Комплекс дисциплины «культурология» для специальности 080102. 65 «Мировая экономика» Краснодар 2009

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

для специальности 080102.65 «Мировая экономика»

Краснодар 2009

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

3

1. Цели и задачи дисциплины

5

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

5

3. Содержание дисциплины (лекционный курс)

7

4. Практические (семинарские) занятия

11

5. Лабораторный практикум

-

6. Расчётно–графические работы

-

7. Контрольные работы

13

8. Курсовое проектирование

-

9. Производственная (учебная) практика

-

10. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

16

11. Тестовые задания по дисциплине

20

12. Вопросы к экзамену (зачету)

20

13. Учебно–методическое обеспечение дисциплины

22

14. Материально–техническое обеспечение

25

15. Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами

специальности

26

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для очной формы обучения

27

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для заочной формы обучения

32

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

34

Выписка из Государственного образовательного стандарта

35

Типовая учебная программа курса

36

Конспект лекций

37

Методические указания для преподавателя по организации изучения дисциплины

51

Глоссарий

52

Экзаменационные билеты

57

ПРИЛОЖЕНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ

60

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан экономического факультета

профессор Гайдук В.И.

_________________________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины: Культурология

для специальности 080102.65 «Мировая экономика»

Факультет экономический

Квалификация «Экономист»

Ведущая кафедра социологии и культурологии

Вид учебной работы

Дневная форма обучения

Всего часов

Курс,

семестр

Лекции

20

1 курс, 2 семестр

Практич.занятия (семинары)

20

1 курс, 2 семестр

Лаборат. работы

-

Всего аудиторных занятий

40

1 курс, 2 семестр

Самостоятельная работа

50

1 курс, 2 семестр

Производственная практика

Контр. работы

-

Курсовой проект

(работа)

-

-

Зачёт

да

Экзамен

-

1 курс, 2 семестр

Всего по дисциплине

90

Рабочая программа составлена на основании:

1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности или направлению подготовки дипломированного специалиста 080102.65 «Мировая экономика», утверждённого 17 марта 2000 г. (регистрационный номер 182 эк/сп).

2. Примерной программы дисциплины «Культурология», утверждённой Минобразования РФ 3 июля 2000 г.

3. Рабочего учебного плана по специальности 080102.65 «Мировая экономика», утверждённого 25.09.06 г., протокол № 8.

Рабочую программу составила: Жукова Т.А., доцент, к.ф.н., преподаватель

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры социологии и культурологии 22 июня 2009 г., протокол № 11

Заведующий кафедрой, профессор Шалин В.В.

Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией

экономического факультета КубГАУ 29 июня 2009г., протокол № 11

Председатель методической комиссии, профессор Толмачёв А.В.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1.Цель преподавания дисциплины

Курс культурологии является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования. Настоящий курс разработан для тех слушателей, в чью профессиональную деятельность культурология войдет как одна из общеобразовательных дисциплин.

Знания в области культурологии могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Культурология» может служить дополнением к общим курсам по истории, социологии и философии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин, например: национальные школы менеджмента, стратегия и тактика ведения переговоров, менеджмент культуры, этикет, история местной культуры.

Таким образом, целью дисциплины «Культурология» будет дать целостное, системное представление о культуре как чрезвычайно сложном, многогранном общественном явлении, раскрыть место культурологии в системе социально-гуманитарного знания, показать роль культуры в жизни человека и общества, показать место и роль отечественной культуры в системе мировой цивилизации; помочь сориентироваться в современной социокультурной ситуации.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В ходе изучения дисциплины "Культурология" ставятся следующие задачи:

Приобщение студентов к достижениям мировой культуры. Выработать навыки творческого осмысления ее сущности, основных функций, внутренней логики и закономерностей развития;

определение доминирующих в той или иной культуре ценностей, значений и смыслов, составляющих ее историко-культурное своеобразие;

формирование у студентов способности ориентироваться в многообразии отечественных и зарубежных культурологических учений, среди которых особый интерес представляют теоретические концепции XX века;

рассмотрение проблем социокультурной динамики, типологизации и классификации культур, внутри- и межкультурных коммуникаций, методологии культурологического анализа;

выработка у студентов понимания исторической и социальной обусловленности культурно-исторической деятельности человека;

выявление особенностей культуры современного села, анализ сельскохозяйственного производства, как особого способа культурно-исторического отношения к природе, изучение крестьянства как специфического феномена культуры.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. В результате изучения курса "Культурология" студенты должны:

а)знать:

сущность, структуру, функции и закономерности развития культуры;

место культурологии в методологической иерархии социально-гуманитарных наук;

основные этапы развития культурологической мысли;

типологию культур, критерии ее типологизации и периодизации;

сущность проблемы культурогенеза и теории, объясняющие появление культуры;

основные этапы истории мировой и отечественной культуры и их характерные черты;

главные проблемы современной культуры;

содержание основных понятий культурологии.

б)уметь:

самостоятельно анализировать явления культуры с использованием полученных знаний;

расширять свой культурный кругозор путем знакомства с достижениями культуры разных стран народов;

активно участвовать в охране и использовании культурного наследия русского и других этносов России

легко адаптироваться к незнакомым культурным условиям;

самостоятельно оценивать незнакомые культурные явления;

рассматривать агросферу и сельскохозяйственную деятельность как объекты социокультурного анализа

в)иметь представление:

о структуре и функциях культуры, способах взаимоотношения культуры, общества и конкретной личности;

об основных культурологических концепциях;

о критериях и проблеме типологизации культур, опасностях универсализма, этноцентризма и национализма, возникающих при анализе частных культур;

об основных элементах единого поля культуры и процессах их влияние на социализацию и деятельность индивида;

о многообразии национальных и этнических культур;

о специфике становления западной цивилизации;

о процессе формирования русской культуры и ее специфических чертах

о трансформации российской социокультурной действительности и влиянии, оказываемом на нее мировой культуры

о глобализации культуры и способах культурного взаимодействия в современной ситуации

о причинах и последствиях глобальных проблем

В ходе обучения применяются следующие формы учебного процесса: лекции и практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа. В качестве метода проверки знаний будет практиковаться устный опрос сту­дентов, написание контрольных работ по предложенным темам, подготовка и защита рефератов, докладов, по предложенным темам.

По итогам изучаемого курса студенты сдают экзамен.

Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо

для изучения данной дисциплины

Данная программа рассчитана на студентов первого курса. Исходный уровень знаний не подразумевает знакомства с той или иной конкретной дисциплиной, однако предполагается, что общие знания студента соответствуют выдвигаемым для выпускника старших классов общеобразовательной школы, в особенности в рамках дисциплин: история, история отечества, русская и зарубежная литература, мировая художественная культура, философия.

Наименование дисциплины

Наименование разделов /тем/

1. Философия

1. Формирование учений о культуре.

2. Культурологические концепции ХХ века.

3. Объект и субъект культуры

2.История

1. Исторические типы культуры.

2. Исторические типы взаимодействия природы и культуры

3. История культуры

3. Социология

1. Культура и общество.

2.Культурные ценности и нормы.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(лекционный курс)

(дидактические единицы выделить курсивом)

  1. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  2. Библиографический указатель изданий сгпи, поступивших в библиотеку сгпи за II-III кварталы 2009 г

    Библиографический указатель
    Даугавет И.К. Теория приближенных методов. Линейные уравнения / И. К. Даугавет. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 288 с.: ил. - ISBN 5-94157-737-0: 125-00.
  3. Труды преподавателей взфэи

    Библиографический указатель
    Реализация непрерывного образования в системе: "школа - колледж - вуз" : сб. докладов и выступлений по материалам науч.-практ. конф. 16 апр.
  4. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников [Текст] / Е. А. Александрова

    Документ
    Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников [Текст] / Е. А. Александрова. - М.: НИИ школ. технологий, 2010. - 335, [1] с.
  5. «Бюллетень» (7)

    Бюллетень
    Алгебра и геометрия: методические указания к решению задач: учебно-методическое пособие по спецю 230105 Программное обеспечение вычислит. техники и автоматизир.

Другие похожие документы..