Памятка по проверке состояния работы школьной библиотеки. Впомощь методистам, кураторам библиотек, библиотекарям

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Памятка по проверке состояния работы школьной библиотеки.

В помощь методистам, кураторам библиотек, библиотекарям.

Седых Т.К., руководитель городского МО школьных библиотекарей,

Максимова Г.В., методист ИМНС УО г. Якутска.

Необходимым условием развития библиотечной

деятельности в настоящем и будущем является

способность библиотекаря к стратегическому

управлению, предполагающему умение смоделировать

ситуацию, почувствовать необходимость изменений,

разработать их стратегию, использовать надежные

методы и воплотить эту стратегию в жизнь.

Суслова М.И.

Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке (смотрите приложение № 1).

Деятельность библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами образовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.

Повседневно взаимодействуя с учащимися, административно-педагогическим коллективом, родителями, библиотека выполняет следующие функции:

образовательную – поддерживает и обеспечивает образовательные цели, сформулированные в концепции школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.

информационную – предоставляет возможность использования информации вне зависимости от ее вида, формата, носителя.

культурную организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.

Цели библиотеки соотносятся с целями общеобразовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Основные задачи библиотеки:

  • обеспечение участникам учебно-воспитательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

  • формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя;

  • воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

  • совершенствование и освоение новых библиотечных технологий;

  • расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг;

  • выявление информационных потребностей и удовлетворение образовательных и индивидуальных потребностей пользователей библиотеки;

  • формирование комфортной библиотечной среды.

Основные направления работы:

  1. Планирование и отчетность. Выполнение средних показателей.

  2. Организация книжного фонда. Учет. Сохранность.

  3. Комплектование.

  4. Справочно-библиографическая работа.

  5. Библиотечно-информационное обслуживание. Массовая работа.

  6. Повышение квалификации. Самообразование. Участие в профессиональных мероприятиях. Взаимодействие с другими библиотеками, организациями.

Основные контрольные показатели работы:

    • книжный фонд, учебный фонд

    • массовая работа (количество и охват)

    • библиотечные уроки (количество и охват)

    • % охвата библиотечным обслуживанием

    • книговыдача

    • читаемость

    • посещаемость

    • обращаемость фонда

    • книгообеспеченность

Характеристика библиотеки

  1. Сведения о работнике: Ф.И.О. работника, образование, стаж библиотечной работы, УПД, год аттестации, награды, звание.

  2. Помещение: площадь, этаж, освещенность, температурный режим.

  3. Оборудование: мебель, технические средства (указать количество).

  4. Оформление: библиографические указатели, разделители (внутриполочные, тематические, алфавитные), наглядность, плакаты; эстетика оформления..

  5. Режим: расписание работы (41 час в неделю, методический день, санитарный день).

  6. Библиотечные услуги:предоставление доступа к информационным ресурсам, предоставление информации, обслуживание на абонементе (в читальной зоне), другие.

Планирование. Отчетность.

Выполнение средних показателей работы

1. Наличие годового плана работы (за три учебных года):

  • утверждение директором школы

  • указание функций, задач, направлений работы

  • соответствие плана работы библиотеки учебно-воспитательному плану школы, УО (УУО), МО РС(Я)

  • распределение работы по направлениям

  • распределение содержания работы с указанием: названия (темы) мероприятия, формы проведения, контингента (возраста), срока (даты), ответственного

  • учет литературных, памятных и знаменательных дат, традиционных праздников

2. Наличие статистического отчета (за три учебных года):

  • утверждение директором школы или заведующей библиотекой

  • наличие в отчете следующих таблиц (разделов): характеристика библиотеки, количество книжного фонда всего и по отраслям, книговыдача по отраслям, массовая работа, справочно-библиографическая работа, количество учащихся и читателей по классам, основные контрольные показатели

  • своевременность сдачи отчета в УО (УУО).

3. Выполнение средних показателей работы:

количество учащихся

количество читателей

% охвата библиотечным обслуживанием

посещение

книговыдача

посещаемость

читаемость

обращаемость книжного фонда

Организация книжного фонда. Учет. Сохранность

  1. Ведение учетной документации в соответствии с ГОСТами.

  2. Своевременность суммарного и индивидуального учета поступлений и выбытия из фонда.

  3. Ведение картотеки учебников или инвентарной книги учебного фонда.

  4. Своевременность проверки книжного фонда, выявление устаревших, ветхих, непрофильных, утерянных книг.

  5. Движение фонда: включение, исключение, перемещение. Акты по определенной форме, утвержденные директором.

  6. Техническая обработка: печать и инвентарный номер на 1 и 17 страницах; шифр и индекс ББК в левом верхнем углу обложки (переплета); по возможности – книжные формуляры в кармашке.

  7. Классификация и расстановка художественного и отраслевого фонда по ББК в алфавитно-систематическом порядке, отделам, возрастам.

  8. Контроль за выносом книг, работа с задолжниками, замена утерянных книг.

  9. Организация, количественный и качественный состав фонда читального зала (зоны).

  10. Индивидуальные и групповые беседы по сохранности книг и пользованию библиотекой.

  11. Разработка и изготовление плакатов, рекомендаций, памяток, закладок, раздаточных материалов, наглядности, т.д.

  12. Режим хранения и физической сохранности книжного фонда.

  13. Размещение и хранение учебников (в отдельном помещении).

  14. Проведение санитарного дня и санитарное состояние, наличие санитарного инвентаря.

  15. Смотры состояния учебников, ремонт учебников.

Комплектование

  1. Количество книжного фонда (всего и по отраслям).

  2. Соответствие книжного фонда современной образовательной программе.

  3. Учет разновозрастного состава пользователей библиотеки, индивидуального спроса, информационных и образовательных потребностей школьников, учителей и родителей.

  4. Изучение спроса пользователей библиотеки.

  5. Сведения о периодических изданиях (учет, подшивка, хранение, количество наименований и адресат).

  6. Сведения о нетрадиционных носителях (магнитных, цифровых, коммуникативных): количество, основная тематика, их размещение, хранение, учет и выдача.

  7. Оснащение библиотечной техникой (читательские формуляры, вкладыши, дневник работы, инвентарные книги, книжные формуляры и т.д.).

  8. Источники комплектования: централизованно (УО, МО РС(Я), читательский дар, книгообмен, спонсорская помощь, фандрайзинг.

Справочно-библиографическая работа

  1. Соответствие справочно-библиографического аппарата современным требованиям, спросу пользователей, образовательно-воспитательной программе.

  2. Фонд справочной литературы: состав, количество, размещение, пополнение, сохранность.

  3. Услуги МБА, внутрисистемный книгообмен.

  4. Перевод фонда на ББК, % перевода.

  5. Наличие алфавитного и систематического каталогов на традиционных носителях: количество каталожных карточек, ежегодное пополнение (количество), обновление, редактирование каталогов.

  6. Наличие каталогов на электронном носителе (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК CQL).

  7. Наличие других электронных баз данных (если есть компьютер и установлена АИБС МАРК CQL).

  8. Наличие картотеки периодических статей (какие разделы).

  9. Наличие картотеки цитат, высказываний мыслителей (какие разделы).

  10. Наличие папок-накопителей: названия (темы), их пополнение и обновление.

  11. Наличие рекомендательных списков литературы: названия или темы, их обновление.

  12. Проведение дня (недели) информации: количество, охват, тематика.

  13. Проведение обзоров, выставок; выпуск бюллетеней, оформление стендов; их тематика.

  14. Проведение библиотечных уроков: контингент, темы, количество, охват.

15.Выполнение библиографических справок; ведение тетради «Учета

библиографических справок» по форме: дата, тема запроса, цель, фамилия ученика, класс, источник выполнения справки(автор, заглавие, год, страница).

16.Библиотечные плакаты, книжки-раскладушки, эпиленты, памятки, планшеты, стенды, т.д.

17.Индивидуальные беседы, планы чтения, рекомендации: темы, количество.

17.Спецкурс, факультатив, кружок по ББЗ: название, наличие программы, количество часов, количество обучающихся.

Библиотечно-информационное обслуживание

  1. Соблюдение «Правил пользования библиотекой» и «Должностной инструкции работника библиотеки».

  2. Индивидуальное и групповое обслуживание на абонементе и в читальной зоне.

  3. Дифференцированное обслуживание.

  4. Ежегодная запись и перерегистрация читателей.

  5. Помощь в подготовке творческих работ учащихся, к выступлению на конкурсах, конференциях, литературных праздниках: название конкурса (темы выступления), год, результат

  6. Охват библиотечным обслуживанием в процентах..

  7. Соответствие учетных документов ГОСТу (дневника работы, черновика (листка) ежедневной статистики, читательских формуляров и вкладышей к ним, единой регистрационной карточки учета читателей).

  8. Организация обслуживания в читальной зоне: фонд, расстановка, хранение, учет, контроль за пользованием фонда читателями.

  9. Методическая и консультационная помощь библиотекаря всем участникам образовательно-воспитательного процесса.

  10. Популяризация лучших книг, пропаганда чтения и реклама библиотеки с помощью различных форм массовой работы (смотрите «Словарь массовых форм работы»).

  11. Наиболее интересные, традиционные массовые мероприятия: их систематичность, тематика (названия), контингент, количество и охват.

  12. Индивидуальный творческий почерк библиотекаря, поиски, находки.

  13. Использование традиционных, освоение и применение новых библиотечных и педагогических технологий: игровой, проектной, компьютерной, библиотерапии, критического мышления, т.д.

  14. Владение методикой организации и проведения традиционных и нетрадиционных форм массовой работы: оформление, оборудование, постановка цели, ход, этапы, результат.

  15. Грамотность составления и оформления авторского сценария, плана мероприятия.

  16. Использование оборудования: книжной выставки, стенда; технических средств: магнитофона, моноблока, компьютера; наглядности: плакатов, иллюстраций, фотомонтажа;

дидактических материалов, декораций, реквизитов (атрибутов).

  1. Участие на заседаниях МО, педсовета, производственного совещания, родительского собрания: тема (название), дата (год).

  2. Помощь в повышении самообразования педагогов школы (консультации, рекомендации, индивидуальные беседы, планы чтения, открытые мероприятия, т.д).

Повышение квалификации.

Распространение опыта работы

  1. Посещение городских (улусных) семинаров школьных библиотекарей.

  2. Участие в организации и проведении городских (улусных) семинаров.

  3. Сотрудничество с другими библиотеками, организациями, методическими центрами.

  4. Знакомство и изучение опыта работы российских и зарубежных коллег через профессиональную периодическую печать, методическую литературу.

  5. Прохождение курсов повышения квалификации (название, год, место).

  6. Участие в работе городского (улусного) МО школьных библиотекарей.

  7. Участие в экспертной аттестационной подкомиссии, плановых, тематических и комплексных проверках работы библиотек школ города (улуса).

  8. Методическая помощь и консультации коллегам (библиотекарям).

  9. Участие в научном эксперименте, научно-исследовательской работе, проектной деятельности или подготовка детей: год, тема,результат.

  10. Освоение и использование педагогических и библиотечных технологий.

  11. Работа над темой самообразования.

  12. Умение описывать свой опыт работы в докладах, выступлениях, публикациях, т.д.

  13. Наличие авторских разработок: сценариев, методических рекомендаций, программ, проектов, пособий, дидактических материалов, альбомов, презентаций, компакт-дисков, видеороликов, аудиозаписей, т.д.

  14. Распространение опыта работы на семинарах, курсах, конференциях, конкурсах, слетах, педагогических советах, педагогических и библиотечных чтениях в школе, городе (улусе), республике, России.

  15. Публикации статей, докладов, сценариев в СМИ, сборниках, отдельных брошюрах.

16.Наличие портфолио (смотрите памятку «Портфолио»).

Использованная литература:

  1. Библиотека общеобразовательного учреждения: Сборник регламентирующих документов. - М.: ГНПБ им.К.Д.Ушинского, 2000. – 88 с.

  2. Дейнеко И.В. Планирование и отчетность в работе школьной библиотеки: Методические рекомендации//Библиотека в школ. - № 1. - 2005.

  3. Краткий справочник школьного библиотекаря. - Санкт-Петербург: Профессия, 2001. – 351 с.

Приложение 1

Документы, регламентирующие работу библиотеки

общеобразовательного учреждения РФ

Международные

1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.)

2. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.)

3. Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1989 г.)

4. Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000 г.)

Федеральные

5. Конституция РФ (1993 г.)

6. Закон РФ «Об образовании» (от 10.07.1992 г. за № 3266-1)

7. Федеральный закон «О библиотечном деле» (21.07.1994 г.)

8. Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Примерное положение о библиотеке образовательного учреждения» 23.03.2004 г. за № 14-51-70/13).

9. Инструкция об учете библиотечного фонда» (приложение 1 к приказу МО РФ № 2488 от 24.08.2000 г.)

Региональные

11. Конституция РС (Я) (1994 г.)

12. Закон РС (Я) о правах ребенка (1994 г.)

13. Закон РС (Я) «О библиотечном деле» от 21.07.1994 г.

14. Закон РС (Я) «Об учебниках и учебных пособиях для учреждений дошкольных, общего среднего и начального профессионального образования» за № 99-П от 08.06.1999 г.

Локальные

15. Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка.

16. Должностная инструкция работника библиотеки.

17. Договор о полной материальной ответственности.

18. Приказ директора школы о сохранности учебного (книжного) фонда.

19. Правила пользования школьной библиотекой.

20. Паспорт библиотеки по состоянию на год проверки.

21. План работы ШБ на учебный год.

22. Ежемесячный план работы ШБ на учебный год.

23. Перспективный план развития кабинета (библиотеки) на пять лет.

24. Концепция развития кабинета на пять лет.

25. Инструкция по технике безопасности в ШБ.

26. Инструкции я по пожарной безопасности в ШБ.

Примечание: локальные документы должны быть утверждены директором школы (подпись, печать).

  1. Книга первая. Юлиан отступник (2)

    Книга
    "Я родился 2-го августа 1865 г. в Петербурге, на Елагином острове, водном из дворцовых зданий, где наша семья проводила лето на даче. До сих поря люблю унылые болотистые рощи и пруды елагинского парка"".

Другие похожие документы..