Программа дисциплины «коммерческое товароведение и экспертиза товаров» для специальности 061400 «Коммерция»

Значение и задачи коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.

  • Основные категории товароведения. Раскрытие сущности терминов «товар», «потребительная стоимость товара», «качество товара», «информация о товаре».

  • «Модель исходной ситуации», как фактор оптимизации качественных и ассортиментных параметров товаров.

  • Классификация: общие принципы и правила. Использование классификации в коммерческой деятельности.

  • Фасетный и иерархический методы классификации, их использование в товароведении коммерческой деятельности.

  • Классификаторы: виды, значимость, использование в коммерческой деятельности.

  • Кодирование продукции: значимость, использование в коммерческой деятельности.

  • Штриховое кодирование: определение, значимость, перспективы использование.

  • Ассортимент товаров: определение, понятие, виды; показатели ассортимента.

  • Показатели ассортимента товаров: широта, полнота, обновляемость, стабильность, структура.

  • Потребительские свойства товаров, их классификация, связь с естественными свойствами товаров.

  • Качество товаров: понятие, определение, технические и экономические аспекты.

  • Качество товаров: номенклатура потребительских свойств и показателей качества, значимость и весомость отдельных показателей.

  • Номенклатура показателей качества товаров и их группировка; комплексные и единичные показатели.

  • Методы определения показателей качества товаров (количественные, качественные, статистические и др.).

  • Интегральный показатель качества, его сущность, метод определения.

  • Уровень качества товаров; оптимальный уровень качества товаров, его сущность и диалектичность.

  • Методы оценки уровня качества товаров (дифференциальный, комплексный, смешанный).

  • Контроль качества товаров на производстве: входной, операционный, приемочный. Сорт изделия. Уровень дефектности.

  • Контроль качества товаров в торговле: в процессе приемки, на этапе подготовки к продаже.

  • Экспертиза товаров: предмет, цели, задачи; объекты и методы экспертизы.

  • Виды и разновидности товарной экспертизы, области их применения.

  • Правовая и нормативная база товарной экспертизы.

  • Методы испытаний: классификация, преимущества и недостатки различных методов испытаний.

  • Потребительская экспертиза товаров и возможности её использования в коммерческой деятельности.

  • Организация проведения экспертизы товаров, основные этапы ее проведения. Порядок составления заключения.

  • Идентификация товаров: виды, средства, методы. Особенности идентификации отдельных групп и видов продовольственных товаров.

  • Идентификация товаров: виды, средства, методы. Особенности идентификации отдельных групп и видов непродовольственных товаров.

  • Фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов продовольственных товаров. Последствия фальсификации.

  • Фальсификация товаров: виды, средства, способы. Особенности фальсификации отдельных групп и видов продовольственных товаров. Последствия фальсификации.

  • Факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

  • Факторы, влияющие на сохранение качества товаров (на примере отдельных групп или видов товаров).

  • Факторы, стимулирующие качество товаров.

  • Влияние сырьевых факторов на качество и конкурентоспособность товаров.

  • Влияние технологических факторов на качество и конкурентоспособность товаров.

  • Влияние конструкции на качество и конкурентоспособность товаров.

  • Маркировка и упаковка товаров; требования, виды, идентификационная и информационная значимость (на примере отдельных групп или видов товаров).

  • Хранение продовольственных товаров (отдельных групп или видов) и пути его улучшения.

  • Хранение непродовольственных товаров (отдельных групп или видов) и пути его улучшения.

  • Информация о товаре: требования, виды, средства, возможности использования в коммерческой деятельности.

  • Требования к информации о продовольственных товарах.

  • Требования к информации о непродовольственных товарах.

  • Товарный знак: сущность, индивидуализирующая, рекламная и охранная функции; значимость в коммерческой деятельности.

  • Классификация, ассортимент, потребительские свойства отдельных групп или видов продовольственных товаров.

  • Классификация, ассортимент, потребительские свойства отдельных групп или видов непродовольственных товаров.

  • Анализ (экспертиза) ассортимента и (или) качества отдельных групп или видов продовольственных товаров.

  • Анализ (экспертиза) ассортимента и (или) качества отдельных групп или видов непродовольственных товаров.

  • Градация товаров по качеству (на примере отдельных групп или видов товаров).

  • Качество и конкурентоспособность отчественных товаров и пути их повышения.

    III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

    № п/п

    НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

    ВСЕГО

    (часов)

    Аудиторные занятия (час.)

    Самостоя-тельная работа,

    час

    В том числе

    Лекции

    практические

    1.

    Раздел 1. Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров

    Тема 1. Предмет, цели и методы товароведения

    12

    4

    4

    4

    Тема 2. Ассортимент товаров

    12

    4

    4

    4

    Тема 3. Качество товаров

    12

    4

    4

    4

    Тема 4. Экспертиза товаров

    12

    4

    4

    4

    2.

    Раздел II. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров

    Тема 5. Классификация и ассортимент отдельных групп непродовольственных товаров

    12

    4

    4

    4

    Тема 6. Качество, экспертиза и сертификация отдельных групп непродовольственных товаров

    12

    4

    4

    4

    3.

    Раздел III. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров

    Тема 7. Классификация и ассортимент отдельных групп продовольственных товаров

    12

    4

    4

    4

    Тема 8. Качество, экспертиза и сертификация отдельных групп продовольственных товаров

    18

    6

    6

    6

    ИТОГО:

    102

    34

    34

    34

    I.ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
    • экзамен.

    V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

    1. Рекомендуемая литература (основная)

    1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 1988.*

    2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. - М.: Норма, 1997.*

    3. В.И. Теплов и др. Коммерческое товароведение. - М.: Изд Дом «Дашков и К», 2001.*

    4. Николаева М.А. Товарная экспертиза. – М.: Деловая литература, 1998. *

    5. Хлебников В.И. Технология товаров (продовольственных) – М.: Изд. Дом “Дашков и К”, 2000*

    2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

    1. Законы РФ «О защите прав потребителей» от 09.01.1996.; «О стандартизации» от 10.06.93 г. (в редакции Федерального закона от 27.12.1995); «Об обеспечении единства измерений» от 27.04.93 г.; «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 г. (в редакции Федерального закона от 31.07.98)

    2. Беседин А.И., Ганцов Ш.К. Товароведение меховых товаров, - М.: Экономика, 1991.*

    3. Иванов М.И. и др. Товароведение обувных товаров. – М.: Экономика, 1990.*

    4. Гусейнова Т.С. Товароведение швейных и трикотажных товаров. - М.: Экономика, 1991.*

    5. Вилкова С.А.Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров.- М.: Деловая литература, 2000.*

    6. Дронова Н.Д. Оценка рыночной стоимости ювелирных изделий. - М.: Дело, 1998.

    7. Гордиенко А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. Издание 4-е. - М.: Экономика, 1990.*

    8. Красовский П.А. и др. Товар и его экспертиза. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.

    9. Николаева М.А. и др. Средства информации о товарах. - М.: Экономика, 1997.

    10. Федько В.П. Упаковка и маркировка.- М.: ПРИОР, 1998.

    11. Байдакова Л.И. и др. Товароведение обувных и пушно-меховых товаров. – Киев: Выща школа, 1990.*

    12. Тесленко В.В. Организация торговли драгоценными камнями. Прикладное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.

    13. Бровко А.С. и др. Товароведение пищевых продуктов, - М.: Экономика, 1989.*

    14. Николаева М.А. Товароведение плодов и овощей.- М.: Экономика, 1990.*

    15. Николаева М.А. и др. Идентификация и фальсификация пищевых продуктов. М.: Экономика, 1998.

    16. Родина Т.Г., Вукс Г.А. Дегустационный анализ продуктов. - М.: Колос, 1994.

    17. Сафронова Т.М. Справочник дегустатора рыбной продукции. - М.: ВНИРО, 1998.

    18. Законы РФ, нормативные документы на конкретные виды продукции (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, ТУ, СанПин и др.).

    19. Отраслевые и профессиональные журналы.

    * Издания с грифом Министерства образования Российской Федерации

    1. Рабочая программа п о дисциплине «коммерческая деятельность» Для специальности 061400 «Коммерция

      Рабочая программа
      По окончанию изучения курса «Коммерческая деятельность» студент должен знать теоретические основы дисциплины, а именно: понятие и содержание коммерческой деятельности, организационно-правовые формы торговых предприятий, понятие коммерческой
    2. Учебно-методический комплекс Специальности: 080301 Коммерция (торговое дело) 080502 Экономика и управление на предприятии (торговли) Москва

      Учебно-методический комплекс
      Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Транспортное обеспечение коммерческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
    3. Экономика: отдельные и общие вопросы

      Документ
      Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.

    Другие похожие документы..