Сборник научных докладов
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ
СБОРНИК НАУЧНЫХ ДОКЛАДОВ
ТРЕТЬЕГО МЕЖВУЗОВСКОГО
КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ:
«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОДИДАКТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»
14 января 2009 года
МОСКВА - 2009
ББК
С
Сборник научных докладов Третьего межвузовского круглого стола на тему: «Лингвистика и лингводидактика делового общения в свете компетентностного подхода». 14 января 2009 года / Отв. редактор Л.К. Раицкая. – М.: МГИМО (У) МИД России, 2009. – 192 с.
ISNB 9
Настоящий сборник содержит научные доклады, представленные на Третьем межвузовском круглом столе «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете компетентностного подхода», ежегодно проводимом кафедрой английского языка № 5 Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России с участием профессоров, преподавателей и аспирантов ведущих московских вузов – Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, Финансовой Академии при Правительстве РФ, Московского Педагогического Государственного Университета, Московского Городского Областного Университета, а также Департамента образования г. Москвы.
© Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, 2009
© Коллектив авторов, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Современный этап связан с осуществлением крупномасштабных реформ в образовании, поэтапным вхождением России в европейское образовательное пространство, изменением приоритетов в обучении. Студент становится центром процесса, преподаватель, осуществляя контроль, чьи формы также меняются, оказывает помощь студенту в обучении, в создании условий для самостоятельного развития и совершенствования. Ориентированное на студента обучение по-новому подходит к ответственности студента, который с большей долей самостоятельности определяет, как он обучается, и несет во многом ответственность за собственное обучение.
Изменения в процессе обучения не происходят сами по себе. Преподавателю приходится вносить существенные изменения в программу обучения, прилагать усилия по формированию нового восприятия процесса обучения у студентов. Все это происходит на фоне глубокого философского переосмысления подходов к образованию, основными чертами которого стали возврат к классической педагогике, методологическую основу которой составляет принцип природосообразности, гуманизация педагогической системы, а также, как следствие, смещение центра с преподавателя на студента, обучение в активной и рефлектирующей среде, изменение роли преподавателя. Преподаватель как источник знаний и контролер становится преподавателем-модератором, фасилитатором, тьютором, координатором, наставником, менеджером. Наблюдается смещение акцентов в обучении и поиск новых интегрированных принципов. Обучение в сотрудничестве, кооперативное обучение, обучение в контексте (конструктивизм), личностно-ориентированный подход, деятельностно-активные или коммуникативно-деятельностные методы обучения, проблемное обучение, использование метода проектов и пр. позволяют студенту выбирать индивидуальную образовательную траекторию.
В то же время в ряде ведущих вузов России происходит постепенный переход к компетентностной модели образования, которая ориентирована на подготовку высококлассных профессионалов международного уровня. Третий межвузовский круглый стол на тему: «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики делового общения в свете компетентностного подхода» собрал ведущих специалистов и преподавателей МГИМО-Университета, Финансовой Академии при Правительстве РФ, Московского Педагогического Государственного Университета для обсуждения целого круга проблем лингвистики и лингводидактики в свете компетентностного подхода.
Оргкомитет мероприятия благодарит руководство МГИМО (У) МИД России и лично начальника Управления языковой подготовки и Болонского процесса проф. Гладкова Г.И. за помощь в проведении Круглого стола, а также всех докладчиков и участников.
Ответственный редактор Л.К. Раицкая
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ КРУГЛОГО СТОЛА
Арупова Н.Р. кандидат юридических наук; МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Афанасьева М.В. Финансовая академия при Правительстве РФ; заместитель заведующего кафедрой иностранных языков
Басова О.В. МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 5
Березовская Е.В. МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Бестаева С.С. МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 2
Борисова Ю.А. МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Бронникова Д.Л. Институт лингвистики и межкультурной коммуникации Московского Государственного Областного Университета, аспирантка кафедры переводоведения переводческого факультета
Вдовина О.А. кандидат филологических наук, МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 7
Воевода Е.В. кандидат педагогических наук, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; профессор кафедры английского языка № 2
Глебова Т.А. МГИМО (У) МИД РФ; преподаватель кафедры английского языка № 2
Гордеева О.Г. МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 5
Дубинский В.И. доктор педагогических наук, профессор, руководитель Отдела интеграции общего и профессионального образования и профессиональной ориентационной работы УМЦ ПО ДОМ
Игнатенко И.И. кандидат педагогических наук, доцент; Московский Педагогический Государст-венный Институт; доцент кафедры английского языка
Казакова Е.П. МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 2
Кизима А.А. МГИМО (У) МИД РФ; преподаватель кафедры английского языка № 2
Киселева А.В. кандидат филологических наук, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 5
Кокарева О.В. кандидат экономических наук; МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 5
Коровин С.В. МГИМО (У) МИД РФ; преподаватель кафедры английского языка № 5
Коровина Л.В. кандидат экономических, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 2
Немирович О.В. кандидат педагогических наук, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 5
Польская С.С. МГИМО (У) МИД РФ; преподаватель кафедры английского языка № 5
Полякова Е.М. МГИМО (У) МИД РФ; аспирант кафедры английского языка № 5
Пономаренко Е.В. доктор филологических наук, МГИМО (У) МИД РФ; профессор кафедры английского языка № 5
Раицкая Л.К. кандидат экономических наук, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; заведующая кафедрой английского языка № 5
Светоносова Т.А. кандидат филологических наук; МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Седова Н.Б. кандидат географических наук; МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Хлопкова М.В. кандидат филологических наук, доцент; МГИМО (У) МИД РФ; доцент кафедры английского языка № 6
Чеканова С.А. кандидат филологических наук; МГИМО (У) МИД РФ; старший преподаватель кафедры английского языка № 5
Эзенкина А.В.МГИМО (У) МИД РФ; преподаватель кафедры английского языка №6
СОДЕРЖАНИЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА | |
ВОЕВОДА Е.В. Сущность, цель и содержание профессиональной языковой подготовки международников в рамках компетентностного подхода | 12 |
НЕМИРОВИЧ О.В. Использование педагогического потенциала межкультурной коммуникации для развития иноязычной профессиональной компетентности специалиста | 20 |
БОРИСОВА Ю.А. Теория языков для специальных целей (ЯСЦ) как концептуальная основа профессиональной лингводидактики | 25 |
РАИЦКАЯ Л.К. Интернет в обучении иностранным языкам: тенденции и перспективы | 30 |
БЕРЕЗОВСКАЯ Е.В. К вопросу об особенностях проведения занятий общеязыковой практики английского языка при подготовке к промежуточному экзамену | 39 |
ГЛЕБОВА Т.А. Проблемы преодоления трудностей освоения учебного материала студентами-иностранцами | 43 |
КИСЕЛЕВА А.В. К вопросу о психологической адаптации первокурсников | 49 |
Хлопкова М.В. Усовершенствование языковых компетенций через поуровневое проектирование обучающих технологий | 54 |
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ | |
ДУБИНСКИЙ В.И. Обучение иноязычному деловому общению как процесс усвоения зарубежной лингвистической культуры | 58 |
КОРОВИНА Л.В. К вопросу о компетентностном подходе в обучении деловому английскому языку в МГИМО | 66 |
АФАНАСЬЕВА М.В. Бизнес-игра как эффективный метод интерактивного обучения иностранному языку с позиций компетентностного подхода | 72 |
КОРОВИН С.В. Коммуникативный подход к преподаванию делового английского языка | 83 |
ИГНАТЕНКО И.И. Некоторые возможности подготовки к деловому общению | 87 |
КОКАРЕВА О.В. Метод «CASE-STUDY» в преподавании делового иностранного языка | 92 |
ПОЛЬСКАЯ С.С. К вопросу о трудностях освоения экономической терминологии в рамках овладения языком профессии студентами ИВЭС | 100 |
ГОРДЕЕВА О.Г. Проблемы перевода английских неологизмов, отражающих новые экономические реалии, на русский язык | 106 |
БЕСТАЕВА С.С. Из опыта обучения переводу в сфере профессиональной коммуникации | 111 |
РАИЦКАЯ Л.К. Обучение чтению как самостоятельному виду речевой деятельности: интегрированный подход | 114 |
СЕДОВА Н.Б. Обучение письменной речи как условие формирования коммуникативной компетенции | 121 |
АРУПОВА Н.Р. К вопросу об эффективности проверки письменных домашних работ по иностранному языку в бакалавриате | 127 |
ИГНАТЕНКО И.И. Из опыта обучения деловому общению | 131 |
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ | |
ПОНОМАРЕНКО Е.В. Об использовании элементов функционального анализа английского дискурса для развития профессионально значимых компетенций студентов-экономистов | 136 |
Вдовина О.А. Лексические особенности языка дипломатического общения | 144 |
ЧЕКАНОВА С.А. Стереотипные представления о профессиональной деятельности политика в языковом сознании современных русских и англичан | 152 |
КИЗИМА А.А. Роль дискурса в профессиональной подготовке и его обучающий потенциал | 160 |
Эзенкина А.В. К вопросу о типологии дискурса | 162 |
СВЕТОНОСОВА Т.А. Этнопсихолингвистика: формирование межкуль-турной компетенции | 167 |
БАСОВА О.В. К вопросу об изменениях в английском языке | 171 |
Казакова Е.П. Метафора как объект современных лингвистических исследований | 175 |
ПОЛЯКОВА Е.М. Политическая метафора в англоязычном медиа-дискурсе | 181 |
БРОННИКОВА Д.Л. Сравнительно-сопоставительный анализ английских научно-технических подъязыков | 189 |
Сборник научных докладов (1)
ДокладНастоящий сборник содержит научные доклады, представленные профессорами, преподавателями и аспирантами Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России и ведущих российских вузов в рамках заседанияМетодические основы преподавания охотоведения Экологический мониторинг Экологический и охотничий туризм По итогам конференции будет опубликован Сборник научных докладов. Требования к оформлению докладов для публикации
ДокладПо решению оргкомитета к публикации принимаются все доклады, доложенные на конференции, как прошедшие апробацию, и выборочно, присланные по электронной почте.Научно-исследовательская работа студентов; подготовка и публикация монографий, статей, сборников научных трудов
Научно-исследовательская работаСовременная образовательная политика Российской Федерации, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования.Сборник научных работ студентов имэс актуальные проблемы развития рыночной
Сборник научных работГлавенствующее положение на мировом рынке нефти занимает всем известная организация стран-экспортеров нефти ОПЕК. Организация ОПЕК была создана в 1960 г.Сборник региональных докладов (1)
ДокладКраткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Алтайская краевая общественная организация «Защита и поддержка гражданских прав и инициатив».Сборник региональных докладов (2)
ДокладКраткая информация об организации, подготовившей настоящий доклад: Автономная некоммерческая организация «Дальневосточный центр», адрес: Приморский край, г.Сборник научных работ (института им. Г. И. Турнера) Л. 1975. С. 123-125
Сборник научных работРухман И.С. (с соавт.) Об изменениях в большеберцовой кости у детей и подростков после взятия трансплантанта Ортопедия, травматология и протезирование.Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (1)
Сборник статейПогребальный обряд ранних кочевников Евразии. Материалы и исследования по археологии Юга России. Вып.III. Сборник статей. Ростов-на-Дону: изд-во ЮНЦ РАН, 2011.Сборник статей. Выпуск III. Ростов-на-Дону (2)
Сборник статейСборник составили материалыVII международной научной конференции «Проблемы сарматской археологии и истории» темой конференции стал «Погребальный обряд ранних кочевников Евразии».