«Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности». Основная технология опыта и результа

Управление образования

администрации Старооскольского городского округа Белгородской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности

Анисимова Светлана Михайловна

учитель географии

муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя

общеобразовательная Шаталовская

школа»

г. Старый Оскол

2011 год

Содержание:

Информация об опыте……………………………………………………

3

Технология опыта……………………………………………………

7

Результативность опыта……………………………………………………

15

Библиографический список…………………………………………………........................

22

Приложение к опыту…………………………………………………….

23

1. Информация об опыте

Условия становления и возникновения опыта

В 2007 году автор начал исследование по теме «Повышение мотивации учащихся II и III ступеней к изучению географии через использование активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности». Основная технология опыта и результативность складывались в условиях МОУ «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа», в которой работает автор. Школа расположена в Старооскольском районе Белгородской области. Здание школы находится вблизи учреждений культуры: Дом культуры, музыкальная школа, сельская модельная библиотека - что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа» более семидесяти лет. За это время школой накоплен богатый опыт работы, сложились определённые традиции: непрерывное стремление к совершенствованию, поиск эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса, применение современных образовательных технологий. Индивидуальные познавательные творческие способности обучающихся реализуются через систему дополнительного образования: кружки, секции, элективные курсы, научные общества.

Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, автор заметила, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся ко многим учебным предметам, в том числе и к географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и поэтому уже в 6-7 классах начинают терять интерес к учебе, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Проведенная диагностика самостоятельной познавательной активности показала, что высокого уровня, характеризующегося ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, осознанием интереса к предмету, достигают только 29% старшеклассников. Размышляя о том, какое место занимает наш предмет в системе школьных наук, автор сделала вывод, что многие учащиеся 6-8 классов считают географию предметом не столь важным, так как есть более серьезные дисциплины: математика, русский язык, физика и другие. Анкетирование обучающихся показало, что старшеклассники географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин, поскольку не так востребована при поступлении в ВУЗы, как другие предметы, мотивация еще понижается. Не последнее место в объяснении причин играет высокая нагрузка школьников, и подготовка к географии идёт по остаточному принципу. А, тем не менее, в современном мире географические знания необходимы каждому человеку, особенно желающему быть успешным и считающему себя культурным. Раздвигаются границы территорий, велико взаимовлияние экономических отношений между странами, общее участие всего человечества в решении глобальных проблем. Учащиеся любого возраста должны вовлекаться в них, продумывать их и разрабатывать пути решения.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития познавательных интересов, осуществлением в единстве патриотического, духовно-нравственного, экологического, трудового воспитания школьников, формированием у них активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования. Социальный заказ нашего общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество обучения и воспитания, изжить формализм в оценке результатов труда учителей и учащихся. Перед автором встал вопрос: «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»?

В образовательном учреждении, в котором работает учитель, имеются все условия для получения качественных знаний по географии. В 2009 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование», что позволило значительно укрепить материально-техническую базу учреждения и создать возможности для дальнейшего развития образовательной среды. Необходимым оборудованием в соответствии с современными требованиями был укомплектован кабинет географии, рабочее место учителя компьютеризировано, имеется интерактивная доска, мультимедийный проектор, выход в Интернет, локальная сеть. Все это повысило плотность уроков, разнообразие форм и методов подачи материала, и, как следствие, интерес учащихся к географии.

Актуальность опыта

Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Как справедливо отметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Кроме того, следует отметить главное: человек включается в деятельность только при появлении мотива участвовать в ней.

В настоящее время проблема становления интереса к учебному предмету стала актуальной, в связи с тем, что произошли значительные изменения в обществе и образовании, которые во многом определяются особенностями перехода к информационному обществу. Под влиянием перестроек в образовательном процессе возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Все это отражает актуальность проблемы повышения учебной мотивации, развития познавательного интереса школьников для современного построения учебного процесса. В ходе работы над темой опыта были выявлены следующие противоречия:

1) между отсутствием заинтересованности в изучении географии у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету;

2) между традиционной системой построения образовательного процесса, которая, как правило, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую формирует лишь репродуктивное знание, и широкими возможностями использования образовательной среды, позволяющей существенно повысить уровень мотивации учения школьников, познавательную активность и, как следствие, качество образования.

Проблема опыта заключается в разрешении указанных противоречий и состоит в совершенствовании уровня преподавания географии, позитивного изменения качества образования по предмету через формирование мотивации учения на уроках и во внеурочной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

Традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни.

Школы сегодня отошли от информационной модели образования. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Роль учителя существенно меняется, но нисколько не уменьшается, а даже возрастает. От учителя требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, что намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка их усвоения.

Длительность работы над опытом: работа по данной теме ведется с 2007 года. Проработав большой теоретический материал педагогов-новаторов, учитель стала внедрять в учебный процесс активные формы работы. В ходе своей педагогической деятельности старалась выявить наиболее эффективные формы и методы проведения занятий, чтобы применять их в дальнейшем. Это дало положительные результаты. Повысились учебная мотивация и качество знаний по географии.

Диапазон опыта – система уроков, внеурочная деятельность, направленные на формирование мотивации учения школьников, развитие интеллекта, познавательной активности, творческих способностей и повышение качества знаний.

Теоретическая базаопыта. В основе опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов: И.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, А.Дистервега, общая идея которых заключается в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо повышение учебной мотивации, развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Интересной и близкой к идее опыта является теория развития познавательных интересов Г.И.Щукиной, модель которой такова: разминка-развитие психических механизмов - выполнение частично поисковых задач - решение творческих задач. Также имеет значение технология развивающего обучения В.В.Давыдова, З.И.Калмыковой, Г.К.Селевко.

В работе находят отклик и предложения, выдвинутые Ю.К. Бабанским в научных трудах в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе», одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала[1].

Обучение в школе – это совместная деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества.

Данная проблема привлекает тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего, проблемного, дифференцированного обучения и др. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке, формировать мотивацию.

А.Н. Леонтьев под мотивацией понимает «…то, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности» [6] .

Мотив – это либо кратковременное состояние, либо стабильное качество личности. Когда человеку вдруг захотелось что-то сделать, можно говорить о кратковременном состоянии. Если же ему так хочется делать и поступать всегда – это составная часть качества личности.

Обычно в душе школьника одновременно присутствуют и борются различные, а то и противоречивые мотивы. Характер и результат его познавательной деятельности зависит от того, какой мотив возобладает, станет решающим. Задача учителя, и весьма непростая, заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.

Теоретический анализ показал, что для повышения качества образования, необходимо формирование мотивации учения у школьников 2 и 3 ступени обучения.

Социально-позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов школьников со сверстниками и учителями. При благоприятных условиях воспитания упрочивается структура мотивационной сферы, возрастает сбалансированность между отдельными побуждениями. Происходит побуждение новых мотивов профессионального и жизненного самоопределения.

Таким образом, под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Селевко Г.К. [9] отмечает, что такого рода активность является следствием целенаправленных идеологических воздействий и организации соответствующей педагогической среды. Т.И. Шамова [13] убедительно доказывает, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе.

Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Деятельно-ориентированный подход к пониманию активности обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках и во внеурочной деятельности.

В опыте, опираясь на принципы деятельностного подхода, разрабатываются методические приемы, позволяющие превратить ученика из пассивного слушателя в деятельностного участника урока. Активное взаимодействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития, при котором определяющая роль в развитии переходит от внешних детерминантов к внутренним мотивам, что как раз и является наиболее ценным.

Новизна опыта заключатся в создании системы применения активных форм обучения на уроках и во внеурочной деятельности, нацеленных на повышение мотивации учащихся, развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся, достижение эффективных результатов изучения географии.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
  2. Основная образовательная программа начального общего образования гоу сош №684

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования ГОУ СОШ № 684 г. Москвы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  3. Основная образовательная программа начального общего образования Утверждаю Рассмотрена

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Кинель-Черкасской СОШ №1 «Образовательный центр» разработана в соответствии с Приказом № 373 Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального
  4. Основная образовательная программа начального общего образования Бюджетного общеобразовательного учреждения

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа началь­ного общего образования МОУ СОШ № 2 разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре
  5. Основная образовательная программа начального общего образования моу пензинской оош (2)

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ Пензинской ООШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной
  6. Основной образовательной программы начального общего образования 12

    Пояснительная записка
    Проектирование содержания образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта (разработка учебного плана, программ по отдельным учебным предметам, инструментария оценки планируемых результатов
  7. Система повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров московского образования.

    Документ
    Начинается новый 2008/2009 учебный год в системе дополнительного профессионального образования (ДПО). Эта система в Москве продолжает расширяться. В количественном отношении - растет число работников образования, приходящих в нее для
  8. Основная образовательная программа начального общего образования моу cош №1

    Основная образовательная программа
  9. Приказ № От 20 г основная образовательная программа начального общего образования на 2010-2011 учебный год

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального образовательного учреждения «МОУ «Липицкая СОШ», осуществляющего деятельность на основании лицензии Серия А № 187826 и свидетельства о государственной

Другие похожие документы..