Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 1.2. История развития курса «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» (2 часа).

История создания теории и практики помощи лицам с отклонениями в развитии в нашей стране и за рубежом. Ведущие отечественные и зарубежные деятели.

Основополагающие идеи Л.С. Выготского. Разработка в трудах Л.С. Выготского понятия “дефект”. Учение о сложной структуре аномального развития ребенка. Обусловленность, взаимосвязь и соотношение первичных и вторичных отклонений. Теория социальной компенсации дефекта Л.С. Выготского, ее отличие от других теорий (А. Адлер, В. Штерн). Понятие “сверхкомпенсация”. Важность учета зон актуального и ближайшего развития в коррекционной работе. Дискуссия вокруг толкований понятий “зона актуального развития” и “зона ближайшего развития” (Л.В. Занков, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).

Основные понятия: зона ближайшего развития, зона актуального развития.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Законспектируйте статью Л.С.Выготского “Дефект и компенсация”. Обратите внимание на то, как автор раскрывает понятие “компенсация”, систему межфункциональных связей, природу компенсаторных процессов и принцип замещения психологических функций.

  2. Назовите различия в подходах к пониманию компенсации дефекта у известных Вам авторов.

  3. Дайте определения понятиям “зона актуального развития” и “зона ближайшего развития”.

Литература: 1-28, 93, 98-100.

Тема 2. Дети с отклонениями в развитии и их категории (32 часа).

2.1. Этиология и классификация аномального развития (6 часов).

Этиология детских аномалий и нарушений развития. Органические и функциональные расстройства. Эндогенные и экзогенные вредности. Причины врожденных и приобретенных дефектов. Аномалии обратимые и необратимые.Основные факторы, опосредующие действие патогенных вредностей: локализация, экспозиция, интенсивность, возраст, компенсаторные возможности и др. Профилактика отклонений.

Понятие об онтогенезе, патогенезе и дизонтогенезе. Психопатологические параметры дизонтогенеза (функциональная локализация нарушений, время повреждения, интенсивность и длительность воздействия вредного фактора, взаимодействие между первичным и вторичным дефектом, нарушение межфункциональных взаимодействий). Представления о первичных, вторичных и третичных нарушениях в психическом развитии. Модально-специфические и модально-неспецифические нарушения. Общие и специфические нарушения в структуре дизонтогенеза. Механизмы формирования вторичных отклонений: депривационный, общекоммуникативный, деятельностный, речевой, сензитивный.

Теоретические и эмпирические классификации отклонений в развитии. Международная классификация психических и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Современные отечественные классификации В.В.Ковалева, В.В. Лебединского, М.М. Семаго и др. Краткая характеристика отдельных форм дизонтогенеза. Статистические данные распространения аномалий.

Основные понятия: этиология, патогенез, дизонтогенез, врожденный дефект, приобретенный дефект, обратимость дефекта, необратимость дефекта, недоразвитие органическое, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоничное развитие.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Назовите биологические и социальные факторы, вызывающие нарушения нормального развития. Какие из них играют решающую роль в возникновении аномалии?

  2. Укажите причину разнообразия аномалий в развитии при воздействии одних и тех же вредных факторов?

  3. Дайте характеристику наиболее часто встречающихся категорий нарушений в развитии.

Литература: 1-30, 48-50, 52-60, 67-77, 237-239, 243-245.

2.2. Умственная отсталость (4 часа).

Понятие умственной отсталости, эндогенные и экзогенные причины возникновения. Ведущие расстройства, закономерности и прогноз развития при интеллектуальном дефекте.

Психологическая характеристика состава детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость олигофренной и неолигофренной природы. Степени снижения интеллекта при олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Дети, с текущими заболеваниями, вызывающими отклонения в умственном развитии. Физические и психоневрологические отклонения умственно отсталых детей. Необратимость дефекта при умственной отсталости.

Особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы детей олигофренов.

Особенности психического развития умственно отсталого ребенка в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Подготовка умственно отсталых детей к школе.

Контингент учащихся специальных (коррекционных) школ для детей с недостатками интеллекта (классификация М.С. Певзнер). Показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы. Задачи вспомогательной школы.

Теоретическое и практическое значение правильного определения умственной отсталости.

Олигофренопедагогика и олигофренопсихология. Психолого-педагогическая деятельность в коррекционных учреждениях для умственно отсталых детей.

Статистические данные распространения интеллектуальных дефектов у детей. Организация психолого-педагогической помощи детям с интеллектуальными дефектами (в г. Бийске, Алтайском крае).

Основные понятия: умственная отсталость, эндогенные и экзогенные причины, олигофрения, деменция, дебильность, имбецильность, идиотия, олигофренопедагогика, олигофренопсихология, олигофренопедагог.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу “Причины умственной отсталости”.

  2. Охарактеризуйте группы детей с нарушениями интеллекта.

  3. Законспектируйте “Медицинские показания и противопоказания по приему детей во вспомогательные школы” (ЗабрамнаяС.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1995. – С. 83-85).

  4. Ответьте на вопросы: Почему речь умственно отсталого ребенка (олигофрена) не может осуществлять свою основную функцию – коммуникативную? Почему умственно отсталые дети становятся отверженными в коллективе нормально развивающихся сверстников?

Литература:1-4, 9-25, 28-30, 33, 63-77, 90-106, 148-150, 247-255.

2.3. Дети с задержкой психического развития и “группы риска” (4 часа).

Проблемы стойкой неуспеваемости и трудностей школьной адаптации. Изучение причин, обуславливающих трудности в обучении. Своевременное выявление детей с трудностями в обучении. Условия для оптимального развития и образования школьников с учетом их здоровья, готовности к школьному обучению, психофизических возможностей.

Задержка психического развития (ЗПР) как нарушение психического развития. Классификация детей с ЗПР по этиопатогенетическому принципу. Обратимость дефекта при задержанном типе развития. Наиболее часто встречающиеся варианты задержки психического развития.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста.

Понятие “группа риска”. Психолого-педагогическая характеристика детей “группы риска”.

Педагогическая запущенность, ее причины. Роль семьи и нарушений ее функционирования в распространенности таких социальных явлений, как бродяжничество, токсикомания и наркомания.

Концепция коррекционно-развивающего обучения (КРО) в условиях общеобразовательной школы. Организация КРО и его программное обеспечение. Развитие сети специальных классов: классов выравнивания для детей с задержкой психического развития и классов компенсирующего обучения для детей группы риска. Нормативные документы об организации обучения детей этой категории. Типичные ошибки в комплектовании классов выравнивания и компенсирующих классов. Варианты комплектования классов КРО (4 варианта).

Коррекционная направленность обучения, осуществляемая учителем на всех уроках, и использование индивидуально-групповых коррекционных занятий.

Положение о психолого-педагогическом консилиуме общеобразовательного учреждения.

Основные понятия: стойкая неуспеваемость, школьная адаптация; задержка психического развития конституциогенного, соматогенного, психогенного и церебрально-органического генеза, психический, психофизический, соматогенный, психогенный инфантилизм, астенические и цереброастенические состояния; “группа риска”, педагогическая запущенность, социальная депривация; коррекционно-развивающее обучение (КРО), классы выравнивания, классы компенсирующего обучения.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу отграничения выраженных нарушений познавательной деятельности при задержке психического развития от таковых при олигофрении, используя книгу “Принципы отбора детей во вспомогательную школу./Под ред. Г.М.Дульнева, А.Р.Лурия. – М., 1973. – С.96-115”.

  2. Законспектируйте “Инструкция по приему детей в специальные школы-интернаты (школы с продленным днем) для детей с задержкой психического развития” (Организация обучения и воспитания детей с ЗПР: Сб. док./Сост. Л.И.Романова и Н.А.Цыпина. – 1993.).

  3. Составьте таблицу отграничения причин неуспеваемости у детей с ЗПР и у детей “группы риска”.

  4. Назовите основные подходы к обучению детей, испытывающих стойкие трудности в традиционных условиях общеобразовательной школы.

  5. Определить тип ЗПР, исходя из особенностей психического развития, представленные в виде конкретного примера практической работы.

  6. Учитывая особенности психического развития детей с ЗПР младшего школьного возраста, составьте рекомендации для учителя, работающего с данной категорией детей

  7. Ответьте на вопросы: 1. Инфантилизм проявляется на любом этапе развития ребенка, но наиболее отчетливо – в начале школьного обучения. Как это проявляется? 2. Какова психологическая помощь ребенку с цереброастеническим синдромом? 3.Особенности и проблемы комплектования классов выравнивания и классов компенсирующего обучения. Какие категории детей должны обучаться в этих классах?

Литература: 1-4, 6-30, 111-124, 210-218, 227, 256-257.

2.4.Сенсорные нарушения (6 часов).

Роль слуха и зрения в восприятии окружающей действительности и в психическом развитии человека. Проблемы развития детей с нарушением сенсорной сферы. Депривационные синдромы при потере слуха и зрения. Пространственная ориентировка при нарушениях слуха и зрения.

Слуховой анализатор, его анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности. Причины нарушения слуха. Психолого-педагогическая характеристика детей с разной степенью снижения слуха и особенности коррекционно-воспитательной работы с ними.

Зрительный анализатор, его анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности. Этиология и виды нарушений зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей со сниженным зрением. Коррекционно-воспитательная работа со слепыми и слабовидящими детьми.

Слепоглухонемые дети. Основные категории и способы общения с ними.

Реабилитация и интеграция лиц с дефектами зрения и слуха. Статистическая распространенность сенсорной недостаточности. Организация реабилитационной помощи в Алтайском крае, г.Бийске.

Основные понятия: сенсорный дефект, слух, зрение, депривационный синдром, пространственная ориентировка; глухие (тотально, с остаточным слухом), слабослышащие, ранооглохшие, позднооглохшие, немота, слепые (абсолютно, практически), слабовидящие, слепорожденные, поздноослепшие, слепоглухонемые.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Раскройте понятие сенсорной депривации. В какой мере сенсорный дефект сказывается на познавательной деятельности ребенка?

  2. Законспектируйте особенности познания окружающей действительности слепоглухонемых детей, читая книгу О.И.Скороходовой “Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М., 1972. – С. 155-156, 188-189, 199-211” (Хрестоматия по психологии. / Сост. В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987. – С. 180-183.).

Литература: 1-4, 6-30, 33, 125-141, 219, 230, 258-261.

2.5.Речевые расстройства (4 часа).

Речь. Патология речевого развития и характеристика причин, способствующих ее возникновению и закреплению. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. Психолого-педагогическая классификация детей, имеющих нарушения речи и система коррекционной работы с ними. Речевые нарушения и их влияние на формирование личности.

Основные понятия: логопедия, экспрессивная, импрессивная речь, дисфония (афония), брадилалия, тахилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, дисграфия, дислексия, ОНР, ФФНР, логопат.

Литература: 1-4, 6-30, 33, 151-198, 230, 226, 262-282.

2.6.Нарушения опорно-двигательного аппарата (4 часа).

Причины, вызывающие поражения опорно-двигательной системы. Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Понятие “церебральные параличи”. Особенности двигательных нарушений при детских церебральных параличах. Сочетание двигательных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных нарушений при ДЦП. Основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения двигательной сферы.

Основные понятия: детский церебральный паралич, полиомиелит, миопатия, артрогрипоз, ахондроплазия, косолапость, несовершенной остеогенез, артрит, вывихи бедер, остеомиелит, сколиоз, кифоз, лордоз, туберкулез позвоночника, незаращение позвоночника, травмы позвоночника; парез, гиперкинез, паралич; гемиплегия, диплегия, квадроплегия (тетраплегия).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выделите особенности интеллектуального развития учащихся с церебральным параличом.

Литература: 1-4, 6-30, 33, 142-147, 230.

2.7.Искаженное психическое развитие (2 часа).

Ранний детский аутизм как искаженное психическое развитие. Нарушение общения как доминирующий фактор в формировании аномального развития при раннем детском аутизме (РДА). Эмоциональная отстраненность аутичных детей. Особенности установления эмоционального контакта аутичных детей с близкими людьми в раннем возрасте. Речевые нарушения при аутизме. Прогноз РДА. Система коррекционной работы с аутичными детьми.

Основные понятия: ранний детский аутизм, холдинг-терапия.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Существует ли связь между проявлениями аутизма и интеллектуальным развитием аутичных детей?

  2. Проследите проявления склонности к стереотипиям в различных сферах жизнедеятельности аутичных детей.

Литература: 1-4, 6-30, 33, 199-210, 230, 283-284.

2.8.Дисгармоничное психическое развитие (2 часа).

Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма дисгармоничности личности. Патологическое формирование личности и акцентуации характера. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Сексуальные расстройства у детей. Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.

Основные понятия: патологическое формирование личности, психопатия, акцентуация характера, девиантное поведение, делинквентное поведение, патологические привычки, реактивное состояние.

Литература: 1-4, 6-30, 33, 116-120, 218, 230.

Тема 3. Система институтов коррекционной помощи в России (1 час).

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (61)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..