Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. История развития психологии.

Психология в Древнем мире и в эпоху средневековья. Формирование психологических концепций в 17-18 в.в. Развитие психологии в 19 в. Психологические школы первой половины 20 в. Основные направления зарубежной психологии.

Тема 2. Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений.

Предмет и методы психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений. Развитие психики в процессе эволюции. Психика человека. Сознание как высшая форма психики.

Тема 3. Психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Понятие деятельности и поведения. Виды мотивационных состояний. Внимание. Ощущения. Восприятие. Мышление. Воображение. Память. Воля. Эмоции. Психические свойства личности и межличностные отношения.

Тема 4. Криминальная психология.

Понятие личности и типология преступников. Психологические теории личности. Психологические факторы формирования преступного поведения личности. Биологические и социальные факторы преступного поведения. Механизм преступного поведения. Психологические особенности несовершеннолетних преступников. Психология преступной группы.

Психологические портреты лиц, совершающих насильственные преступления против личности, преступления сексуального характера, террористов и другие категории преступлений.

Тема 6. Психология уголовного судопроизводства. Психологияпредварительного следствия.

Профессионально-психологические особенности личности следователя. Организационная деятельность следователя. Конструктивная деятельность следователя. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя. Психология коммуникативной деятельности следователя. Моделирование преступной деятельности и личности преступника. Психология осмотра места происшествия. Психология обыска. Психология выемки. Психология опознания. Психология проверки показаний на месте. Психология следственного эксперимента. Психология формирования показаний. Психологические аспекты подготовки следователя к допросу. Психология допроса потерпевших. Психология допроса подозреваемых и обвиняемых. Психология допроса свидетелей. Психология допроса несовершеннолетних. Психологические приемы и ситуации при проведении допроса. Судебно-психологическая экспертиза.

Тема 7. Психологиясудебной деятельности (по уголовным делам).

Психологическая характеристика судебной деятельности. Психология судьи. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства. Судебная речь. Психология деятельности прокурора в суде. Психология деятельности адвоката. Психология деятельности адвоката, как представителя потерпевшего. Последнее слово подсудимого. Психология постановления приговора. Психология суда присяжных.

Тема 8. Исправительная психология.

Предмет и задачи исправительной психологии. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления преступников. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных и осужденных. Изучения личности осужденного. Методы воздействия на осужденного в целях ресоциализации.

Тема 9. Правовая психология.

Социализация личности. Правовая социализация, правосознание и законоисполнительное поведение. Право как фактор социальной регуляции.

Тема 10. Психологические аспекты гражданско-правового регулированияи гражданского судопроизводства.

Гражданско-правовое регулирование как фактор организации социальных отношений. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования. Позиции сторон в гражданском процессе и их коммуникативная активность. Психология межличностного взаимодействия в гражданском процессе.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аминов И.И. Юридическая психология: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (030501) «Юриспруденция» / И.И.Аминов..: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 415 с.

2. Баранов П.П. Юридическая психология: Учеб. пособие для юрид. вузов и фак./ П.П. Баранов, В.И. Курбатов. Ростов н/Д: Феникс, 2004.-572 с.

3. Дмитров А.В. Основы пенитенциарной психологии: Учеб.пособие/ А.В.Дмитров, В.П.Сафронов; Рос. академия образования, Моск.психол. соц. ин-т. М., 2003.-175 с.

4. Еникеев М.И. Основы общей и юридическая психология/ М.И. Еникеев. Спб. и др. Питер, 2005.-319 с.

5. Казанцев В.Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций:/ В.Н. Казанцев; Барнаул. Юрид. институт. Алт. акад. экономики и права. Барнаул: БЮИ МВД РФ. 2004 –ч.2 -202с.

6. Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. М.: Генезис.2005.-606 с.

7. Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учеб.пособие для вузов/ В.А.Образцов, С.Н.Богомолова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.-447 с.

8. Общая психология: Учебник для ст. пед.инст./ Петровский А.В., Брушлинский А.В. М.: Просвещение, 2005.-464 с.

9. Психология и педагогика профессиональной деятельности юриста: Практикум для студентов юрид. фак. М.: Изд-во Моск. Психол.-соц ин-та. 2004.-191 с.

10. Романов В.В.: Юридическая психология: учебник/ В.В.Романов. 2-е изд. перераб. и допол. М.: Юристъ, 2004 -588 с.

11. Сорокотягин И.Н. Психология юриспруденции/ Ассоц. юрид. центр. Спб.: Изд-во Р.Асланова Юрид. центр Пресс, 2006.-449 с.

12. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие: для вузов по специальности «Юриспруденция»/ Ю.В.Чуфаровский. М.: Проспект, 2006.-256 с.

Дополнительная

  1. Антонян Ю.М. Отрицание цивилизации, каннибализм, инцест, детоубийство, тоталитаризм/ Ю.М. Антонян. М.: Логос, 2003.-256с.

  2. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.

  3. Антонян Ю.М. Личность преступника - Personality of criminal/ Ю.М. Антонян, В.Н.Кудрявцев, В.Е. Эминов; Ассоц. «Юрид.центр». СПб.: Юрид.центр Пресс, 2004.-364с.

  4. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления: причины преступности/ Ю.М. Антонян. М.: Камерон, 2006.-304с.

  5. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А. Сексуальные преступления. М., 1993.

  6. Антонян Ю.М. Феномен зависимого преступника/ Ю.М. Антонян, О.В.Леонова, Б.В.Шостакович; под ред. Ю.М.Антоняна; Ин-т гуманитар.образования. М.: Аспект-пресс, 2007.-190с.

  7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступления и наказания./ Ю.М.Антонян, М.И.Еникеев, В.Е.Эминов. М.: Пенантас-Пенаты, 2000.- 451с.

  8. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

  9. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983.

  10. Бартон К. Психология криминального поведения: Пер. с англ./ Курт Бартон. -7-е Междунар.изд. Спб.: прайм-Еврознак: ОЛМА-пресс, 2004. -352с.

  11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1997. – 460с.

  12. Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения/ Б.С. Волков. М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов, 2004.-128с.

  13. Гавло В.К. Судебно-следственные ситуации: психолого-криминалистические аспекты: монография/ В.К. Гавло, В.Е. Клочко, Д.В. Ким; Федеральное агентство по образованию России, Алт.Гос. ун-т, М-во внутренних дел России, Барнаул. юрид.ин-т.-Барнаул: Изд-во Агу, 2006. -225 с.

  14. Еникеев М.И. Психология следственных действий: учеб.практ.пособие/ М.И.Еникеев.М.: Проспект, 2007.- 422 с.

  15. Змановская Е.В. Девиантология:/ Психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская. 2-е изд.испр. М.: Академия. 2004.-288с.

  16. Иванов И.Е. Психология терроризма: предупреждение и пресечение террористических актов: С.Петерб. гос. Ин-т психологии и соц. работы. СПб.: Катея. 2005. - 123с.

  17. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

  18. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976.

  19. Коченов М.М. Судебная психологическая экспертиза. М., 1977.

  20. Китаев, Н.И. Тельцов А.П. Проблема расследования отдельных видов умышленных убийств. Иркутск. 1992.

  21. Криминальная мотивация. М., 1986.

  22. Личность преступника / Под ред. В.Н. Кудрявцева М., 1975.

  23. Психология террористов и серийных убийц: Хрестоматия. Минск: Хорвест, 2004. -399 с.

  24. Ратинов А.Р., Михайлова О.Ю. Жестокость как правовая и нравственно-психологическая проблема. - В кн.: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1985, №42

  25. Самовичев Е.Г. Личность насильственного преступника и проблемы преступного насилия. - В кн.: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1985, №44.

  26. Ситковская О.Д., Конышева Л.П., Коченов М.М. Новые направления судебно-психологической экспертизы: Справочное пособие/ О.Д. Ситковская, Л.П. Конышева, М.М. Коченов. М.: «Юрлитформ», 2000.-160 с.

  27. Ситковская О.В. Аффект: криминально-психологическое исследование. М.: «Юрлитформ», 2001.- 240 с.

  28. Ситковская О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998.

  29. Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии/ О.Ю.Скичко. М.: Юрлитформ. 2006. - 181с.

  30. Суходольский Г.В. Инженерно-психологическая экспертиза дорожно-транспортных происшествий/ Г.В.Суходольский. Харьков: Гуманитарный центр, 2006. -154 с.

  31. Чечетин А.Е. Психологические особенности опроса заподозренных в совершении преступлений: Лекция/ А.Е.Чечетин, В.Ф. Луговик; М-во внутренних дел Рос.Федерации, Барнаул: БЮИ МВД России, 2003. - 25с.

  32. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С-Петербург ,1997.

  33. Михеев Р.И. Невменяемый. Владивосток, из-во ДВГУ. 1992

  34. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

  1. Классификация эмоций. Высшие эмоции и чувства. Роль эмоций и чувств в динамической регуляции поведения человека.

  2. Психология очной ставки.

  3. Особенности поведения в состоянии аффекта. Сужение сознания. Стадии аффекта, его виды.

  4. Опознание как узнавание, осуществляемое в рамках процессуальной регламентации. Психология узнавания.

  5. Учет и регуляция эмоциональных состояний в следственной и судебной практике.

  6. Определение способностей, знаний, умений и навыков, проявляющихся в действиях, проверяемых путем следственного эксперимента.

  7. Понятие воли. Воля как сознательная регуляция деятельности и поведения.

  8. Психология проверки показаний на месте.

  9. Волевая регуляция деятельности в конфликтных условиях. Непатологические нарушения волевой регуляции.

  10. Активизация мнемической деятельности, использование «опорных пунктов» места происшествия для реконструкции последовательности событии.

  11. Регуляция волевых состояний в процессе расследования преступлений.

  12. Предмет. Задачи и компетенция судебно-психологической экспертизы. Поводы назначения судебно-психологической экспертизы.

  13. Понятие о личности. Человек как индивидуальная личность и индивидуальность. Психологические теории личности.

  14. Требования к формулировке вопросов, разрешаемых судебно-психологической экспертизой. Комплексные экспертизы.

  15. Темперамент. Учет его в правоохранительной деятельности.

  16. Психологические особенности исследования доказательств в процессе судебного следствия. Деятельность суда по выявлению психологических сторон события преступления и особенностей подсудимого.

  17. Способности, их учет в деятельности следователя, судьи.

  18. Психологические особенности судебных действий.

  19. Динамический стереотип как нейрофизиологическая основа навыков и реактивного поведения.

  20. Психология допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.

  21. Проблема профессиональной подготовки к юридической деятельности, роль психологической науки.

  22. Коммуникативный, познавательный, удостоверительный аспекты деятельности судьи, обвинителя и адвоката.

  23. Характер: понятие, структура, классификация черт характера по системам устойчивых отношений личности, волевым, эмоциональным и интеллектуальным особенностям. Типы характера и стили поведения. Формирование характера и перестройка характерологических свойств личности.

  24. Личные качества и особенности мышления судьи, государственного обвинителя и адвоката.

  25. Учет психологических свойств личности в следственно практике.

  26. Психология общения.

  27. Изучение личности осужденного, его отношения к определенной судом мере наказания. Задачи исправительной, ресоциализирующей деятельности.

  28. Судебная речь как разновидность официального общения. Психологическое воздействие в процессе общения. Убеждение и общение.

  29. Система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью его ресоциализации.

  30. Психологическая совместимость личности в социальных группах.

  31. Психологические особенности организации труда осужденных как основного средства перестройки личности.

  32. Понятие социального адаптированного поведения.

  33. Функциональная и структурная организация коллектива осужденных.

  34. Формирование правосознания. Уровни правосознания. Массовое, групповое и индивидуальное правосознание.

  35. Психологические проблемы социальной реадаптации отбывших наказание, подготовка их жизни на свободе. Устранение факторов, способствующих повторному преступлению.

  36. Предмет и задачи психологии. Значение психологических знаний в повышении эффективности правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

  37. Понятие личности преступника. Типология личности преступника.

  38. Деформация ценностно-нормативной системы личности преступника. Механизм преступного поведения.

  39. Роль учения Сеченова, Павлова в развитии психологической науки.

  40. Детерминация преступного поведения. Взаимодействие объективных и субъективных факторов преступного поведения.

  41. Соотношение физического и психологического. Строение и функция центральной нервной системы.

  42. Групповые роли, их иерархия. Руководитель группы и руководители отдельных функций группы. Психология соучастия в групповом преступлении.

  43. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем. Функциональные системы по Анохину П.К.

  44. Психологические особенности следственной деятельности.

  45. Психологические процессы, их роль в следственной, судебной деятельности.

  46. Психологические аспекты раскрытия преступлений.

  47. Краткая характеристика зрительных, слуховых, тактильных и двигательных ощущений.

  48. Психологическая характеристика проблемно-поисковых ситуаций. Типы проблемно- поисковых ситуаций.

  49. Понятие восприятия. Классификация восприятий. Общие закономерности восприятия.

  50. Психологическая характеристика возможных «конфликтных ситуаций» в процессе расследования.

  51. Проявление закономерностей восприятия в формировании свидетельских показаний.

  52. Целенаправленность восприятия и особенности мыслительной деятельности
    следователя при осмотре места происшествия и освидетельствовании.

  53. Наблюдение и наблюдательность. Наблюдательность следователя при производстве отдельных следственных действий.

  54. Психологическая характеристика маскировки и демаскировки следов преступления.

  55. Понятие мышления. Классификация явлений мышления. Мыслительные операции.

  56. Обыск как поисковая деятельность. Психология прячущего и ищущего. Ориентировочная основа поисковой деятельности следователя в различных типовых ситуациях. Учет индивидуально-психологических особенностей обыскиваемого. Психологическое значение предварительных действий на месте обыска.

  57. Формы мышления. Дискурсивное и творческое мышление. Общие закономерности мышления. Анализ и синтез как взаимосвязанные существенные стороны мышления.

  58. Наблюдательность и рефлексивность мышления следователя и обыскиваемого.

  59. Раскрытие преступлений как эвристическое решение нестандартных задач в проблемных ситуациях.

  60. Психологические особенности обыска в помещении и на месте.

  61. Роль интуиции в следственной деятельности.

  62. Особенности восприятия, запечатления, сохранения и воспроизведения, влияющие на предварительность и полноту показаний.

  63. Понятие воображения. Роль воображения в мотивации поведения. Формы воображения. Виды воображения. Функции воссоздающего и творческого воображения.

  64. Психологические особенности допроса обвиняемых и подозреваемых.

  65. Роль реконструктивного воображения в следственной практике.

  66. Правомерное психическое воздействие с целью получения правдивых показаний.

  67. Понятие памяти. Классификация явлений памяти. Формы памяти. Процессы памяти. Виды памяти. Типы памяти.

  68. Психологические особенности допроса потерпевших.

  69. Закономерности непроизвольного и произвольного запоминания.

  70. Психологические особенности допроса несовершеннолетних потерпевших.

  71. Проявление и использование закономерностей памяти при допросе. Приемы оказания мнемической помощи в следственной практике.

  72. Психологические особенности допроса свидетелей.

  73. Психологические особенности допроса несовершеннолетних свидетелей.

  74. Психологические особенности допроса несовершеннолетних преступников.

  75. Стереотипы подросткового поведения. Делинквентное поведение как система незначительных правонарушений. Психологические особенности подростковой преступности.

  76. Организация жизнедеятельности предварительно заключенных (СИЗО).

  77. Профессионально-психологические особенности личности следователя.

  78. Психологическая характеристика женщин, отбывающих наказание в ИТУ.

  79. Воображение, виды и роль воображения в деятельности субъектов правоохранительных органов.

  80. Мотивация правопослушного поведения.

  81. Предмет, задачи и система юридической психологии.

  82. Психические состояния, свойства и процессы, присущие лицам, обвиняемым в убийстве.

  83. История отечественной психологии.

  84. Судебно-психологическая экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий.

  85. Психология деятельности прокурора в суде. Речь прокурора.

  86. Поводы обязательного назначения СПЭ и постановка вопросов перед СПЭ.

  87. Психология деятельности адвоката как представителя потерпевшего. Речь адвоката.

  88. Психология подсудимого на этапе «последнее слово подсудимого».

  89. Психология предъявления доказательств.

  90. Психология постановления приговора.

  91. Психология допроса организатора преступной группы.

  92. Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства.

  93. Психология допроса в конфликтной ситуации.

  94. Психология суда присяжных.

  95. Психологические состояния. Характеристика. Их роль в следственной и судебной деятельности.

  96. Психология терроризма.

  97. Психология несовершеннолетних правонарушителей.

  98. Психология серийных убийств.

  99. Психология организованной преступности.

  1. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  2. Методические материалы для студентов 2 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 2 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  3. Методические материалы для студентов 4 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Гринчинко Н.Я. (к.ю.н., доцент); Блинова О.А. (к.ю.н., доцент); Игнатовская И.И. (к.ю.н., доцент); Адиханов Ф.
  4. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.
  5. Методические материалы для студентов 6 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Васильев А.А. (к.ю.н., ст. преп.); Филиппова Т.А. (к.ю.н., профессор); Фролова О.С. (к.ю.н., ст. преп.); Маньковская В.И. (к.ю.н., доцент); Молотов А.
  6. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Составители: Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Богатова В.И. (к.ю.н., доцент); Невинский В.В. (д.ю.н., профессор); Маньковская В.И. (к.ю.н., доцент); Прасолова И.
  7. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Составители: Маньковский И.Ю. (к.ю.н., ст. преподаватель), Сорокин В.В. (д.ю.н., профессор), Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент), Якушева Т.В. (к.ю.н., доцент), Дегтярев С.
  8. Методические материалы для студентов 2 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Понятие римского частного права. Отличие частного права от права публичного. Формирование частного права. Дуализм римского частного права. Взаимное влияние и сближение систем римского частного права.
  9. Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения специальности «юриспруденция» (3 семестр 2011/2012 гг.)

    Методические указания
    Методические указания для студентов 2 курса заочного отделения юридического факультета (3 семестр). – Казань: Издательство Института экономики, управления и права «Таглимат», 2011.

Другие похожие документы..