Рабочая программа по дисциплине: История Отечества Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский Государственный Медицинский Университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

«Утверждаю»

Председатель ЦКМС,

Проректор

по учебно-методической работе,

доцент Ф.Г. Биккинеев

______________________

«7» сентября 2010 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине: История Отечества

Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Курс – 1, 2, 4

I II III IV V V VIII IX IX

зо зо

Курс 1 1 1 1 2 1 4 1 1

Семестр 2 1 1 1 3 1 8 1 1

Лекции 12 9 8 18 19 19 12 26 10

Практика 42 34 30 22 19 19 21 28 6

Самостоят. работа 28 21 19 20 18 18 5 81 119 Контр. работа - - - - - - - - - Всего: 82 63 57 60 56 56 38 135 135

Форма контроля экз. зачет экз. зачет зачет зачет зачет экз. экз.

2010 г.

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

Кафедра истории, философии,

социологии и политологии ____________________ Мухарямова Л.М.

Старший преподаватель

кафедры истории, философии,

социологии и политологии ____________________ Фасхутдинова Е.Н.

Ассистент кафедры

истории, философии,

социологии и политологии _____________________ Галихузина Р.Г.

Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры истории, философии, социологии и политологии 03.09. 2010 г. протокол № 11.

Заведующий кафедрой, профессор _____________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно- методического совета гуманитарных и социально-экономических дисциплин

06. 09. 2010г.

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и социально-экономических _____________ Мухарямова Л.М.

дисциплин

Цель и задачи дисциплины, её место в системе социогуманитарного образования.

Сформировать у студентов современное и целостное представление об основных этапах, направлениях истории России в контексте мировой истории. Проанализировать общее и особенное в российской истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Дать определение об истории, как науке, и ее месте в современном обществе, в системе социогуманитарных наук, об основных методологических принципах и функциях исторической науке; показать значение истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для сознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости. Способствовать формированию исторического сознания у студентов, добиться уяснения и усвоения ими универсальных и национальных ценностей российского и мирового масштаба.

Проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в последние десятилетие.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

Тема 1: Введение.

История как наука, её место в системе наук. Предмет исторической науки. Основные источники и вспомогательные предметы в историческом познании. Теория и методология исторической науки: формационный и цивилизационный подходы в историческом познании. Сущность, формы, функции исторического сознания.

Предмет курса "Отечественная история"; методика изучения, основные источники. История России - часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Основные этапы отечественной историографии по истории России.

ТЕМА 2: От образования Древнерусского государства к феодальной раздробленности.

История России как неотъемлемая часть истории человечества. Взаимодействие древних народов на территории России и сопредельных регионов с античным миром. Скифские, сарматские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье; Великое переселение народов в III-VI вв. Империя Атиллы, Аварский каганат, "Великая Булгария", Хазарский каганат.

Проблемы этногенеза восточных славян, их взаимодействие с германскими, финно-угорскими и тюркскими этническими массивами. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII-IX вв. Появление княжеской власти и ее функции. Предпосылки и условия становления древнерусского государства. Центры консолидации древнерусских земель - Киев и Новгород. Принятие христианства и проблема выбора пути духовного и политического развития. Основные социально-политические, культурные характеристики Киевской Руси. Киевская Русь и Западная Европа: поиски контактов, пути взаимопонимания. Начало формирования государственно-феодальной системы, её отличие от западноевропейского вассалитета.

Эволюция восточнославянской государственности в Х-ХП вв. Распад единой
этнической системы восточных славян. Превращение Руси в конфедерацию
независимых государств: Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская
республика, Галицко-Волынское княжество. Социально-политическая

структура русских земель периода политической раздробленности.

ТЕМА 3: Образование и развитие российского государства в XIV-XVI 1вв.

Экспансия Востока и Запада на Русь. Образование Золотой Орды. Русь между Западом и Востоком: цивилизационная альтернатива.

Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского государства (XIII-XV вв.). Средневековая Русь между Западом и Востоком. Начало возвышения Москвы. Московская Русь и Золотая Орда: проблемы взаимодействия и взаимовлияния. Московская Русь и великое княжество Литовское.

Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Формирование сословно-представительной монархии.

Эволюция сословной системы и организации общества, становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Своеобразие отечественного феодализма. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма.

Особенность общественно политического устройства Московского государства. Великий князь и Боярская дума. Дворцово-вотчинная и приказная системы управления. Иван IV - первый русский князь. Земский собор. Административно-политическое устройство Московии в сравнении с западно­европейским. Кризис общества в 60-70-е годы XVI века опричнина, её причины и последствия. Основные направления внешней политики Московского государства.

Культура московской Руси и отражение в ней общечеловеческих ценностей и идеалов.

ТЕМА 4: Образования и развития Российской империи.

Петр I: борьба за образование традиционного общества в России. Основные направления "европеизации" страны эволюции социальной структуры общества. Превращение России в абсолютную монархию и формирования дворянского чиновническо-бюрократического государства. Внешняя политика Петра I. Вступление России в систему европейских государств. Провозглашение России. Оценка реформ Петра I.

Дворянская империя эпохи дворцовых переворотов, проблемы политического и социально-экономического развития, взаимоотношения с Западом.

Екатерина II и эпоха "просвещенного абсолютизма" в России. Окончательное оформление сословного строя, новый статус дворянства; реформа государственного управления, социально-экономическое развитие и нарастание социальных противоречий. Внешняя политика.

Попытки ограничения дворянской власти самодержавными средствами в период правления Павла I. Ужесточение политического режима.

Русская культура в XVIII веке: от петровских инициатив к "веку просвещения".

Помещичьи и крестьянские хозяйства конца XVIII века. Секуляризация церковных имуществ. Начало кризиса феодально-крестьянской системы.

Эволюция промышленного производства в России, приоритет экстренных методов. Домашняя промышленность. Ремесло. Мелкотоварное производство. Мануфактура, ее организационные формы и виды. Трудности и своеобразие первоначального накопления капитала.

Возникновение крупных фабрично-заводских центров. Пути формирования всероссийского рынка и русской буржуазии. Усиление роли государства в наращивание производительных сил страны.

ТЕМА 5: Развитие России в XIX в.

Попытки реформирования государственного управления и либерализации самодержавия при Александре I; проекты М.М.Сперанского, и Н.П.Новосильцева. Отечественная война 1812г.; укрепление международных позиций России. Изменение политического курса в начале 20-х гг. Внутренняя политика Николая 1 и Кавказская война. Крымская война.

Решение крестьянского вопроса, как условие перехода России к индустриальному обществу. Этапы решения крестьянского вопроса в XIX веке. Отмена крестьянского права и земельная реформа Александра II и их значение. Деревенская община и помещичье землевладение. Русская деревня в конце XIX-начале ХХ вв.

Промышленный подъем в Европе и России: общее и особенное. Пореформенное развитие промышленности России. Переход к индустриализации. Процесс урбанизации в России.

Политические преобразование 60-70-х гг. XX века. Начало перехода от феодальной к буржуазной монархии. "Контрреформы" Александра III. Утрата верховной властью инициативной роли в реформировании страны. Присоединение Средней Азии.

Имперская политика самодержавия. Основные направления внешней политики Российской Империи.

Русская культура XIX века. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.

Охранительное направление в общественно-политическом движении. Теория "официальной народности". Н.М.Карамзин, М.Н. Катков, К.П.Победоносцев, С.С.Уваров. Проблема соотношения в охранительстве реакционного и национально-патриотических начал. Либеральное направление. Идейное наследие П.Я.Чаадаева. Западники и славянофилы. К.Д.Кавалин, Б.И.Чечерин, А.Н.Кошелев, К.А.Аксаков. Становление идеологии русского либерализма. Либеральная бюрократия и её роль в реформах 60-70-х годов. Земское движение. Особенности русского либерализма.

Революционное направление. Начало освободительного движения. Декабристы, П.И.Пестель, Н.Муравьев. Революционная демократия и "русский социализм" А.И.Герцена и Н.Г.Чернышевского. Народничество. М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв. Народнические организации "Земля и Воля", "Народная Воля", "Черный передел".

Социалистическое (марксистское) направление. Г.В.Плеханов, В.И. Ульянов (Ленин). От марксистских кружков и групп к социал-демократии

ТЕМА 6: Мир и Россия в начале XX века

Объективная потребность индустриальной модернизации России, её основные направления. Форсирование индустриализации "сверху". Реформы СЮ. Витте. Обострение аграрного вопроса и предложения по его решению. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущности, итоги, последствия.

Эволюционный и революционный пути развития. Первая российская революция. Эволюция государственной власти. Изменения в политической системе. В 1905-1907гг. Правительственные реформы П.А.Столыпина. Опыт думского "парламентаризма" в России.

Политические партии в России в начале века: генезис, классификация, программа, тактика.

Российский капитализм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале XX века. Россия в первой мировой войне и нарастание общественного кризиса. Кризис власти и годы войны, и его истоки. Итоги первой мировой войны.

  1. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).

Другие похожие документы..