Программа дисциплины Семейное консультирование для направления 030300. 62 “Психология подготовки бакалавра. Автор программы

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет психологии. Кафедра психологии личности.

Программа дисциплины

Семейное консультирование



для направления 030300.62 “Психология” подготовки бакалавра.

Автор программы:

Г.Л.Будинайте, кандидат психологических наук, ст.преподаватель кафедры психологии личности; grzhinabudianyte@

Одобрена на заседании кафедры психологии личности «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Е.Б.Старовойтенко

Рекомендована секцией УМС «Психология” «___»____________ 20 г

Председатель В.А. Штроо

Утверждена УС факультета психологии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Н.В. Антонова ________________________

Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления 030300.62 специальности “Психология” подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Семейное консультирование»

Программа разработана в соответствии с:

.

    • Образовательным стандартом Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики в отношении которого установлена категория «национальный исследовательсикй университет» по направлению 030300.62 специальности “Психология

    • Рабочим учебным планом университета для направления 030300.62 специальности “Психология” подготовки бакалавра, специализации «Психология в области обучения и воспитания личности», утвержденным в 2011 г.

.

2Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Семейное консультирование» являются:

В области обучения - усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейного консультирования - прежде всего Системного семейного консультирования- как основы для дальнейшего развития и совершенствования навыков практической работы с семьей, овладения ими соответствующими предметно-специализированными компетенциями.

В области воспитания личности - формирование у студентов коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры, прежде всего в области семейных взаимоотношений и коммуникации между людьми в целом.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Знать историю и современное состояние теории и практики семейного консультирования и собственно классической системной семейной психотерапии как ведущего ее направления; место ССТ в ряду других психотерапевтических подходов; основные школы классической системной семейной терапии, а также особенности терапевтической работы наиболее известных представителей этих школ; основные методологические и теоретические приницпы работы с семьей как с системой; основные методы воздействия используемые в семейном консультировании;

    • Уметь адекватно определять область применения навыков семейного консультанта; ориентироваться в основном перечне семейной терапевтической проблематики и специфики работы с ней;

    • Иметь навыки организации первичного контакта с семьей, построения системной терапевтической гипотезы и передачи «обратной связи» семье; базовые навыки основных методических и технических приемов системного терапевта.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Профессиональные

ИК-Б5.3/6

ИК-Б7.1/7

ИК-Б3.1/2_2.4.1/2_2.5.1/2_4.2

Распознает и описывает професси-онально проблемы и ситуации, требующие применения семейного консультирования;

Демонстрирует знание основных подходов к консультированию семьи;

Распознает различные теории и методы, используемые в семейном консультировании и способен связать их с конкретеной проблемной ситуацией семьи; Демонстрирует навыки системного мышления в подходе к проблеме в семье;

Применяет имеющиеся базовые навыки работы с семьей в ситуации первичного приема;

Обосновывает профессиональное заключение (гипотезу) по поводу предьявленной семьей проблемы;

Лекции, систематизация и соответствующее структури-рование лекционного материала; Использование наглядных обучающих материалов – видиозаписи консультативных сессий; выступлений ведущих специалистов в области семейного консульти-рования; отработка навыков системного мышления на игорвых примерах;

Разбор случаев из профессиональной литературы; Проведение практических занятий с отработкой соответствую-щих упражнений, показ «симмулированных» случаев

Социально-личностные

СЛК-Б1

СЛК-Б2

СЛК-Б7

СЛК-Б4

Демонстрирует знание право-вых и этических норм в дея-тельности семейного консультанта;

Осознает и учитывает социально-культурный аспект в семейном консультировании;

Осознает необходимость принимать решения в нестандартных ситуациях в консультировании;

Демонстрирует навыки социального взаимодействия, понимает принципы разрешения семейных конфликтов;

Лекционный материал, дискуссионное обсуждение на семинарах;

Использование в обуче-нии материалов, демонс-трирующих навыки консультативной работы с представителями различных культур, этносов;

Изучение случаев, описанных в литературе для изучаемого курса, практические упражнения;

Системные

СК-Б2

СК-Б8

СК-Б9

СК-Б1

Способен применять получен-ные знания и базовые навыки на практике;

Применяет навыки работы в команде (консультирование, супервизия)

Демонстрирует способность грамотно строить коммуникац-ию, исходя из целей общения;

Распознает ситуации необходи-мости получения дополнитель-ной информации, обучения, обретения недостающих практических навыков;

Практические упражене-ния и показ примеров консультативной работы преподавателя; навыки супервизии в обсуждении симмулированных случаев и ировых упражнений;

Практические упражен-ения, групповая работа и обсуждение «в круге»; консультативная работа преподавателя;

Лекции, в особенности, информирующие о переч-не и специфике проблем в семейном консультирова-нии, знакомство с переч-нем школ и направлений, работающих с семьей, демонстрация профессиональной работы преподавателем;

4Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку. Для направления 030300.62 «Психология» специализации «Психология обучения и воспитания личности» она является дисцплиной по выбору.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

«Основы психологического консультирования», «Психология межличностного диалога»;

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

    • Знать теоретические основы психологического консультирования и грамотно оперировать основными понятиями, используемыми в психологическом консультировании;

    • Применять метод сравнительного анализа психотерапевтических и консультационных подходов;

    • Обладать базовыми компетенциями психолога-консультанта.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

«Основные направления современной психотерапии"; «Человеко-центрированный подход и современная семейная психотерапия»; «Мастерство психологического консультирования», «Основы психотерапии»

5Тематический план учебной дисциплины

Раздел 1. Введение в семейное консультирование

Всего

часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.1

Общее представление о Семейной психотерапии

3

1

2

1.2

История становления

Семейной терапии и консультирования

18

2

4

8

Раздел 2. Представление о семье как системе

2.1

Методологические основания Системной семейной терапии

10

2

8

2.2

Основные параметры семейной системы. Жизненный цикл семьи

4

2

2

2.3

Представление о расширенной семье и

Семейная история

7

1

2

4

Раздел 3. Основные направления классической системной семейной психотерапии

3.1

Структурный подход

8

2

6

3.2

Стратегический подход

11

2

3

6

3.3

Миланская школа

11

2

3

6

Раздел 4. Основные методы работы с семьей

4.1

Основные методологические принципы работы с семьей.

3

1

2

4.2

Основные методические приемы и методы воздействия в работе с семьей

8

4

4

Раздел 5. Специфика консультативной работы с основными видами семейных проблем

5.1

Консультирование семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания.

7

1

6

5.2

Консультирование семей с нарушением детско-родительских отношений

8

1

1

6

5.3

Консультирование разводящейся семьи

7

1

6

5.4

Использование в семейном консультировании методов других психотерапевтических школ

7

1

6

Всего

108

18

18

72

  1. Программа дисциплины «Психология семейных отношений» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы программы

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психология семейных отношений».
  2. Программа дисциплины «Основы психологического консультирования» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    понимание студентами истории становления психотерапевтической теории и практики, основных предпосылок возникновения практики психологического консультирования,
  3. Программа дисциплины «Психодиагностика личности» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор Шумский В. Б. E-mail: vshymsk@hse ru (1)

    Программа дисциплины
    эффективными практическими способами получения и интерпретации информации о личности как в процессе непосредственного взаимодействия, так и на основе бесконтактного ее изучения.
  4. Программа дисциплины «Психодиагностика личности» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор Шумский В. Б. E-mail: vshymsk@hse ru (2)

    Программа дисциплины
    формирование умения выбирать адекватный инструментарий для решения различного рода практических (психологическое консультирование), теоретических и исследовательских задач.
  5. Программа дисциплины «История, теория и практика психологического консультирования» для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Автор Орлов А. Б. E-mail

    Программа дисциплины
    Айви А.Е. Айви М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевтический колледж, 2 . – 487 с. (Введение, главы I, IV-V, VIII, X).
  6. Программа дисциплины «Психология семейных отношений» для направления 030300. 62 «Психология»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины «Психология семейных отношений» для направления 030300.62 - «Психология» подготовки бакалавра
  7. Программа дисциплины Психодиагностика для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра Авторы: А. Г. Шмелев, С. Р. Пантилеев, А. Г. Ларионов

    Программа дисциплины
    Курс «Основы психодиагностики» отвечает насущным потребностям научной и практической психологии. Психодиагностические методы служат основным инстурментам исследования в области психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии),
  8. Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521000 (030300. 62) «Психология»

    Программа
    Эволюция взглядов на предмет психологии. Душа, сознание, поведение, бессознательное, личность, психика, деятельность как предмет психологии на различных этапах ее развития.
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (6)

    Основная образовательная программа
    3.2. Методические указания. Введение в технологию обучения СГА (дополнительный курс). Студенческие учебно-научные и творческие работы. Основные правила оформления ….

Другие похожие документы..