Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Пожалуй, наиболее важное значение познавательных интересов заключается в том, что они придают изучению учебного предмета позитивную эмоциональную окраску и, следовательно, он субъективно воспринимается учеником как более легкий. Сам процесс усвоения знаний приобретает выраженный личностный характер, усваиваемые знания становятся личностным достоянием школьника, приобретают для него личностную ценность, он стремится к их дальнейшему приобретению, переосмысливает их, связывает с ним своп притязания на успех в настоящем и будущем. Здесь уже явно прослеживается взаимосвязь познавательного мотива с мотивом социальным. И мы можем говорить об ученике как об активном субъекте учебной деятельности.

«Для того чтобы мысль стала подлинным приобретением личности, необходимо, чтобы она не только отразилась в сознании в своем объективном значении, по и приобрела для личности определенный смысл. Такое усвоение возможно тогда, когда знание не только понимается, но и осознается личностью в связи с определенными ее потребностями, интересами, стремлениями, чувствами. Знания открываются тогда как бы не только разуму, но и сердцу. Так усвоенное знание является подлинным знанием: оно становится, как говорит К. Д. Ушинский, "духовной силой, благодаря которой личность начинает иначе смотреть па мир, иначе чувствовать, иначе желать и действовать"»1.

1 Цит. по кн.: Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. — Воронеж, 1996.-С. 121.

Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе_______565

Развитие познавательно-социальной мотивации учения составляет основу формирования активной учебно-познавательной позиции школьника. Эта позиция представляет собой устойчивую систему отношений человека к действительности, основанную на стремлении не только открыть для себя и усвоить новую информацию, приобрести новые знания, понять источники и механизмы явлений и событий, познавать окружающий мир, самого себя и других людей, но и научиться все это делать.

Отсутствие познавательного отношения к действительности, интереса к тем явлениям окружающего мира, которые не имеют непосредственно практического значения, сопровождающееся более или менее выраженным отрицательным отношением познавательной деятельности, свидетельствует об интеллектуальной пассивности (познавательной пассивности), о несформированности собственной активной познавательной позиции школьника.

Интеллектуальная пассивность чаще всего возникает при таком способе обучения, когда знания подаются на уроке в готовом виде (объяснение, закрепление, отсутствие активного поиска). Ученик пассивен, когда механически списывает ход решения с доски, когда, не включаясь в суть обсуждаемого вопроса, слушает ответы товарищей. Постановка вопросов всему классу активизирует не всех, а только тех, кому они понятны, чей темп мыслительной деятельности соответствует темпу фронтального опроса.

Правильная организация учебной деятельности школьников требует разработки и применения на уроке психолого-педагогических средств активизации обучения — системы вопросов и заданий, стимулирующих активную умственную деятельность и вызывающих интерес учащихся. Практика показывает, что более 80 % вопросов учителей требуют от учеников только механического воспроизведения выученного.

Педагоги и психологи предлагают различные типы вопросов, стимулирующих мыслительную активность, например:

♦ вопросы, в которых сталкиваются противоречия между старыми, сложившимися в житейском опыте представлениями и новыми знаниями;

♦ вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это сходство и различие, тем интереснее его обнаружить;

♦ установление причинно-следственных связей;

566___________________________Часть III. Преподавание психологии в школе

♦ выбор, основанный на сопоставлении друг с другом разных вариантов;

♦ вопросы, в которых предлагается подтвердить собственными примерами психологические закономерности.

Но для развития активной учебно-познавательной позиции школьника, конечно, одних вопросов на уроке, даже самых стимулирующих мыслительную деятельность, недостаточно.

Развитие и укрепление позиции школьника требуют организации специально продуманных психолого-педагогических условий проведения урока, которые бы пробуждали и развивали интерес учеников к изучаемому учебному предмету.

При создании благоприятных условий для пробуждения и развития интереса к учению следует учесть нижеследующее.

1. Развитию познавательных интересов способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд вызывает интерес тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

5. Ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе и им самим), тем интереснее ему работать.

Развитию познавательной активности учащихся способствует положительная эмоциональная атмосфера. Эмоциональная атмосфера в классе, прежде всего, связана с атмосферой познавательной. Поддержанные и поощряемые учителем правильные действия, советы, попытки учащихся включиться в обсуждение темы, вопросов способствуют переживаемому ими успеху и не только закрепляют полученные знания и выполненные действия, но и создают благоприятные условия для дальнейшего обучения: успех порождает успех, неудача ведет к неудаче.

Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе_______567

§ 7. Учитель как субъект педагогической деятельности

Специфика профессии учителя — в постоянном общении с детьми и подростками, у которых есть свои права, свое миропонимание, своя убежденность и свои индивидуальные особенности.

Но и каждый учитель индивидуален, уникален, обладает только ему присущими чертами и качествами личности. И чем ярче и самобытней его личность, тем выше его профессиональное мастерство и тем более значительно его влияние на формирующуюся личность ребенка. «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончается его влияние»1.

Учитель психологии в силу своего образования особенно тонко может ощущать и понимать степень своего влияния на ребенка, допустимый предел этого влияния и ответственность за него. Он должен понимать, что важнейшими требованиями к его личности являются требования не только к его профессиональным знаниям, но и к его нравственности.

Пусть ученики в будущем вспоминают учителя психологии (да и других учителей) так, как вспоминает своих учителей писатель Александр Крон: «Это были умные и интеллигентные люди, педагоги по призванию, а не по стечению обстоятельств, я ощущал их влияние, но никогда не ощущал их власти... я никогда не чувствовал себя мокрым комком глины, из которого что-то лепят чужие руки, наоборот, я всегда пребывал в уверенности, что все, что я делаю, я делаю сам. И поэтому мне никогда не бывало скучно»2.

Ведущими сторонами педагогического мастерства являются нижеперечисленные качества.

Умение так организовать деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои склонности, интересы, способности. «Развивая мысль в речи, надо сперва схему ее вложить в ум слушателя, потом в наглядном сравнении предъявить ее воображению и, наконец, на мягкой лирической подкладке осторожно положить ее на слушающее сердце, и тогда слушатель — ваш военнопленный и сам не убежит от вас, даже когда вы отпустите его на волю, останется вечно послушным вашим клиентом»3.

Понимание того, что ребенок может по-настоящему включиться в работу, если задачи, которые стоят перед ним в ходе учебной дея-

1Лоуренс Дж. Питер. Принцип Питера. — М., 1990. — С. 35.

2Кроя А. Вечная проблема. — М., 1965. — С. 37, 63.

:!Ключевский В. О. Тетрадь с афоризмами. — М, 2001. — С. 278.

568___________________________Часть 111, Преподавание психологии в школе

тельности, им поняты, внутренне приняты, приобрели личностную значимость для него, нашли отклик и опорную точку в его переживаниях.

Обладание способностью «видеть» ребенка — уметь различать даже в некоторых отрицательных проявлениях детской активности те возможные достоинства, которые при умелом и внимательном подходе могут в дальнейшем дать позитивные результаты.

Понимание того, что нет ученика, которого не за что было бы полюбить.

Речь учителя должна будить мысль и поддерживать ее в состоянии бодрствования. «Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую»1.

На уроке важно не только что сказать, но и как сказать. А. С. Макаренко отмечал, что педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса, и в управлении своим лицом. Представляя свой опыт, он говорит о том, что сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками.

Умение учителя разнообразить интонацию речи (от медленного темпа при раздумье до быстрой порывистой речи при быстрой смене мыслей) помогает удерживать внимание учащихся. Небольшая доля юмора сообщает особую привлекательность изложению материала.

Дикция учителя, четкость произношения и построения фраз формируют культуру речи школьников. Помните, у А. П. Чехова в «Скучной истории» старый преподаватель говорит: «...Я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива»2.

Стремление создать в классе для общей творческой работы атмосферу любви, бодрости, взаимного уважения.

Способность пробуждать мышление учащихся, раскрывать перед ними перспективу знаний. Не бояться сообщать ученикам свои сомнения, чтобы приучать их к критическому мышлению. Режиссер Г. М. Козинцев говорил своим студентам: «Режиссуре научить невозможно. Поэтому я попытаюсь научить вас думать. А если вам удастся освоить этот процесс, то до всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом»3.

1Ключевский В. О. Тетрадь с афоризмами. — М., 2001. — С. 278.

2Чехов А. П. Скучная история // Собр. соч.: В 12 т. — М., 1953. Т. 6. — С. 277.

3 Цит. по кн.: Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. — М., 1997. — С. 23.

Психолого-дидактические аспекты преподавания психологии в школе_______569

Умение заражать класс своей «умственной взволнованностью». Учитель заражает учащихся интересом к миру вообще и к миру знаний в частности. Он не может оставаться бесстрастным по отношению к тому учебному предмету, который он преподает. Л. Н. Толстой отмечал, что если хочешь наукой воспитать ученика, то люби свою науку и знай ее. Тогда и ученики полюбят и тебя, и науку, и ты воспитаешь их.

Способность удивить, заинтересовать, поразить новым и неожиданностью своего сообщения — важное педагогическое качество. Н. В. Гоголь утверждал, что память людей лучше всего удерживает те сведения, которые поразили их воображение.

Желание и умение избегать тусклой, маловыразительной речи. Шутка, острота, веселая остроумная цитата, меткое, забавное слово — должны иметь место в объяснении даже очень серьезного учебного материала.

Понимание того, что ученики постоянно в большей или меньшей степени испытывают влияние личностной индивидуальности учителя — его ожиданий, ценностей, интеллектуальных и творческих способностей, характера и пр. Поэтому важным профессиональным качеством учителя является его адекватная самооценка и умение понять ученика в контексте его собственных особенностей.

Ученым удалось выявить зависимость между академическими достижениями, уровнем развития способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциалом, то: ♦ способные, творчески развитые ученики добиваются блистательных успехов;

♦ ученики с менее развитыми способностями оказываются в «загоне», их академические результаты обычно не велики.

Если учитель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способности», то:

♦ школьники с яркими творческими способностями не раскрываются, не реализуют своих возможностей;

♦ успехи учащихся, лишенных творческого блеска, оказываются выше, чем в первом случае.

Учитель вольно или невольно оказывает предпочтение тому психологическому типу по уровню развития творческих способностей, к которому принадлежит сам1.

1Лук А. И. Мышление и творчество. — М., 1976.

570___________________________Часть III. Преподавание психологии в школе

Не менее значимы для развития школьников и ожидания учителя по отношению к каждому из них. Такие ожидания Р. Берне называет «эффектом Пигмалиона»1.

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031 (педагогика и психология).
  3. Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь

    Программа
    Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области.
  4. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

    Программа
    Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современ­ной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную
  5. Социально-экономических и политических процессов

    Список учебников
    Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061 «Государственное и муниципальное управление»
  6. Гендерная (1)

    Документ
    В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
  7. Гендерная (2)

    Документ
    Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3.
  8. Гендерная (3)

    Документ
  9. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (4)

    Документ
    Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст] : [метод. пособие по первич. специфич. и неспецифич. профилактике] / В.А.Ананьев. - СПб.: Речь, 2007.

Другие похожие документы..