Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг»

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н. Прянишникова»

Технологический факультет

Кафедра «Товароведения и экспертизы товаров»

Методические указания

для выполнения курсовой работы по дисциплине

«Маркетинг»

ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА»

Пермь 2010

Составитель: Галеев М.М. профессор кафедры «Товароведения и экспертизы товаров»

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг», предназначены для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» очной и заочной форм обучения.

Методические указания одобрены и рекомендованы к изданию комиссией технологического факультета ПГСХА

(протокол № от 2010г.).

Рецензент: к. э. н., профессор кафедры «Менеджмента» ПГСХА Ю.Г. Югов.

Методические указания разработаны в соответствии с программой дисциплины «Маркетинг». В них определена проблематика курсовой работы и необходимые требования к ее содержанию, объему информации.

Содержание

  1. Общие положения …………………………………………………………….5

  2. Цели и задачи выполнения курсовой работы ……………………………….6

  3. Этапы выполнения курсовой работы ……………………………………….7

  4. Тематика и содержание теоретического раздела, задания на выполнение практической части курсовой работы …………………………………………..8

  5. План и задачи курсовой работы……………………………………………..16

  6. Рекомендации по использованию основных и дополнительных литературных источников………………………………………………………18

  7. Правила оформления курсовой работы ……………………………………20

Приложения……………………………………………………………………...24

Введение

С переходом экономики последних десятилетий ХХ века и начального этапа ХХI столетия на путь рыночных преобразований, в стране произошли разительные перемены в отношении к маркетингу. От восприятия в начале и середине 1980 – х гг. термина «маркетинг» как порождение «буржуазного» общества, в настоящее время он стал предметом общесоциологического характера, воплощая в себе своеобразную философию, стратегию и тактику рыночной деятельности на основе определенных принципов, целей и средств их достижения.

Происходящие в России объективные перемены позволили (при неизбежности управленческих ошибок) от всеохватывающего дефицита на «рынке продавца» перейти к «рынку покупателя», основа которого – выяснение потребности человека и нахождение способов их удовлетворения. Остались в прошлом централизованное распределение ресурсов и другие антирыночные способы регулирования коммерческих отношений.

Изменения в экономике не могло не коснуться сферы образования. Маркетинг, как дисциплина становится частью образовательной программы подготовки специалистов для различных областей народного хозяйства.

Программа курса «Маркетинг» для студентов-товароведов продовольственных и непродовольственных товаров, помимо лекционных и практических занятий, предусматривает подготовку и защиту курсовой работы. Данный вид изучения предмета является одной из форм контроля самостоятельной работы студентов.

1. Общие положения

Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения и действующими учебными планами, и предназначенные для студентов ПГСХА специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения)» очной и заочной форм обучения.

Целью данного методического указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» является подготовка специалистов по товароведению и экспертизе, которые в процессе исполнения вверенных им обязанностей должны давать оценку потребительских свойств товаров, удовлетворяющих различные потребности человеческого общества, укрепление студентами теоретических знаний по маркетингу и приобретение ими практических навыков управления субъектами товарных рынков на основе концептуальных подходов к маркетинговым решениям.

Для достижения указанной цели необходимо решить задачи по изучению теоретических основ маркетинга, определяющих его, как идею управления производственно-сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, направленной на получение высоких финансовых результатов посредством удовлетворения потребностей покупателей.

Курсовая работа является итогом самостоятельного изучения студентом многоаспектных положений и основ маркетинга и представляет собой письменное изложение результатов собственных исследований и рекомендаций, выполненная под руководством преподавателя кафедры.

2. Цели и задачи выполнения курсовой работы

Одна из основных целей выполнения курсовой работы является дальнейшее развитие логического мышления студентов, приобретение ими навыков самостоятельного решения вопросов практического применения инструментария маркетинга в производственной и коммерческой деятельности предприятий. Ее выполнение предусмотрено на завершающем этапе изучения дисциплины.

При написании курсовой работы студент учится собирать, систематизировать и анализировать фактический материал маркетинговых исследований конъюнктуры потребительского рынка, обобщать, делать выводы и предлагать конкретные рекомендации в области маркетинговой деятельности организации.

Основными задачами курсовой работы являются:

- обоснование актуальности и значимости темы работы;

- теоретическое изучение состояния заданной проблемы;

- овладение методикой решения практических задач, предусмотренных курсовой работой;

- обоснование практической направленности рекомендаций и предложений, представленных в работе;

- обобщение полученных результатов и формирование выводов;

- выявление самостоятельного умения работать с экономической литературой.

3. Этапы выполнения курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена и представлена к защите в срок, установленный учебным графиком. В противном случае студент не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине за соответствующий курс.

Алгоритм выполнения курсовой работы включает следующие этапы:

- изучение настоящих методических указаний;

- выбор темы курсовой работы и ее согласование с кафедрой;

- формулирование цели, задач и составление плана курсовой работы;

- подбор, изучение и анализ содержания литературных источников;

- подготовка литературного обзора теоретической части курсовой работы;

- сбор и обобщение материалов, проведение исследований и анализ

результатов практической части курсовой работы;

- выполнение и оформление практический части курсовой работы;

- формулирование выводов и предложений;

- оформление списка используемых литературных источников.

4. Тематика и содержание теоретического раздела, задания на выполнение практической части курсовой работы

Выбор темы является важным этапом в подготовке к выполнению курсовой работы.

При выборе темы студенту следует руководствоваться, прежде всего, личным интересом с учетом будущей практической работы по специальности. Удачно выбранная тема курсовой работы может стать основой дипломной работы. В случае затруднения с выбором темы студент может получить консультацию у ведущего преподавателя.

Тема 1. Концепция маркетинга и его роль в рыночной экономике

1.1. Понятие и сущность системы маркетинга

1.2 Основные принципы маркетинговой деятельности и их характеристики

    1. . Функции маркетинга и их характеристика

Тема 2. Виды маркетинга

1.1. Внутренний и международный маркетинг

1.2. Маркетинг по различным видам товаров и услуг

1.3. Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности

Тема 3. Рынок в системе маркетинга

1.1. Рынок как система экономических связей

1.2. Классификация товарных рынков и их характеристика

    1. Сегментация рынка и ее основные критерии

Тема 4. Конъюнктура рынка

1.1. Понятие и общая характеристика рынка

1.2. Рыночный спрос и классификация его формирующих факторов

    1. Предложение и классификация влияющих на его величину факторов

Тема 5. Система ценообразования и виды рыночных цен

1.1. Цена как элемент коньюктуры рынка

1.2. Классификация и характеристика ценообразующих факторов

    1. Основные виды рыночных цен

Тема 6. Оценка производственно-хозяйственных возможностей предприятия в системе маркетинга

1.1. Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия и их характеристика

1.2. Оценка финансово-экономического положения предприятия

1.3. Роль и оценка товарного ассортимента, материального обеспечения и научно-технического потенциала предприятия

    1. Виды стратегий предпринимательской деятельности и значение качества маркетинговой работы предприятия

Тема 7. Цели и стратегия маркетинга

    1. Цели маркетинга и их классификация

    2. Понятие стратегии маркетинга

    3. Основные виды маркетинговой стратегии

Тема 8. Товарная политика предприятия

1.1. Сущность и общая характеристика товарной политики предприятия

1.2. Характеристика стадий жизненного цикла товара

1.3. Повышение конкурентоспособности товара и управление его качеством

Тема 9. Инновационная политика предприятия

1.1. Содержание и общая характеристика инновационной политики предприятия

1.2. Общая процедура создания нового товара

1.3. Основные виды стратегии инноваций

Тема 10. Ценовая политика предприятия

1.1. Сущность и общая характеристика ценовой политики предприятия

1.2. Этапы определения уровня цен на товары

1.3. Классификация цен в системе маркетинга

    1. Основные виды ценовой стратегии предприятия

Тема 11. Сбытовая политика предприятия

1.1. Содержание и общая характеристика сбытовой политики предприятия

1.2. Основные методы и системы сбыта

1.3. Функции каналов товародвижения

1.4. Основные принципы выбора посредника и факторы формирования сбытовой сети

Тема 12. Рекламная политика предприятия

1.1. Задачи рекламы и ее виды

1.2. Основные рекламные средства и их характеристики

1.3. Факторы, влияющие на содержание рекламы

1.4. Организация рекламы и формирование затрат на ее проведение

Тема 13. Сервисная политика предприятия

1.1. Содержание и цели сервисной политики предприятия

1.2. Основные виды сервиса и их характеристика

1.3. Основные подходы к осуществлению сервисной политики предприятия

Тема 14. Организация и контроль маркетинговой деятельности на предприятии

1.1. Основные требования к организации маркетинговой деятельности на предприятии

1.2. Разновидности организационной структуры маркетинговой службы на предприятии

    1. Контроль маркетинговой деятельности на предприятии

Тема 15. Маркетинговая информационная система

1.1. Общая характеристика маркетинговой информации

1.2. Методы сбора и обработки маркетинговой информации

    1. Основные этапы сбора и обработки маркетинговой информации

Тема 16. Управление маркетинговой деятельностью

1.1. Структурные и функциональные подсистемы маркетинга

1.2. Организационные структуры служб маркетинга на предприятиях и условиях их применения

    1. Содержание и порядок разработки плана маркетинга

Практический раздел курсовой работы выполняется на основе маркетинговой деятельности выбранного студентом предприятия.

Отвечая на поставленные вопросы заданий, студент должен предложить системный анализ маркетинговой деятельности изучаемого субъекта рынка и предложить собственное видение решения возможных проблем и перспектив его дальнейшего развития.

Задание 1. Формулирование целей предприятия

1. Ответьте на вопросы:

- чем занимается предприятие?

- где оно расположено?

- какие потребности потребителей оно удовлетворяет?

- каких потребителей оно обслуживает?

- как оно это делает?

2. Сформулируйте цель деятельности Вашего предприятия в 2-3 предложениях.

Задание 2. Характеристика товаров (услуг)

1. Перечислите основные виды товаров (услуг), выпускаемых (оказываемых) Вашим предприятием.

2. Ответьте на следующие вопросы, оценивая каждый ответ по пятибалльной системе:

  1. Методические указания для выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы предпринимательства»

    Методические указания
    Студенты, обучающиеся по специальности 26 02 02 «Менеджмент», в процессе самостоятельной работы по изучению дисциплины «Основы предпринимательства» выполняют курсовую работу на тему «Организация предпринимательской детальности».
  2. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Деньги, кредит, банки» студентами специальности 080105 «Финансы и кредит»

    Методические указания
    Методические указания составлены в соответствии с программой курса «Деньги, кредит, банки» для студентов специальности 080105 «Финансы и кредит», содержат алгоритм выбора темы работы, рекомендации по составлению плана ее выполнения,
  3. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» для студентов очно-заочной формы обучения Составитель: к э. н., доц. Е. В. Генкин

    Методические указания
    Настоящие методические указания предназначены для студентов специ­альности «Менеджмент организации» очно-заочной формы обуче­ния как руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Марке­тинг».
  4. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 080504. 65(061000) «Государственное и муниципальное управление» Краснодар 2010г (1)

    Методические указания
    Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 80504.65(061 ) - «Государственное и муниципальное управление».
  5. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Управление персоналом» для студентов специальности 080504. 65(061000) «Государственное и муниципальное управление» Краснодар 2010г (2)

    Методические указания
    Курсовая работа по дисциплине «Управление персоналом» выполняется согласно учебному плану студентами специальности 80504.65(061 ) - «Государственное и муниципальное управление» очной и заочной форм обучения.
  6. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине “

    Методические указания
    Методические указания по написанию курсовой работы разработаны на основе программы дисциплины «Основы менеджмента». Выполнение курсовой работы предполагает изучение различных аспектов управления и проявления студентами умения работать
  7. Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Макроэкономика» для студентов направления подготовки

    Методические указания
    В методических указаниях в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования представлены основные требования к содержанию курсовой работы по макроэкономике, этапы её выполнения.
  8. Маркетинг Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» уфа 2009 (1)

    Методические указания
    Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; сост.: Л.Н. Родионова, Ю.Р. Руднева. – Уфа, 2009.
  9. Маркетинг Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинг» уфа 2009 (2)

    Методические указания
    Предназначены для выполнения курсовой работы студентами специальности 060400 «Финансы и кредит» и студентами, обучающихся по направлению подготовки бакалавра - 521600 (08010062) – Экономика.

Другие похожие документы..