Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра философии

Человек. Религия. Право.

Религиозный экстремизм:
истоки, сущность и проблемы
противодействия

Сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции

Екатеринбург

2011

ББК 66.4(0),304

Ч391

Ч391

Человек. Религия. Право. Религиозный экстремизм: истоки, сущность и проблемы противодействия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2011. – 234 с.

Рецензенты:

В. Б. Куликов, доктор философских наук, профессор, полковник милиции, начальник кафедры педагогики и психологии УрЮИ МВД России;

С. Г. Банных, кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин УрИ ГПС МЧС России

Редакционная коллегия:

Председатель:

П. Е. Суслонов, начальник кафедры философии УрЮИ МВД России, кандидат философских наук, доцент;

Заместитель председателя:

Е. В. Зарубина, доцент кафедры философии УрЮИ МВД России, кандидат философских наук, доцент;

Редактор:

С. А. Коршунова, старший редактор ОН и РИО УрЮИ МВД России

Материалы сборника могут быть использованы в научных исследованиях, практической деятельности сотрудников правоохранительных органов и органов государственной и муниципальной власти, в преподавании социально-гуманитарных, философских и юридических дисциплин в высших учебных заведениях.

Рассмотрен на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 3 от 16 марта 2011 г.).

Издается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России.

ББК 66.4(0),304

© Коллектив авторов, 2011

© Уральский юридический институт
МВД России, 2011

Предисловие

Представляемый вашему вниманию сборник носит традиционный характер, т. к. ежегодно на протяжении восьми лет кафедра философии УрЮИ МВД России проводит конференцию «Человек. Религия, Право». Это обусловлено основными направлениями научных изысканий ее профессорско-преподавательского состава. В 2011 г. основной акцент в работе конференции сделан на проблемах исследования феномена религиозного экстремизма.

Для участия в сборнике были приглашены религиоведы, философы, историки, юристы: преподаватели, научные сотрудники, курсанты и студенты Академии управления МВД России (г. Москва), Уральского юридического института МВД России (г. Екатеринбург), Волгоградской академии МВД России, Челябинского юридического института МВД России, Уфимского юридического института МВД России, Воронежского юридического института МВД России, Новосибирского государственного университета, Тюменского государственного университета, Белгородского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета, Уральского федерального университета (г. Екатеринбург), Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург), Сибирского государственного университета путей сообщения (г. Новосибирск), сотрудники Главного управления МВД России по Свердловской области.

Авторы сборника посвятили свои публикации следующим проблемам:

  • Феномен религиозного экстремизма как предмет междисциплинарных исследований.

  • Понятие нормы и девиации в религиозной сфере.

  • Взаимосвязь религии и права.

  • Конструктивный и деструктивный потенциал религиозных вероучений и практик.

  • Проблемы формирования духовности в условиях современного российского общества.

  • Религиозная безопасность личности, общества и государства.

  • Роль религиозных объединений в профилактике и противодействии религиозному экстремизму.

  • Проблема криминального и деструктивного аспектов в деятельности ряда религиозных объединений.

  • Разработка и совершенствование законодательства в сфере свободы совести и свободы вероисповедания как средство противодействия религиозному экстремизму.

  • Проблемы профилактики и ответственности за правонарушения на этнической и религиозной почве.

Часть 1.
Философские и научно-теоретические проблемы
изучения феномена религиозного экстремизма

М. О. Акишин

доктор исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник
Лаборатории гуманитарных исследований
Новосибирского государственного университета

Реформация и право Европы XVI–XVII вв.:
исторический опыт и современность

Потенциал императивной нормы современного международного права – принципа сотрудничества – до сих пор не реализован в полном объеме. Еще в начале 1990-х гг. американский политолог С. Хантингтон обозначил как одну из основных проблем современного мира проблему «столкновения цивилизаций», наиболее зримым проявлением которого является противостояние христианской и исламской цивилизаций.

При анализе состояния и перспектив разрешения этих противоречий следует учитывать исторический опыт. В частности, в истории самого Запада был период острейшего религиозного противостояния. Речь идет о периоде Реформации и религиозных войн XVI–XVII вв. В рамках заявленной темы хотелось бы рассмотреть вопросы отражения экономических и социально-политических реалий Европы в философии права протестантов, ее влияния на реформы национального права и формирование международного права. Впервые эти проблемы были поставлены Г. Дж. Берманом.

Эпоха великих географических открытий XV–XVI вв. привела, с одной стороны, к становлению буржуазных отношений, с другой – к появлению национальных государств и кризису теории единства христианского мира под главенством германского императора и римского папы. Эти процессы сопровождались духовным обновлением Европы – Возрождением и Реформацией.

В 1517 г. Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами. Ни один священнослужитель, заявил он, не вправе встать между Богом и душой человека, ищущей прощения грехам. Следовательно, церковь не имеет права устанавливать законы. В 1521 г. он публично сжег папскую буллу, по которой отлучался от церкви, после чего император и имперский рейхстаг объявили Лютера вне закона. Но в 1529 г. занявшие сторону Лютера князья и представители городов «опротестовали» императорские указы (именно от этого «протеста» произошел термин «протестантизм»).

Немецкие реформаторы XVI в. были не только богословами, но и профессиональными юристами. Лютер (1483–1546) получил юридическое образование в Эрфуртском университете. Филипп Меланхтон (1497–1560), друг и коллега Лютера, преподавал богословие и римское право. Иоханн Ольдендорп (1480–1567), один из последователей Лютера, изучал право в Ростокском и Болонском университетах, преподавал римское право и гражданскую процедуру.

В основе философии права Лютера лежит разработанная им теория двух царств – небесного и земного. Небесное царство основано на вере. Земное царство – на разуме. Такое различение позволяло Лютеру, с одной стороны, развенчивать разум как «блудницу дьявола», когда он вторгается в небесное царство; с другой стороны, говорить о разуме как о «необходимом проводнике в жизни и научении», когда он удерживается в границах земного царства. «Политика и экономика, – писал Лютер, – подчинены разуму… В нем сосредоточены гражданские законы, гражданская справедливость». Долг христиан – выполнять работу Бога в земном царстве на основе принятия Десяти заповедей в качестве божественного и естественного права. Лютер доказывал: гражданский правитель получает власть от Бога и служит Его наместником в земном царстве.

Учение Лютера развил Меланхтон. Он учил, что Бог вложил в каждого человека определенные «элементы знания» и суммировал их сущность в Десяти заповедях, которые разделил на две группы. В первую вошли три заповеди, касающиеся отношения человека с Богом, т. е. небесным царством. Во вторую – остальные семь, касающиеся связей личности с обществом, т. е. земным царством. Меланхтон выводил из Десяти заповедей обязанность государства «поддерживать внешнюю дисциплину, благоразумие и мир, в согласии с божественными заповедями и разумными законами страны», что стало фундаментом теории уголовного и гражданского права. В области уголовного права он побуждал правителей издавать всеобъемлющие законы, которые определяли бы и запрещали «все виды преступлений против личности или собственности другого человека». В области гражданского права правители обязаны были регулировать различные типы общественных отношений (вещных, договорных, семейных и др.), которые ранее подлежали юрисдикции католической церкви.

Еще более систематично к этому вопросу подошел Ольдендорп. Он учил, что законы, изданные гражданскими властями, подчинялись законам, которые были утверждены в сердце человека Богом и распознавались совестью. Он выделял три ступени, или уровня, права: божественное, естественное и человеческое. Божественное право он ограничивал законами, установленными в Библии. Закон внутри людей, или естественный закон, он выводил не из человеческого разума, а также из Библии. Гражданский разум, который подвластен личности, действует в области государственного позитивного права. Однако и это право выводится в конечном счете из Священного Писания.

Ольдендорп возводил все законы об устроении земного царства к Четвертой заповеди («почитай отца твоего и матерь твою»), ибо государь есть родитель; все уголовное законодательство – к Пятой («не убий»); законы о частной собственности – к Седьмой («не укради»); процедурные нормы – к Восьмой («не произноси ложного свидетельства»); законы о семье – к Десятой («не желай… жены ближнего»); налоговое законодательство – к заповеди возлюбить ближнего как самого себя. Ольдендорп особенно подчеркивал важность Седьмой заповеди («не укради»), в которой усматривал «исток всего гражданского права», включая как имущественное, так и договорное право. Таким образом, Ольдендорп рассматривал позитивные законы Германии своего времени как установленные Богом.

Немецкие реформаторы разработали учение о задачах закона. Лютер указал два назначения закона. Первое – удерживать народ от дурного поведения угрозой кар. Лютер называет это «гражданским» или «политическим» назначением закона. «Суровое и строгое гражданское правление, – писал Лютер, – необходимо в мире, чтобы мир не был разрушен, не исчезло миролюбие, не уничтожилась торговля и не понесла ущерба общая польза». Он подчеркивал, что для поддержания порядка важно иметь точные правовые предписания – не только с тем, чтобы выявлять правонарушителей, но и с тем, чтобы держать в узде должностных лиц, по природе склонных злоупотреблять властью.

Лютер постулировал, что государство и его законы установлены Богом и обладают вторым, еще более важным, «духовным» назначением. Естественное право, как и выводимые из него гражданские законы, служит осознанию людьми своего долга – полностью предаться Богу и ближнему, и в то же время дает им понять, что они сами, без божественной помощи, абсолютно не способны выполнить этот долг. Таким образом, закон побуждает человека искать Бога.

Меланхтон добавил третье, «педагогическое» или «дидактическое» назначение права. Оно заключалось в том, чтобы наставлять самих верующих, которые нуждаются в законе, чтобы «узнать и иметь свидетельство о делах, угодных Богу». Верующий одновременно является святым и грешником, гражданином небесного царства и гражданином земного царства. Даже величайшие из святых, утверждает Меланхтон, нуждаются в наставлении со стороны естественного права, «ибо их немощь и грех пребывают с ними» и они «все еще отчасти остаются в неведении относительно воли Божьей и взыскуют жизни».

Лютер и другие немецкие протестанты видели в светском государе создателя позитивного права. Но власть немецких князей в XVI в. усиливалась. Меланхтона и Ольдендорп подняли вопрос о том, как удержать правителей от тирании. Они считали, что позитивное право должно соответствовать естественному и божественному, поэтому в исключительных случаях (и если будет доказана необходимость) долг совести христианина – дезавуировать эти законы и отказаться им подчиняться.

Поддержка учения Лютера рядом германских князей объясняется тем, что его богословие отвечало их абсолютистским устремлениям. Каждый князь становился главой церкви в своем княжестве. Под юрисдикцию светских судов подпали дела о ереси, богохульстве, непристойных деяниях и других религиозных и нравственных преступлениях. Секуляризации подверглись каноническое бракоразводное и наследственное право, благотворительные учреждения и другие гражданско-правовые вопросы.

Распространение протестантизма сопровождалось и другими правовыми реформами. Знаменитый немецкий юрист Шварценберг, систематизировавший уголовное право и уголовный процесс в общеимперском кодексе Constitute Criminalis Carolina (Королине, 1532 г.), в конце жизни стал лютеранином. Сокращение церковной юрисдикции привело к расширению компетенции светских властей в той сфере, которую в XVII в. стали относить к полицейскому праву. Попечение о неимущих, защита вдов и сирот, медицинская помощь и иные формы общественной деятельности были преданы светским властям. Протестантские князья стали совершенствовать систему государственной службы и готовить собственных советников, администраторов, судей, дипломатов и др. Университеты и юридическое образование попали под их контроль.

Поддержка князьями учения Лютера привела к гражданской войне. Князья образовали протестантскую Лигу, которая в 1552 г. с помощью Франции нанесла поражение императору. В 1555 г. в Аугсбурге был заключен религиозный мир, благодаря чему каждое из многочисленных княжеств империи могло принять наиболее приемлемую для себя форму религии – католичество или протестантство. Религия, которую избрал князь, должна была стать религией народа, населяющего подвластную ему территорию – cuius regio eius religio («чья земля, того и вера»).

В XVI в. Реформация стала общеевропейским явлением. Лютеранское богословие сыграло значительную роль в освобождении Швеции от датского владычества. В 1523 г. королем Швеции был провозглашен Густав Васа. Победа лютеранского вероисповедания произошла на церковном соборе в Упсале 1593 г. Лютеранская ортодоксия наложила отпечаток на развитие шведского права, ранняя кодификация которого была проведена в 1608 г. в форме Уложения короля Кристофера. Король Карл IX велел приложить к нему дополнение с выдержками из Ветхого Завета и закона Моисеева. Таким образом, положения Ветхого Завета сливались со шведским правом и входили в судебную практику.

Во Франции, Швейцарии, Соединенных Провинциях и Англии получило большое влияние учение французского реформатора Жана Кальвина (1509–1564). Его манифестом стало «Наставление в христианской вере» (1636). Кальвин разделял многие лютеровские доктрины: отрицание власти римской церкви; о Библии как единственном авторитетном источнике; принимал доктрину двух царств. Но его концепция церкви существенно отличалась от лютеранской. Кальвин рассматривал церковь как состоящую из политически независимых местных общин со своим избранным пастырем и старейшинами.

  1. Новые поступления литературы (2)

    Документ
    В обзор включены новые книги, поступившие в фонд общей библиотеки в августе 2011 г. Материал расположен в систематическом порядке по предметным рубрикам: «Психология», «Управление», «Административное право», «Криминология», «Уголовное право» и др.
  2. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути предотвращения

    Реферат
    3. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом. Организационные пути предотвращения религиозного экстремизма.
  3. Пистрякова С. А. Проблемы иммиграции: толерантность против ксенофобий и дискриминации

    Документ
    В лекциях доцента кафедры национальных, федеративных и международных отношений Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Пистряковой С.
  4. Молодежный религиозный экстремизм в современной россии и пути его преодоления (на материалах северо-кавказского федерального округа)

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Санглибаев Абуталиб Алиевич, доктор политических наук, профессор, Карачаево-Черкесский Институт гуманитарных исследований при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики,
  5. Терроризм современная реальность в контексте национальной безопасности Республики Казахстан (Политологический подход к проблеме) Шифр 23. 00. 02. Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

    Диссертация
    Защита состоится 19 декабря 2008 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.21.03 по защите докторской диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук по специальности 23.
  6. Республики Бурятия «Терроризм сущность и противодействие»

    Документ
    Эта новая дата, была установлена в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» от 6 июля 2005 года.
  7. Религиозный фактор в современном терроре (социально-философский анализ)

    Диссертация
    Защита диссертации состоится «22» октября 2009 года в часов на заседании диссертационного совета по философским наукам (Д.212.155.08) при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.
  8. Религиозный фактор и национальная безопасность россии (на материалах Южного Федерального округа)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » декабря 2006 года в часов на заседании диссертационного совета Д.502.006.11 при Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по адресу: 119606, г.
  9. Экстремизм как объект общетеоретического и общеправового анализа 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2010 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д 203.022.02 при Академии экономической безопасности МВД России по адресу: 129329, Москва, ул.

Другие похожие документы..