Учебно-методический комплекс к дисциплине проблемы психологии трудновоспитуемых детей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор __________ Л.М. Гура

«___»_____________2009г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС к дисциплине

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ТРУДНОВОСПИТУЕМЫХ ДЕТЕЙ

специальноать: Дошкольное воспитание. Практическая психология (ДВП4)

Севастополь

2009

I. ОПИСАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей»

Группа ДВП4

Курс IV

Подготовка бакалавров

Направление, специальность, образовательно-квалификационный уровень

Характеристики учебной дисциплины

Количество кредитов - 2

Количество модулей - 1

Количество содержательных модулей - 1

Количество часов - 72

Недельных часов - 2

Шифр и название направления 0101

«Педагогическое образование»

Шифр и название специальности 6.010101 «Дошкольное образование»

6.030103 «Практическая психология»

Образовательно-квалификационный уровень - Бакалавр

Обязательная

Год подготовки – 4

Семестр – 7

Лекций - 18

Практических - 12

Самостоятельных – 35

Индивидуальных занятий – 7

Вид контроля: контрольная работа, зачет

II. ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение основных психологических, социальных детерминант, механизмов и закономерностей трудновоспитуемости, как психолого-педагогической проблемы.

III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» является составной частью фундаментальной подготовки специалиста - практического психолога. Учебная дисциплина «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» помогает студенту понять основные проблемы трудновоспитуемости, очертить круг знаний в области закономерностей возникновения данного явления, выявить причинный комплекс трудновоспитуемости детей и подростков, определить пути коррекции поведения «трудных». Особое внимание в программе уделено:

1. Факторам трудновоспитуемости;

2. Характеристике категорий трудных детей;

3. Методам коррекции поведения «трудных».

Успешность изучения дисциплины «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей» обеспечивается межпредметными связями с другими учебными дисциплинами: возрастной психологией, педагогической психологией, физиологией, юридической психологией, антропологией, демографией, социологией и др. Программа курса предполагает активное творческое восприятие получаемой информации, большой объем самостоятельной работы студентов. В результате изучения дисциплины студенты:

- должны знать:

  1. Основные понятия и термины курса;

  2. Основы специальной психологической теории трудновоспитуемости;

  3. Теоретические подходы, объясняющие феномен трудновоспитуемости;

  4. Типологию категорий «трудных» детей и подростков;

  5. Систему профилактики трудновоспитуемости;

  6. Психологические технологии коррекции поведения «трудных»;

  7. Вопросы учета особенностей трудных детей в учебно-воспитательном процессе в школе.

- должны уметь:

  1. Проводить диагностические мероприятия с «трудными» детьми и подростками;

  2. Оказывать все виды психологической помощи данной категории.

- должны ознакомиться:

  1. С особенностями протекания психических процессов у трудновоспитуемых с характерным поведением «трудных» из неформальных групп;

  2. С системой ранней профилактики трудновоспитуемости.

V. СТРУКТУРА ЗАЧЕТНОГО КРЕДИТА КУРСА

Тема

Количество часов,

Л

ПЗ

СР

ИР

Содержательный модуль «Трудновоспитуемость как психолого-педагогическая проблема»

Тема 1. Введение в курс«Проблемы психологии трудновоспитуемых детей»

2

4

4

Тема 2. Факторы трудновоспитуемости

3

4

2

Тема 3. Учет особенностей темперамента и характера «трудных» подростков в профилактике трудновоспитуемости

2

4

Тема 4. Семья и проблемы трудновоспитуемости детей и подростков

3

4

4

Тема 5. Окружающая среда и трудновоспитуемые школьники

2

4

Тема 6. Трудные подростки из неформальных групп общения

2

5

Тема 7. Подростки с делинквентным и противоправным поведением

2

5

2

Тема 8. Психодиагностика и психокоррекция трудновоспитуемости

2

4

3

3

Всего:

18

12

35

7

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тематика к практическим занятиям

Занятие 1 (4ч.)

Тема №1: Введение в курс «Проблемы психологии трудновоспитуемых детей»

Цели:

- познакомить студентов с основными нормативно-правовыми документами по правам ребенка в Украине;

- формировать умения проводить анализ материалов.

Часть1. Вопросы для подготовки

  1. Конвенция ООН «О правах ребенка» – основной нормативный документ, регулирующий отношение к детям [1].

  2. Законодательная база в Украине по правам ребенка;

  3. «Трудные» в нашем мире, и мир для «трудных» (анализ материалов в периодической печати по вопросам трудновоспитуемости).

Часть 2. Составьте коллажа по темам:

- если бы я был министром образования;

- если бы я был министром по делам семьи, молодежи и спорта;

- если бы я был министром здравоохранения;

- если бы я был министром труда и социальной защиты

Что бы я сделал, что бы не было трудных детей?

- защита проектов.

Часть 3. Напишите психологического эссе по проблематике

В эссе отметить: причины данного явления в современном обществе, раскрыть их сущность и предложить пути решения проблемы.

Литература:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (полный текст). Электронная версия печатной публикации.

Занятие 2 (4ч.)

Тема №4: Семья и проблемы трудновоспитуемости детей и подростков

Цели:

- научить студентов проводить психодиагностическую работу с членами семьи, анализировать полученные результаты, составлять психологическое заключение.

- определять причины нарушений взаимоотношений в семье

- формировать специальные профессионально-значимые умения и навыки.

Часть 1. Вопросы для подготовки

  1. Типология неблагополучных семей [1, С. 11-71].

  2. Психическая травматизация личности в семье [2, С. 179-208].

  3. Эмоциональное здоровье ребенка [4, С. 15-30].

  4. Профилактика трудновоспитуемости в семье [3, С. 50-89].

Часть 2. Составьте анкеты для детей и родителей

- анализ оборудования детского уголка;

- анализ взаимоотношений в семье;

- анализ досугового времени в семье;

- анализ ролевого взаимодействия в семье.

Часть 3. Проведите диагностику:

- с использованием методик: опросник Рене Жиля, ADOR, кинетический рисунок семьи;

- с использованием методик: типы семейного воспитания;

- с использованием опросника «Анализ семейных взаимоотношений» В. Юстицкис;

- в форме биографического интервью;

По итогам диагностики проведите анализ полученных результатов и составьте заключение.

Литература:

  1. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991.

  2. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи - СПб.: Питер, 2000.

  3. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 1989.

  4. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов – С-Пб.: Речь, 2003.

  1. Учебно-методический комплекс По дисциплине Юридическая психология вид дисциплины: спецкурс (наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т п.)

    Учебно-методический комплекс
    Юридическая психология: для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование психологии в решении многих проблем, в том числе вопросов совершенствования
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (108)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционная педагогика» Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной психологии. Специальная психология как наука о психофизиологических особенностях развития аномальных детей, закономерностей их психического развития в процессе воспитания и образования.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине специальная детская психология для специальности 050716. 65 «Специальная психология»

    Учебно-методический комплекс
    Современное развитие специальной психологии позволило выделить основные направления, изучающие закономерности психического развития лиц с различными отклонениями в развитии.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психолого-педагогическая коррекция» по специальности 050706 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    Курс предназначен для будущих педагогов-психологов. Он предусматривает углубленное знакомство студентов с психологической коррекцией проблем научения (познания) и воспитания (формирования личности) ребенка в условиях учебно-воспитательного процесса.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В системе начального образования русский язык является основным учебным предметом. Обогащение активного словаря детей и усвоение основ грамматического строя являются необходимыми условиями развития логического мышления, эмоционального
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «русский язык» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью 030700 Музыкальное образование, с дополнительной специальностью 031300 Социальная педагогика,
  8. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика и психология

    Учебно-методический комплекс
    Бабуцкая Л.А. Педагогика: учебно-методический комплекс по дисциплине «Педагогика и психология» (Педагогика) для студентов, обучающихся по специальностям: 080507.
  9. Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс коррекционная педагогика с основами

    Учебно-методический комплекс
    Санабасова Р.К. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (Педагогика): учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» для студентов, обучающихся по специальности 050706.

Другие похожие документы..