции лиц с проблемами. Опыт создания учреждений интегративного профиля. Обучение и воспитание детей с различными нарушениями психофизического развития в учреждениях общей системы образования (массовых общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях) вместе с нормально развивающимися детьми.

Тенденции современной системы образования России к постепенной интегрированности обучения. Потребности создания специальных условий и социально-экономического обеспечения для реализации идеи интегрированного обучения: специально подготовленные кадры, методическое обеспечение, специальное оборудование и технические средства, готовность общества к интегрированному обучению.

Стандартизация специального образования, основные направления, содержание стандартов.

Социальные, правовые и экономические проблемы специального образования.

Специальная учебная техника (СУТ), ее роль и место в учебном процессе. Виды СУТ (бытовая, учебная, производственная). Системный подход в обосновании коррекционно-компенсаторных задач при использовании СУТ. Пути и методы использования СУТ в обучении детей с недостатками в развитии, особенности овладения ею (применительно к разным категориям аномального развития).

Основные понятия: сегрегация, интеграция, социальная интеграция, интегрированное обучение, социализация, специальные учреждения, общая система образования, дифференциальная диагностика, стандарт специального образования, специально подготовленные кадры, методическое обеспечение, специальное оборудование, специальные технические средства, специальная учебная техника.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Дайте определение понятиям “сегрегация” и “интеграция”. В чем их принципиальное отличие в коррекционной педагогике?

  2. Определите, при каком подходе использование специальной учебной техники выполняет коррекционно-компенсаторные задачи.

  3. Назовите коррекционные образовательные учреждения, входящие в систему общего и профессионального образования.

Литература: 1-28, 32-39, 45-47, 221-223, 230.

2.2. СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ (24 часа)

Семинарское занятие № 1.

Тема 1.1.: Категориальный аппарат курса “Коррекционная педагогика с основами специальной психологии” (2 часа).

Вопросы для контрольной работы:

  1. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Какова структура специальных наук, посвященных изучению психологических особенностей детей различными отклонениями в развитии?

  2. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Какова структура специальных наук, занимающихся обучением, воспитанием и образованием детей с различными отклонениями в развитии?

  3. Какие науки законом РФ “Об образовании” называются специальными? Почему на современном этапе не применяется термин “дефектология”? Какую роль играет в отечественной системе специальных наук лечебная педагогик?

  4. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук педагогического блока?

  5. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук психологического блока?

  6. Почему уровень развития специальных наук зависит от состояния смежных наук медицинского блока?

  7. Соотнесите понятия “норма” и “отклонение в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой или физической сфере” и раскройте их роль в общей системе коррекционно-воспитательной работы специалистов коррекционных учреждений.

  8. При выполнении каких условий человек, имеющий дефект может называться аномальным? Почему человек в возрасте, ставший инвалидом вследствие травмы не считается аномальным?

  9. Проследите эволюцию понятий “ребенок с особыми потребностями”, “ребенок с ограниченными возможностями здоровья” в отечественной системе специальных наук. Какое содержание вкладывается в систему особых потребностей аномального ребенка?

  10. Раскройте содержание понятий “коррекция” и “компенсация”, их взаимосвязь в общей системе коррекционно-образовательной и коррекционно-воспитательной работы.

  11. Какие категории специальной педагогики и психологии рассматриваются как итог коррекционно-компенсаторной работы? Раскройте понятия.

  12. Депривационный синдром. Причины его возникновения. Раскройте возможные последствия психической и сенсорной депривации.

Использовать:

Лекции по теме “Теоретико-методологические аспекты “Коррекционной педагогики с основами специальной психологии”.

Семинарское занятие № 2.

Тема 1.2.: История развития коррекционной педагогики и специальной психологии как науки. (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему I этап развития отношения к лицам с отклонениями в развитии называется этапом агрессии и нетерпимости. Приведите примеры отношения к аномальным людям в Древней Спарте, Эпоху Средневековья. Охарактеризуйте отношение к аномальным в Древней Руси.

  2. В чем суть кардинальных изменений в системе отношений к людям с какими-либо отклонениями, возникших после Великой Французской Буржуазной революции. Ведущие деятели науки этого периода.

  3. Основные аспекты и тенденции развития коррекционной педагогики с середины ХIХ века:

  4. психолого-педагогическое направление;

  5. диагностическое.

  6. Кратких обзор первых мероприятий по обучению и воспитанию аномальных детей за рубежом.

  7. Первые практические мероприятия по обучению и воспитанию аномальных детей в России.

  8. Активизация помощи аномальным детям в России начала ХХ века.

  9. Каким образом изменилось отношение к лицам с отклонениями в развитии в России после 1917 года.

  10. Создание всемирных организаций помощи детям, подросткам и молодежи на современном этапе. Их структура и роль.

Использовать:

Лекции по теме «История «Коррекционной педагогики и специальной психологии».

Семинарское занятие № 3.

Тема 1.2.: Творческое и научное наследие Л.С.Выготского (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Каким образом решен вопрос о соотношении социального и биологического в развитии личности ребенка в работах Л.С.Выготского и его значимость для наук психолого-педагогического блока на современном этапе.

  2. Раскройте сущность учения о сложной структуре дефекта Л.С.Выготского.

  3. Положения о “зонах ближайшего развития” и “зонах актуального развития”, их роль в развитии системы диагностики уровня развития ребенка, построения системы коррекционно-развивающей работы коррекционных учреждений.

  4. Обоснуйте теорию Л.С.Выготского о развитии личности аномального ребенка в соотношении с закономерностями развития ребенка в норме. Раскройте ее роль в системе коррекционной работы.

  5. Назовите известные вам сензитивные периоды развития психических функций ребенка. Какую роль играет учет этих периодов в коррекционной работе?

  6. Раскройте основное содержание принципов коррекции дефектов у аномального ребенка, предложенных Л.С.Выготским.

  7. В чем суть положения о компенсаторных возможностях человеческого (детского) организма.

Семинарско-практическое занятие № 4.

Тема 2.2.: Интеллектуальные нарушения (2 часа).

1. Вопросы для обсуждения:

  1. Генетические и хромосомные расстройства в основе клиники интеллектуальных нарушений.

  2. Влияния на плод в период внутриутробного развития (инфекции, интоксикации, травмы, психотравмы).

  3. АСП (алкогольный синдром плода), влияние алкоголизма родителей на потомство.

  4. Последствия родовой черепно-мозговой травмы и асфиксии новорожденных как одна из причин интеллектуальной недостаточности.

  5. Постнатальные вредности, приводящие к интеллектуальной недостаточности.

  6. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением ЦНС.

  7. Особенности психических процессов: восприятия, памяти, мышления умственно отсталых детей дошкольного возраста.

  8. Особенности овладения предметной игровой и продуктивной деятельностью у умственно отсталых дошкольников.

  9. Особенности овладения речью умственно отсталыми дошкольниками.

  10. Особенности поведения, эмоционального и личностного развития умственно отсталого ребенка.

  11. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении для умственно отсталых детей.

  12. Специальная (коррекционная) школа VIII вида, ее задачи.

  13. Характеристика основных учебных предметов, входящих в учебный план школы VIII вида.

  14. Сущность коррекционно-воспитательной работы в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.

2. Графический диктант:

Принимаются ли в школу для умственно отсталых детей:

  1. дети с эпилептической деменцией при наличии частых дневных судорожных припадков;

  2. дети с шизофренической деменцией при отсутствии психопатических расстройств;

  3. дети с органической деменцией и стойкими психопатоподобными расстройствами;

  4. дети с органической деменцией негрубой формы;

  5. дети с психофизическим инфантилизмом;

  6. умственно отсталые дети со сниженным слухом;

  7. педагогически запущенные дети;

  8. дети-олигофрены со снижением интеллекта в степени дебильности;

  9. дети с травматическим слабоумием;

  10. дети с дефектами слуха и речи;

  11. умственно отсталые дети со снижением интеллекта в степени дебильности, не обучающиеся в общеобразовательной школе;

  12. умственно отсталые дети со снижением интеллекта в степени имбецильности;

  13. дети с болезнью Дауна при снижении интеллекта в степени дебильности;

  14. умственно отсталые дети с выраженной дезадаптацией.

Код диктанта: “+” – принимаются, “=” – не принимаются.

3. Задание для самостоятельной работы:

  1. Сделайте обзор статей по проблемам обучения умственно отсталых детей в журнале “Дефектология” за последние года (1999-2004 гг.).

  2. Письменно подготовьте вопрос: “Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта” используя книгу КатаевойА.А., СтребелевойЕ.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998. – С. 17-19.

Семинарское занятие № 5.

Тема 2.3.: Проблемы организации обучения детей с ЗПР и “группы риска”. Отбор детей в классы выравнивания и компенсирующего обучения. (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Дайте характеристику групп детей с задержкой психического развития.

  2. Закономерности развития детей с ЗПР.

  3. Принципы психолого-педагогической диагностики в классы выравнивания.

  4. Показания и противопоказания к приему в классы выравнивания.

  5. Содержание программы обучения для детей с ЗПР.

  6. Особенности психического развития детей “группы риска”.

  7. Положение об организации классов компенсирующего обучения.

  8. Показания и противопоказания к приему в классы компенсирующего обучения.

  9. Отбор детей в классы компенсирующего обучения. Организация психолого-педагогического консилиума.

Семинарское занятие № 6.

Тема 2.4.: Проблемы развития, обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и слуха (2 часа).

1.Вопросы для обсуждения:

  1. История развития теории и практики помощи лицам с нарушениями зрения.

  2. Специфичность развития детей с нарушениями зрения раннего возраста.

  3. Особенности формирования представлений об окружающем мире у детей с нарушениями зрения.

  4. Эмоционально-волевая сфера и проблемы личностного развития слепых и слабовидящих детей.

  5. Сущность коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими недостатки зрения.

  6. Проблемы профориентации выпускников школ-интернатов для детей с нарушениями зрения.

  7. Охарактеризуйте подходы к обучению детей с нарушениями слуха в разные исторические периоды.

  8. Какова структура коррекционных учреждений для детей с нарушениями слуха?

  9. Раскройте значение дошкольного возраста в формировании личности глухих и слабослышащих детей.

  10. Каковы основные особенности развития высших психических функций глухих, позднооглохших и слабослышащих детей?

  11. Охарактеризуйте особенности формирования речи у детей с нарушениями слуха.

  12. Раскройте принципы и основные методы исследования слуховых функций у детей, отграничения от сходных состояний.

2. Вопросы к контрольной работе “Дети с сенсорными нарушениями”:

  1. Основные анатомические особенности зрительного анализатора.

  2. Виды нарушений зрения.

  3. Способности зрения.

  4. Категории детей с нарушениями зрения, их психолого-педагогическая характеристика. Структура обучения.

  5. Основные анатомические особенности слухового анализатора.

  6. Категории детей с нарушениями слуха, их психолого-педагогическая характеристика. Структура обучения.

  7. Принципы разграничения детей с нарушениями слуха от детей с интеллектуальной недостаточностью.

  8. Категории детей со сложными (комбинированными) дефектами. Категории слепоглухих детей по способу общения.

Использовать:

Лекции по теме “Дети с нарушениями зрения”, “Дети с нарушениями слуха”, “Дети со сложными (комбинированными) дефектами”.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..